Научная статья на тему 'К вопросу о применении интернет-технологий в психологическом консультировании'

К вопросу о применении интернет-технологий в психологическом консультировании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
219
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Логинова Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о применении интернет-технологий в психологическом консультировании»

связей с общественностью» и «Коммуникационный менеджмент» неразрывно связаны, в этих дисциплинах есть общие подходы к коммуникации, ее процессам и закономерностям). Более того, было очевидно, что ассертивный (деятельный субъект, активный, воодушевленный, умеющий показать практическую значимость предмета) преподаватель отражается в психике студентов, которые стараются решать многие новые проблемы (например, об измерении эффективности пиар-технологий). Используя не только известные примеры, но пользуясь схемами и моделями по аналогии, студенты способны в деловых играх создавать свои пиар-акции.

Таким образом, ассертивность как самоутверждающееся поведение, где студент может заявить о себе, доказать правильность того, что необходимо делать в различных ситуациях в работе с целевыми аудиториями, должна формироваться в процессе обучения как одна из важных профессиональных структур пиар-специалиста. Это поможет в будущем создавать новые социальные продукты и профессионально развиваться.

Л. И. Логинова

К вопросу о применении интернет-технологий в психологическом консультировании

В настоящее время человек живет в глобальном информационном поле, где средства массовой информации (СМИ) занимают видное место. Их влияние и без того мощное сейчас будет только усиливаться в перспективе (Васильева М., Власова П. К., Велько-ва Н. А., Лебедев-Любимов А. Н. и др.). Поэтому перед учеными встает вопрос об изучении воздействия СМИ-технологий на человека и возможности использования их для конструктивного психологического влияния на формирующуюся личность.

Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление специфики самосознания подростков с задержкой психического развития. В эксперименте принимали участие 30 учащихся 7-х классов специальной коррекционной школы Санкт-Петербурга VII вида и столько же их нормально развивающихся сверстников.

По данным анкетирования и индивидуальной беседы оказалось, что все подростки так или иначе увлечены средствами массовой информации.

446

Так, 70 % нормально развивающихся школьников указывают в качестве любимого занятия просмотр телевизионных программ, кинофильмов и интернет. Они смотрят телевизор каждый день, а время просмотра составляет более трех часов. Столько же времени они проводят в Интернете. При этом для них важны интернетобщение, обмен видеоинформацией, игры, просмотр фильмов и мультфильмов. Никто из испытуемых не указал, что посещает сайты для взрослых, что может быть следствием того, что они придерживаются социальной желательности в своих ответах. Однако большинство подростков - 63,3 % этой группы - указало, что увлекаются просмотром мультфильмов для взрослых.

Также каждый день они просматривают хотя бы один кинофильм. Значительное количество подростков этой группы - 40 % -слушают радио, предпочитая молодежные музыкальные радиостанции. При этом время прослушивания составляет в среднем 2 часа в день.

Большинство подростков с задержкой психического развития (77 %) все свое свободное время проводят в Интернете. Они предпочитают компьютерные игры силовой и агрессивной направленности, различные интернет- и видеоприколы, просмотр реальных происшествий.

Наряду с Интернетом подростки с ЗПР увлечены чтением глянцевых журналов, где их привлекают яркие иллюстрации модных показов звезд кино и шоу-бизнеса. При этом оказывается, что просмотр телевизионных программ и посещение кинотеатров для подростков данной категории не значимо.

Итак, предпочтения СМИ у нормально развивающихся подростков характеризуются большим разнообразием, чем у их сверстников с ЗПР. Однако важно, что все подростки вовлечены в Интернет, хотя их интересы различаются.

Анализ экспериментальных данных показал, что объекты подражания у испытуемых разных групп различаются. Так для большинства подростков с ЗПР - 56,7 % - примером являются преимущественно положительные герои американских фильмов. Например, Супермен, Человек-паук, Бэтмен и т. п. Кроме того, героями, на которых хотят быть похожими подростки этой группы, являются положительные сказочные персонажи: Иванушка, принц или принцесса, Али-баба и т. п. 20 % подростков с задержанным развитием хотят быть похожими на мистических героев, например, на Гарри Поттера.

Среди нормально развивающихся подростков нет такого единства в выборе объекта подражания. Почти четверть из них - 23,3% -

447

выбирает тех же, что и их сверстники с ЗПР персонажей американских фильмов. Треть - персонажей мультфильмов для взрослых, таких как семья Симпсонов и т. п. Однако более чем четверть испытуемых (26,7 % этой группы) называют своими героями реальных людей: музыкантов, спортсменов, своих знакомых и родственников.

Таким образом, можно сказать, что у нормально развивающихся подростков социальные объекты подражания более разнообразны, чем у их сверстников с ЗПР. Кроме того, они более реалистичны.

Объекты подражания у подростков с ЗПР отличаются стереотипностью и большей, чем у их нормально развивающихся сверстников виртуальностью.

Обращает на себя внимание то, что для всех подростков с ЗПР и большинства их нормально развивающихся сверстников СМИ являются источником социальных образцов. Они отмечают как достойные подражания не только отличительные характеристики поведения своих героев, и такие качества, которые можно назвать личностными. Например: смелость, бесстрашие, злость, всемогущество, веселость и т. п. Отмечается также и отношение к ним других людей: его все любят, он всех веселит, он всех защищает, он всех побеждает, он может убить всех врагов и т. п.

Как видим, средства массовой информации имеют значительное влияние на формирование представлений подростков о себе и окружающем мире. При этом влияние Интернета отличается большей значительностью.

Взрослые часто недооценивают эффект влияния СМИ на психику подростков. В результате у них может сложиться стереотипное нереалистичное самосознание. Такая опасность увеличивается в отношении подростков с задержкой психического развития, так как в силу дизонтогенетических особенностей становление рационального контроля поступающей информации и своего поведения у них замедлено по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками (Белопольская Н. Л., Власова Т. А., Кузнецова Л. В., Лебединский В. В., Мамайчук И. И. и др.).

Однако если интернет-технологии обладают таким мощным потенциалом воздействия, то, вероятно, можно их использовать для конструктивного влияния на личность. Эти технологии можно применять для достоверного психологического информирования. Можно использовать сайты и блоги для ведения конструктивной групповой дискуссии и т. п.

Кроме того, с помощью Интернет могут быть расширены возможности индивидуального психологического консультирования.

448

Так, например, Интернет значительно увеличивает возможности и способы дистантной коммуникации. IP-телефония связывает воедино преимущества телефонии и интернета. Она дает возможность видеосвязи, совмещая передачу голоса и изображения.

Существует категория клиентов, возможности которых придти непосредственно на прием к консультанту ограничены. Это инвалиды, которые не могут самостоятельно свободно перемещаться, подростки, болезненно, на грани суицида переживающие конфликт со значимыми людьми и т. п. В этих случаях может быть осуществлена индивидуальная психологическая консультация посредством IP-телефонии.

Конечно, применение интернет-технологий для конструктивного психологического влияния на личность - это вопрос будущего. Однако потребность в этом уже актуальна. И, вероятно, за этим открывается одно из новых направлений в развитии психологической науки и практики.

Л. Г. Попова

Развитие управленческого потенциала будущих специалистов-менеджеров

В условиях реформирования системы государственного и муниципального управления Российской Федерации вопрос профессионального обеспечения ротации муниципальных служащих является одним из ключевых в системе кадровой политики. Для того чтобы эффективно управлять изменениями в различных областях общественной жизни, специалисты должны иметь высокий уровень профессиональной, деловой и моральной подготовки. Кадровый ресурс в данном случае является элементом территориального социально-экономического потенциала.

В современной кризисной кадровой ситуации, дефицита на государственных и, как следствие, на муниципальных должностях работников, в том числе руководящих кадров, обладающих необходимыми профессиональными, деловыми и нравственными качествами, работа с кадровым резервом, предназначенным для выдвижения в муниципальные структуры, приобретает особую актуальность.

Формирование и оптимальное использование кадрового резерва рассматриваются как одно из приоритетных направлений кадро-

449

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.