Научная статья на тему 'К вопросу о принципах справедливости в теории Дж. Роулса'

К вопросу о принципах справедливости в теории Дж. Роулса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о принципах справедливости в теории Дж. Роулса»

ФИЛОСОФИЯ

(Специальность 09.00.11)

© 2012 г. Шамилева Р.К. УДК 101

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ТЕОРИИ ДЖ. РОУЛСА

В 1971 г. вышла в свет знаменитая книга Дж. Роулса «Теория справедливости». С тех пор его идеи и теоретические построения находятся в центре развертывающейся дискуссии, предметом которой являются возможные или необходимые социальные структуры, а также принципы общественной системы, обеспечивающей свободу, равенство и справедливость. Сформулированная в этой книге теория справедливости как честности (the theory of justice as fairness) общепризнанно считается парадигмальным выражением современной либеральной философии, поскольку в ней четко определена основная проблематика этого направления, разработаны его концептуальный и методологический инструментарий, даны ответы на ключевые политико-философские вопросы. То, что теория Роулса получила столь противоречивую оценку в социальной науке, объясняется прямой связью поставленных в ней проблем с кризисными, болезненными процессами современного общества.

Теория Роулса многоаспектна и сложна по своему содержанию. Мы остановимся на основных принципах этой теории, характеризующих ее как содержательную концепцию справедливости. Следуя классическим традициям, Роулс развивает идею «общественного договора» и считает свою теорию разновидностью современного контрактуализма. Понятие справедливости представлено у него в виде аксиоматизированных правил и принципов, будто бы избранных участниками общественного договора в состоянии некоторой первоначальной ситуации. В первоначальной ситуации общественного договора, как она представлена в теории Роулса, люди не только обусловливают содержание принципов справедливости, но и устанавливают правила, по которым одному принципу может быть отдано предпочтение перед другим (правила первенства или приоритета). Роулс указывает на два главных содержательных принципа справедливости. Первый: каждое лицо должно обладать рав-

ным правом на наиболее широкую свободу, совместимую с такой же свободой других. Второй: социальные и экономические неравенства должны быть такими, чтобы они могли стать разумно ожидаемым преимуществом каждого и были связаны с позициями и службами, открытыми для всех на условиях честного равенства возможностей [1, с.60].

Функционально эти принципы предназначены регулировать основные социальные структуры путем распределения прав и обязанностей, выгод и издержек социальной кооперации. Для каждого из этих двух принципов может быть условно определена сфера действия, система социальных институтов, к которым они в основном применяются. Первый принцип касается реализации основных политических свобод граждан: свобода права голосовать, быть избранным; свобода слова, собраний; совести, а также свободы, связанные с правом собственности, свобода от произвольного ареста, захвата имущества и т. д. Второй принцип распространяется на распределение доходов и богатств, на институты, базирующиеся на неравенстве власти и ответственности. Оба принципа являются специальными частями более общего понятия справедливости, которое Роулс формулирует так: все социальные ценности -свобода и возможности, доходы и богатство, основы самоуважения - должны быть распределены равно, если только неравное распределение каких-либо или всех этих благ не дает преимуществ наименее преуспевающим членам общества.

Избираемые принципы справедливости являются основой для всех дальнейших соглашений, установления надлежащих форм политического правления, последующего выбора конституции, законодательства, изменения общественного устройства. Предполагается, что четкое и неукоснительное следование избранным принципам является обязательным условием социальной кооперации. Справедливость для Роулса - это в основе и идеале равное распределение ценностей в обществе; система неравенств является справедливой лишь в том случае, если она выгодна для всех, но в особенности для менее преуспевающей части общества. Несправедливость связывается с таким неравенством, в результате которого одни продвигаются вперед вследствие ухудшения позиций других. Первоначальная ситуация в теории Роулса включает в себя представление о гипотетическом исходном устройстве, при котором основные социальные блага распределены равно, все имеют одинаковые

права и обязанности. С этой воображаемой отметки, пишет Роулс, можно определять последующие изменения статуса участников общественной жизни. Если вводимые в социальную систему неравенства позволяют каждому улучшать свое положение по сравнению с гипотетической первоначальной ситуацией, значит такие неравенства отвечают понятию «справедливости как честности» [2, с.37].

Интерпретация второго принципа справедливости включает в себя конструкции, поясняющие смысл утверждения: «неравенства должны стать разумно ожидаемым преимуществом каждого». С этой целью Роулс вводит еще два весьма значительных для его теории принципа: эффективности и различия. Принцип эффективности требует, чтобы система распределения максимально удовлетворяла всех ее субъектов, и предупреждает определенный этап в развитии данной системы, на котором она начинает работать по правилам так называемой игры с нулевой суммой: что выигрывают одни, то проигрывают другие. Распорядок прав и обязанностей в основных структурах общества, пишет Роулс, является эффективным, если, изменяя действующие нормы, уже невозможно заново определить схему прав и обязанностей так, чтобы повысить ожидания одних лиц, не снижая в то же время ожидания других. Изменить любую распределительную систему, отвечающую принципу эффективности, означает ухудшить ее, утратить оптимум в структурном и функциональном смысле.

Особенности принципа эффективности раскрываются применительно к двум стадиям его реализации - системе естественных свобод и либеральному равенству. Обе они предполагают равные для всех граждан свободы, наличие институтов, обеспечивающих успех и карьеру каждому талантливому человеку (по принципу «открытая карьера для талантливых»), свободную рыночную экономику, равноправие, формальное юридическое равенство возможностей и т. д. В связи с этим, Роулс высказывает ряд мыслей, которые дают повод некоторым западным исследователям считать его теорию чуть ли не современной разновидностью социализма. О чем же идет речь? Поскольку стартовые условия системы распределения должны быть равными для всех индивидов, то Роулс, естественно, пытается исключить из устройства хорошо организованного, справедливого общества, элементы классового неравенства между людьми, так же как и многие другие неравенства первоначального по-

ложения лиц в социальной системе. Индивиды одинаковых способностей и талантов, наделенные равным или примерно равным желанием добиться успеха в жизни, должны иметь одинаковые шансы и перспективы безотносительно к их классовой принадлежности. В соответствии с этим и ожидания людей одинаковых способностей и желаний, полагает он, не могут быть зависимыми от классовых позиций.

Позиция Роулса, однако, примечательна тем, что она на уровне социальной философии концептуализирует идею равенства результатов. Он обоснованно упрекает традиционный западный либерализм в том, что всю проблему до сих пор сводили к равенству возможностей распределения, тогда как результаты дистрибутивных отношений целиком были отданы во власть произвола и случайности. Теория «справедливости как честности», во-первых, не ограничивается рассмотрением условий на старте, а охватывает все стадии распределения, включая его итоги, и, во-вторых, она содержит известные требования в отношении общественного контроля над результатами распределения. Последнее обстоятельство очень важно для понимания идеологической реакции многих либеральных и консервативных авторов на теорию Ро-улса. По сравнению с системой естественных свобод либеральное равенство обеспечивает приблизительно одинаковые стартовые условия для людей, то есть равенство исходного положения в системе распределения, но оно не гарантирует равенства результатов и, следовательно, полагает Роулс, еще не приводит к справедливости.

От либерального равенства общество должно перейти к равенству демократическому, связанному с важным принципом, который у Роулса носит название принципа различия. Трактовка принципа различия имеет определенные последствия, весьма существенные для понимания теории «справедливости как честности». В особенности большое значение Роулс придает явлению, которое он называет принципом возмещения и по которому всякие незаслуженные неравенства должны быть компенсированы. Чтобы установить приемлемое равенство возможностей и обращаться равным образом со всеми людьми, общество должно уделять большее внимание лицам слабо одаренным от природы или находящимся в неблагоприятных социальных условиях.

Неравенства естественных способностей и положений, унаследованных от родителей, утверждает Роулс, являются незаслуженными неравенствами и

потому должны быть в какой-то форме возмещены обществом. Смысл подобных мер заключается в преодолении воздействия естественных и социальных случайностей. Принцип возмещения действует в случаях, находящихся одновременно и в сфере принципа различия, когда лицо, мало продвинувшееся в общественной системе, есть вместе с тем и наименее одаренный субъект, получивший незначительный выигрыш в «естественной лотерее», то есть природном распределении способностей, талантов, положений и т. д. Этот принцип не имеет отношения к лицам, наделенным от природы большими возможностями, тем не менее, не достигшим успеха. Они как бы «заслужили» неравенство, до которого сами себя довели, и общество свободно от обязанности возмещать подобные неравенства, хотя и в общей форме интересы подобных лиц подпадают под действие принципа различия.

Принцип различия, воплощенный в основных структурах общества, вызывает всеобщую и взаимную связанность индивидов единой схемой социальной кооперации, в которой, как надеется Роулс, каждый найдет стимулы личного участия в общем деле. Из данного принципа он выводит законы социального притяжения, то есть более частные принципы - взаимности и братства, функция которых удерживать членов общества в рамках единства, подталкивать их к сотрудничеству и взаимопониманию.

Роулс выделяет два основных правила приоритета: одно из них формулируется как первенство свободы, другое - как первенство справедливости. Значение этих правил подчеркивается уже тем, что они наряду с принципами справедливости и одновременно с ними подлежат выбору на основе общего соглашения в первоначальной ситуации. Стороны берут на себя обязательство - это одна из существеннейших их обязанностей - реализовывать принципы справедливости в порядке, определенном правилами приоритета. Роулс ищет ответы на вопрос, как совместить свободу и равенство в условиях социально-дифференцированного общества. Он не поддерживает весьма распространенное в литературе мнение о том, что свобода и равенство находятся в контрарном отношении. Основные структуры, которые описаны теорией «справедливости как честности», позволяют примирить эти явления. Но каким образом? Напомним, что для Роулса свобода есть институциональное понятие, поэтому в своем системном выражении она должна быть независимой от личных качеств людей, их способностей, предприимчивости и т. д.

Основная структура должна быть устроена таким образом, чтобы максимизировать для наименее преуспевших членов общества ценность полной схемы равных свобод, разделяемой всеми. В этом, по мнению Роулса, состоит цель социальной справедливости.

Свободе, полагает Роулс, должно быть отдано предпочтение перед всеми другими социальными ценностями, и потому всякое ее ограничение оправданно лишь в том случае, если это предпринято ради самой свободы. Увеличение количества экономических и социальных благ - недостаточное основание для принятия менее чем равной свободы. С неравной свободой можно согласиться лишь при наличии угрозы насилием, сопротивляться которому неразумно с точки зрения самой же свободы. Все эти варианты предполагают взвешивание, сравнение степени и уровня свободы (правда, как и на основе каких критериев это можно сделать, теория Роулса не отвечает), оценку тенденций и перспектив свободы, ее будущего [3 с. 133]. До известного предела, которым является равная для всех свобода, люди имеют право обменивать меньшую свободу на большую. Выше этого предела свобода членов общества возрастает при условии соблюдения принципов эффективности, дифференциации, справедливых сбережений и т. д., то есть на общих основаниях, установленных теорией «справедливости как честности».

Указанную трактовку приоритета свободы оппоненты Роулса опровергают с помощью аргументов, вытекающих из предположения, согласно которому самоограничения или внешние ограничения свободного выбора индивида не могут быть действительными. По своему желанию человек вправе «освободиться» от некоторой части своих свобод ради усиления других свобод, в данный момент для него более значимых и необходимых. Главными проблемами справедливого общества являются: обеспечение свободной внутренней жизни различных социальных групп, организация их связей на основе равной свободы, обеспечение основ самоуважения человека, желания людей выразить свою природу в свободном социальном союзе с другими. Конечно, приоритет свободы, по Роулсу, может быть реализован лишь в благоприятных условиях, когда удовлетворены основные, первичные нужды людей, в особенности материальные, то есть в условиях, которые, возможно, не скоро будут достигнуты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Роулс Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 2007.

2. Роулс Дж. Справедливость как честность // Логос. 2006. №1.

3. Дворкин Р. Либерализм // Современный либерализм. М., 1998.

LITERATURE

1. Rouls Dzh. Teoriya spravedlivosti. Novosibirsk, 2007.

2. Rouls Dzh. Spravedlivost' kak chestnost' // Logos. 2006.

3. Dvorkin R. Liberalizm // Sovremennyi liberalizm. M., 1998.

Грозненский государственный нефтяной технический университет

им. М. Д. Миллионщикова_17 февраля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.