Проблемы экономики и юридической практики
6'2018
1.9. К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ НАКАЗАНИЙ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Батюкова Вера Евгеньевна, канд. юрид. наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности
Место работы: Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
Аннотация: автор анализирует правоприменительную практику налоговых преступлений. Приводит примеры судебной практики. Определяет опасность налоговых преступлений. Анализ указанных преступлений и правонарушений, предусмотренных УК РФ и КоАП РФ, позволяет автору сделать определенные выводы.
Ключевые слова: налоговые преступления, налоговые правонарушения, наказание, судебная практика, общественная опасность.
ON THE ISSUE OF THE APPLICATION OF PENALTIES FOR TAX CRIMES
Batyukova Vera E., PhD in law, Associate professor, associate Professor of Department of legal regulation of economic activity Work place: Financial University under the Government of the Russian Federation
Annotation: the author analyzes the law enforcement practice of tax crimes. Provides examples of judicial practice. Defines the nature and degree of public danger of tax crimes. Analysis of these crimes and offenses under the Code of Administrative Offenses allows the author to draw certain conclusions.
Keywords: tax crimes, tax offenses, punishment, judicial practice, public danger.
Анализ материалов уголовных дел и приговоров, к которым имеется свободный доступ, предусмотренным ст.ст.198-199.2 УК РФ, позволяет заключить, что на сегодняшний день, практика назначения наказания за вышеуказанные преступления абсолютно складывается однозначно, а именно суд связывает наказание либо с незначительными штрафами, либо вообще виновные лица освобождаются от уголовной ответственности.
Посмею напомнить, что уголовную ответственность за преступления, предусмотренные ст. ст. 198-199 УК РФ законодатель связывает с определенными условиями, которые подлежат установлению1. [Батюкова, Малахова, 2017:197].
При этом хочется обратить внимание, что в независимости от указанных размеров, анализируемые преступные деяния относится к первой категории преступлений, которую называет законодатель.
Что касаемо ответственности организаций, размер совершенных деяний характеризуется следующими суммами более 5 млн или 15 млн2.
1 Крупный размер относительно ст.198 УК РФ признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более девятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая два миллиона семьсот тысяч рублей. Особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более четырех миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей.
2 Крупным размером ч.1 ст.199 УК РФ признается сумма налогов, сбо-
ров, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей. Особо крупным размером в ч.2 ст.199 УК РФ признается согласно при-
При анализе этих преступлений можно заметить не соразмерность определенной законодателем опасности3
За все анализируемые преступления законодатель предусмотрел специальный вид освобождения от уголовной ответственности.
Анализ официальной судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации свидетельствует, что за 2017 год свидетельствует, что всего за уклонение от уплаты налогов осуждено 546 лиц, из них:
- к лишению свободы 32 человека;
- условно осуждены к лишению свободы - 103 чел.;
- к иным видам основного наказания, не связанного с лишением свободы - 236 чел. из них- 235 чел. к штрафу;
- по приговору суда, освобожденных от наказания по различным основаниям - 175 чел.
Условно осужденные и освобожденные от наказания составило 278 человек, т.е. это те лица, которые фактически не понесли реального наказания.
Основным наказанием, которое применяется к виновным, следует признать, согласно приведенным данным - штраф. Напомним какие размеры штрафов предусмотрел законодатель в санкциях анализируемых норм:
- санкция ч.1 ст.198 УК РФ предусматривает штраф в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей;
- санкция ч.2 ст.198 УК РФ предусматривает штраф в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей;
- санкция ч.1 ст.199 УК РФ предусматривает штраф в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей;
мечания к анализируемой статье сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.
3 При этом ч.1 ст.199 УК РФ относится к категории небольшой тяжести, а ч.2 ст.199 УК РФ относится к категории тяжких преступлений.
Батюкова В. Е.
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ НАКАЗАНИЙ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
- санкция ч.2 ст.198 УК РФ предусматривает штраф в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей.
В этой связи, весьма интересным становится размеры штрафов, назначаемых виновным за эти преступления. Эти данные распределились следующим образом:
по ч.1 ст.198 УК РФ:
- штраф в размере от 25 тысяч рублей до 100 тысяч рублей был назначен 29 человекам, т.е. суд счет возможным применить ст.64 УК РФ (Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление) и назначить наказание ниже низшего предела;
- штраф в размере от 100 тысяч рублей до 300 тысяч рублей (наказание, определяемое законодателем) был назначен 20 человекам, т.е. в 60% от общего количества наказание назначается более мягкое, чем предусмотрено законом;
по ч.2 ст.198 УК РФ:
- штраф в размере от 25 тысяч рублей до 100 тысяч рублей был назначен 1 человеку;
- штраф в размере от 100 тысяч рублей до 300 тысяч рублей - 11 человекам;
- штраф в размере от 300 тысяч рублей до 500 тысяч рублей - 4 человекам (наказание, которое полностью охватывается санкцией).
Из приведенных данных можно предположить, что 75% штрафов по этой категории уголовных дел назначались с применением ст.64 УК РФ.
по ч.1 ст.199 УК РФ:
- штраф в размере от 25 тысяч рублей до 100 тысяч рублей был назначен 16 человекам, т.е. суд счет возможным применить ст.64 УК РФ, что составило 36% от штрафов, применяемых к виновным;
- штраф в размере от 100 тысяч рублей до 300 тысяч рублей (наказание, определяемое законодателем) был назначен 28 человекам;
по ч.2 ст.199 УК РФ:
- штраф в размере от 100 тысяч рублей до 300 тысяч рублей - 19 человекам, что составляет 65% от осужденных к штрафу;
- штраф в размере от 300 тысяч рублей до 500 тысяч рублей - 10 человекам (наказание, которое полностью охватывается санкцией).
На основании изложенного, можно констатировать, что суд при назначении наказания в виде штрафа достаточно часто применяет его размер ниже низшего предела [Батюкова, 2017: 59].
В Кодексе об административных правонарушениях есть норма, предусматривающая ответственность за непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.15.6 КоАП РФ) [Васильева, Капелян, Литвин-Жиркова, 2015; Васильева, 2014: 132]. Наказание за данное правонарушение, на наш взгляд, вообще незначительное:
4.1 предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей;
4.2 - должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации либо дипломатического представительства или консульского учреждения, либо нотариусом в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Кроме этого ст.3.5 КоАП РФ, дающая понятие административного штрафа позволяет применять к другим правонарушениям более значительные размеры штрафа, вплоть до 60 млн. рублей.
Кроме этого в Налоговом кодексе РФ (далее НК РФ), предусмотрены некоторые обстоятельства, которые законодатель
относит к исключающим вину при совершении правонарушения в сфере налогов.
К таковым относятся:
1. Если они совершены из-за стихийных бедствий, катоклиз-мов, каких-либо чрезвычайных обстоятельств, обстоятельств, которые непосредственно препятствовали законопослушному поведению.
2. Если лицо находилось в состоянии невменяемости и не могло руководить своими действиями и отдавать им отчет;
3. Если налогоплательщик подает письменное заявление в налоговый орган с просьбой разъяснения некоторых положений, например, исчисления налогов, но при этом все подаваемые сведения должны быть достоверными.
4. А так же по иным обстоятельствам, которые позволяют правоприменителю устанавливать отсутствие вины.
Кроме этого в УК РФ с 2011 г. существует норма, позволяющая при совершении налогового преступления впервые освобождать лицо вовсе от уголовной ответственности, при условии, что причиненные убытки бюджетной системе полностью погашены.
В связи с этим, возникает вопрос: «А выгодно ли это правонарушителю». Ведь анализ судебной практики подтверждает, что в судебном заседании вопрос о возмещении убытков даже не поднимается и соответственно и не решается. Это означает, что заплатив мизерные штрафы, предусмотренные уголовным законодательством, да и административным тем более, лицо спокойно продолжает осуществлять свою деятельность и даже и не думает уплачивать положенные в этой связи налоги.
На основании изложенного полагаем, что преступления, предусмотренные, в частности, ст.ст. 198, !99 УК РФ можно декриминализировать и отнести их к административным правонарушениям, предусмотрев более значительные штрафы нежели в действующей норме, предусмотренной ст.!5.6 КоАП РФ.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 83%.
Список литературы:
1. Батюкова В.Е. Некоторые вопросы, касающиеся состояния современной уголовно-правовой политики // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 1. С. 59-61.
2. Батюкова В.Е., Малахова В.Ю. К вопросу об обстоятельствах, подлежащих установлению по делам о налоговых преступлениях //В книге: Право и экономика: междисциплинарные подходы в науке и образовании IV Московский юридический форум. XII Международная научно-практическая конференция (Кутафинские чтения): материалы конференции: в 4 частях. 2017. С. 197-201.
3. Васильева О.Н. Правовые основы налогообложения субъектов предпринимательской деятельности // Вестник Московского государственного университета приборостроения и информатики. Серия: Социально-экономические науки. 2014. № 52. С. 132-143.
4. Васильева О.Н., Капелян В.А., Литвин-Жиркова Д.А. и др. Правовые основы деятельности и взаимодействия налоговых и иных государственных органов в сфере налогообложения. Коллективная монография / Под общей редакцией О.Н. Васильевой. Москва, 2015.