Научная статья на тему 'К вопросу о приватизации государственного и муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства'

К вопросу о приватизации государственного и муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый и средний бизнес / приватизация государственного или муниципального имущества / Small and medium-sized businesses / privatization of state or municipal property

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Константин Анатольевич Новокшонов

В статье рассмотрены изменения в порядок отчуждения имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства. Сделан вывод о том, что обширная судебная практика по обжалованию незаконных отказов в приватизации недвижимого имущества может быть применена и при отказах в приватизации движимого имущества. Данный порядок будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса, а также снижать расходы по содержанию государственного и муниципального имущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Константин Анатольевич Новокшонов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of privatization of state and municipal propert by small and medium-sized businesses

The article discusses changes in the procedure for the alienation of property owned by the state or municipal property and leased by small and medium-sized businesses. It is concluded that extensive judicial practice on appealing against illegal refusals to privatize immovable property can also be applied to refusals to privatize movable property. This procedure will contribute to the development of small and medium-sized businesses, as well as reduce the cost of maintaining state and municipal property.

Текст научной работы на тему «К вопросу о приватизации государственного и муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ SCIENCES OF PUBLIC LAW (STATE LAW)

Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2023. Т. 8, вып. 2. С. 33—37. ISSN 2618-8236 (print).

Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2023;8(2):33-37. ISSN 2618-8236 (print).

Научная статья УДК 342.042

К вопросу о приватизации государственного и муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства

Константин Анатольевич Новокшонов

Южно-Уральский технологический университет, Челябинск, Россия. konstantin-novokshonov@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены изменения в порядок отчуждения имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства. Сделан вывод о том, что обширная судебная практика по обжалованию незаконных отказов в приватизации недвижимого имущества может быть применена и при отказах в приватизации движимого имущества. Данный порядок будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса, а также снижать расходы по содержанию государственного и муниципального имущества.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, приватизация государственного или муниципального имущества

Для цитирования: Новокшонов К. А. К вопросу о приватизации государственного и муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2023. Т. 8, вып. 2. С. 33—37.

Original article

On the issue of privatization of state and municipal propert by small and medium-sized businesses

Konstantin A. Novokshonov

South Ural Technological University, Chelyabinsk, Russia. konstantin-novokshonov@yandex.ru

Abstract. The article discusses changes in the procedure for the alienation of property owned by the state or municipal property and leased by small and medium-sized businesses. It is concluded that extensive judicial practice on appealing against illegal refusals to privatize immovable property can also be applied to refusals to privatize movable property. This procedure will contribute to the development of small and medium-sized businesses, as well as reduce the cost of maintaining state and municipal property.

Keywords. Small and medium-sized businesses, privatization of state or municipal property

For citation: Novokshonov KA. On the issue of privatization of state and municipal propertby small and medium-sized businesses. Bulletin of Chelyabinsk State Un iversity. Series: Law. 2023;8(2): 33-37.

В современных экономических и политических условиях государство обязано предоставить комплексную защиту субъектам малого и среднего бизнеса. Государство разрабатывает современные меры поддержки предпринимательства, так как эффективная защита конкурентной среды создает предпосылки для развитой экономики. Ведь, как известно, без малого и среднего бизнеса невозможно создать стабильно развивающуюся рыночную экономику. Согласно реестру малого и среднего предпринимательства, который ве-

дет ФНС России на февраль 2023 года зарегистрировано 5,89 млн микро-предпринимателей1. По закону микро-предприятиями могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица средняя численность работников, которых составляет до 15 человек, а годовой доход не более 120 млн рублей. Субъектами малых предприятий могут быть индивидуальные

1 Актуальная информация, описывающая состояние малого и среднего бизнеса, собранная из официальных источников. URL: https://мсп.рф/analytics/ (!ата обращения: 27.03.2023.

К. А. Новокшонов

34

предприниматели и юридические лица средняя численность работников, которых составляет от 16 до 100 человек, а годовой доход не более 800 млн. рублей. Их количество по реестру 211,6 тыс. К субъектам среднего бизнеса относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица со средней численностью работников от 101 до 250 человек (если это сфера легкой промышленностью, то до 1000 человек, а если сфера общественного питания — до 1500 человек).

При этом годовой доход должен быть не более 2 млрд. рублей. Количество субъектов среднего и крупного бизнесы в разы меньше, 18 тыс. и 13,6 тыс. соответственно. Кроме того, ресурс учитывает и самозанятых граждан. Согласно статистики, отмечается рост количества зарегистрированных самозанятых граждан. Так, их количество по РФ 6,99 млн, рост составил 2,7%. Однако следует отметить, что не стоит смешивать статус индивидуального предпринимателя и самозанятого гражданина. Именно на различие их статусов строится система оснований и условий привлечения этих субъектов к ответственности по гражданско-правовым обязательствам. Их схожесть по налоговому статусу не должна вводить в заблуждение об их различие в статусе субъектов гражданских и предпринимательских отношений.

Рассмотрим количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Уральском Федеральном округе.

Челябинская область занимает второе место после Свердловской обрасти по количеству зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства.

Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства является открытым. Ранее для участия в различных государственных программах необходимо

было подтверждать свой статус, что создавало излишние административные барьеры. Сегодня внесение сведений в реестр осуществляется автоматически. В реестр включаются все организации и индивидуальные предприниматели, которые имеют необходимый уровень доходов, количество работников, и участие в уставном капитале. Сведения поступают от различных государственных учреждений и органов в рамках созданной системы «одного окна» и обрабатываются ФНС и Государственной корпораций по развитию малого и среднего препирательства. Кроме этого сами субъекты бизнеса могут внести сведения о своей продукции и сделать отметку, что она является инновационной или высокотехнологической. А также сообщить о своих партнерских программах и реализованных проектах, чтобы при проверке своего статуса все заинтересованные лица получили доступ к этой информации. Следует признать создание данной системы позитивным явлением, так как легкий доступ к такой информации и ее своевременное обновление по системе блокчейна создает предпосылки для того, чтобы меры государственной поддержки будь то льготное кредитование, субсидии на лизинг или гарантии государственных закупок найдут своего адресата. Развитие современных цифровых технологий, цифровых платформ поможет реализации мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства [1, с. 36].

Органы государственной власти, органы местного самоуправления и корпорация развития малого и среднего предпринимательства оказывают меры поддержки субъектам малого и среднего бизнеса. Поддержка не может оказываться кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фонда-

Количество субъектов малого и среднего препирательство в Уральском федеральном округе1

Челябинская область Курганская область Тюменская область Свердловская область Ханты-Мансийский автономный округ — Югра Ямало-Ненецкий автономный округ

Юридические лица (микро) 51 616 5787 25 719 80 256 16 580 3884

Юридические лица (малые) 4025 602 2017 6346 1634 420

Юридические лица (среднее) 337 63 176 624 212 48

Индивидуальные предприниматели (микро) 81 329 14 524 40 791 115 003 41 539 13 203

Индивидуальные предприниматели (малые) 704 188 386 1116 258 90

Индивидуальные предприниматели (среднее) 12 5 1 9 5 1

ВСЕГО 138 023 21 169 69 090 203 354 60 228 17 646

1 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://rmsp.nalog.ru (дата обращения: 27.03.2023)

К вопросу о приватизации государственного и муниципального имущества.

35

ми, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами; участниками соглашений о разделе продукции; субъектами развивающими сферу игорного бизнеса. Все меры поддержки осуществляются только в заявительном порядке, все субъекты имеют равный доступ к инфраструктуре поддержки для всех субъектов малого и среднего предпринимательства. Так же все субъекты имеют равный и открытый доступ к государственным и муниципальным программам, на условиях конкурентной борьбы. Вместе с тем следует отметить, что государство жестко следит за целевым использованием средств. Привлекая к административной и уголовной ответственности тех, кто пытается воспользоваться мерами поддержки незаконно. Такой подход следует признать целесообразным, чтобы обеспечить мерами поддержки именно нуждающиеся сферы экономики.

Предприниматели имеют право на финансовую, гарантийную, имущественную и информационную поддержку. Имущественная поддержка выражается в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными и муниципальными программами1.

Одной их мер поддержки можно считать выкуп движимого и недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, которое находится в государственной или в муниципальной собственности. Этот порядок регулируется Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ2. Как верно отмечает Д. Г. Кулифеева, законом предусматривается два разных подхода такой приватизации [2, 28].

Первый подход, по инициативе собственника: 1) собственник имущества принимает решение об условиях приватизации государственного или муниципального имущества; 2) уполномоченный орган направляет арендатору копию решения, предложение о заключении договора купли-продажи помещения и проект это-

1 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.

2 Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3615.

го договора; 3) предприниматель подписывает договор купли-продажи в течение тридцати дней с момента получения предложения, конечно, в том случае, если собирается приобрести арендуемое помещение. Однако одной из основных проблем, как отмечают многие специалисты [3, с. 165], является проблема что субъекты Российской Федерации и муниципалитеты не хотят продавать свое имущество предпринимателям, а хотят получать доход от аренды. Второй подход предусмотренный законом, по инициативе арендатора при условии: 1) на день подачи предпринимателем заявления о выкупе арендуемое помещение находится в его временном владении и (или) пользовании непрерывно в течение трех и более лет, что подтверждается договором аренды; 2) арендуемое помещение включено в перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование малому и среднему бизнесу, в течение как минимум пяти лет до дня подачи этого заявления.

Преимущественное право по Федеральному закону № 159-ФЗ такими субъектами может быть реализовано при условии, что, во-первых, арендуемое недвижимое имущество не включено в утвержденный перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, и на день подачи заявления оно находится в их временном владении и пользовании или временном пользовании непрерывно в течение двух лет и более или арендуемое движимое имущество включено в течение одного года и более в соответствии с договором; во-вторых, отсутствует задолженность по арендной плате за движимое и недвижимое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества или на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления; в-третьих, сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Судебная практика применения Федерального закона № 159-ФЗ достаточно обширна. Так, лицо, имеющее право на выкуп вправе требовать взыскания ранее уплаченной им арендной платы за период оспаривания незаконного отказа в его выкупе. В рассматриваемом споре компания обратилась в комитет имущественных отношений субъекта Российской Федерации с заявлениями о реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого ей помещения. Комитет отказал в выкупе арендуемого имущества, полагая, что у заявителя отсутствует преимущественное право на приватизацию арендуемого имущества. В случае совершения комитетом всех действий, возложенных на него Закона № 159-ФЗ, то есть своевременного принятия решения о приватизации арендуемого помещения и

К. А. Новокшонов

36

направления проекта договора купли-продажи, компания могла приобрести в собственность это имущество с прекращением арендных отношений. Поводом для продления аренды явился отказ комитета и необходимость его признания незаконным в судебном порядке, за период оспаривания которого компания была вынуждена уплачивать арендную плату. Таким образом, с учетом того, что в спорный период истец предпринимал меры для восстановления своего нарушенного права на выкуп арендованного имущества, связи с чем он производил расходы на уплату арендных платежей, эта сумма признается убытками. По мнению суда иной подход позволял бы органу совершать действия в виде неправомерного отказа в выкупе при отсутствии на то законных оснований, оспаривание которых заинтересованными лицами увеличивало бы срок вынужденной аренды и необходимость для них нести большие расходы за пользование имуществом, несмотря на признание впоследствии отказа комитета незаконным1.

С 1 марта 2023 года возможность преимущественного выкупа движимого имущества так же предоставлена субъектам малого и среднего бизнеса. При этом необходимо учитывать, что имущество включено в специальный перечень, это имущество можно отчуждать, на день подачи заявления субъект малого и среднего предпринимательства и владение осуществлялось непрерывно в течение года. Так же, как и с выкупом недвижимого имущества, рыночную цену определяет независимый оценщик, сумму можно внести сразу или в рассрочку. Следует обратить внимание на то, что правила Федерального закона № 605-ФЗ распространяется и на отношения по договору аренды, которые были заключены ранее 1 марта2. А соответственно воспользоваться таким правом можно уже сегодня. Это позволит субъектам малого и среднего предпринимательства стать собственниками такого имущества, а соответственно в дальнейшем заменить его на более современное и инновационное, так же позволит увеличить свои активы для льготного кредитования и отвечать этим имуществом пред кредиторами, что повысит их конкурентоспособность. Но это также полезно и для публичных образований, так как снизит

1 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3, 2019. Утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2020. № 4

2 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2022 №

605-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2023. № 1 (часть I). Ст. 52.

нагрузку на бюджет по капитальному ремонту и иным затратам по содержанию этого имущества. Положительные черты от данного порядка выше, чем потеря доходов от арендной платы.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ в перечень имущества не включено, во-первых, движимое имущество, используемое для обеспечения функционирования социальной инфраструктуры в сферах здравоохранения, образования, культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, включая: а) движимое имущество, используемое для организации общественного питания получателей медицинских и образовательных услуг; б) движимое имущество социально-культурного и коммунально-бытового назначения; в) движимое имущество, относящееся к медицинскому оборудованию; г) движимое имущество, относящееся к обслуживанию отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Во-вторых, движимое имущество, относящееся к запасным частям, компонентам или оборудованию воздушных судов, морских судов, судов внутреннего плавания. В-третьих, движимое имущество, предназначенное для выполнения функций обеспечения безопасности, включая: а) охранно-пожарные системы; б) системы оповещения; в) системы видеонаблюдения. В-четвертых, движимое имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых ограничен, в том числе имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности3. Следует ожидать, что в процессе реализации данного закона этот перечень может быть как расширен, так и сужен, что будет отвечать политики государства.

Следует сделать вывод, что приватизация движимого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства коснется только индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, а не самозанятых граждан. Судебная практика сформированная на основе применения этого закона с 2008 года по недвижимому имуществу вполне применима и к движимому, поэтому отказывая в приватизации публично правовые образования должны помнить, что их незаконные действия могут повлечь за собой как дисциплинарную, так и гражданско-правовую ответственность.

3 Об утверждении состава и видов движимого имущества, не подлежащего отчуждению в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ : Распоряжение Правительства РФ от 18.03.2023 № 632-р.

Список литературы

1. Бурханова Ю. И., Новокшонова Н. А. Цифровые права как объекты гражданских прав // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Право. 2022. Т. 7, № 3. С. 35—40.

2. Кулифеева Д. Г. Анализ основных статей федерального закона от 22.07.2008№ 159-фз «об особенностях отчуждения недвижимого имущества...» и практики их применения в городе Москве // Имущественные отношения в РФ. 2020. № 10 (229). С. 22—33.

К вопросу о приватизации государственного и муниципального имущества.

37

3. Румянцева А. А. Правовое Регулирование малого и среднего предпринимательства в России: проблемы и перспективы развития // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2018. № 1 (20). С. 161—166.

References

1. Burkhanova YuI, Novokshonova NA. Digital rights as objects of civil rights. Bulletin of the Chelyabinsk State University. The Law series. 2022;7(3):35-40. (In Russ.).

2. Kulifeeva DG. Analysis of the main articles of the Federal Law №159-fz of 22.07.2008 On the peculiarities of alienation of immovable property and the practice of their application in the city of Moscow. Property relations in the Russian Federation. 2020(10):22-33. (In Russ.).

3. Rumyantseva AA. Legal regulation of small and medium-sized enterprises in Russia: problems and prospects of development. Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Series: Law. 2018;(1):161-166. (In Russ.).

Информация об авторе

Новокшонов К. А. — кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции.

Information about the author

Novokshonov K. A. — Candidate of Law Sciences, Associate Professor of the Department of Jurisprudence.

Статья поступила в редакцию 21.05.2023; одобрена The article was submitted 21.05.2023; approved af-после рецензирования 23.05.2023; принята к публи- ter reviewing 23.05.2023; accepted for publication кации 23.05.2023. 23.05.2023.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.