Научная статья на тему 'К вопросу о принципах государственной службы в Российской Федерации'

К вопросу о принципах государственной службы в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1525
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ПРИНЦИПЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Позднякова Е.В., Герасимова Е.В.

В статье рассмотрены основные подходы к определению категории «принципы государственной службы», обозначены проблемы правового и организационного характера, связанные с принципами построения и функционирования системы государственной службы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о принципах государственной службы в Российской Федерации»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

постоянного дохода, так как на ней находятся военные склады, банки и нефтяные скважины.

Данный перечень дает понять, что организация ИГИЛ является результатом четко выработанной политики, а не чередой случайных неконтролируемых процессов. Израильский ученый и политический деятель Рон Кедем выразил свое мнение относительно событий на Ближнем Востоке: «Пока мы занимались своей повседневной жизнью, ракетами ХАМАСа и иранской бомбой, возникла опаснейшая в мире террористическая организация, которая контролирует сегодня половину Сирии и половину Ирака - площадь больше Британии, а также прямо и открыто угрожает режиму короля Абдаллы в Иордании. Называется эта организация ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта)».

В заключение хотелось бы отметить, что последние события, происходящие в мире, являются очередным свидетельством варварской сущности терроризма и процветания ИГИЛ, который бросает вызов человеческой цивилизации. Должно быть очевидным то, что для эффективной борьбы с подобным злом требуется реальное объединение усилий всего международного общества. Список использованной литературы:

1.Тесленко Е.С., Пеструилова Н.Н. Феномен ИГИЛ // Виктимология. - 2015.- № 1(3). - С.68.

2. Исламские ученые мира единогласно отвергли «халифат» ИГИЛ. [Электронный ресурс] .- Режим доступа: http://www.ansar.ru/sobcor/islamskie-uchenye-mira-edinoglasno-otvergli-halifat-igil.

3. Арзуманян Р.В., Акопян А.А. Иррегулярные конфликты. Ближний Восток. Террористические группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» и «Исламский фронт»: цели, задачи и способы действий в Сирии и Ираке. — М.: АНО ЦСОиП, 2014 - С.75.

4.Кто и зачем вырастил ИГИЛ [Электронный ресурс] .- Режим доступа : http: //trueinform. ru/modules.php ?name=News&sid=42857.

5. Гриняев С. Н. Информационная война в ходе агрессии США, Великобритании и их союзников против Ирака. Аналитический доклад. Центр стратегических оценок и прогнозов. М., 2010.С.121.

6. Террористическая организация «Исламское государство». Досье [Электронный ресурс] .- Режим доступа: Информационное агентство России «ИТАР-ТАСС» URL: itar-tass. com/info/1264570.

© Подкопаева О.М., Осауленко В.О., Шлюндт Н.Ю., 2015

УДК 342.922

Е.В. Позднякова, к.ю.н., преподаватель Воронежский институт МВД России, Е.В. Герасимова, преподаватель Воронежский институт МВД России

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье рассмотрены основные подходы к определению категории «принципы государственной службы», обозначены проблемы правового и организационного характера, связанные с принципами построения и функционирования системы государственной службы

Ключевые слова Государственная служба, принципы, государственные служащие.

Категория «принцип» в теории права обозначает исходные, первоочередные начала, положения какого-либо института или процесса.

Рассмотрение принципов государственной службы как научной категории позволяет определить, что они отражают наиболее существенные стороны построения и функционирования не только самой

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

государственной службы, но и системы государственных органов, а также определяют содержание сложных внутриорганизационных отношений. Так, например, система и структура государственных органов, разделение полномочий и компетенции между государственными органами, общие основы комплектования кадров государственных органов, квалификационные требования к государственным служащим и многое другое, берут свое начало из принципов построения и функционирования государственной службы.

Принципы государственной службы характеризуют также правовое содержание как всего института государственной службы, так и отдельных государственных органов. Они устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования государственной службы, обуславливают значимость, закономерность и социальную ценность отношений, возникающих в системе государственной службы.

Как справедливо отмечают Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский [1, с. 235], принципы государственной службы - субъективное понятие. Они формируются законодателем, исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране, и базируются на основных положениях правовой системы с учетом развития отраслевого законодательства. Эти принципы отражают объективные связи, возникающие в системе государственно-служебных отношений. Таким образом, формулирование и установление законодателями принципов государственной службы зависят от избранной (функционирующей в стране) модели государственной службы, от адекватности понимания внутренних закономерностей общественных отношений и правового регулирования.

В действующем российском законодательстве не закреплено понятия принципов государственной службы, хотя и содержится их перечень. Так, в статье 3 Федерального закона «О системе государственной службе» от 27 мая 2003 года [2] закреплены основные принципы построения и функционирования системы государственной службы, что свидетельствует об их направленности на построение и функционирование не самой государственной службы, а ее системы. Подобная формулировка статьи порождает определенные научные дискуссии.

В частности, анализируя указанное положение, Ю.Н. Старилов [3, с.46] отмечал, что не совсем понятно, какое отношение к принципам функционирования системы государственной службы имеет «приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты». Также непонятно, почему под принципом построения и функционирования системы государственной службы следует понимать «защиту государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц». Как представляется, защита государственных служащих представляет собой обязанность государства, а не принцип построения и функционирования системы государственной службы, выражающаяся в наделении правовым статусом государственных служащих.

Некоторые вопросы возникают при рассмотрении принципа единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы. Ведь сущность единого подхода к организации государственной службы основывается, с одной стороны, на установленных принципах государственной службы, а, с другой стороны, на принципе законности, так как именно принцип законности составляет единую организационно-правовую основу государственной службы.

В заключение необходимо отметить, что в научной среде не утихают споры по вопросу определения категории «принципы государственной службы», а также их перечня. По мнению авторов статьи, под принципами государственной службы необходимо понимать основополагающие начала организации и функционирования государственной службы, обязательные для исполнения гражданами и государственными служащими, имеющие нормативное закрепление.

Список использованной литературы:

1. Административное право России : учебник / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. — М.: ТК Велби, 2008. — С. 234.

2. О системе государственной службы Российской Федерации : Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2003. Ст. 2063.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

2410-6070

№12/2015

3. Старилов, Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? [Текст] / Ю.Н. Старилов // Журнал российского права. — 2004. — №9.

© Позднякова Е.В., Герасимова Е.В., 2015

УДК 342

О.А. Теплякова,

К.ю.н., доцент

ИГП, ТюмГУ, г. Тюмень, Российская Федерация

В.В. Рогова, магистр второго курса ИГП, ТюмГУ, г. Тюмень, Российская Федерация

ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА1

Аннотация

В статье рассмотрены и проанализированы постановления и определения Конституционного суда Российской Федерации в части защиты прав ребенка. Данные постановления и определения Конституционного суда Российской Федерации были разделены на несколько групп в зависимости от сути правового вопроса. В статье авторы представляют только пять из них, исходя из актуальности правового вопроса и количества поступивших жалоб, обращений граждан по каждой отдельной группе.

Ключевые слова

Конституционный суд Российской Федерации, права ребенка, жалоба

Конституционный суд в процессе рассмотрения жалоб и обращений граждан в части защиты прав детей сформулировал ряд правовых позиций, которые коснулись следующих вопросов:

- выплата алиментов на несовершеннолетнего ребенка;

- право на сохранение рабочего места за работником, воспитывающего ребенка;

- обеспечение права на жилище в отношении детей;

- личные неимущественные права ребенка;

- получение разрешения на временное проживание или временное убежище в России с целью воспитания детей.

Итак, рассмотрим каждую группу вопросов.

1. Выплата алиментов на несовершеннолетнего ребенка.

Одна из проблем, которая стала предметом рассмотрения Конституционного суда - это конституционность порядка исчисления алиментов.

Так, например, при определении размера алиментов с доходов индивидуального предпринимателя, не были учтены его документально подтвержденные расходы [1]. Гражданин А. - индивидуальный предприниматель обратился в Конституционный суд о признании неконституционным порядка расчета алиментов, закрепленного в «Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» [2]. По мнению заявителя, размер алиментов «с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица» [3] не

1 Статья подготовлена в рамках НИР по гранту РГНФ «Защита прав ребенка в русско-финской семье: международные стандарты, межкультурные различия, конституционно-правовое регулирование» № 14-03-00524.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.