DOI 10.47643/1815-1329_2022_1_53 УДК 349
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННУЮ РУБКУ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR ILLEGAL LOGGING OF FOREST PLANTATIONS
УРКАЕВ Олег Олегович,
аспирант кафедры земельного и экологического права Саратовской государственной юридической академии. 410028, Россия, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Чернышевского, 104. E-mail: elena-abanina@yandex.ru;
Urkaev Oleg Olegovich,
postgraduate student of the Department of Land and Environmental Law Saratov State Law Academy.
410028, Russia, Saratov region, Saratov, Chernyshevsky str., 104. E-mail: elena-abanina@yandex.ru
Краткая аннотация. Автором в данной статье рассматриваются основные понятия административной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений; показаны основные проблемы, возникающие на практике у должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Перечислены основные нарушения статей КоАП РФ в сфере незаконной рубки лесных насаждений. Рассмотрена процедура привлечения к административной ответственности и выделены некоторые ее стадии.
Abstract: The author in this article discusses the basic concepts of administrative responsibility for illegal logging of forest plantations, shows the main problems that arise in practice among officials authorized to consider cases of administrative offenses. The main violations of the articles of the Administrative Code of the Russian Federation in the field of illegal logging of forest plantations are listed. The procedure of bringing to administrative responsibility is considered and some of its stages are highlighted.
Ключевые слова: лес, незаконная рубка, лесные насаждения, экологический вред, охрана лесов.
Keywords: forest, illegal logging, forest plantations, environmental damage, forest protection.
Дата направления статьи в редакцию: 23.12.2021
Дата публикации: 31.01.2022
В Лесном кодексе Российской Федерации (далее — ЛК РФ) [1] лес определяется законодателем как экологическая система и как природный ресурс. У нас, при рассмотрении вопроса будет превалировать экологический подход, где понятие леса взято как части экологической системы, т.е. лес — компонент природной среды, сохранивший свои природные свойства, необходимый для обеспечения благоприятной окружающей среды и подлежащий всесторонней охране. Однако, при этом, с точки зрения природного ресурса, лес так же рассматривается и в качестве особой экономической категории, а именно имущества, принадлежащего государству как публичному собственнику. Данный подход законодателя обусловлен двойственностью юридического понятия «лес» [2], где государство в нормах предусмотренных ЛК РФ санкционирует в порядке освоения лесов рубку лесных насаждений.
В соответствии с лесным законодательством можно выделить следующие категории лесных насаждений: деревья вдоль железных и автомобильных дорог, насаждения в парках, скверах и аллеях, насаждения, входящие в гослесфонд. Так же, к данной категории можно отнести деревья, произрастающие на территории лесопитомников и сельскохозяйственных угодий, даже если деревья выросли самостоятельно, а не были высажены соответствующим персоналом. Если возникает необходимости в вырубке деревьев либо древесно-кустарниковой растительности на территории муниципальной собственности, соответственно необходимо получить разрешение в органах муниципальной власти, на территории которой должны быть произведены данные работы.
К сожалению, в настоящее время, незаконная рубка лесных насаждений среди экологических преступлений продолжает занимать одну из передовых позиций и, судя по статистике, среди всех видов нарушений лесного законодательства её доля составляет порядка 70% [3].
Так, незаконной является рубка с нарушением установленных требований законодательства, к примеру, рубка лесных насаждений без соответствующего оформления всех или части необходимых документов, либо в объеме, превышающем за-
ранее разрешенный, либо с нарушением возрастного или породного состава древесины, либо за пределами выделенной лесосеки [4], то есть всё, что фактически выходит за пределы допустимого законом и правилами осуществления рубок лесных насаждений.
Как правило, среди причин незаконных рубок лесных насаждений отмечают все еще сохранившееся несовершенство лесного законодательства и сложности в практике его право применения [5].
Однако также необходимо отметить, что в юридической литературе этот вопрос не забыт и периодически уделяется внимание отдельных авторов особенностям квалификации данного состава преступления, т.е. незаконной рубки, особенностям применения норм административной ответственности, а также вопросам разграничения состава административного правонарушения и преступления незаконной рубки лесных насаждений [6], но жизнь не стоит на месте и вопросов становится не меньше.
Так, некоторые авторы, определяясь с доктринальным понятием незаконной вырубки лесов и древесно-кустарниковой растительности, пишут следующее: «под вырубкой деревьев подразумевается их полное уничтожение либо повреждение, ведущее к последующей гибели дерева. При этом санитарная рубка ветвей и очистка их, а также сбор валежника, рубка сухостоя и иные виды деятельности, не являются наказуемыми, а допустимыми. Это позволяет туристам, а также владельцам домохозяйств возле лесных территорий обеспечить себя необходимыми дровами и материалом без нанесения серьезного ущерба природе» [7].
Административная ответственность за незаконную вырубку лесных насаждений регламентирована в ст. 8.28 КоАП РФ, диспозиция которой выглядит следующим образом: «незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан». Санкция за данное правонарушение выражена в виде штрафа от трех до трехсот тысяч рублей.
Как известно, легального понятия административного экологического правонарушения нет, и в современной доктрине существуют различные подходы к его определению. В качестве классического примера, можно привести определение коллектива кафедры экологического и природоресурсного права Московского Государственного Юридического Университета имени О.Е. Кутафина: экологическое правонарушение - это действие или бездействие, нарушающее нормы экологического права и вызвавшее причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также разрушение или ухудшение состояния природных объектов или природных условий. Правонарушение будет экологическим, если при совершении деяния использовались природные объекты с целью такого их изменения, которое запрещено правом, либо имело место нарушение прав граждан в области охраны окружающей среды, либо при эксплуатации производственных объектов были нарушены правила экологической безопасности [8].
Однако, административная ответственность предусмотрена не только за незаконную рубку лесных насаждений, но и за нарушения установленных норм по охране, использованию и воспроизводству лесов. В КоАП РФ устанавливается достаточно обширный перечень правонарушений в данной сфере: нарушение правил использования лесов; уничтожение лесных ресурсов; самовольное использование лесов; нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению; незаконная рубка; нарушение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры; нарушение правил санитарной безопасности в лесах; нарушение правил пожарной безопасности в лесах и другие.
Например, введение административной ответственности за нарушение правил использования лесов необходимо для обеспечения рационального, научно обоснованного пользования лесами, чтобы удовлетворить потребности общества в лесной продукции. Также это необходимо для рационального ведения лесного хозяйства на основе его защиты для сохранения и поддержания лесных экосистем, повышения их ресурсного потенциала.
При достаточности данных о совершенном правонарушении принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении, которое выступает относительно обособленной стадией производства, и характеризуется конкретными задачами, особым кругом участников процессуальной деятельности, спецификой процессуальной формы и видом принимаемых решений [9].
В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ дело о незаконной рубке лесных насаждений считается возбужденным с момента:
1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном пра-
вонарушении;
2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведения административного расследования.
Данные процессуальные документы, как правило, должны быть составлены немедленно в присутствии лица, совершившего правонарушение, и при обязательном установлении его личности, в большинстве случаев паспорт является документом, удостоверяющим личность гражданина РФ. Однако, как известно, документы, удостоверяющие личность, берет с собой далеко не каждый человек, собираясь в лес. В таких случаях закон позволяет составить протокол в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).
КоАП позволяет в отношении лица, совершившего незаконную рубку лесных насаждений, как правило, применяются следующие меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: ст. 27.2 КоАП РФ -доставление; ст. 27.7 КоАП РФ - личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; ст. 27.9 КоАП РФ -досмотр транспортного средства; ст. 27.10 КоАП РФ - изъятие вещей и документов.
К сожалению, вопрос о правовой основе возбуждения данной категории дел в случае отсутствия лица, совершившего незаконную рубку лесных насаждений, на месте совершения правонарушения, остаётся безответным. В этом случае, установление лица, совершившего незаконную рубку лесных насаждений и скрывшегося с места совершения этого административного правонарушения, должно быть одним из оснований для вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования [10]. Однако, действующее законодательство не предусмотрело такой возможности. Похожие проблемы возникают и в производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, в случае оставления места дорожно-транспортного происшествия водителем, являвшимся его участником [11].
Из анализа статей КоАП можно сделать вывод, что самый высокий штраф за правонарушения, включенные в 8 главу предусмотрен в ст. 8.32 за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара: «привлеченные к административной ответственности юридические лица должны уплатить штраф в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей». Такой значительный размер штрафной санкции объясняется крайне негативными последствиями лесного пожара для окружающей среды: уничтожением природных ресурсов леса, загрязнением атмосферного воздуха и снижением его качества, ухудшением качественных характеристик питьевой воды, ущербом флоре и фауне, потерей плодородности почвенного слоя.
Благодаря особенностям возмещения вреда в экологическом законодательстве, привлечение к административной ответственности не освобождает виновное лицо от обязанности возместить причиненный экологический вред. Прежде всего, это объясняется тем, что штрафная санкция хотя и носит материальный характер, однако, является мерой наказания, а не возмещением вреда [12].
Библиография:
1. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. 2006. N 50, ст. 5278; 2022, N 1 (Часть I), ст. 14.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" // Собрание законодательства РФ. 2015. N 24, ст. 3547.
3. Кузьмичев Е.П., Трушина И.Г., Лопатин Е.В. Объемы незаконных рубок лесных насаждений в Российской Федерации // Лесхоз. информ.: электронный сетевой журнал. - 2018. - № 1. - С. 63 - 77. - URL: http://lhi.vniilm.ru/ (дата обращения 10.08.2021).
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N21 (ред. от 30.11.2017) "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012, N12; 2018, N2.
5. Сухаренко А. Под властью топора // ЭЖюрист. - 2014. - № 27. - URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 10.09.2021); Деткова Т.А., Андреев Е.И. Проблемы ответственности за незаконную рубку лесных насаждений в Российской Федерации // Уголовная юстиция. - 2018. - № 12. - С. 132-135.
6. Янина Е.Ю. Незаконная рубка лесных насаждений, совершенная путем посредственного причинения: особенности квалификации // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 9 (94). - С. 154-160; Юрков С.А., Мельникова А.М. Проблемы квалификации незаконной рубки лесных насаждений // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 5-2; Романова Н.Л., Никитина Л.К. Вопросы применения норм об ответственности за незаконную рубку лесных насаждений (по материалам Иркутской области) // Вестник ВосточноСибирского института МВД России. - 2019. - № 2 (89). - С. 94-103 и др.
7. Качина Н.В. Пути повышения эффективности ответственности за незаконную рубку лесных насаждений // Криминологический журнал Байкальского национального университета экономика и права. - 2014. - №3.
8. Жаворонкова Н.Г., Краснова И.О. Экологическое право: учебник для бакалавров: для студентов образовательных организаций, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», квалификация (степень) «бакалавр». М.: Проспект: МГЮА, 2016. 375 с.
9. Дугенец A.C., Масленников М.Я. Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое участковыми уполномоченными милиции: лекция. - М.: ВНИИ МВД России, 2009. - С.9.
10. Москвина Ю.В., Яковлева Т.А. Незаконная рубка лесных насаждений: административно-процессуальные аспекты. Вестник Воронежского института МВД России // https://elibrary.ru/item.asp?id=44900207 (дата обращения: 10.10.2021).
11. Москвина Ю.В. Административная ответственность за нарушения Правил дорожного движения, повлекшие причинение материального и физического вреда: монография. — Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2017. - С. 89.
12. Бринчук М.М. Экологическое право: учебник / М.М. Бринчук. 4-е изд. М.: Эксмо. 2010. 668 с.
References (transliterated):
1. Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 4 dekabrya 2006 g. № 200-FZ (red. ot 30.12.2021) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2006. N 50, st. 5278; 2022, N 1 (CHast' I), st. 14.
2. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 02.06.2015 N 12-P "Po delu o proverke konstitucionnosti chasti 2 stat'i 99, chasti 2 stat'i 100 Lesnogo kodeksa Rossijskoj Federacii i polozhenij postanovleniya Pravitel'stva Rossijskoj Federacii "Ob ischislenii razmera vreda, prichinennogo lesam vsledstvie narusheniya lesnogo zakonodatel'stva" v svyazi s zhaloboj obshchestva s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Zapolyarneft'" // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2015. N 24, st. 3547.
3. Kuz'michev E.P., Trushina I.G., Lopatin E.V. Ob"emy nezakonnyh rubok lesnyh nasazhdenij v Rossijskoj Federacii // Leskhoz. inform.: elektronnyj setevoj zhurnal. - 2018. - № 1. - S. 63 - 77. - URL: http://lhi.vniilm.ru/ (data obrashcheniya 10.08.2021).
4. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 18.10.2012 N21 (red. ot 30.11.2017) "O primenenii sudami zakonodatel'stva ob otvetstvennosti za narusheniya v oblasti ohrany okruzhayushchej sredy i prirodopol'zovaniya" // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. 2012, N12; 2018, N2.
5. Suharenko A. Pod vlast'yu topora // EZHyurist. - 2014. - № 27. - URL: http://base.garant.ru (data obrashcheniya: 10.09.2021); Detkova T.A., Andreev E.I. Problemy otvetstvennosti za nezakonnuyu rubku lesnyh nasazhdenij v Rossijskoj Federacii // Ugolovnaya yusticiya. - 2018. - № 12. - S. 132135.
6. YAnina E.YU. Nezakonnaya rubka lesnyh nasazhdenij, sovershennaya putem posredstvennogo prichineniya: osobennosti kvalifikacii // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. - 2018. - № 9 (94). - S. 154-160; YUrkov S.A., Mel'nikova A.M. Problemy kvalifikacii nezakonnoj rubki lesnyh nasazhdenij // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2018. - № 5-2; Romanova N.L., Nikitina L.K. Voprosy primeneniya norm ob otvetstvennosti za nezakonnuyu rubku lesnyh nasazhdenij (po materialam Irkutskoj oblasti) // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. - 2019. -№ 2 (89). - S. 94-103 i dr.
7. Kachina N.V. Puti povysheniya effektivnosti otvetstvennosti za nezakonnuyu rubku lesnyh nasazhdenij // Kriminologicheskij zhurnal Bajkal'skogo nacional'nogo universiteta ekonomika i prava. - 2014. - №3.
8. ZHavoronkova N.G., Krasnova I.O. Ekologicheskoe pravo: uchebnik dlya bakalavrov: dlya studentov obrazovatel'nyh organizacij, obuchayushchihsya po napravleniyu podgotovki «YUrisprudenciya», kvalifikaciya (stepen') «bakalavr». M.: Prospekt: MGYUA, 2016. 375 s.
9. Dugenec A.S., Maslennikov M.YA. Proizvodstvo po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah, osushchestvlyaemoe uchastkovymi upolnomochennymi milicii: lekciya. - M.: VNII MVD Rossii, 2009. - S.9.
10. Moskvina YU.V., YAkovleva T.A. Nezakonnaya rubka lesnyh nasazhdenij: administrativno-processual'nye aspekty. Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii // https://elibrary.ru/item.asp?id=44900207 (data obrashcheniya: 10.10.2021).
11. Moskvina YU.V. Administrativnaya otvetstvennost' za narusheniya Pravil dorozhnogo dvizheniya, povlekshie prichinenie material'nogo i fizicheskogo vreda: monografiya. — Voronezh: Voronezhskij institut MVD Rossii, 2017. - S. 89.
12. Brinchuk M.M. Ekologicheskoe pravo: uchebnik / M.M. Brinchuk. 4-e izd. M.: Eksmo. 2010. 668 s.