Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СУДОПРОИЗВОДСТВЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СУДОПРОИЗВОДСТВЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
177
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
искусственный интеллект / судопроизводство / нейросеть / цифровые технологии / машинное творчество / правотворчество / судебное правоприменение.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кононов Давид Александрович

В статье автор рассуждает о том, что развитие цифровых технологий в судопроизводстве вызывает немало вопросов в области защиты прав и свобод, реализация которых в основном зависит от допустимости электронных доказательств и информационной безопасности. Одним из направлений развития цифровых технологий в судопроизводстве является совершенствование безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры цифрового судопроизводства. Автор статьи делает вывод о том, что на законодательном уровне не урегулированы и должны быть закреплены: порядок внесения определенных учетных данных электронных форм в информационные системы; порядок создания электронных документов и их использование в доказывании по делу; электронное взаимодействие с экспертами и специалистами в целях получения заключений в электронном формате; определение процедур и круга лиц, имеющих допуск к материалам электронного дела; порядок и сроки передачи электронных дел по подсудности; их прекращения (объединения, выделения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СУДОПРОИЗВОДСТВЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-4-143-149 КОНОНОВ Давид Александрович,

NIION: 2018-0076-4/23-244 кандидат юридических наук, руководитель

MOSURED: 77/27-023-2023-4-244 практики «Сопровождение процедур

банкротства и Антикризисный консалтинг» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры»,

e-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СУДОПРОИЗВОДСТВЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье автор рассуждает о том, что развитие цифровых технологий в судопроизводстве вызывает немало вопросов в области защиты прав и свобод, реализация которых в основном зависит от допустимости электронных доказательств и информационной безопасности. Одним из направлений развития цифровых технологий в судопроизводстве является совершенствование безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры цифрового судопроизводства. Автор статьи делает вывод о том, что на законодательном уровне не урегулированы и должны быть закреплены: порядок внесения определенных учетных данных электронных форм в информационные системы; порядок создания электронных документов и их использование в доказывании по делу; электронное взаимодействие с экспертами и специалистами в целях получения заключений в электронном формате; определение процедур и круга лиц, имеющих допуск к материалам электронного дела; порядок и сроки передачи электронных дел по подсудности; их прекращения (объединения, выделения).

Ключевые слова: искусственный интеллект, судопроизводство, нейросеть, цифровые технологии, машинное творчество, правотворчество, судебное правоприменение.

KONONOV David Alexandrovich,

Candidate of Legal Sciences, Head Practices "Procedure Support bankruptcy and anti-crisis consulting " Lemchik, Krupsky & Partners Law Firm,

ON THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN LEGAL PROCEEDINGS IN THE RUSSIAN FEDERATION: TRENDS AND PROSPECTS

Annotation. In the article, the author argues that the development of digital technologies in legal proceedings raises many questions in the field of protecting rights and freedoms, the implementation of which mainly depends on the admissibility of electronic evidence and information security. One of the directions for the development of digital technologies in legal proceedings is the improvement of the secure information and telecommunication infrastructure of digital legal proceedings. The author of the article concludes that at the legislative level are not regulated and should be enshrined: the procedure for entering certain credentials of electronic forms into information systems; the procedure for creating electronic documents and their use in proving the case; electronic interaction with experts and specialists in order to obtain conclusions in electronic format; determination of procedures and circle of persons with access to electronic case materials; procedure and terms of transfer of electronic cases under jurisdiction; their termination (merging, highlighting).

Key words: artificial intelligence, legal proceedings, neural network, digital technologies, machine creativity, law enforcement, judicial enforcement.

Цифровые технологии стали реальностью судопроизводства, исполнительного производства, а также нотариата и третейского разбирательства. Скорость и способы передачи информации с использованием цифровых технологий становится важным фактором в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

судопроизводстве, упрощая работу с документацией. [1] Несмотря на то, что использование искусственного интеллекта в судебном заседании облегчает работу, появляется и ряд проблемных вопросов: не определен правовой статус указанных систем; имеется возможность возникновения

манипуляций с протоколом заседаний, который ведется в электронном виде и ряд других вопросов [2].

Кроме того, развитие цифровых технологий в судопроизводстве вызывает немало вопросов в области защиты прав и свобод, реализация которых в основном зависит от допустимости электронных доказательств и информационной безопасности. При этом необходимо учитывать зарубежный опыт, [3] соблюдая принцип ответственного использования технологий, который основывается на подотчетности, прозрачности и справедливости ввиду существования риска нарушения конфиденциальности при применении указанных технологий. Право на конфиденциальность данных затрагивается, когда органы власти собирают, хранят, передают или обрабатывают данные, относящиеся к физическому (или юридическому) лицу, и таким образом затрагивается «частная жизнь» этого лица. [4]

Другими словами, применение технологий больших данных и ИИ требуют вдумчивого подхода к обеспечению общественного доверия. Этих целей можно достичь, создав соответствующую инфраструктуру, одним из элементов которой будет грамотное регулирование использования рассмотренных цифровых технологий на стадии внесение определенных учетных данных в информационные системы. [5]

В связи с этим одним из направлений развития цифровых технологий в судопроизводстве является совершенствование безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры цифрового судопроизводства.

Ранее было отмечено, что технология ИИ во всем мире уже зарекомендовала себя в большинстве сферах жизнедеятельности общества, включая правовые сферы. [6]

В судебной системе Великобритании был внедрен ИИ, который позволял определять вероятный исход судебного дела путем анализа других судебных дел, что позволило определять решения судей с точностью около 80% при том, что всего было проанализировано порядка 600 судебных дел [7].

Европейская этическая хартия Совета Европы по использованию ИИ в судебных системах основывается на 5-ти принципах, которые необходимы для использования ИИ [8]:

- принцип уважения и обеспечения верховенства права и независимости судей в процессе принятия решений. Обработка судебных решений и данных должна служить четким целям в полном соответствии с основными правами, гарантированными Европейской конвенцией о правах человека (ЕКПЧ) и Конвенцией о защите персональных данных;

- принцип обеспечения отсутствия дискриминации. Данный принцип позволит обеспечить всем равные права, то есть не должно происходить ущемление той или иной стороны при использовании интеллектуальных систем;

- принцип обеспечения прозрачности, беспристрастности и справедливости позволит понять, какими методами происходит обработка данных и их использование в судебной системе. Независимым органам или экспертам может быть поручено сертифицировать и проверять методы обработки или заранее предоставлять консультации. Государственные органы могут выдавать сертификаты, подлежащие регулярному пересмотру;

- принцип качества и безопасности. Данный принцип раскрывает особенности используемой информации, подчеркивая важность сертифицированных источников, которые позволят наиболее достоверно вынести судебное решение, а также необходимость создания безопасной технологической среды. Следовательно, разработчики моделей машинного обучения должны иметь возможность широко опираться на опыт соответствующих специалистов системы правосудия (судей, прокуроров, юристов и т. д.). Формирование смешанных проектных команд является одним из организационных методов, позволяющих извлечь выгоду из этого междисциплинарного подхода;

- последним принципом, на котором базируется данная Хартия является принцип контроля пользователя. Он описывает необходимость исключения предписывающих подходов, чтобы система не была предвзятой, тем самым как пользователь, так и ИИ, могли осознавать свой выбор. Ввиду этого автономия пользователя должна быть увеличена, а не ограничена за счет использования инструментов и сервисов искусственного интеллекта. Это позволит пользователям понимать решения, принимаемые ИИ, иметь возможность представлять свои позиции и предлагать альтернативные решения. [9] Судебная система должна обеспечивать специалистам возможность постоянно просматривать судебные решения, а также данные, используемые для их формирования, независимо от особенностей конкретного дела. Также участникам нужно ясно разъяснять, что решения, предлагаемые искусственным интеллектом, не являются обязательными и у них есть другие возможные варианты, а также есть право на юридическую консультацию и доступ к суду. [10]

В случаях, когда рассмотрение дела ИИ производится до судебного разбирательства, участнику также следует явно указывать, что он имеет право возражать против рассмотрения дела ИИ.

Следовательно, чтобы улучшить эффективность работы судебной системы с использова-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

нием интеллектуальных систем, разработчики должны учитывать нужды участников. Так они смогут понять решения, принимаемые ИИ и будут иметь возможность высказывать свою точку зрения, альтернативные решения. [11]

Представляется, что создание таких рекомендаций, хартий и регламентов является хорошим подходом к началу создания правового регулирования интеллектуальных систем. ИИ должен служить четким целям и соответствовать основным правам человека, которые гарантируются национальным законодательством, а также международными правовыми актами, что в свою очередь повысит доверие и вызовет интерес к использованию ИИ в нашем мире.

В России, целях создания основ регулирования цифровой экономики, Федеральным законом от 18.03.2019 N 34-Ф3 «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» качестве объекта гражданских прав были предусмотрены цифровые права (статья 141.1 ГК РФ). Анализ указанной статьи многие вопросы оставляет без ответа. Если цифровые права могут быть реализованы только в информационной системе, то как Федеральная служба судебных приставов будет обеспечивать исполнение судебных актов, непосредственно связанных с осуществлением цифровых прав? ГК РФ в отношении цифровых прав фактически устанавливает лишь рамочное регулирование, которое требует закрепления в других законах. В 2020 году был принят Закон о цифровых финансовых активах [12].

Этот закон формализует цифровые активы, или, как их обычно называют, "цифровые права", и, хотя он более ограничительный, чем в некоторых странах [13], также предоставляет определенные возможности.

Закон определил цифровые финансовые активы как цифровые права, которые включают:

- денежные иски;

- возможность пользоваться правами, связанными с эмиссионными ценными бумагами;

- доля в капитале непубличного акционерного общества;

- право передачи эмиссионных ценных бумаг.

Судебная защита предоставляется только в том случае, если владение цифровой валютой было задекларировано в соответствии с налоговым законодательством. Кроме того, этот закон запрещает:

- распространение информации о возможных расчетах в цифровых валютах;

- предложение и прием цифровых валют в качестве оплаты товаров, работ и услуг;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

- использование любого способа оплаты в цифровых валютах (поскольку это угрожает суверенной валюте).

Также в настоящее время невозможно отменить операцию перевода виртуальной валюты. Таким образом, даже в случае вынесения судом решения по иску о возврате необоснованно приобретенного или сохраненного имущества лица, за счет которого другая сторона обогатилась, возможно только путем добровольного возвращения имущества.

Отсутствие системного правового регулирования оборота виртуальных активов в Российской Федерации приводит к невозможности судебной защиты участников этих правоотношений и еще более негативным последствиям - к недостаточному развитию различных направлений технологий, что чревато технологическим отставанием в этой критически важной сфере. [14]

В настоящее время фундаментальную роль во внедрении цифровых технологий в государственное управление играет национальная программа «Цифровая экономика» [15], которая ставит задачи по совершенствованию нормативной базы, развитию отдельных цифровых технологий и инфраструктуры, обеспечению информационной безопасности. В структуру данного документа входят следующие федеральные проекты, определяющие конкретные задачи и фиксирующие результаты их выполнения: «информационная инфраструктура», «информационная безопасность», «кадры для цифровой экономики», «цифровые технологии», «цифровое государственное управление», «нормативное регулирование цифровой среды». [16]

Так, в рамках выполнения федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» [17] в области внедрения цифровых технологий в судопроизводство и нотариат на настоящий момент исполнен п. 1.4 вышеуказанного проекта. [18]

Результатом реализации п. 1.4 стали стала унификация норм о подаче документов (исковых заявлений, ходатайств, жалоб и др.) в электронном виде в арбитражные суды, суды общей юрисдикции, мировые суды и в Федеральную службу судебных приставов [19].

На сегодняшний день используется две цифровые платформы, предназначенные для электронной подачи документов участниками судопроизводства: ГАС «Правосудие» (предназначен для взаимодействия с судами общей юрисдикции) и МойАрбитр (направлен на коммуникацию с арбитражными судами). [20]

При этом ГАС «Правосудие», созданное первоначально для координации работы сотрудников

судебной системы, аккумулирует в себе более 20 подсистем, направленных на обеспечение автоматизации сбора, обработки и учета данных, -«Право», «Административное управление», «Судебное делопроизводство и статистика», «Банк судебных решений» и др.

Более того, в конце 2022 года внедрен очередной этап суперсервиса «Правосудие онлайн» [21], который предоставляет возможность реализовать участникам судопроизводства значительный объем процессуальных прав в дистанционном формате. Указанный сервис создан на базе портала государственных услуг РФ.

По заявлению заместителя главы Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном суде России Богдановой В., в скором времени начнётся его тестирование перед запуском. Реализация очередного этапа позволит подавать иски онлайн не только гражданам через «Госуслуги», но и организациям через систему межведомственного взаимодействия [22].

Насколько удобен и комфортен сервис будет в использовании, покажет время, когда будут проведены испытания и будут выгружены первые прототипы, с которыми можно будет работать в обещанном режиме.

В настоящее время Федеральным законом N 440-ФЗ [23] внесены изменения в процессуальные кодексы, которые были дополнены новыми статьями : 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК); 155.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК); 142.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС). Дополнения определили регламент дистанционного слушания посредством использования веб-конференций и закрепили условия для принятия судом решения о проведении судебных заседаний в режиме онлайн.

Эти новеллы предопределяют создание новых порядков реализации процессуальных прав граждан. Цифровая трансформация создала условия для реализации ряда прав, составляющих содержание цифрового доступа к суду: право на обращение к суду в электронном виде, право на дистанционное ознакомление с материалами дела, право инициировать судебное производство по гражданским делам в электронной форме и удаленно участвовать в судебном разбирательстве посредством видео-конференц-связи или веб-конференции.

Следует заметить, что понятие «видео-кон-ференц-связь» (ВКС) в законодательных актах отсутствует. Этот пробел восполнен Судебным департаментом при Верховном Суде РФ в Регламенте организации применения видео-конфе-

ренц-связи при подготовке и проведении судебных заседаний [24].

По вопросам использования ВКС как способа осуществления процессуальных действий уже начала формироваться судебная практика. Так, Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2023 N Ф04-6386/2018 по делу N А46-13385/2016 удовлетворено требование об отмене постановления апелляционного суда в связи с недопуском кассатора к участию в судебном заседании посредством системы веб-конференции, дело направлено на новое рассмотрение в апелляционный суд, поскольку ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем веб-видеоконференции судом не разрешено, процессуальные нарушения, допущенные судом, лишили кассатора возможности осуществления прав, гарантированных АПК РФ, в том числе права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, и могли повлиять на законность обжалуемого судебного решения [25].

Новые положения процессуальных кодексов вызывают ряд практических вопросов по их реализации применительно к соблюдению основных принципов судебного процесса. Кроме того, на законодательном уровне не урегулированы и должны быть закреплены: порядок внесения определенных учетных данных электронных форм в информационные системы; порядок создания электронных документов и их использование в доказывании по делу; электронное взаимодействие с экспертами и специалистами в целях получения заключений в электронном формате; определение процедур и круга лиц, имеющих допуск к материалам электронного дела; порядок и сроки передачи электронных дел по подсудности; их прекращения (объединения, выделения).

В гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве закреплены разные подходы законодателя к решению сходных вопросов, связанных с цифровым доступом к суду. При этом указанные разные подходы не связаны с особенностями рассматриваемых дел и не продиктованы особой их природой. [26]

Следует поддержать позицию Бурдиной Е.В., обратившей внимание на тот факт, что в гражданском судопроизводстве право на удаленное участие в судебном разбирательстве посредством веб-конференции, т.е. с использованием личных средств связи через выход в Интернет, может быть реализовано только при рассмотрении дел по первой инстанции. На апелляционной и кассационной стадиях гражданского судопроизводства допускается возможность участия лиц, участвующих в деле, их представителей, а также

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

свидетелей,экспертов, специалистов, переводчиков путем использования систем видео-конфе-ренц-связи по правилам ст. 155.1 ГПК, но не посредством веб-конференции (ст. 327, 379.5 ГПК). Вместе с тем возможность использования веб-конференции в арбитражном и административном судопроизводстве предусмотрена как при разрешении дел по существу, так и при их пересмотре в апелляционном и кассационном порядке (ст. 266, 284 АПК; ст. 307 КАС) [27].

Следовательно, требуют унификации правила дистанционного участия в судебном заседании на проверочных стадиях гражданского, арбитражного и административного судопроизводства. Унификация заключается в предоставлении возможности участия сторон в судебных заседаниях с использованием видео-конференц-связи или веб-конференции в проверочных стадиях (судах апелляционной и кассационной инстанций) в гражданском судопроизводстве, т.е. по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции.

До настоящего времени не имеют правового регулирования вопросы, связанные с задачами использования судебной цифровой платформы и администрированием ею. Вместе с тем в Российской Федерации уже имеется опыт правового закрепления на уровне федерального закона [28] цифровых платформ, используемых в разных сферах государственной и социальной практики. Внедрение новых технологий и ускоренная циф-ровизация судебного процесса должны происходить с учетом возрастающей роли обеспечения цифровой безопасности.

Список литературы:

[1] Шокумов Ю.Ж. Формирование системы судов общей юрисдикции в России после 1993 года // Российский научный вестник. 2022. № 1. С. 37.

[2] Морозова Г.А., Губайдуллина Э.Х. Цифровые технологии в административном судопроизводстве // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №4-2.

[3] Grabenwarter C. European Convention on Human Rights, Muenchen: C.H. Beck, 2014.

[4] Полякова Т.А., Жарова А.К. Научный семинар «проблемы информационного права и информационной безопасности» // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2017. Т. 12. № 1. С. 172-188.

[5] Мельников В.В. Правоприменительная деятельность как форма реализации конституционных основ регулирования экономических отношений // Российский научный вестник. 2022. № 1. С. 12.

[6] Жарова А.К. Правовое обеспечение информационной безопасности при использова-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

нии интернета вещей // Информационное право. 2019. № 4. С. 31-34.

[7] Лазовский Е. Британские исследователи «заменили» реальных судей искусственным интеллектом. [Электронный ресурс]. URL.: https://3dnews.ru/941489/britanskie-issledovateli-zamenili-realnih-sudey-iskusstvennim-intellektom (дата обращения 13.03.2023).

[8] European Ethical Charter on the use of artificial intelligence (AI) in judicial systems and their environment // [Электронный ресурс].URL.: https:// rm.coe.int/ethical-charter-en-for-publication-4-december-2018/16808f699c (Дата обращения: 09.03.2023 г.).

[9] Жарова А.К. Правовое обеспечение цифрового профилирования деятельности человека // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2020. Т. 20. № 2. С. 80-87.

[10] Туманов Э.В. Деятельность адвоката в Европейском суде по правам человека: история вопроса // Российский научный вестник. 2022. № 2. С. 44.

[11] Мельников В.В. Теоретико-правовой аспект экономической свободы: вопросы судебного правоприменения // Российский научный вестник. 2022. № 3. С. 47.

[12] Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022)»0 цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// «Российская газета», N 173, 06.08.2020.

[13] The Russian Crypto Ecosystem // 2021. URL: https://medium.com/beyondhype/the-russian-crypto-ecosystem-d41811b0c01c (дата обращения: 07.04.2023).

[14] Барицкая М.А. Перспективы совершенствования российской модели социального предпринимательства // Российский научный вестник. 2022. № 4. С. 32-33.

[15] Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 N 234 (ред. от 13.05.2022)»0 системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Феде-рации»(вместе с «Положением о системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»)// «Собрание законодательства РФ», 18.03.2019, N 11, ст. 1119; «Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»(утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) //digital.gov.ru

[16] Жарова А.К., Елин В.М. Обеспечение безопасности персональных данных в эпоху боль-

ших данных / В сборнике: Динамика институтов информационной безопасности. Правовые проблемы. Сборник научных трудов. Отв. ред. Т.А. Полякова, В.Б. Наумов, Э.В. Талапина. 2018. С. 174-181.

[17] «Паспорт федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды»// https://economy.gov.ru по состоянию на 29.03.2023.

[18] Кокорев А.С. Управление внешней и внутренней логистикой. - М.: Государственный университет по землеустройству, 2021.

[19] Федеральный закон от 30.12.2021 N 440-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Российская газета. - № 1. - 2021. - 10 янв.; О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 21.12.2021 N 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Российская газета. - № 294. - 2021. - 27 янв.

[20] Кокорев А.С. Инновационные решения на промышленных предприятиях России // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2017. № 24 (29). С. 53-56.

[21] Суперсервис «Правосудие онлайн» начал поэтапно запускаться на портале госуслуг с 2020 года.

[22] https://pravosudieonlme.ru/author/moi-

seev/

[23] Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 440-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 30.03.2023)

[24] Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2015 N 401(ред. от 30.12.2020)>Юб утверждении Регламента организации применения видео-конференц-связи при подготовке и проведении судебных заседаний»// СПС Консультант Плюс

[25] СПС Консультант Плюс.

[26] Фатеева Н.Б., Петрякова С.В., Симач-кова Н.Н., Петрова Л.Н., Крутикова Н.Ф. Развитие цифровых компетенций в системе образования // Образование и право. 2022. № 1. С. 189.

[27] Бурдина Е.В. Цифровой доступ к суду в Российской Федерации: проблемы правового регулирования // Российский судья. 2022. N 10. С. 49 - 53.

[28] Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (направлен на правовое регулирование цифровой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инвестиционной платформы, используемой для заключения договоров инвестирования) // СЗ РФ. 2019. N 31. Ст. 4418.

Spisok literatury:

[1] SHokumov YU.ZH. Formirovanie sistemy sudov obshchej yurisdikcii v Rossii posle 1993 goda // Rossijskij nauchnyj vestnik. 2022. № 1. S. 37.

[2] Morozova G.A., Gubajdullina E.H. Cifrovye tekhnologii v administrativnom sudoproizvodstve // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestven-nyh nauk. 2020. №4-2.

[3] Grabenwarter C. European Convention on Human Rights, Muenchen: C.H. Beck, 2014.

[4] Polyakova T.A., ZHarova A.K. Nauchnyj seminar "problemy informacionnogo prava i informa-cionnoj bezopasnosti" // Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossijskoj akademii nauk. 2017. T. 12. № 1. S. 172-188.

[5] Mel'nikov V.V. Pravoprimenitel'naya deya-tel'nost' kak forma realizacii konstitucionnyh osnov regulirovaniya ekonomicheskih otnoshenij // Rossijskij nauchnyj vestnik. 2022. № 1. S. 12.

[6] ZHarova A.K. Pravovoe obespechenie infor-macionnoj bezopasnosti pri ispol'zovanii interneta veshchej // Informacionnoe pravo. 2019. № 4. S. 31-34.

[7] Lazovskij E. Britanskie issledovateli «zame-nili» real'nyh sudej iskusstvennym intellektom. [Elek-tronnyj resurs]. URL.: https://3dnews.ru/941489/ britanskie-issledovateli-zamenili-realnih-sudey-iskus-stvennim-intellektom (data obrashcheniya 13.03.2023).

[8] European Ethical Charter on the use of artificial intelligence (AI) in judicial systems and their environment // [Elektronnyj resurs].URL.: https:// rm.coe.int/ethical-charter-en-for-publication-4-de-cember-2018/16808f699c (data obrashcheniya: 09.03.2023 g.).

[9] ZHarova A.K. Pravovoe obespechenie cifrovogo profilirovaniya deyatel'nosti cheloveka // Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Seriya: Pravo. 2020. T. 20. № 2. S. 80-87.

[10] Tumanov E.V. Deyatel'nost' advokata v Evropejskom sude po pravam cheloveka: istoriya voprosa // Rossijskij nauchnyj vestnik. 2022. № 2. S. 44.

[11] Mel'nikov V.V. Teoretiko-pravovoj aspekt ekonomicheskoj svobody: voprosy sudebnogo pravo-primeneniya // Rossijskij nauchnyj vestnik. 2022. № 3. S. 47.

[12] Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 N 259-FZ (red. ot 14.07.2022)"0 cifrovyh finansovyh aktivah, cifrovoj valyute i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii"// "Rossi-jskaya gazeta", N 173, 06.08.2020.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

[13] The Russian Crypto Ecosystem // 2021. URL: https://medium.com/beyondhype/the-rus-sian-crypto-ecosystem-d41811b0c01c (data obrash-cheniya: 07.04.2023).

[14] Barickaya M.A. Perspektivy sovershen-stvovaniya rossijskoj modeli social'nogo predprinima-tel'stva // Rossijskij nauchnyj vestnik. 2022. № 4. S. 32-33.

[15] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 02.03.2019 N 234 (red. ot 13.05.2022)"0 sisteme upravleniya realizaciej nacional'noj programmy "Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii"(vmeste s "Polozheniem o sisteme upravleniya realizaciej nacional'noj programmy "Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii")// "Sobranie zakonodatel'stva RF", 18.03.2019, N 11, st. 1119; "Pasport nacional'nogo proekta "Nacional'naya programma "Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii"(utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvi-tiyu i nacional'nym proektam, protokol ot 04.06.2019 N 7) //digital.gov.ru

[16] ZHarova A.K., Elin V.M. Obespechenie bezopasnosti personal'nyh dannyh v epohu bol'shih dannyh / V sbornike: Dinamika institutov informacion-noj bezopasnosti. Pravovye problemy. Sbornik nauchnyh trudov. Otv. red. T.A. Polyakova, V.B. Nau-mov, E.V. Talapina. 2018. S. 174-181.

[17] "Pasport federal'nogo proekta "Normativ-noe regulirovanie cifrovoj sredy"// https://economy. gov.ru po sostoyaniyu na 29.03.2023.

[18] Kokorev A.S. Upravlenie vneshnej i vnu-trennej logistikoj. - M.: Gosudarstvennyj universitet po zemleustrojstvu, 2021.

[19] Federal'nyj zakon ot 30.12.2021 N 440-FZ "O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii"// Rossijskaya gazeta. - № 1. - 2021. - 10 yanv.; O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii : Federal'nyj zakon ot 21.12.2021 N 417-FZ "O vnesenii

izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii"// Rossijskaya gazeta. - № 294. - 2021. -27 yanv.

[20] Kokorev A.S. Innovacionnye resheniya na promyshlennyh predpriyatiyah Rossii // Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo agrarnogo zaoch-nogo universiteta. 2017. № 24 (29). S. 53-56.

[21] Superservis «Pravosudie onlajn» nachal poetapno zapuskat'sya na portale gosuslug s 2020 goda.

[22] https://pravosudieonline.ru/author/moi-

seev/

[23] Federal'nyj zakon ot 30 dekabrya 2021 g. N 440-FZ "O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii" // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: http://pravo.gov. ru (data obrashcheniya: 30.03.2023)

[24] Prikaz Sudebnogo departamenta pri Ver-hovnom Sude RF ot 28.12.2015 N 401(red. ot 30.12.2020)"0b utverzhdenii Reglamenta organizacii primeneniya video-konferenc-svyazi pri podgotovke i provedenii sudebnyh zasedanij"//SPS Konsul'tant Plyus

[25] SPS Konsul'tant Plyus.

[26] Fateeva N.B., Petryakova S.V., Simachk-ova N.N., Petrova L.N., Krutikova N.F. Razvitie cifrovyh kompetencij v sisteme obrazovaniya // Obra-zovanie i pravo. 2022. № 1. S. 189.

[27] Burdina E.V. Cifrovoj dostup k sudu v Rossijskoj Federacii: problemy pravovogo reg-ulirovaniya // Rossijskij sud'ya. 2022. N 10. S. 49 - 53.

[28] Federal'nyj zakon ot 2 avgusta 2019 g. N 259-FZ (red. ot 14.07.2022) "O privlechenii investicij s ispol'zovaniem investicionnyh platform i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii" (napravlen na pravovoe regulirovanie cifrovoj investicionnoj platformy, ispol'zuemoj dlya zaklyucheniya dogovorov investirovaniya) // SZ RF. 2019. N 31. St. 4418.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.