Научная статья на тему 'К вопросу о принципах изображения английского джентльмена в неовикторианском романе 1990–2000-х годов'

К вопросу о принципах изображения английского джентльмена в неовикторианском романе 1990–2000-х годов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
227
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
неовикторианский роман младшего поколения / викторианство / викторианская литература / английский джентльмен / маргинальность / неовікторіанский роман молодшого поколі- ння / вікторіанство / вікторіанська лiтература / англійський джентльмен

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ю С. Скороходько

Автор данной статьи предпринимает попытку рассмотрения принципов изображения английского джентльмена на страницах неовикторианского романа младшего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

До питання про принципи зображення англійського джентльмена в неовікторіанському романі 1990 – 2000-х років

Автор даної статті робить спробу розглянути принципи зображення англійського джентльмена на сторінках неовікторіанського роману молодшого покоління.

Текст научной работы на тему «К вопросу о принципах изображения английского джентльмена в неовикторианском романе 1990–2000-х годов»

УДК 821.111-311.6'06

Ю. С. Скороходько (Симферополь),

кандидат филологических наук, ассистент кафедры русской и зарубежной литературы ТНУ им. В.И. Вернадского

К вопросу о принципах изображения английского джентльмена в неовикторианском романе 1990-2000-х годов

Одним из ключевых образов викторианской эпохи, средоточием и носителем викторианской культуры и викторианского образа жизни, нашедшим отражение в английском неовикторианском романе младшего поколения (далее МВН роман), - романе, обращенном к викторианской эпохе и созданном в конце 1990-х -начале 200-х годов, - является образ английского джентльмена.

Настоящая статья является одной из первых попыток рассмотрения принципов изображения английского джентльмена на страницах МНВ романа.

Известно, что образ английского джентльмена, который сохранился на протяжении полутора веков и существует сегодня, сформировался именно при королеве Виктории. Политика королевы и привнесенные ею ценности изменили ранее необузданный характер англичанина и выковали из него, по крайней мере внешне, благопристойного и респектабельного человека [13, с. 280]. В этом процессе викторианская литература стала незаменимой помощницей королеве. Она взяла на себя дидактическую функцию и способствовала становлению нового англичанина, представителя среднего класса, прививала ему качества, без которых истинный викторианский джентльмен был бы немыслимым. Выясним, что представлял собой викторианский джентльмен в викторианской действительности, каким он изображался сначала в викторианской художественной литературе, а затем - в МНВ романе.

Викторианский джентльмен ассоциируется прежде всего со средним классом. Современные исследователи отмечают, что определить сущность понятия «викторианский средний класс» достаточно сложно. Во-первых, викторианский средний класс называют «промежуточным»: представители его верхов «сливаются» с аристократией, а представители низов - с низшими слоями общества [14]. Поэтому только представителей верхней прослойки

викторианского среднего класса можно отнести к джентльменству. Что касается низов среднего класса, то они скорее относились к рабочим: клерков, управляющих, мелких служащих не воспринимали как джентльменов [11].

Во-вторых, за более чем шестидесятилетний период правления королевы Виктории английское общество прошло в своем развитии путь от сельского, почти средневекового социального устройства до общества, в котором господствовали нравы и представления, свойственные эпохе модернизма [14]. Именно поэтому терминами «викторианский джентльмен» и «викторианская леди» обозначают разные понятия в зависимости от того, говорим мы о людях, живших в первой трети XIX века или на рубеже XIX - XX века. Викторианские джентльмен и леди меняются вместе с обществом. Джентльмен времени начала правления Виктории очень близок к традиционной фигуре джентльмена XVIII века: это землевладелец и представитель высшего общества, которому нет необходимости приобретать профессиональные навыки и работать, обеспечивая семью. Во второй половине XIX века в обществе происходят значительные сдвиги, в результате которых понятие «джентльмен» расширяется. Теперь это не только джентльмен-помещик, представитель высшего общества, но и джентльмен-капиталист и джентльмен-фабрикант из среднего класса. В современной литературе такие изменения в общественном сознании и восприятии хорошо видны в образах викторианцев, взращенных и воспитанных на старых представлениях о джентльменстве, характерных для XVIII века, но вынужденных меняться, чтобы соответствовать требованиям нового - капиталистического -устройства общества. Именно такой путь проходит Уильям Рэкхэм («Багровый лепесток и белый») - олицетворение трансформации джентльмена XVIII века в джентльмена второй половины XIX века: сибарит Рэкхэм превратился в истинного представителя среднего класса, ключевыми принципами которого были индивидуализм, настойчивость и самореализация.

Образ викторианского джентльмена описывается и анализируется во многих викторианских и современных литературоведческих, исторических и культурологических работах [15; 6; 9; 5; 8]. Он отвечал определенной модели: внешний вид джентльмена, его характер, речь, манеры, привычки, повседневное поведение, взаимоотношения с окружающими и даже его образ мыслей были в XIX веке строго регламентированы [1, с. 134]. Яркая внешность не была решающей для мужчины, его главными

достоинствами были внутренние качества. О манерах викторианца, о том, является ли он истинным джентльменом, судили по его речи. Викторианский джентльмен всегда говорил в спокойном, выдержанном и уважительном тоне, а безукоризненный английский язык свидетельствовал о хорошем классическом образовании. В этом смысле показателен эпизод романа У. Теккерея «Ярмарка тщеславия», где резкий диалог между мистером Осборном и его сыном Джорджем, которые в обществе стремятся держать себя как положено джентльмену, открывает их истинное лицо. С. Уотерс в романе «Тонкая работа» иронизирует по поводу викторианской манеры определения благородства человека по его речи. Мошенник Риверс, желая выглядеть настоящим джентльменом, разговаривает и составляет свои письма мистеру Лилли и Мод Лилли правильным, отточенным, витиеватым викторианским слогом. Он пишет: «[...] he hoped she would pardon the liberty of his writing, but he had been on a visit to his old nurse - that had been like a mother to him, when he was a boy - and he had found her quite demented with grief, over the fate of her dead sister's daughter» (курсив наш. - Ю. С.) [17, с. 34]. Здесь «to pardon the liberty» означает «простить вольность», а «to dement with grief» - «потерять разум от горя». Однако, когда мистер Риверс оказывается в более привычной ему среде убийц, воров и мошенников, его речь уподобляется их речи. Она лишается правильности и витиеватости, превращаясь в говор кокни.

Викторианский джентльмен должен был придерживаться строгих правил приличия, обладать спокойствием, уверенностью, выдержкой, быть немногословным, пунктуальным и честным [1, с. 138, 141, 145]. «Принцип честной игры» («fair play»), зародившийся на спортивных площадках Итона, Рагби и Харроу, был главным жизненным принципом английского джентльмена и одной из составляющих «английскости». Как утверждает К. Фокс, англичане воспринимают этот принцип как некий социальный идеал [2]. На «принципе честной игры» были построены взаимоотношения викторианцев как в спорте и на войне, так и в быту. Принцип честной игры предполагал справедливость, правдивость, открытость, невозможность воспользоваться слабостью противника [4, с. 15, 26, 54].

Воспитание в современниках чувства долга, чести, справедливости стало одной из задач викторианских писателей: герои романов, которые придерживались этих важнейших викторианских ценностей, пройдя череду испытаний, неизменно одерживали победу в жизни и были вознаграждены. Все действия истинного джентльмена, которому следует подражать, основаны на

чести и чувстве долга. Таким идеальным джентльменом предстает в романе Ч. Диккенса «Холодный дом» его главный герой, мистер Джарндис. Главным героем МНВ романов обычно становится человек, не соответствующий викторианской системе ценностей; он викторианец-маргинал, нарушающий законы викторианского общества и кодекс поведения джентльмена. Так, например, уклонение подлого и трусливого Феба Даунта («Смысл ночи» М. Кокса) от встречи в открытом поединке с Эдвардом Глайвером, главным героем романа, вынуждает последнего поступиться основным принципом поведения джентльмена - принципом честной игры. Это приводит Глайвера к угрызениям совести, к разладу с самим собой. Нарушение христианских законов (месть, убийство) и кодекса чести джентльмена делает Эдварда изгоем викторианского общества и заставляет покинуть Англию. Это один из примеров, свидетельствующих о стремлении неовикторианской прозы к обращению к маргинальному.

Викторианец-Диккенс в романе «Большие надежды» задается вопросом: кем является настоящий джентльмен - он внешне выглядит таковым, у него манеры джентльмена или это тот, у кого в груди щедрое и благородное сердце? [7, с. 142]. Для писателя ответ был очевиден, однако диккенсовское идеалистическое представление о джентльмене не соответствует общепринятым представлениям англичан, обращающих внимание, в первую очередь, на происхождение и манеры. Джентльмена англичане определяют как человека «ни хорошего, ни плохого, а просто того, с кем приятно находиться в обществе» (перевод наш. - Ю. С.) [3, с. 2]. Викторианский джентльмен должен был строго придерживаться правил приличия и воспитывать в себе обходительность по отношению к даме. По словам исследователей М. Бенс-Джоунса и Х. Монтгомери-Массинберга, «истинный джентльмен - это тот, в чьем присутствии женщина чувствует себя леди» (перевод наш. - Ю. С.) [там же], поэтому одной из задач писателей-викторианцев было воспитание в своих читателях-мужчинах галантности. Однако предупредительность по отношению к даме проявлялась в большей степени в светской гостиной и не всегда соблюдалась вдали от глаз общества. Неовикторианцы С. Уотерс, М. Фейбер, М. Кокс, Б. Старлинг обличают присущее викторианскому мужчине собственническое чувство, которое распространялось на жену, детей и всех, находящихся под крышей дома, хозяином которого он являлся. Писатели-неовикторианцы утверждают, что мужское собственничество стоит в одном ряду с

такими чертами «британства», как имперские амбиции, властность и потребительское отношение к окружающему миру. Мужской деспотизм лишает викторианскую женщину ее прав и свобод; он превращает викторианку - жену, сестру, дочь, бедную родственницу - в заключенную, чьей тюрьмой становятся стены собственного дома [10]. От викторианского мужского шовинизма страдают Маргарет Приор («Нить, сотканная из тьмы»), Дора Дэмедж («The Journal of Dora Damage»), Конфетка («Багровый лепесток и белый») и многие другие героини МНВ романов.

Проблема всевластия мужчины-викторианца и бесправия викторианки становится одной из центральных в романе С. Уотерс «Тонкая работа». Сью Триндер оказывается запертой в сумасшедшем доме - месте, где викторианские мужья могли навсегда спрятать своих жен, выдавая их за безумных. Часто мужчина делал это с тем, чтобы присвоить состояние жены, навсегда лишая ее денег и свободы. В лечебнице Сью услышала множество историй таких женщин: по просьбе мужей за денежное вознаграждение врачи объявляли здоровых женщин душевнобольными. Проведя в больнице долгие годы, викторианки действительно превращались в безумных и были обречены оставаться в лечебнице до конца своих дней. Именно такая судьба ожидала Сью. В похожем положении оказалась и Мод Лилли, которую мистер Риверс обманным путем сделал своей женой. Став единственным законным владельцем капитала Мод, он собирался лишить девушку всех имущественных прав и выбросить на улицу. Выражая гнев и разочарование в викторианских мужчинах, С. Уотерс саркастически дает мошеннику Риверсу прозвище Джентльмен. Мистер Риверс - собирательный образ тех викторианских джентльменов, которые были приятными и обходительными внешне, но опасными, жестокими и лживыми внутри.

Английский джентльмен не нуждался в приобретении профессии, но получал обязательное, соответствующее его положению в обществе образование. В закрытой частной мужской школе ему прививали хорошие манеры и классические, но далекие от практического применения знания [1, с. 137], а также воспитывали в характере викторианского джентльмена «английскость» и «британство». Ироническое отношение к таким школам, которые учат складывать рифмы и произносить речи и цитаты на латыни, отражено уже в романах викторианцев Ч. Диккенса и У. Теккерея. Социальный викторианский роман обличает жестокость и унижающие

человеческое достоинство издевательства старших над младшими, царящие в этих школах. Жесткая система образования, призванная воспитывать истинного викторианца - человека, исповедующего принципы самодисциплины, терпения и самоограничений, -подвергнута обличению во многих викторианских романах («Джен Эйр» Ш. Бронте, «Дэвид Копперфилд» Ч. Диккенса и других). Критика викторианского воспитания и обучения звучит и в МНВ романе. В романах «Смысл ночи» (М. Кокс), «Багровый лепесток и белый» (М. Фейбер) и других писатели-неовикторианцы затрагивают проблему жестокости и издевательств старших над младшими в школах, а также проблему образования викторианца. Так, например, в романе «Смысл ночи» описывается существовавший на самом деле обычай: испытание, которому подвергались новички в колледже Итона. Испытание называлось «выборы шерифа» («Pricking for Sheriff») и заключалось в том, что юного ученика кололи булавками, однако он должен был переносить это со спокойствием и даже с шутками [12, с. 210].

Ирония М. Фейбера по отношению к тем вещам, которым джентльмену надлежало научиться в колледже и в университете, видна в романе «Багровый лепесток и белый». Писатель приводит перечень публикаций, уже изданных и будущих, авторами которых были Уильям Рэкхэм и его однокашники по Кембриджу Эшвелл и Бодли. Не приобретя в университете полезных в жизни навыков, страдая от безделья и недостатка в развлечениях, они пишут псевдонаучные брошюры «Ниспровержение мамоны», «Действенность молитвы», «Война с великим социальным злом - кто побеждает?», «Барбосы и балбесы: описание различий». Позже Уильяму Рэкхэму все-таки пришлось отойти от праздного времяпрепровождения джентльмена старого образца и отдалиться от друзей-бездельников. Помещая своего героя в изменившиеся социальные условия (обстановку середины - конца XIX века) М. Фейбер вынуждает викторианского джентльмена, привыкшего к стилю жизни лендлорда прошлых эпох, переломить свои привычки и представления и вопреки мнению окружающих начать обеспечивать семью. От Уильяма потребовались неимоверные усилия и смелость, чтобы игнорировать мнение круга, которому он принадлежал, противостоять непониманию и насмешкам однокашников, побороть в себе менталитет человека, в принципе не допускавшего мысли о возможности работать и привыкшего получать желаемое безо всяких усилий, и продолжить парфюмерное дело отца.

Итак, то, каким предстает образ джентльмена на страницах МНВ романа, определено эпохой, породившей этот роман: изображая английского викторианского джентльмена, писатели-неовикторианцы делают это с ностальгией и иронией. С одной стороны, в МНВ романе явно ощущается грусть по ушедшей эпохе, представителем которой был благородный, спокойный, пунктуальный, образованный, верный своему слову человек, умеющий держать себя в обществе, такой, например, как доктор Куртин («Непогребенный» Ч. Паллисера), мистер Тредголд и мистер Картерет («Смысл ночи» М. Кокса). С другой стороны, неовикторианцы критикуют такие качества викторианского джентльмена, как эпикурейство, бездеятельность, лицемерие. МНВ роман изображает викторианского джентльмена таким, каким он был на самом деле, без идеализации и назидательности, присущей викторианской литературе. Образ джентльмена в МНВ романе глубже, многограннее и противоречивее, чем в романе XIX века. Писатели-викторианцы подвергали критике своего современника, однако неовикторианцы делают это решительнее, открыто говорят о малоприятных сторонах характера викторианца или его неприглядных поступках.

Перспективы дальнейшего исследования состоят в последующих изысканиях в области поэтики неовикторианского романа младшего поколения и, в частности, - изучение образа английского джентльмена в таком романе.

Литература

1. Оссовская М. Рыцарь и буржуа : Исследования по истории морали / М.Оссовская ; [пер. с польск. / общ. ред. А. А. Гусейнова]. - М. : Прогресс, 1987. - 528 с.

2. Фокс К. Беседа с автором книги «Скрытые правила поведения англичан» [Електронний ресурс] / Беседовала Н. Голицына // Радио Свобода. - Режим доступа : www.ripol.ru/press/_page/402/.

3. Bence-Jones M. The British Aristocracy / M. Bence-Jones, H. Montgomey-Massingberg. - London : Constable, 1979. - 260 p.

4. Berberich Ch. The Image of the English Gentleman in Twentieth-century Literature : Englishness and Nostalgia / Ch. Berberich. - Bodmin : Ashgate Publishing, Ltd., 2007. - 207 р.

5. Brander M. The Victorian Gentleman / M. Brander. -Whittingehame Mains : Gentleman Gleneil Press & the Gleneil Sportsman's Press, 2008. - 224 р.

6. Calvert G. H. The Gentleman / G. H. Calvert. - Boston : Lee and Shepard, 1886. - 159 p.

7. Dickens Ch. Great Expectations / Ch. Dickens. - Portland : Bizarro Press, 2009. - 384 p.

8. Gilmour R. The Idea of the Gentleman in the Victorian Novel / R. Gilmour. - London : Unwin Hyman, 1982. - 208 p.

9. Knight P. A Victorian Gentleman / P. Knight. - Raleigh : Lulu.com, 2009. - 188 p.

10. Kohlke M.-L. Into History through the Back Door : The 'Past Historic' in «Nights at the Circus» and «Affinity» / M.-L. Kohlke // Women : A Cultural Review. - 2004. - V. 15. - Issue 2. - P. 153-166.

11. Loftus D. The Rise of the Victorian Middle Class [Електрон-ний ресурс] / D. Loftus // BBC History. - 2011. - Режим доступу :

12. Nevill R. Anecdotes and Memories of Eton College / R. Nevill.

- London : Macmillan and Co., 1911. - 336 p.

13. Perkin H. The Origins of Modern English Society, 17801880 / H. Perkin. - London : Routledge, 1969. - 465 p.

14. Rosen B. The Victorian Middle Class [Електронний ресурс] / B. Rosen // Victorian History. - 2010. - Режим доступу :

15. The Gentleman's Magazine. - London : Printed by Edward Cave. -1731-1922.

16. The Invention of Tradition / [Ed. by E. Hobsbawm, T. Ranger].

- Cambridge : Cambridge University Press, 2003. - 322 р.

www.bbc.co.uk/history/british/victorians/ middle_classes_01 .shtml.

17. Waters S. Fingersmith / S. Waters. - London : Virago Press, 2003. - 560 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.