Научная статья на тему 'К вопросу о толковании некоторых принципов государственной службы Российской Федерации'

К вопросу о толковании некоторых принципов государственной службы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
945
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PRINCIPLES / GOVERNMENT SERVICE / CIVIL SERVANT / COMPETENCE / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Позднякова Елена Васильевна

Даже законодательное закрепление перечня принципов государственной службы Российской Федерации не сняло дискуссионности при толковании некоторых из них. Вызывает споры среди ученых толкование таких принципов государственной службы как профессионализм и компетентность государственных служащих и равный доступ граждан к государственной службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of interpretation of some principles of Russian government service

Even the legislative fixing of list of principles of Russian state service did not take off the controversy in the interpretation of some of them. Causes arguments among scientists interpretation of such principles of government service as: professionalism and competence of civil servants and equal access of citizens to government service.

Текст научной работы на тему «К вопросу о толковании некоторых принципов государственной службы Российской Федерации»

2.7. К ВОПРОСУ О ТОЛКОВАНИИ НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Перейти на Гпавное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Позднякова Елена Васильевна, капитан милиции, адъюнкт. Место учебы: кафедра административного права и административной деятельности ОВД, Воронежский институт МВД России. E-mail: elena pozdn@mail.ru.

Аннотация: Даже законодательное закрепление перечня принципов государственной службы Российской Федерации не сняло дискуссионности при толковании некоторых из них. Вызывает споры среди ученых толкование таких принципов государственной службы как профессионализм и компетентность государственных служащих и равный доступ граждан к государственной службе.

Ключевые слова: принципы, государственная служба, государственный служащий, компетентность, профессионализм.

TO THE QUESTION OF INTERPRETATION OF SOME PRINCIPLES OF RUSSIAN GOVERNMENT SERVICE

Pozdnyakova Elena Vasilyevna, full-time post graduate adjunct. Place of study: Voronezh institute of the Russian interior Ministry. E-mail: elena_pozdn@mail.ru. Telephone: 8920-401-87-12 (cell.), 8-4732-61-42-64 (home).

Annotation: Even the legislative fixing of list of principles of Russian state service did not take off the controversy in the interpretation of some of them. Causes arguments among scientists interpretation of such principles of government service as: professionalism and competence of civil servants and equal access of citizens to government service.

Keywords: principles, government service, civil servant, competence, professionalism

Принципы государственной службы, являясь научной категорией, отражают наиболее существенные стороны организации и функционирования не только самой государственной службы, но и системы государственных органов, определяют содержание сложных взаимоотношений внутри этой системы.

Принципы государственной службы представляют собой первичные и главенствующие начала, которые существенным образом характеризуют правовое содержание, как всего института государственной службы, так и отдельных институтов комплексного правового образования. Они устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования государственной службы, обуславливают значимость, закономерность и социальную ценность отношений, возникающих в системе государственной службы. Отсутствие правовых принципов государственной службы влечет к появлению в ней элементов произвольности, бюрократизма, неорганизованности, беззакония, несправедливости и

безнравственности.

Как справедливо отмечают Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский1, принципы государственной службы -

1 Административное право России [Текст] : учебник I Б.Н. Габ-ричидзе [и др.]. — М.: ТК Велби, 2006. — С. 235.

субъективное понятие. Они формируются законодателем, исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране, и базируются на основных положениях правовой системы с учетом развития отраслевого законодательства. Эти принципы отражают объективные связи, возникающие в системе государственно-служебных отношений. Таким образом, формулирование и установление законодателями принципов государственной службы зависят от избранной (функционирующей в стране) модели государственной службы, от адекватности понимания внутренних закономерностей общественных отношений и правового регулирования.

В настоящее время законодательно не закреплено понятие принципов государственной службы. На взгляд автора такое определение должно иметь место.

В Федеральном законе «О системе государственной службе» от 27 мая 2003 года2 в статье 3 перечислены основные принципы построения и функционирования государственной службы, что позволяет сделать вывод о том, что данные принципы направлены на построение и функционирование не самой государственной службы, а ее системы. Такая диспозиция статьи порождает ряд вопросов.

В частности, анализируя это положение, Ю.Н. Ста-рилов3 отмечал, что не совсем понятно, какое отношение к принципам функционирования государственной службы имеет «приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты». Также непонятно, почему под принципом построения и функционирования системы государственной службы следует понимать «защиту государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц». По мнению Ю.Н. Старилова4, защита государственных служащих - это необходимый элемент определенного стандарта, включающего в себя социально-правовые гарантии деятельности самих государственных служащих; государство, устанавливая правовой статус государственных служащих, обязуется защищать и обеспечивать государственных служащих.

Порождает ряд вопросов такой принцип государственной службы, как «единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы». Ведь сущность единого подхода к организации государственной службы основывается, с одной стороны, на установленных принципах государственной службы, а, с другой стороны, на принципе законности, так как именно принцип законности составляет единую организационно-правовую основу государственной службы.

Анализ научной литературы, касающейся принципов государственной службы, свидетельствует о спорности и отсутствии единства в их толковании.

Так, дискуссионным остается вопрос о толковании принципа профессионализма и компетентности госу-

2 Федеральный закон №58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: офиц. текст : по состоянию на 1 июня 2009 года. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/ доз8ІигИ/64_4.МтІ.

3 Старилов, Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? [Текст] / Ю.Н. Старилов // Журнал российского права. — 2004. — №9.

4 См.: там же.

4'2009

Пробелы в российском законодательстве

дарственных служащих. Ю.Н. Старилов5 профессионализм государственных служащих рассматривает в широком и узком смыслах. В первом случае речь идет о необходимости получения общего профессионального образования, позволяющего выполнять не только узкоспециальные функции, но и общие функции управления. Во втором случае предполагается качественное выполнение именно специальных функций и задач, характерных для конкретного вида государственной деятельности, отрасли или сферы управления. Понятие «компетентности государственных служащих» Ю.Н. Старилов считает производным от понятия «компетенция государственного органа». Компетентность включает в себя полномочия, осуществляемые государственными служащими и обусловленные занимаемой ими государственной должностью.

Аналогичной точки зрения придерживается ряд ученых: В.Д. Граждан6, Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский7, Сергун П.П.8.

Есть и противоположные позиции. А.Ф. Ноздрачев9 под термином «профессионализм» понимает глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками в определенной области общественно полезной деятельности, а под термином «компетентность» -знание предмета деятельности, наличие профессионального образования, навыков в работе, изучение и освоение передового опыта.

Д.М. Овсянко профессионализм рассматривает как исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течение определенного времени) по приобретенной профессии за регулярно получаемое вознаграждение, проявляя при этом глубокое и всестороннее знание правил и процедур, владение практическими навыками в определенной сфере деятельности. Компетентность отражает объем знаний и опыт работника.

В литературе встречается и более широкое толкование профессионализма, где компетенция рассматривается как его составная часть. Так, Д.Н. Бахрах констатирует, что принцип профессионализма государственной службы предполагает: а) компетентность

работников, т.е. то есть знание ими дела, наличие необходимого образования, стажа, навыков, системы повышения квалификации; б) систематическое, регулярное выполнение функций, операций, оформление, решение дел, стабильность служебных отношений; в) регулярное получение оплаты за свой труд не ниже заранее обусловленных размеров; г) политическую нейтральность10.

По мнению автора понятия «профессионализм» и «компетентность» необходимо рассматривать обособленно друг от друга, ни одно из понятий не является общим по отношению к другому. Под профессиона-

5 Старилов, Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование [Текст] / Ю.Н. Стари-лов. — Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. унив-та, 1996. — С. 97.

6 Граждан, В.Д. Государственная гражданская служба [Текст] : учебное пособие / В.Д. Граждан. — М. : Изд-во «ЮРКНИГА», 2005. — С.109.

7 Административное право России [Текст] : учебник / Б.Н. Габричидзе [и др.]. — М.: ТК Велби, 2006. — С.240.

8 Сергун, П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: теоретико-правовое исследование [Текст] : дис. ... док. юрид. наук : 12.00.02 / П.П. Сергун. — Москва, 1999. — С. 128.

9 Ноздрачев, А.Ф. Государственная служба [Текст] : учебник для подготовки государственных служащих / А.Ф. Ноздрачев. — М. : Статут, 1999. — С. 63.

10 Бахрах, Д.Н. Административное право России [Текст] : учебник для вузов /Д.Н. Бахрах. — М.: Изд-во НОРМА, 2000. — С. 110.

лизмом подразумевается профессиональное образование государственного служащего, владение процедурой деятельности органов государственной власти, обладание умениями и навыками, полученными в результате осуществления своих должностных полномочий. Компетенция государственных служащих, по мнению автора, это понятие, производное от компетенции государственного органа, представляющее собой совокупность прав и обязанностей государственного служащего, закрепленных в должностных инструкциях, которые он вправе и обязан применять для выполнения своих функциональных задач.

Спорным является толкование принципа равного доступа граждан к государственной службе. Данная формулировка предполагает обеспечение равенства к государственной службе всех без исключения граждан Российской Федерации. Однако, при поступлении на государственную службу к кандидату предъявляются определенные требования, несоответствие которым влечет отказ в принятии на государственную службу. Требования, которые предъявляются к кандидатам на государственную службу, можно подразделить на физические, моральные и интеллектуальные. В связи с этим, более точная формулировка, по мнению автора, была бы следующей: «принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии с их физическими, моральными и интеллектуальными способностями».

Правильное толкование принципов государственной службы является залогом их претворения в жизнь в процессе ежедневной служебной деятельности государственных служащих.

Список литературы:

1. Федеральный закон №58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: офиц. текст : по состоянию на 1 июня 2009 года. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/ gossluzh/64_4.html.

2. Административное право России [Текст] : учебник / Б.Н. Габричидзе [и др.]. — М.: ТК Велби, 2006.

3. Бахрах, Д.Н. Административное право России [Текст] : учебник для вузов /Д.Н. Бахрах. — М.: Изд-во НОРМА, 2000.

4. Граждан, В.Д. Государственная гражданская служба [Текст] : учебное пособие / В.Д. Граждан. — М. : Изд-во «ЮРКНИГА», 2005.

5. Ноздрачев, А.Ф. Государственная служба [Текст] : учебник для подготовки государственных служащих / А.Ф. Ноздрачев. — М. : Статут, 1999.

6. Сергун, П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: теоретикоправовое исследование [Текст] : дис. ... док. юрид. наук : 12.00.02 / П.П. Сергун. — Москва, 1999.

7. Старилов, Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование [Текст] / Ю.Н. Старилов. — Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. унив-та, 1996.

8. Старилов, Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? [Текст] / Ю.Н. Ста-рилов // Журнал российского права. — 2004. — №9.

Рецензия

на статью Поздняковой В.Е. Тема: «К вопросу о толковании некоторых принципов государственной службы Российской Федерации».

Представленная рукопись статьи посвящена актуальной научной и практической теме.

Среди ученых до настоящего времени нет единства при толковании принципов государственной службы РФ, несмотря на то, что в статье 3 Федерального закона №58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации» содержится их перечень.

Рукопись статьи является актуальной в связи с тем, что точное толкование принципов государственной службы РФ влияет на решение многих вопросов юридического характера в практической деятельности государственных служащих.

В работе автором рассмотрены основные подходы к толкованию таких принципов государственной службы РФ как: профессионализм и компетентность государственных служащих и равный доступ граждан к государственной службе. Приведены суждения видных ученых по вопросу толкования указанных принципов, таких как, Ю.Н. Старилов, Д.Н. Бахрах, А.Ф. Ноздра-чев, В.Д. Граждан, Б.Н. Габричизде и др., что, несомненно, представляет научный интерес. Отражено и мнение автора по вопросу толкования принципов государственной службы.

На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что рукопись статьи «К вопросу о толковании некоторых принципов государственной службы Российской Федерации», подготовленной адъюнктом кафедры АПиАД ОВД капитаном милиции Поздняковой Е.В., может быть рекомендована к опубликованию в открытой печати.

Научный руководитель: начальник кафедры административного права и административной деятельности ОВД Воронежского института МВД России, к.ю.н., профессор, полковник милиции Т.М. Занина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.