Научная статья на тему 'К вопросу о привлечении к административной ответственности органов государственной власти'

К вопросу о привлечении к административной ответственности органов государственной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
572
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о привлечении к административной ответственности органов государственной власти»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

силу свойств своей личности. Профилактика преступности основывается на изучении личности преступника на основании типологии преступной личности. В этом проявляется важность изучения и развития типологии для общества.

Список использованной литературы:

1. Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.

2. Аванесов Г.А. Криминология. - М., 1984.

3. Долгова А.И., Ермаков В.Д., Беляева Н.В. Проблемы типологии несовершеннолетних преступников/ Вопросы борьбы с преступностью. Вып.24. М., 1976.

4. Зелинский А.Ф. Криминология: Курс лекций. - Харьков, 1996.

5. Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький. - 1974.

6. Криминология: Учебник/Беляев Н.А., Волгарева И.В., Кропачев Н.М. и др.; Под ред. В.В. Орехова. - СПб.: Издательство С.-петербургского университета, 1992.

© Рыженкова Е.В.. 2017

УДК 342

Э.И. Салимьянова

студентка 2 курса Института права Башкирский Государственный Университет г. Уфа, Российская Федерация Научный руководитель: Е.С. Суфиянова ассистент кафедры «Государственное право» Башкирский Государственный Университет г. Уфа, Российская Федерация

К ВОПРОСУ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Проблема административной ответственности органов власти является одной из самых актуальных, по поводу чего уже много лет ведутся споры и дискуссии. Ученые в области права во времена «перестройки», такие как Н.И. Матузов, А.В. Малько [8, С. 367-369] исследовали данный вопрос, когда он остро коснулся нашей страны. В момент, когда обществу раскрыли правду о том, как жили высокопоставленные лица в советское время, какими привилегиями пользовались и как злоупотребляли своим статусом.

Природа привилегий несмотря на постоянные ее исследования остается до сих пор не до конца исследованной. И на данный момент в обществе существуют весьма негативные взгляды на ее счет.

Привилегия - специальная льгота для конкретных субъектов и, в первую очередь для властных органов и должностных лиц, необходимая им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей[4].

Почему привилегия мешает реализации прав для всех? Необходимо ли использовать привилегии в современном государстве? Какими способами привилегии можно сделать справедливыми, законными?

В любом обществе, где существует власть, присутствует и необходимость в юридических преимуществах для лиц, исполняющих функциональные обязанности по осуществлению деятельности, удовлетворяющей интересы различных субъектов.

Данное средство хоть и олицетворяет известное неравенство, без привилегий не обойтись. Этому есть веские причины.

Во-первых, это необходимо для полного и качественного осуществления соответствующих служебных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

обязанностей и независимого выполнения официальных функций. Нельзя уравнять генерала с солдатом, министра с рядовым работником, руководителя государства с каждым гражданином.

Во-вторых, это необходимо для возмещения властвующим лицам затрат, возникающим у них в процессе управления. В интересах народа освободить людей, профессионально занимающихся политикой, от повседневной заботы о собственном обеспечении. По мнению В. М. Мезуева, нет ничего хорошего в том, «если политики, от которых так много зависит в нашей жизни, будут больше думать не о деле, а о пропитании для себя и своей семьи» [5].

В-третьих, иерархическая структура властных отношений уже заведомо предполагает неравенство политико-управленческих ролей. Именно этим обусловлены непосредственно сами привилегии и их размеры. Так, например, функция президента не может быть равнозначной с функцией инспектора труда.

Между тем современное общество, основываясь на принципах законности, справедливости и равенства часто определяет, что привилегии, которые даются определенной группе людей, отделяя ее от всех остальных, тем самым ставят одних выше других и не стремятся уравнять всех, а наоборот устанавливают другие задачи перед собой по сравнению с правом.

По общему правилу должностные лица несут большую административную ответственность по сравнению с гражданами. Однако для привлечения к ответственности создан сложный механизм.

Так, должностные лица гражданской службы несут ответственность за существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства в случаях незаконного вознаграждения от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ), незаконного привлечения к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего, либо бывшего государственного или муниципального служащего (ст. 19.29 КоАП РФ).

Однако это нисколько не снижает значимость деятельности по их предупреждению, выявлению, привлечению виновных лиц к ответственности, так как именно такие административные правонарушения являются предпосылкой возникновения уголовно-наказуемых коррупционных деяний. В числе прочего административные правонарушения могут совершаться путем использования служебного положения должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, служащим коммерческой организации вопреки установленному порядку управления (регулирования).

Если говорить о привлечении государственных органов власти к административной ответственности, то, например, в отношении судей по Федеральному закону «О статусе судей» [3] была введена административная ответственность. Однако такое привлечение допустимо при обращении Генерального прокурора РФ, на основании его представления в десятидневный срок, но при рассмотрении вопроса о привлечении судьи к административной ответственности суд, установив, что производство по этому привлечению обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывает в таком привлечении. Таким образом, крайне редко судью возможно привлечь к административной ответственности.

Неадекватно будет воспринята ситуация, при выполнении сложных процедур для обращения к Генеральному прокурору РФ при малозначительности содеянного. Так, беспрепятственно можно освободить правонарушителя от административной ответственности, ограничившись объявлением всего лишь «устного замечания».

Для правомерного использования привилегий, а также соответствия принципу законности и справедливости необходимо предоставлять их в той мере, в какой они будут в конечном счете полезны и использованы во блага общества, будут содействовать осуществлению соответствующих социально-необходимых обязанностей.

Нельзя помимо этого забывать, что, пользуясь правом на привилегию, необходимо правильно исполнять закон. Как сказал Карл Маркс: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав», так и с привилегиями. В связи с этим существует тенденция не совсем правильного восприятия привилегии должностными лицами. В повседневной жизни можно слышать о злоупотреблении привилегиями представителями власти.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ [4] предусмотрено статьей 42, что любая проверка сообщения о совершенном правонарушении в отношении следователя или прокурора, возбуждении в отношении их уголовного дела и дальнейшее его расследование относится к компетенции прокуратуры. При этом не допускается ни задержание, ни досмотр вещей ни его автомобиля. Данной привилегией прокурорские работники, следователи и другие злоупотребляют. Например, нарушая правила дорожного движения при вождении в нетрезвом состоянии, проезда на красный свет, инспектор ГИБДД не вправе составить протокол на прокурора, так как данные действия идут в разрез с федеральным законодательством. И на практике сложно реализовать механизм привлечения к той же административной ответственности, для правильной реализации подобных привилегий.

Так, в Ставропольском крае сотрудник ГИБДД остановил автомобиль водителем которого был помощник прокурора. Заподозрив, что последний находится в состоянии алкогольного опьянения, сотрудник ГИБДД предложил пройти процедуру меж освидетельствования, отчего водитель отказался. Был составлен протокол в присутствии понятых. Впоследствии из краевой прокуратуры в полицию Ставрополя пришло представление об устранении допущенных сотрудниками ГИБДД нарушений законодательства. В нем указывалось нарушение по ч. 2 ст. 1.4 Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) [6], которая предусматривает особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции, в частности сотрудников прокуратуры. А также органы прокуратуры посчитали, что инспектор ГИБДД превысил свои полномочия, так как его действия противоречат ст. 42 ФЗ «О прокуратуре». Позже в отношении инспектора ГИБДД завели уголовное дело по ч. 1 ст. 286 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) [7] (превышение должностных полномочий). Однако в соответствии с Административным регаментом МВД [7] п. 235, где указано, что, если достаточные основания полагать, что прокурор управляя транспортным средством, находится в состоянии опьянения, сотрудник в целях обеспечения безопасности других лиц принимает меры к прекращению дальнейшего движения транспортного средства до предоставления для управления транспортным средством иного лица или другого устранения условий, препятствующих дальнейшему движению транспортного средства, о чем сообщает в дежурную часть для немедленного информирования органов прокуратуры». Проблема кроется в том, что нет определенных мер для прекращения дальнейшего движения транспортного средства.

Исходя из данной ситуации можно сделать вывод о том, что необходимо урегулировать вопрос законодательно о действиях сотрудников ГИБДД в отношении лиц, имеющих специальные привилегии в связи с осуществлением своих полномочий.

Используя сложный механизм привлечения к административной ответственности или же чрезвычайное обеспечение неприкосновенности должностного лица отпадает значение самого привлечения, поскольку превентивная функция должным образом не работает в отношении органов власти.

Учитывая все вышеизложенное, необходимо сказать о важности правильной интерпретации понятия «привилегия», необходимости ее применения, а также чрезмерности ее использования.

Устанавливая привилегию, законодатель допускает чрезмерное улучшение субъектов. Данный признак чрезмерности дает основание для оценки действий как неправомерных, а значит, противоречащих принципам равноправия и справедливости. Такие неправомерные, необоснованные привилегии - скрытые рычаги управления. Привилегии для властвующих лиц должны быть социально обоснованы, целесообразны и четко установлены на уровне закона. То есть привилегий должно быть столько, сколько необходимо для успешного функционирования государства.

Проблема привилегий затрагивает значимые места российской действительности и требует для своего разрешения комплекса различных мер.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации (в действующей редакции)

2. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1-ФЗ (в действующей редакции)

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

3. Федеральный закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (в действующей редакции)

4. Краткий юридический словарь / отв. Ред. А.В. Малько - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2015. — 560 с.

5. Мезуев В.М. Выступление на круглом столе по теме «Власть. Демократия. Привилегии.» // Вопросы философии. 1991 №7. С. 51

6. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017)

7. Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 22.12.2014) "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2009 N 14112)

8. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.-776с.

© Салимьянова Э.И., 2017

УДК 4414

Солодовник М.Д.

магистрант Юридический факультет

Российский государственный университет правосудия, Ростовский филиал

г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

РОЛЬ ОРГАНОВ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА Аннотация

Статья посвящена анализу понятия органов судейского сообщества, определению его роли, основных функций и задач.

Ключевые слова

Органы судейского сообщества, судебная система, судебная власть.

В контексте разделения властей судебная система как материальная основа судебной власти является носителем полномочий по осуществлению правосудия и по его обеспечению, представляет собой самоорганизующуюся и самообеспечивающуюся целостность, состоящую из совокупности основных подсистем судебных органов и подсистем, предназначенных для осуществления судейского самоуправления, организационного, образовательного и научно-методического обеспечения деятельности судов, а также присущих подсистемам и их элементам устойчивых способов связей между собой.

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества.[1] Органы судейского сообщества являются важнейшим институтом обеспечения независимости судей, и способом влияния на процесс организации и деятельности судов.

Роль и значение органов судейского сообщества обусловлены, прежде всего, общественным признанием значения независимого суда для построения правового государства, реализации принципа разделения властей и приоритетности прав граждан, а не частными интересами самих судей. Разработка теоретических проблем органов судейского сообщества с позиции представления о судебной системе, являющейся многоэлементной, самоуправляющейся организацией, позволит обосновать основополагающие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.