2000.01.008. КУЗЬМИНА А.В. ИДЕЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ В "ЛИБЕРАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ. - М.: РПЦ Внешторгиздат, 2998. - 128 с. -
Библиогр. с.118-127.
Анализируя справедливость как социально-философскую категорию, автор уделяет большое внимание такой ведущей в либеральном течении теории, как '^теория справедливости!' американского ученого Дж.Роулса.
Справедливость, пишет автор, - это совокупность отдельных моральных требований, которые все вместе стоят выше по шкале социальной полезности и являются таким образом, высшим обязательством. В понятии справедливости заключается нечто такое, что не только справедливо делать, но и то, что может требовать от каждого та или иная личность, как своего нравственного права, и которому соответствует нравственная обязанность. "Классический!' либерализм, созданный поколениями мыслителей от Локка до Дж.Ст.Милля, был пронизан этическим элементом, воплотившимся в модифицированную концепцию социальной справедливости. Социальная справедливость рассматривалась как необходимый интерес всего общества.
Вопрос о справедливости был поднят в отношении деятельности основных социальных и политических институтов, а также затронул проблему свободы и распределения других социальных благ, и даже проблему политической власти. Либерализм вступил в полосу самого серьезного за последний период кризиса, в основе которого лежало разочарование и в "классическом' либерализме, и в программах 'государства всеобщего благоденствия!' как системы государственно-монополистического регулирования.
Либерализм существует во множестве вариантов. Американский исследователь И.Шапиро выделяет следующие его современные разновидности:
1. Позитивный и негативный либертаризм, который отличается настороженным отношением к власти и государству (И.Берши, Ст.Холмс, Дж.Шилер) или вообще любым формам организованной власти, когда в качестве защитника свободы человека от анархии провоглашается именно государство.
2. Широкое и узкое понимание политики, т.е.точки зрения представлений о границах политического и пределах полномочий государства. Сторонники "широкого' взгляда на политику (Дж.Локк) относили к сфере политического определение прав собственности, основ
социальной справедливости, религиозной практики и т.д. Те же, кто "придерживался "узкой!' трактовки политического (Т.Гоббс), вводят границу между политикой (публичной сферой) и' 'частной сферой!'.
3. Ресурсный подход и концепции субъективного благосостояния - определяется шкалой ценностей, лежащей в основе представлений о справедливом распределении (от утилитаризма И.Бентома и вплоть до современных сторонников ресурсного подхода, таких, как Дж.Роулс, Э.Сен, Р.Дворкин, Дж. Коэн и других). Последние в разных вариантах сочетают признание плюрализма человеческих целей и ценностей, но отрицают его в применении к средствам.
4. Альтернативные принципы распределения, отражающие разногласие не по поводу ценностей, а принципов справедливого распределения. Спектр этого подхода также крайне широк - от полной передачи распределения на откуп свободному рынку (Р.Нозик) до дискуссии вокруг предпочительности "раенства возможностей' или 'равенства результатов'.
В русле нового эгалитаризма, пишет автор, была выдвинута теория справедливости Дж.Роулса. Его центральное требование - перейти от традиционного "равенства возможностей' к "равенству результатов', чтобы попытаться несколько смягчить реальное социальное неравенство за счет использования государственных налогов как инструмента перераспределения собственности и доходов в пользу неимущих слоев населения.
Для Роулса первичной основой справедливости является фундаментальная структура общества - общественный уклад. Он формулирует приемлемую концепцию справедливости для '"базисной структуры общества', понимая под ней систему общественных правил, определяющих схему действия, котороая заставляет людей поступать так, чтобы производить большее количество выгод и выдавать на каждое обоснованное конкретное требование надлежащую долю из общего дохода.
Роулс в своем построении общества исходит из того, что люди сначала избирают принципы социальной справедливости, а затем на их основе строят экономический и социальный порядок. Совершив свой выбор, люди приступают к выбору конституции, законодательной системы и т.д., каждый раз приводя их в соответствие с принципами справедливости, принятыми ранее. Он убежден, что для установления общезначимых принципов справедливости, способных удовлетворить
каждого в его естественном стремлении к увеличению собственного "благополучия, необходимо исходить не из реального общества и реальных индивидов, а из гипотетической модели социальной кооперации. Иными словами, консенсус достигается посредством целерационального выбора, субъектом которого выступает абстракция человеческой природы.
В такой ситуации с логической неизбежностью, по мнению Роулса, должно быть признано правило "максимина' как единственного приемлемого для каждого индивида критерия справедливого распределения социальных благ. Роулс предлагает участникам договора такой способ организации общества, при котором минимальная доля максимизируется, т.е. наименее преуспевающие люди будут знать, что их положение обеспечит им максимально-минимальные преимущества, вытекающие из неравенства, которое они осознают. В процессе взаимодействия учитываются основополагающие интересы индивида. Справедливость заключается в том, что гражданам обеспечена возможность предотвращать принятие таких решений, которые могут повлечь за собой неблагоприятные для них последствия.
Роулс считает, что для того, чтобы достичь 'честного-справедливого' общества, людям необходимо сделать самый главный выбор, который им придется осуществлять совместно: это выбор принципов, с помощью которых регулируется последующая критика и реформы социальных институтов.
Роулс предлагает новый подход к справедливости: нет никакой несправедливости в том, что большие блага заработаны одними людьми, а не другими. В этом заключается "принцип различий', предполагающий оправдание социального и экономического неравенства, если оно: а) разумно принимается обществом как выгода для каждого; б) реализуется в условиях доступности для всех независимо от положения в обществе.
Принцип "различия!'в теории Роулса является вторым принципом справедливости. Он может быть принят только после признания первого принципа справедливости, который гласит: "каждый гражданин имеет равные права на свободу, совместимую со свободой других' (цит.по с.82). Роулс предлагает соединить традиционные идеи свободы, равенства и братства с демократической интерпретацией двух принципов справедливости следующим образом: свобода соответствует первому принципу, равенство - идее равенства в первом принципе и равенству возможностей, а братство - принципу различия.
Роулс считает, что целью политической философии в "демократическом обществе является разработка и выражение тех разделяемых положений и принципов мышления, которые в скрытом виде уже присутствуют в здравом смысле, или, если здравый смысл оказывается нерешительным и неопределенным, предложение определенной концепции и принципов, соответствующих наиболее необходимым убеждениям и историческим традициям.
В.Н.Листовская