О^ ПРАВО И ЭКОНОМИКА
УДК - 342 ЕГОРЧЕНКО Ирина Николаевна,
ББК - 67 аспирант отдела
конституционно-правовых исследований ФБГОУ ВПО «Российская академия правосудия»
aspirant18@yandex.ru
12.00.02 — конституционное право; муниципальное право
К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. Автор исследует особенности конституционно-правового регулирования в сфере экономических отношений, анализируя решения Конституционного Суда РФ и акцентируя внимание на принципах конституционно-правового регулирования экономического развития.
Ключевые слова: принципы, правовое регулирование, гарантии, конституционные нормы, экономическое развитие, Конституционный Суд РФ.
EGORCHENKO Irina Nikolaevna,
graduate student of department of constitutional and legal researches FBGOU VPO «The Russian academy of justice»
aspirant18@yandex.ru
TO A QUESTION OF THE PRINCIPLES OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF ECONOMIC DEVELOPMENT
Summary. The author analyzes the features of the constitutional-legal regulation in the sphere of economic relations, analyzing the decision of the Constitutional Court of the Russian Federation focusing on the principles of constitutional and legal regulation of economic development.
Keywords: principles, legal regulation, guarantees the constitutional norms, economic development, the Constitutional Court of the Russian Federation.
Правовое регулирование общественных отношений, на которые распространяются нормы конституционного права, основываются на системе определенных принципов, имеющих черты, характерные для права в целом. Согласно общепринятому подходу принцип права понимается как основополагающее исходное нормативно-руководящее начало, закрепляющее закономерности общественной жизни.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016
Все принципы взаимосвязаны, проявляются друг в друге и образуют систему принципов права, главенствующее место в которой отводится общим (общеправовым) принципам права [17]. Понятие, система, проблемы практической реализации принципов анализировались в работах теоретиков права [16, с. 13-16; 8, с. 161-171] и специалистов в отдельных отраслях права [5; 9, с. 81-88; 4, с. 46-49; 1, с. 3-8; 22, с. 2-6; 7, с. 2-5; 2, с. 5-16].Специфика прин-
ципов правового регулирования заключается в том, что они выражают сущность правового регулирования, характер воздействия права на регулируемые общественные отношения с учетом особенностей их взаимодействия с целями, задачами, типами правового регулирования [10, с. 32-37].
Конституционный Суд Российской Федерации широко использует в своей практике общие принципы права, при применении которых обращается внимание на то, что общие принципы права предопределяют содержание конституционных прав человека и отраслевых прав граждан; носят универсальный характер, оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений; обладают высшей степенью нормативной обобщенности. Общеобязательность данных принципов основана на их приоритетности перед иными правовыми установлениями.
Согласно общепринятому пониманию принципы права являются основополагающими началами, но они не должны быть лишь номинальными и существовать в отрыве от реальности. В каждой статье Конституции Российской Федерации заложены правовые принципы, поэтому следует отметить, что у них нет иерархической со-подчиненности, поскольку каждый конституционный принцип в той или иной сфере регуляции общественных отношений оказывается главенствующим. В Конституции Российской Федерации заложены принципы, гарантирующие юридическое равенство (справедливость), верховенство права, функционирование государства на основе права, соразмерность (пропорциональность), баланс конституционно защищаемых ценностей, правовую определенность, недопустимость произвольного толкования закона правоприменителями, неприкосновенность собственности, свободу договора, поддержание доверия граждан к закону и действиям государства, соразмерность ограничения прав и свобод, презумпцию невиновности, недопустимость повторного наказания за одно и то же правонарушение, надлежащую правовую процедуру, полную и эффективную судебную защиту, разделение властей и обус-
ловленную им системы сдержек и противовесов и другие.
Конституционно-правовое регулирование основывается на том, что при осуществлении любых преобразований необходимо укреплять механизмы защиты прав и свобод человека, а особенно тех прав и свобод, которым проводимые или предполагаемые реформы несут потенциальную угрозу.
Спецификой принципов конституционно-правового регулирования является то, что государственная власть распространяется на всю территорию Российской Федерации; на всех граждан, проживающих на соответствующей территории; доминанта государственной власти при осуществлении властных полномочий выражена в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности; монополия права государства при использовании насильственных средств принуждения (армии, полиции, органы безопасности, тюрьмы) при исполнении властных велений; возможность осуществления государством фискальной политики; единство, неделимость и неприкосновенность государственной территории; недопустимость невмешательства во внутренние дела государства.
Одной из особенностей конституционного регулирования является оказание им всеобъемлющего воздействия на различные виды общественных отношений [18]. Например, при осуществлении правосудия действие конституционного принципа состязательности и равноправия сторон имеет специфические особенности, связанные с тем, что, во-первых, он закреплен в Конституции Российской Федерации и в процессуальном законодательстве, во-вторых, находится в системном взаимодействии с другими конституционными принципами, нормами процессуального законодательства, касающимися осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия. Указанные особенности принципа характеризуются взаимодополнением, взаимопроникновением, взаимозависимостью [3].
Принципы регулирования экономических отношений нашли отражение в Поста-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 8 • 2016
новлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2009 г. № 10-П, от 16 июля 2012 г. № 18-П, от 25 декабря 2012 г. № 33-П, от 23 мая 2013 г. № 11-П, от 2 июля 2013 г. № 17-П.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2009 г. № 10-П говорится, что нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов относится к компетенции законодателя, который обладает широкой дискрецией в выборе конкретных направлений и содержания налоговой политики, самостоятельно решает вопрос о целесообразности налогообложения тех или иных экономических объектов, руководствуясь при этом конституционными принципами регулирования экономических отношений. Так, в силу ст. 19 Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи с ее ст. 57 налогообложение должно быть основано на конституционном принципе равенства, который исключает придание налогам и сборам дискриминационного характера и возможность их различного применения, в том числе, в зависимости от формы собственности. В налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь за собой одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные, по сравнению с другими налогоплательщиками, условия, хотя в них нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование [12].
Таким образом, принцип равноправия, понимаемый как равномерность, нейтральность и справедливость, закрепленный в Конституции РФ, предотвращает дискриминацию в экономических правоотношениях.
Следующий конституционный принцип регулирования экономического развития нашел свое отражение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2012 г. № 18-П. В силу
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016
ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов (ст. 18), т.е. налогообложение не должно быть несоразмерным, чтобы реализация гражданами своих конституционных прав не оказалась парализованной и неукоснительно соблюдались принципы равенства перед законом и судом и пропорциональности (ст. 19, ч. 1; ст. 55, ч. 3 Конституции Российской Федерации), которыми ограничиваются пределы законодательного усмотрения при установлении, введении и взимании налогов. В налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения и означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь за собой одинаковое налоговое бремя [13].
Аналогичное положение содержится в постановлении Конституционного Суда РФ, в котором нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов должно основываться на конституционных принципах регулирования экономических отношений. Налогообложение не должно быть несоразмерным, должны соблюдаться принципы равенства перед законом и судом и пропорциональности (ст. 19, ч. 1; ст. 55, ч. 3 Конституции Российской Федерации), которыми ограничиваются пределы законодательного усмотрения при установлении, введении и взимании налогов. В налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения [11].
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание на то, что расплывчатость налоговой нормы может привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым - к нарушению конституционного принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения [14].
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации выражена также в том, что вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы юридического равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом демократическом государстве, в том числе экономическая свобода личности, по смыслу ее ст. 1, 2, 6 (ч. 2), 8, 17 (ч. 1), 18, 19, 34, 35 и 55 (ч. 3) обусловливают необходимость правовой определенности и связанной с нею предсказуемости законодательного регулирования в области налоговых отношений, которое должно обеспечивать разумное согласование конституционных ценностей, в частности касающихся реализации фискального интереса и связанных с ним иных публично значимых интересов государства, с одной стороны, и создания наиболее благоприятных условий для развития экономической системы в целом на основе стабильности гражданского оборота и поддержания высокого уровня взаимного доверия между всеми его участниками - с другой [15].
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации обращает особое внимание на конституционный принцип равенства, под которым подразумевается равномерность, нейтральность, справедливость, недискриминационность участников экономических отношений.
Но следует отметить, что данным принципом конституционно-правовое регулирование экономического развития не ограничивается. Рассмотрению конституционных принципов регулирования экономического развития уделялось внимание и в советских правовых работах [19, с. 3-11; 21, с. 19-26; 20, с. 41-52], и в современных исследованиях [6].
На доктринальном уровне конституционные принципы регулирования экономического развития условно разделяли на две группы. К первой группе, как правило, относят общие принципы, такие, как: социальная справедливость, правовое государство; народовластие, приоритет прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализм; социальное государ-
ство, экономический плюрализм. Вторая группа включает в себя специальные принципы: многообразие форм собственности и их равной правовой защиты, свобода экономической деятельности, свобода перемещения товаров и услуг и финансовых средств, единство экономического пространства, поддержка конкуренции, неприкосновенность частной собственности, свобода договора.
Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34, ч. 1); в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8, ч. 1); на территории Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34, ч. 2), а также установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74, ч. 1). Из приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее ст. 2, 17, 18 и 45 (ч. 1) следует, что в Российской Федерации должны создаваться максимально благоприятные условия для экономического развития, что предполагает необходимость стимулирования свободной рыночной экономики, основанной на принципах самоорганизации хозяйственной деятельности предпринимателей как ее основных субъектов, и принятия государством специальных мер, направленных на защиту их прав и законных интересов и тем самым - на достижение конституционной цели оптимизации государственного регулирования экономических отношений.
Таким образом, основными принципами конституционно-правового регулирования экономического развития являются: принцип справедливости в сфере экономического развития; принцип равной защиты всех фор собственности; принцип свободы
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016
экономической деятельности; принцип свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств; принцип единства экономического пространства; принцип поддержки конкуренции;
- принцип неприкосновенности частной собственности.
Список литературы:
[1] Алексеев С.В. Принципы олимпийского права // Спорт: экономика, право, управление. М., 2010. № 1.
[2] Бабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. Принципы уголовного права и основания его устойчивого развития // Библиотека криминалиста. М., 2012. № 1 (2).
[3] Бабинков А.М. Конституционный принцип состязательности и равноправия сторон при осуществлении правосудия: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2004. - 24 с.
[4] Богатырев В.В., Горшкова Н.А. Принципы права как основной элемент глобального права // Пробелы в российском законодательстве. М., 2010. № 1.
[5] Вавилин Е.В. Принципы гражданского права. Механизм осуществления и защиты гражданских прав. Саратов, 2012. - 364 с.
[6] Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М., 2004. -286 с.
[7] Демин А.В. Принципы налогового права и практическая юриспруденция // Арбитражный и гражданский процесс. М., 2012. № 1.
[8] Кискин Е.В. Юридические принципы и формальная определенность права // Актуальные проблемы теории и истории правовой системы общества: Сборник научных трудов. Ярославль, 2010. Вып. 10.
[9] Лыхмус У. Общие принципы права и ограничение свободы предпринимательства // Сравнительное конституционное обозрение. М., 2010. № 1 (74).
[10] Панченко В.Ю. Принципы правового регулирования как средство обеспечения бес-пробельности права // Пробелы в российском законодательстве. М., 2012. № 1.
[11] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 33-П, город Санкт-Петербург, «По делу о проверке конституционности положений статьи 2131 Налогового кодекса Российской Фе-
дерации в связи с жалобой гражданина В.Н. Кононова» // СПС «КонсультантПлюс».
[12] Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности пункта 4 части второй статьи 250, статьи 321-1 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева и Московского авиационного института (государственного технического университета) г. СПб., 22.06.2009 г.» // СПС «КонсультантПлюс».
[13] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2012 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 31 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» в связи с запросом Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области город Санкт-Петербург 16 июля 2012 года» // СПС «КонсультантПлюс».
[14] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2013 г. № 11-П, г. Санкт-Петербург, «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 33340 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Встреча» // СПС «КонсультантПлюс».
[15] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 17-П, г. Санкт-Петербург, «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Омскшина» // СПС «КонсультантПлюс».
[16] Сигалов К.Е. Методологические принципы познания среды права // История государства и права. М., 2010. № 4.
[17] Умнова И.А. Конституционное право в развитии: диалектика общего и частного // LapLambertAcademicPublishing. Saarbrücken, Deutschland (Германия), 2015.
[18] Умнова И.А., Алешкова И.А. О научном и судебном правопонимании прямого действия и применения Конституции Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2015. № 10.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016
[19] Халфина Р.О. Конституционные принципы руководства экономикой // Советское государство и право. M., 197S. № S.
[20] Халфина Р.О. Конституционные принципы руководства экономикой и развитие правового регулирования экономических отношений // Совершенствование советского законодательства на основе Конституции СССР и конституций союзных республик. Тбилиси, 19S2.
[21] Фридман В.Ш. Конституционные принципы регулирования экономики // Правоведение. Л., l9S0. № l.
[22] Шамшурин Л.Л. Принципы гражданского (арбитражного) процессуального права: проблемы понятия, классификации, значение в совершенствовании законодательства и отправлении правосудия // Арбитражный и гражданский процесс. М., 2010. № 7.
Spisok literatury:
[1] Alekseev S.V. Principy' olimpijskogo prava // Sport: e'konomika, pravo, upravlenie. M., 2010. № 1.
[2] Babaev M.M., Pudovochkin Yu.E. Principy' ugolovnogo prava i osnovaniya ego ustojchivogo razvitiya // Biblioteka kriminalista. M., 2012. № 1 (2).
[3] Babinkov A.M. Konstitucionny'j princip sostyazatel'nosti i ravnopraviya storon pri osushhestvlenii pravosudiya: Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2004. - 24 s.
[4] Bogaty'rev V.V., Gorshkova N.A. Principy' prava kak osnovnoj e'lement global'nogo prava // Probely' v rossijskom zakonodatel'stve. M., 2010. № 1.
[5] Vavilin E.V. Principy' grazhdanskogo prava. Mexanizm osushhestvleniya i zashhity' grazhdanskix prav. Saratov, 2012. - 364 c.
[6] Gadzhiev G.A. Konstitucionny'e principy' ry'nochnoj e'konomiki (Razvitie osnov grazhdanskogo prava v resheniyax Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii). M., 2004. - 2S6 c.
[7] Demin A.V. Principy' nalogovogo prava i prakticheskaya yurisprudenciya // Arbitrazhny'j i grazhdanskij process. M., 2012. № 1.
[S] Kiskin E.V. Yuridicheskie principy' i formal'naya opredelennost' prava // Aktual'ny'e problemy' teorii i istorii pravovoj sistemy' obshhestva: Sbornik nauchny'x trudov. Yaroslavl', 2010. Vy'p. 10.
[9] Ly'xmus U. Obshhie principy' prava i ogranichenie svobody' predprinimatel'stva //
Sravnitel'noe konstitucionnoe obozrenie. M., 2010. № 1 (74).
[10] Panchenko V.Yu. Principy' pravovogo regulirovaniya kak sredstvo obespecheniya besprobel'nosti prava // Probely' v rossijskom zakonodatel'stve. M., 2012. № 1.
[11] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 25 dekabrya 2012 g. № 33-P, gorod Sankt-Peterburg, «Po delu o proverke konstitucionnosti polozhenij stat'i 2131 Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii v svyazi s zhaloboj grazhdanina V.N. Kononova» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[12] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF «Po delu o proverke konstitucionnosti punkta 4 chasti vtoroj stat'i 250, stat'i 321-1 Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii i abzaca vtorogo punkta 3 stat'i 41 Byudzhetnogo kodeksa Rossijskoj Federacii v svyazi s zhalobami Rossijskogo ximiko-texnologicheskogo universiteta im. D.I. Mendeleeva i Moskovskogo aviacionnogo instituta (gosudarstvennogo texnicheskogo universiteta) g. SPb., 22.06.2009 g.» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[13] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 16 iyulya 2012 g. № 18-P «Po delu o proverke konstitucionnosti chasti 1 stat'i 31 Federal'nogo zakona ot 24 iyulya 2007 g. № 216-FZ «O vnesenii izmenenij v chast' vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii i nekotory'e drugie zakonodatel'ny'e akty' Rossijskoj Federacii» v svyazi s zaprosom Yuzhno-Saxalinskogo gorodskogo suda Saxalinskoj oblasti gorod Sankt-Peterburg 16 iyulya 2012 goda» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[14] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 23 maya 2013 g. № 11-P, g. Sankt-Peterburg, «Po delu o proverke konstitucionnosti punkta 1 stat'i 33340 Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii v svyazi s zhaloboj obshhestva s ogranichennoj otvetstvennost'yu «Vstrecha» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[15] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 2 iyulya 2013 g. № 17-P, g. Sankt-Peterburg, «Po delu o proverke konstitucionnosti polozhenij punkta 1 stat'i 5 i stat'i 391 Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii v svyazi s zhaloboj otkry'togo akcionernogo obshhestva «Omskshina» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[16] Sigalov K.E. Metodologicheskie principy' poznaniya sredy' prava // Istoriya gosudarstva i prava. M., 2010. № 4.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016
[17] Umnova I.A. Konstitucionnoe pravo v razvitii: dialektika obshhego i chastnogo // LapLambertAcademicPublishing. Saarbrücken, Deutschland (Germaniya), 2015.
[18] Umnova I.A., Aleshkova I.A. O nauchnom i sudebnom pravoponimanii pryamogo dejstviya i primeneniya Konstitucii Rossijskoj Federacii // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2015. № 10.
[19] Xalfina R.O. Konstitucionny'e principy' rukovodstva e'konomikoj / / Sovetskoe gosudarstvo i pravo. M., 1978. № 8.
[20] Xalfina R.O. Konstitucionny'e principy' rukovodstva e'konomikoj i razvitie pravovogo
regulirovaniya e'konomicheskix otnoshenij // Sovershenstvovanie sovetskogo zakonoda-tel'stva na osnove Konstitucii SSSR i konstitucij soyuzny'x respublik. Tbilisi, 1982.
[21] Fridman V.Sh. Konstitucionny'e principy' regulirovaniya e'konomiki / / Pravovedenie. L., 1980. № 1.
[22] Shamshurin L.L. Principy' grazhdan-skogo (arbitrazhnogo) processual'nogo prava: problemy' ponyatiya, klassifikacii, znachenie v sovershenstvovanii zakonodatel'stva i otpravlenii pravosudiya // Arbitrazhny'j i grazhdanskij process. M., 2010. № 7.
Объединенная электронная редакция
ЮРКОМПАНИ
www.publish.law-books.ru
НАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ЮРКОМПАНИ»
специализируется на выпуске профессиональной юридической литературы и издании научных рецензируемых журналов, www.law-books.ru
Объединенная электронная редакция «ЮРКОМПАНИ» предлагает помощь в коммерческом издании ваших книг (монографий, учебников, учебных пособий, УМК) в самые сжатые сроки (2-3 недели). Возможно присвоение грифов:
1) Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата),
2) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки (с указанием названия грифа на обложке и выдачей Сертификата),
3) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом проблем образования и права (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016