компоненты затем внедряют в одну информационно-образовательную среду, которая позволяет будущему учителю информатики активизировать нужный учебный компонент системы» [1].
Образовательный проект с точки зрения обучающегося, это: путь максимального раскрытия своего творческого потенциала; деятельность, позволяющая проявить себя творчески индивидуально или в группе; возможность попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу; публичная презентация своих достижений; работа, направленная на решение интересной прикладной проблемы; творческая самореализация на результат; поиск проблем практического характера и т.д.
Образовательный проект с точки зрения преподавателя это интегративное и инновационное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические творческие умения и навыки проектирования.
Выводы. Обобщение результатов нашего исследования позволил сформировать авторский алгоритм использование метода проектов для развития творческой личности, представленный нами в следующем виде:
1. Выбор и обоснование основной проблемы проекта. Преподаватель предлагает будущим специалистам набор проблем с учетом предметной области «Информатика».
2. Формирование главной цели и задачи, которые затем разбивает на подцели, для решения которых определяются подзадачи.
3. Определение содержания, плана и алгоритма практической реализации проекта.
4. Создание творческих групп для решения проектных заданий. Для решения одной задачи можно выбрать несколько творческих групп для получения альтернативного решения.
5. Определение форм проектной отчетности.
6. Моделирование проекта.
7. Актуализация творческой, поисковой и исследовательской деятельности.
8. Оформление итогов проектной деятельности будущих специалистов, экспертиза, выступление и защита результатов своей проектной деятельности.
9. Формирование студенческой оценочной команды, которая оценивает работу своих товарищей в рамках реализации проекта, тем самим осуществляется рефлексия.
Таким образом, метод проектов стимулирует творческий интерес к актуальным проблемам и через проектную деятельность позволяет найти эффективное решение задачи и актуализировать свои теоретические знания.
Литература:
1. Абдуразаков М.М., Развитие компонентов профессиональной деятельности учителя информатики в контексте реализации компетентностного подхода // Информатика и образование. 2014. №6.
2. Белова, И.Л. Развитие проектной культуры будущего дизайнера-педагога: Монография / И.Л. Белова. Н. Новгород: ВГИПУ, 2007 - 160 с.
3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
4. Горбунова, И. Эффективность метода проектов при формировании ключевых компетентностей (подготовительная группа) / И. Горбунова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 3.
5. Горбунова, Т.В. Метахарактер информационной компетенции будущих специалистов [Текст] / Т.В. Горбунова, Е.А. Косорукова // Профессиональное образование и занятость молодежи - XXI век: материалы Международной научно-практической конференции (Кемерово, 27-28 марта 2013 г.): в 2 ч. Ч.2. -Кемерово: КРИРПО, 2013. - 266 с.
6. Мухидинов М.Г., Инусова Х.М., Шамхалова Н.К. Методика проектной подготовки будущего учителя // Мир науки, культуры, образования. 2017. №6(67). С. 170-171.
Педагогика
УДК: 371.78
кандидат педагогических наук, доцент Малиева Залина Колумбовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ); студент Арсоев Арсен Ацамазович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ)
К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ
Аннотация. Актуальность проблемы формирования психологической безопасности образовательного пространства школы обусловлена ростом отклонений в психическом и социальном развитии современных детей, вызванных негативными тенденциями растущего одиночества и отчуждения людей друг от друга в современном информационном мире. Основными принципами организации психологической безопасности образовательного пространства школы являются принципы демократизации и гуманизации. В статье раскрываются пути и методы реализации данных принципов, обосновывается необходимость их осуществления в процессе формирования психологически безопасного образовательного пространства школы.
Ключевые слова: гуманистические принципы педагогики, психологическая безопасность, безопасность образовательной среды, гуманизация, демократизация.
Annоtation. The urgency of the problem of forming the psychological security of the educational space of the school is due to the growth of deviations in the mental and social development of modern children, summoned by negative trends of growing loneliness and the alienation of people from each other in the modern information world. The basic principles of organizing the psychological security of the educational space of the school are the principles of democratization and humanization. The article reveals the ways and methods of implementing these principles, substantiates the need for their effectuation in the formation of a psychologically safe educational space of the school.
Keywords: The humanistic principles of pedagogy, psychological safety, the safety of the educational environment, humanization, democratization.
Введение. Актуальность исследования проблемы формирования психологической безопасности образовательного пространства школы обусловлена негативными тенденциями жизни современного общества. Современные школьники сталкиваются со сложным по своему содержанию и установкам информационным миром, в котором объемы информации растут с каждым днем. Возрастающие объемы разноплановой информации, поступающей из различных источников, глубоко воздействует на детскую психику, вызывая отклонения в психическом и социальном здоровье детей. Проблема усугубляется тем, что в этом возрасте у детей еще не определена четкая жизненная позиция и не сформированы защитные механизмы, позволяющие противостоять негативному воздействию информационной среды [5].
С другой стороны, в современном обществе находит место такое негативное явление современной действительности, как психологическое насилие, оказываемое по отношению к школьникам. В отличие от видимого, физического насилия, которое является фактом однозначно осуждаемым, психологическое насилие в школе протекает не так явно, однако имеет такие же разрушительные для психики учащихся последствия. В связи с этим проблема формирования психологической безопасности образовательного пространства школы приобретает особую актуальность.
Несмотря на многочисленные исследования по данной тематике, проблема психологической безопасности личности и среды по-прежнему имеет важное значение, что нашло отражение как в научных исследованиях [4], [11], так и в государственных документах [6], [13].
Острота проблемы, необходимость и возможность ее решения привели к постановке проблемы исследования: каковы должны быть принципы формирования психологической безопасности образовательной среды школы?
Решение этой проблемы составляет цель данной статьи: исследование принципов формирования психологической безопасности образовательной среды школы.
Изложение основного материала статьи. В современной научной литературе существует множество определений, раскрывающих сущность психологической безопасности. В общем смысле понятие «безопасность» характеризуется как состояние защищенности личности или общества от внешних или внутренних угроз. С другой стороны, под безопасностью понимается способность сохранять свою целостность при разрушающих воздействиях внешних или внутренних факторов.
В психологии безопасность выступает в качестве одной из основных потребностей человека. А.Х. Маслоу назвал потребность в безопасности первичной потребностью, актуализирующейся после удовлетворения физиологических потребностей, таких как потребность в воздухе, пищу, воде и др. Потребность в безопасности включает в себя потребность в защите, потребность в сохранении здоровья, стабильности, уверенности в будущем [10].
Различные аспекты проблемы формирования психологической безопасности в школе раскрыты в работах И.А. Баевой, Г.С. Банникова, Д.Ю. Гуменюк, Е.Б. Лактионовой, Л.С. Музыченко, Т.С. Павловой, Н.И. Поливановой, И.М. Улановской, А.В. Цветкова и др.
Исследованию теоретических и практических основ формирования психологической безопасности в образовании посвящены работы И.А. Баевой, которая понимала под психологической безопасностью «состояние окружающей среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психологическое здоровье включенных в нее участников» [3, 12].
Для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде необходимо:
- осознание ее масштабности и важности в обучении, воспитании и развитии учащихся;
- отказ от выстраивания авторитарных насильственных взаимоотношений «агрессор - жертва», в которых каждая из ролей является тягостной и отталкивающей;
- проектирование и реализация учебно-воспитательного процесса на основе принципов гуманистической педагогики [9].
Гуманистическая педагогика и психология ориентируются на личность ученика, его индивидуальные интересы и способности. При этом вектор педагогической деятельности направлен на развитие собственной активности, инициативности, самостоятельности ученика, на создание условий для его самосовершенствования и самореализации.
Гуманная педагогика основана на принципах классической педагогики, яркими представителями которой являются: Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Л.С. Выгодский, Ш.А. Амонашвили и другие.
Основополагающими принципами гуманистической педагогики являются принципы демократизации и гуманизации, провозглашающие индивидуальность ребенка и его максимальную самореализацию в качестве основной ценности. Реализация данных принципов основана на уважении к личности ребенка, заинтересованности в его развитии, организации взаимодействия на основе идей равенства и сотрудничества.
Реализация принципов гуманизации и демократизации выражается в таких проявлениях, как:
1. Доверие. В любой форме доверие, даже незаслуженное, может многое изменить в душе человека. А.С. Макаренко убедительно доказал на практике и описал в своей известной книге «Педагогическая поэма» эффективность подхода к каждому ребенку с «оптимистической гипотезой», т.е. с верой в лучшее в ученике, в его возможности стать честнее, умнее, добрее, организованнее, самостоятельнее [8]. Доверие педагога является для ребенка мощным стимулом стать лучше: научиться новому, больше узнать, быть хорошим учеником. Оно способно полностью изменить отношение ученика к учебе, себе и окружающему миру.
В этой связи хочется привести пример из жизни выдающегося педагога современности, доктора психологических наук, академика Ш.А. Амонашвили. До седьмого класса Шалва Амонашвили был круглым двоечником, а школу окончил с золотой медалью. Его отношение к учёбе изменила новая учительница по грузинскому языку, которая относилась к детям с интересом и уважением. В своих воспоминаниях он писал: «Я был двоечником. Моя учительница по родному языку и литературе увидела эти двойки и начала ставить мне пятерки. Я ее очень полюбил, потому что она одна увидела во мне человека. И однажды она сказала мне:
«Мальчик, мои пятерки краснеют рядом с двойками. Как быть?» Для меня были важны не пятерки, а то, что она верит в меня. Я начал зубрить математику, химию, физику... И вот в итоге я стал тем, кем стал» [1].
2. Интерес к личности ученика, его интересам, способностям, стремлениям, мотивам. Известное выражение К.Д. Ушинского о том, что «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях» [15], до сих пор остается аксиомой для педагогической науки.
При этом учитель всем своим поведением (поступками, жестами, интонацией, взглядом) должен дать ощутить каждому ученику свою заинтересованность в его развитии. Это создает у детей чувство нужности, защищенности, уверенности в своих силах.
3. Терпимость или толерантное отношение учителя к взглядам, привычкам, внешнему виду ученика. А.Г. Асмолов обозначил толерантностью «искусство жить в мире людей и идей». В своей книге «На пути к толерантному сознанию» он охарактеризовал толерантность как уважение и признание равенства, отказ от любого насилия и доминирования, признание поликультурности образования, признание многообразия норм, верований, отказ от сведения всего многообразия к единообразию [2].
4. •Соискание интереса учащихся к своему предмету, себе и своей деятельности. Еще Я.А. Коменский считал интерес одним из основных факторов успешности ребенка в обучении. По его мнению, подтвержденному многовековой педагогической практикой, для создания светлой, радостной обстановки обучения необходимо заинтересовать учащихся своим предметом.
5. Недопустимость унижения личного достоинства ученика. Известно, что крики, оскорбления, угрозы, обидные насмешки не только унижают достоинство ученика, но и вызывает негативное отношение к учителю, неуважение к нему, к его предмету, к процессу обучения в целом. С другой стороны постоянные критические замечания, брань, запугивания вызывают у ребенка эмоциональное напряжение, страх, волнение, подавленность и т. д., провоцируют отклонения в его психологическом развитии. В связи с этим одним из правил гуманной педагогики, разработанной Ш.А. Амонашвили, является именно создание абсолютно комфортной образовательной среды, в которой ученик будет ощущать себя защищенным, уважаемым, любимым и нужным. В своих выступлениях и книгах Ш.А. Амонашвили неоднократно подчеркивал необходимость любить детей именно такими, какие они есть; уважать их личность, беречь их психику, относится серьезно к их проблемам. Нужно уметь встать на сторону ребенка, взглянуть на проблему с его стороны, увидеть ее в его ракурсе. Иначе, по его мнению, образовательный процесс не будет эффективен и никакие крики и угрозы не смогут ничего изменить [1].
6. Разумная требовательность педагога должна быть основана на уважительном отношении к учащимся, вере в их способности и учете возможностей. Доброжелательность без требовательности порождает дезорганизацию и недисциплинированность обучаемых. Требовательность, не основанная на уважении к личности учащегося, обуславливает возникновение недовольства, раздраженности и протеста против требований учителя. А.С. Макаренко не раз подчеркивал, что необходимо предъявлять к учащимся как можно больше требований, однако при этом они должны быть целесообразны, объективны, понятны и выполнимы, доброжелательны и основаны на уважении.
7. Оценка труда учащихся. По мнению В.А. Сухомлинского оценка является одним из «наиболее тонких инструментов воспитания», способных как вдохновить ученика к познанию нового, так и вызвать ненависть к процессу обучения. Поэтому использовать оценку необходимо очень осторожно. Все педагогические усилия сводятся к нулю, если у ученика отсутствует желание учиться, которое возникает только с успехом в учебе. «Напрасный, безрезультатный труд и для взрослого становится постылым, отупляющим, бессмысленным, а ведь мы же имеем дело с детьми» - писал В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» [14].
8. Ориентация на положительные отношения и чувства. Как известно, одним из наиболее эффективных методов в воспитании является метод поощрения, который и лежит в основе реализации данного принципа, применение же наказания допустимо лишь в редких, исключительных случаях. Выстраивание отношений между педагогом и учениками должно осуществляться на основе позитивных, добрых чувств любви, уважения, понимания и заботы, без которых невозможно организовать психологически безопасную образовательную среду.
9. Любовь к учащимся. Выдающийся польский педагог, писатель и врач Я. Корчак, не покинувший своих воспитанников в концлагере и добровольно зашедший с ними в газовую камеру, выделял любовь как главную вещь, которую может дать взрослый ребенку, чтобы тот мог правильно развиваться. Общение без любви к ребенку, без уважения и интереса к его личности он называл губительным [7].
Ш.А. Амонашвили в своей книге «Как любить детей. Опыт самоанализа» пишет: «Дети будут преуспевать в своём духовно-нравственном становлении и познании наук в той мере, в какой всем и каждому достанется благотворная энергия педагогической любви. И чем больше будет наполнено образовательное пространство этой энергией, тем богаче закипит в нём жизнь детей» [1].
10. Признание права ребенка быть самим собой. Самоотверженная, бескорыстная, понимающая любовь к детям является гарантом их роста и развития. Эта идея подтверждается одним из создателей и лидеров гуманистической психологии К. Роджерсом, который научно доказал, что в любом, даже самом враждебно настроенном человеке заложена тенденция к росту, развитию и совершенствованию [12].
По мнению К. Роджерса, учитель может позитивно влиять на ученика, если принимает его таким, какой он есть, позволяет ученику быть самим собой, признает, уважает и считается с его индивидуальностью, взглядами, личностной позицией. Признание и принятие ребенка базируется на уверенности в возможности его развития и самосовершенствовани. «В основе своей, - пишет К. Роджерс, - биологическое естество, «природа» свободно функционирующего человека созидательна и достойна доверия. Если мы способны освободить индивида от защитных реакций, открыть его восприятие как для широкого круга своих собственных нужд, так и для требований окружающих людей и общества в целом, мы можем быть уверены, что его последующие действия будут положительными, созидательными, продвигающими его вперед» [12].
Выводы. Таким образом, создание условий для психологической безопасности субъектов образовательного пространства является необходимым направлением совершенствования учебно-воспитательного процесса в современной школе. Формирование психологически безопасного образовательного пространства школы осуществляется посредством отказа от выстраивания авторитарных взаимоотношений между учителем и учеником и проектирования образовательного процесса на основе принципов гуманистической педагогики и психологии. Реализация традиционных принципов
демократизации и гуманизации, выражающихся в доверии, любви, ориентации на положительные отношения и чувства, признании права учеников быть самими собой, справедливой оценке труда, разумной требовательности, принятии и уважении личного достоинства способствует формированию психологически безопасного образовательного пространства, обеспечивающего детей условиями для самоутверждения, самореализации и саморазвития.
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Как любить детей: Опыт самоанализа. - М.: Свет, 2017. - 176 с.
2. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. - М.: Смысл, 2000. - 255 с.
3. Баева И.А., Бурмистрова Е.В., Лактионова Е.Б., Рассоха Н.Г. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство. СПб.: Речь, 2006. 288 с.
4. Гильмеева Р.Х., Левина Е.Ю. Комплексная безопасность образовательных организаций как социальный проект // Казанский педагогический журнал. 2017. № 5 (124). С. 17-23.
5. Ермолаева С.А. Психолого-педагогические проблемы воспитания подростков в условиях цифрового или информационного общества // В сборнике: Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека Сборник научных статей и материалов международной конференции. Под общей редакцией Р.В. Ершовой. 2016. С. 108-112.
6. Концепция информационной безопасности детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р. [Электронный ресурс] / http://static.govemment.ru/media/files/mPb AMyJ29uSPhL3p20168GA6hv3CtBxD.pdf (дата обращения 25.12.2019).
7. Корчак Я. Как любить ребенка. - М.: АСТ, 2019. - 480 с.
8. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - М.: АСТ, 2018. - 736 с.
9. Малиева З.К. Педагогическая система профилактики и коррекции морального отчуждения обучающихся в современной высшей школе. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2017. 241 с.
10. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2019. - 400 с.
11. Научные основы безопасного образования: теория и практика: коллективная монография / Мухаметзянова Ф.Ш., Гильмеева Р.Х., Грузкова С.Ю., Грязнов А.Н., Камалеева А.Р., Левина Е.Ю., Масленникова В.Ш., Мухаметзянова Л.Ю., Прокофьева Е.Н., Трегубова Т.М., Угарова Н.М., Хусаинова С.В., Чеверикина Е.А., Шайхутдинова Г.А., Шибанкова Л.А., Щербаков В.С. / Под редакцией член-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Ф.Ш. Мухаметзяновой. - Казань: «Отечество», 2016. - 268 с.
12. Роджерс К.Р. Гуманистическая психология. Теория и практика. - М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2013. - 456 с.
13. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _191669/61a97f7ab0f2f3757fe034d11011c763bc2e593f/ (дата обращения 28.12.2019).
14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Концептуал, 2019. - 320 с.
15. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. - М., 2012. - 776 с.
Педагогика
УДК:378
кандидат филологических наук, доцент Марутина-Катрецкая Елена Михайловна
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного» (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Мендыгалиева Алтнай Кенесовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. Актуальность проблемы развития речи, в том числе математической, у иностранных студентов обусловлено требованиями к реализации компетентностной модели выпускника вуза. Успешность в овладении речью является фундаментом для дальнейшего обучения и развития иностранных студентов, так как речь способна открывать для них широкий мир науки и жизни.
Решение данной задачи возможно при использовании на занятиях по русскому языку специального комплекса учебных заданий с математическим содержанием.
В рамках данной статьи авторы рассматривают различные виды учебных заданий, направленные на знание терминов, объяснение значений математических терминов, умение грамотно писать термины, составление правильных связных высказываний, устранение грамматических и математических ошибок, замену словесной формулировки на символическую запись и самостоятельное создание текстов.
Представленный комплекс учебных заданий направлен на развитие и повышение культуры речи, обогащение активного и пассивного словарного запаса студентов, осознанность использования в речи математических терминов.
Ключевые слова: иностранные студенты, математическая речь, занятия по русскому языку, развитие речи, учебные задания.
Anmtation. The relevance of the problem of the development of speech, including mathematical, among foreign students is due to the requirements for the implementation of the competency model of a university graduate. Success in mastering the speech is the foundation for further training and development of foreign students, as speech is able to open for them a wide world of science and life.
The solution to this problem is possible when using in classes in the Russian language a special complex of educational tasks with mathematical content.