Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРИРОДЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЭТИКИ'

К ВОПРОСУ О ПРИРОДЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЭТИКИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ЭТИКА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Манжуева О.М.

В статье рассмотрены этические аспекты применения компьютерных технологий. Раскрыты принципы решения этических проблем Дж. Мура в области применения компьютерной этики, взгляды В. Манера относительно этической природы формирования компьютерных проблем, основы компьютерной этики Д. Джонсон, определяются общие черты новой этики современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE NATURE OF COMPUTER ETHICS

The article examines ethical aspects of computer technology application. It reveals principles for solving J. Moore ’s ethical problems in the use of computer ethics, W. Maner’s attitudes regarding ethical nature of computer problems, D. Johnson’s foundations of computer ethics. It identifies common features of the new ethics of modern society.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРИРОДЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЭТИКИ»

О.М. Манжуева, канд. филос. наук, доц., e-mail: ocydenova@yandex.ru

Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств, г. Улан-Удэ

УДК 004.45

К ВОПРОСУ О ПРИРОДЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЭТИКИ

В статье рассмотрены этические аспекты применения компьютерных технологий. Раскрыты принципы решения этических проблем Дж. Мура в области применения компьютерной этики, взгляды В. Манера относительно этической природы формирования компьютерных проблем, основы компьютерной этики Д. Джонсон, определяются общие черты новой этики современного общества.

Ключевые слова: компьютерные технологии, компьютерная этика, этические принципы, человеческие ценности.

O.M. Manzhueva, Cand. Sc. Philosophy, Assoc. Prof.

TO THE NATURE OF COMPUTER ETHICS

The article examines ethical aspects of computer technology application. It reveals principles for solving J. Moore 's ethical problems in the use of computer ethics, W. Maner's attitudes regarding ethical nature of computer problems, D. Johnson's foundations of computer ethics. It identifies common features of the new ethics of modern society.

Key words: computer technology, computer ethics, ethics, human values.

В середине 1940-х гг. инновационные разработки в науке и философии привели к созданию новой ветви этики, которая позднее была названа «компьютерной этикой», или «информационной этикой». Основателем этой новой философской области считается Н. Винер (1894-1964). В период Второй мировой войны профессор математики и инженерии Массачу-сетского технологического университета Н. Винер совместно с коллегами из Америки и Великобритании, разрабатывая электронные компьютеры, создал новую ветвь прикладной науки - кибернетику. Уже тогда, на заре эпохи информационных технологий, Винер предвидел огромные социальные и этические последствия, которые придут за развитием и внедрением электронных компьютеров, и понимал, какое значение на этом фоне будет иметь кибернетика. Он предсказывал, что мир подвергнется «второй индустриальной революции» - «автоматизированному веку» с «огромными потенциалами зла и добра», который породит ошеломляющее количество новых этических проблем и возможностей [1].

Сегодня вопросы реализации стратегии развития информационного общества, выработка соответствующей политики в данной сфере для всех стран мирового сообщества требуют глубокого осмысления этических последствий применения информационных технологий. Оттого формирование компьютерной этики как прикладной науки - это сложное динамическое поле исследований, охватывающее ценности, политику, различные концепции в контексте бурного роста технологий современного общества. В связи с этим весьма интересным и актуальным является вопрос, раскрывающий истоки возникновения новой этики информационного общества, анализ основных работ и идей авторов, предвидевших ее появление, что, в свою очередь, поможет найти ответы и решения, способствующие элиминации негативных эффектов внедрения информационно-компьютерных технологий.

В книге «Кибернетика» [1], посвященной перечисленным проблемам, Винер описывает новую ветвь прикладной этики и идентифицирует некоторые социальные и этические последствия использования электронных компьютеров. Два года спустя он издает книгу «Человек использует человека» [2], в которой исследует возможные этические вопросы, порожденные внедрением компьютерной и информационной технологий. Его третья книга «Бог и глиняный робот» [3], так же как и первые две, определяет круг вопросов, актуальных в наше время: компьютеры и безопасность, компьютеры и безработица, ответственность компью-

терных профессионалов, компьютеры для инвалидов, компьютеры и религия, информационная сеть и глобализация, виртуальные сообщества, дистанционное управление, синтез машин и человеческого организма, этические вопросы создания роботов, искусственный интеллект и другие темы.

В 1976 г. В. Манер пришел к выводу, что существующие в медицинской практике этические вопросы и проблемы, рассматриваемые через призму использования компьютеров, преобразуются и выглядят иначе. Введение компьютерной технологии во многие сферы жизни общества, по мнению В. Манера, порождает совершенно новые этические проблемы, которые, возможно, вообще не существовали бы, если бы не было компьютеров. Так, В. Манер приходит к заключению, что необходимо выделить новую ветвь прикладной этики, схожую уже с существующими областями (например, медицинская этика или бизнес-этика), которую предложил назвать «компьютерной этикой». Он определяет новую область знаний как науку, изучающую этические проблемы, «усугубленные, измененные или произведенные компьютерной технологией» [4, с. 15]. В 1978 г. В. Манер разработал экспериментальный курс по компьютерной этике для студентов университета по программе вычислительной техники. Данный курс, помимо учебных материалов и педагогических рекомендаций для преподавателей университета, содержит обсуждения таких актуальных тем, как секретность и конфиденциальность информации, компьютерные преступления, технологическая зависимость и профессиональные этические кодексы. В начале 1980-х гг. «Курс для начинающих» [4] В. Манера широко распространился в колледжах и университетах Америки, а также в учебных заведениях других стран, в результате чего многие ученые и специалисты получили возможность ознакомиться с теорией компьютерной этики благодаря пионерским усилиям В. Манера.

Д. Джонсон, также увлеченная исследованиями в новой области, создала набор обучающих материалов, касающихся компьютерной этики - педагогические модули. Впоследствии данные материалы стали основой учебника «Компьютерная этика» [5], опубликованного ею в 1985 г. Однако в отличие от создателя курсов по компьютерной этике Д. Джонсон исключала вероятность того, что компьютеры создают совершенно новые этические проблемы, с которыми общество никогда не сталкивалось. Она убеждена, что компьютеры на самом деле лишь видоизменяют старые этические проблемы, т. е. «дают им новый смысл». Д. Джонсон выделила данное мнение на первой странице своего учебника: компьютеры «предлагают новые версии стандартных этических проблем и этические дилеммы, обостряющие старые проблемы и принуждающие нас применять обычные моральные нормы в неизведанных областях» [5, с. 76]. Таким образом, автор учебника описала возникающие этические вопросы в сфере использования компьютеров как старые этические проблемы, которым «дают новый смысл» при помощи информационной технологии.

Книга Д. Джонсон «Компьютерная этика» вскоре стала основным учебным материалом на курсах по компьютерной этике в университетах англоязычных стран. В течение нескольких десятилетий данное издание раскрывало актуальность таких исследований в области компьютерной этики, как владение программным обеспечением и интеллектуальной собственностью, информационные технологии и секретность информации, ответственность компьютерных профессионалов и равномерное распределение технологии и человеческой силы. В более поздних изданиях Д. Джонсон дополнительно осветила новые этические темы: хакерство, компьютерная технология для инвалидов и влияние Интернета на демократию. Также в поздних изданиях «Компьютерной этики» Д. Джонсон продолжала обсуждение вопроса, касающегося новых способов «инструктировать» действия человека при помощи информационных технологий. В данном аспекте она поддержала В. Манера: некоторые новые этические вопросы возникают исключительно благодаря применению компьютеров, например: «Должно ли быть защищено законом владение программным обеспечением?» или «Представляют ли опасность для частной жизни человека огромные базы данных личной информации?». При этом Д. Джонсон утверждала, что подобные вопросы в действительности являются «новыми видами старых этических вопросов», например, защита частной жиз-

ни или владение интеллектуальной собственностью. Она настаивала на том, что они не представляют собой совершенно новые этические проблемы, требующие дополнения к традиционным этическим теориям, как заявлял Манер [6].

Увлеченные дебаты В. Манера и Д. Джонсон положили начало продуктивным сериям научных комментариев и публикаций о природе и уникальности компьютерной этики, привлекая новых исследователей в данную область. Так, отрывок, взятый из основного доклада В. Манера, вызвал активное обсуждение в научной среде: «Я пытался показать, что есть вопросы и проблемы, специфичные исключительно для компьютерной этики, поскольку для их существования необходимо наличие компьютерной технологии. Неспособность найти некомпьютерные аналогии свидетельствуют об уникальности этих вопросов. Отсутствие адекватной аналогии, в свою очередь, имеет моральные последствия. Обычно когда мы сталкиваемся с незнакомыми этическими проблемами, мы применяем аналогии для построения концептуальных мостов в схожих ситуациях, с которыми мы сталкивались в прошлом. Затем мы пытаемся перенести моральные ситуации через мост, с аналогичной ситуации к настоящей ситуации. Отсутствие эффективной аналогии подталкивает нас находить новые моральные ценности, формулировать новые моральные принципы, развивать новые стратегии и также находить новые способы мышления над вопросами, встающими перед нами» [6, с. 152]. Уникальность дебатов в течение десятилетий, которые последовали за этим отрывком, привела к значимым открытиям в изучении компьютерной и информационной этики в целом [7].

Следующим знаковым событием в истории становления компьютерной этики стало издание статьи Дж. Мура «Что такое компьютерная этика?» в журнале «Метафилософия» [8] в 1985 г. В данной работе Дж. Мур описал природу компьютерной этики значительно шире, чем предшествующие определения В. Манера или Д. Джонсон. Дж. Мур пытался объяснить причины ситуаций, в которых компьютерная технология поднимает большее количество этических вопросов, нежели использование других видов технологии. При этом Дж. Мур настаивал на термине «компьютерная технология», поскольку, по его мнению, речь идет не только об использовании одного компьютера, но всей сопутствующей технологии: программного, аппаратного обеспечения и компьютерной сети.

Ответ на вопрос, отчего компьютерная технология оказывает на общество и человека поистине революционное влияние, Дж. Мур видел в «логической податливости» компьютера: «Компьютеры логически податливые, так как они могут принимать разные формы и сложные конфигурации для разных видов деятельности и могут быть определены в показателях вводов, выводов и связывающих логические операции.... Логика применяется везде, но потенциальные возможности применений компьютерной технологии ограниченны. Компьютер - это ближайший универсальный инструмент. На самом деле ограниченность возможностей компьютера в значительной степени является ограниченностью нашего творчества» [8, с. 269].

Логическая податливость компьютерной технологии, утверждал Дж. Мур, позволяет людям делать много вещей, которые они не могли делать раньше. К сожалению, пока не были установлены законы или стандарты нормальной деятельности или специфические этические правила для управления компьютерной технологией. Дж. Мур назвал подобные ситуации «стратегическими вакуумами», которые производят «концептуальные путаницы». Типичная проблема в компьютерной этике возникает из-за того, что имеется стратегический вакуум в том, как компьютерная технология должна быть использована. «Компьютеры обеспечивают нас новыми возможностями, и те в свою очередь дают нам новые возможности выбора для действий. Часто в таких ситуациях нет стратегии руководства или существующие стратегии кажутся неадекватными. Главная задача компьютерной этики - определить, что мы должны делать в таких ситуациях, т. е. разработать стратегию для руководства наших действий. Единственная трудность состоит в том, что наряду со стратегическим вакуумом часто встречается концептуальный вакуум. Изначально проблемы компьютерной этики могут показаться достаточно ясными, но на более внимательный взгляд очевиден концептуаль-

ный беспорядок. В таких ситуациях необходим анализ, который предоставляет связанный концептуальный каркас, внутри которого разрабатывается стратегия для действия» [8, с. 266].

Дж. Мур убежден, что механическое применение этической теории для создания соответствующей стратегии в различных ситуациях не всегда возможно. В подтверждение вышесказанного он приводит пример, помогающий на его взгляд прояснить, какой вид концептуальной работы необходим. Представим, что мы пытаемся сформулировать стратегию защиты компьютерных программ. Сначала идея может казаться достаточно ясной. Мы ищем стратегию защиты какого-то вида интеллектуальной собственности. Но затем появляются несколько вопросов, которые не имеют четких ответов. Что такое компьютерная программа? На самом деле ли это интеллектуальная собственность, у которой есть владелец, или это больше идея, алгоритм без права владения? Если компьютерная программа является интеллектуальной собственностью, является ли это выражением идеи какого-либо владельца (традиционно охраняется авторским правом) или это процесс, принадлежащий кому-либо (традиционно охраняется патентом)? Является ли машиночитаемая программа копией языка программирования? Мы нуждаемся в концептуализации природы компьютерной программы для того, чтобы ответить на эти вопросы. Причем ответы на эти вопросы должны звучать так, чтобы сформулировать нужную стратегию защиты компьютерной программы.

Даже внутри согласованной концептуальной структуры процесс формирования стратегии применения компьютерной технологии может вызвать затруднения. Из-за того, что компьютерная технология предоставляет новые возможности для действий, по мнению Мура, появляются новые ценности. Например, создание программного обеспечения имеет некоторую ценность в культуре сегодняшнего дня, несколько десятилетий назад о данной ценности никто не имел понятия, соответственно, устаревшие ценности требуют своего пересмотра. Так, в конечном счете исследование альтернативных стратегий вынуждает общество выявлять ценностные предпочтения.

С точки зрения Дж. Мура, компьютерная этика является практической теорией, которая дает широкую перспективу для изучения природы «информационной революции». Используя понятия «логическая податливость», «политические вакуумы», «концептуальные путаницы», «основные ценности» и «объективная закономерность», он рассматривает следующие методы определения проблем:

1) выявление стратегического вакуума, произведенного компьютерной технологией;

2) устранение любых концептуальных беспорядков;

3) применение основных этических ценностей и объективной закономерности с целью создания новых стратегий, которые устраняют вакуум и решают первичные этические вопросы.

Третий шаг его теории завершается объединением этики и закономерности, которые традиционно считались несовместимыми конкурирующими этическими понятиями, для достижения следующих практических результатов: «Если справедливость вслепую применить к (предложенным) компьютерным стратегиям, то некоторые из них будут считаться справедливыми всеми рациональными, объективными людьми, а некоторые будут оспариваться. Мы первым делом требуем, что все компьютерные стратегии должны пройти тест на объективность. Затем мы можем выбирать стратегии, глядя на их положительные результаты. При этом нам требуется согласно этическим требованиям выбирать стратегии с наилучшими возможными результатами, но мы можем оценивать достоинства различных стратегий, и выбирать самые лучшие из всех справедливых» [9, с. 68]. Таким образом, основную задачу компьютерной этики Дж. Мур видит в анализе социального влияния компьютерной технологии и соответствующего формирования стратегии руководства действий человека в целях этического применения такой технологии.

Необходимо отметить, в конце 1980-х гг. «стратегически вакуумное» объяснение компьютерной этики по Дж. Муру и революционная теория «логической податливости» компьютерной технологии уверенно расширили ряды сторонников среди растущего числа ученых,

интересующихся проблемами в области компьютерной этики. Сегодня компьютерная этика - динамичная и сложная область изучения, которая рассматривает связи между фактами, концептуализацию, стратегии и ценности в отношении постоянно меняющейся компьютерной технологии. Начиная с трудов Н. Винера, методологическая нить которых проходит через всю историю компьютерной этики, здесь решаются фундаментальные задачи: защита главных человеческих ценностей, такие как жизнь, здоровье, безопасность, свобода, знание и использование новых возможностей. Компьютерная этика - далеко не фиксированный набор правил, которые можно повесить на стену. Она не является механическим применением этических принципов к свободной от оценочных суждений технологии. Компьютерная этика требует от человека по-новому думать о природе компьютерной технологии и его ценностях. Компьютерная этика, как утверждает Дж. Мур, - область между наукой и этикой, зависящая от них, но прежде всего это дисциплина, которая предоставляет концепции для понимания и стратегии для применения компьютерной технологии.

Bibliography

1. Wiener N. Cybernetics: or Control and Communication in the Animal and the Machine. - New York: Technology Press, 1948. - 360 p.

2. Wiener N. The Human Use of Human Beings: Cybernetics and Society, Boston: Houghton Mifflin; Second Edition Revised - NY.: Doubleday Anchor, 1954. - 344 p.

3. Wiener N. God & Golem, Inc. A Comment on Certain Points Where Cybernetics Impinges on Religion. - Cambridge, MA: MIT Press, 1964. - 99 p.

4. Maner W. Starter Kit in Computer Ethics. Hyde Park. - NY.: Helvetia Press and the National Information and Resource Center for Teaching Philosophy, 1980. - 80 p.

5. Johnson D. Computer Ethics. Third Edition Upper Saddle River. - NY.: Prentice-Hall, 2001. -

240 p.

6. Maner W. Unique Ethical Problems in Information Technology, in T. Bynum and S. Rogerson (eds.), Science and Engineering Ethics (Special Issue: Global Information Ethics). - 1996. - N 2(2). -P.137-154.

7. Kocikowski A. Geography and Computer Ethics: An Eastern European Perspective, in T. Bynum and S. Rogerson (eds.), Science and Engineering Ethics (Special Issue: Global Information Ethics), 1996. 2(2): P. 201-10; Tavani H. The Uniqueness Debate in Computer Ethics: What Exactly is at Issue and Why Does it Matter? Ethics and Information Technology, 2002. 4(1): P. 37-54; Tavani H. The Impact of the Internet on our Moral Condition: Do We Need a New Framework of Ethics? in R. Cavalier (ed.), The Impact of the Internet on our Moral Lives. Albany: SUNY Press, 2005. P. 215-237; Himma K. The Relationship Between the Uniqueness of Computer Ethics and its Independence as a Discipline in Applied Ethics. Ethics and Information Technology, 2003. 5(4): P. 225-237; Floridi L. and J. Sanders The Foundationalist Debate in Computer Ethics, in R. Spinello and H. Tavani (eds.j, Readings in CyberEthics, 2nd edition, Sudbury, MA: Jones and Bartlett, 2004. P. 81-95; Mather K. The Theoretical Foundation of Computer Ethics: Stewardship of the Information Environment, in Contemporary Issues in Governance (Proceedings of GovNet Annual Conference, Melbourne, Australia, 28-30 November, 2005), Melbourne: Monash University; Bynum T. Flourishing Ethics. Ethics and Information Technology. -2006. - 8 (4). - P. 157-173.

8. Moor J. What Is Computer Ethics? Metaphilosophy. - 1985. - N 16 (4). - P. 266-275.

9. Moor J. Just Consequentialism and Computing. Ethics and Information Technology. - 1999. -N 1(1).-P. 65-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.