Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / LEGAL RESPONSIBILITY / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / OFFICIALS / LEGAL ENTITIES / OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глушко Ольга Александровна, Трушкова Диана Владимировна

Данная статья посвящена вопросам административной ответственности за правонарушения, совершаемые в сфере АПК. Проводится анализ административной ответственности и Конституции РФ, которые регулируют данный вид ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of the application of administrative responsibility in the field of agro-industrial complex

This article is devoted to the issues of administrative responsibility for offenses committed in the field of agriculture. The analysis of administrative responsibility and the Constitution of the Russian Federation, which regulate this type of responsibility.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

_Трудовое право; право социального обеспечения

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

ГЛУШКО Ольга Александровна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного, трудового и экологического права Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина. E-mail: angelkolieva@mail.ru;

ТРУШКОВА Диана Владимировна,

магистрант юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина. E-mail: angelkolieva@mail.ru

Краткая аннотация: Данная статья посвящена вопросам административной ответственности за правонарушения, совершаемые в сфере АПК. Проводится анализ административной ответственности и Конституции РФ, которые регулируют данный вид ответственности.

Abstract: This article is devoted to the issues of administrative responsibility for offenses committed in the field of agriculture. The analysis of administrative responsibility and the Constitution of the Russian Federation, which regulate this type of responsibility.

Ключевые слова: юридическая ответственность, административная ответственность, должностные лица, юридические лица, правонарушения.

Keywords: legal responsibility, administrative responsibility, officials, legal entities, offenses.

Административно-правовая ответственность является одним из самых важных институтов административного права. Помимо этого, административно-правовая ответственность является и значительным правоохранительным средством, играющим не последнюю роль в административно-правовом регулировании агропромышленного комплекса. Административная ответственность выражается в реализации административно-правовых санкций. Иными словами, административная ответственность - это применение уполномоченным на то органом либо должностным лицом к гражданам или юридическим лицам, которыми были совершены правонарушения, административных наказаний.

Основная цель административной ответственности в АПК заключается в сохранении и приумножении природных богатств, в обеспечении их правильного и целесообразного использования, предупреждении эпидемий и иных опасных для человека явлений среди животных и растений, а также в обеспечении высокого качества сельскохозяйственной продукции, которая предназначена для промышленной переработки либо длительного хранения. Особенность административной ответственности за совершение правонарушений в агропромышленной отрасли заключается в том, что субъекты административной ответственности представлены физическими лицами, частными предпринимателями и юридическими лицами.

Далее рассмотрим особенности административной ответственности за правонарушения в АПК. Согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ, административная ответственность может быть установлена исключительно законами [1].

Административное и административно-процессуальное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Данное положение закреплено в ст. 72 Конституции РФ [2].

Законодательство субъектов РФ, касательно вопро-

сов, которые находятся в совместном с Российской Федерацией ведении, издаются в соответствии с федеральными законами. В полном соответствии с указанными положениями и строится современная система законодательства об административной ответственности в России. Основной источник норм об административной ответственности на федеральном уровне -это Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).

На региональном же уровне основными источниками указанных норм являются законы, которые приняты в полном соответствии с КоАП РФ. Административно-правовая ответственность сельхоз товаропроизводителей в России устанавливается положениями Земельного, Лесного, Водного кодексов и иными законодательными актами, которые принимаются в соответствии с ними.

КоАП РФ содержит перечень составов правонарушений, которые влекут за собой наступление административно-правовой ответственности [1]. Здесь можно выделить следующие правонарушения: - нарушение режима использования лесных ресурсов; - нарушение режима аграрного хозяйствования с использованием лесных ресурсов; - действия, в результате которых уничтожаются лесные ресурсы.

Статья 8.26 КоАП РФ предусматривает санкции для нарушителей - физических и юридических лиц. К ним применяются штрафные санкции и конфискация орудий, которыми были совершены правонарушения.

Глава 10 КоАП РФ содержит перечень административных правонарушений в сельском хозяйстве, мелиорации земель и ветеринарии[1].

Указанные составы могут быть классифицированы по форме вины: - нарушения правил; - непринятие необходимых мер; - сокрытие сведений о правонарушении; - иные действия, противоречащие закону.

Особенными субъектами указанных правонарушений

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2019. № 7(175)

являются граждане, должностные лица и лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридические лица.

Основным наказанием выступает административный штраф, представляющий собой денежное взыскание либо административное приостановление деятельности, которое выражается во временном прекращении деятельности лиц, которыми осуществляется предпринимательская деятельность без образования юридического лица, юридических лиц и их филиалов и т.д.

Дела о совершенных административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов Рос-сельхознадзора[3].

В случае, если необходимо применение такой меры наказания, как приостановление деятельности, то такое решение выносится районным судом в соответствии с положениями ч. 2 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ[1]. Помимо этого, нормы ст. 10.8 КоАП РФ предусматривают, что решения по ст. 23.49 выносят должностные лица органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а по ст. 10.9 и 10.10 -должностные лица Федеральной служб государственной регистрации, кадастра и картографии Рос-сельхознадзора и Росприроднадзора[1].

Дела об административных правонарушениях, которые предусмотрены положениями ст. 10.4 и 10.5 КоАП РФ рассматриваются сотрудниками органов внутренних дел.

Положения главы 7 КоАП РФ содержат составы административных правонарушений, которые обладают первостепенным значением для АПК. Данные составы касаются административных правонарушений, которые посягают на право собственности. Это такие правонарушения, как:

- самовольное занятие земельного участка, предусмотренное ст. 7.1 КоАП РФ;

- уничтожение специальных знаков, предусмотренное ст. 7.2 КоАП РФ;

- пользование недрами в отсутствие лицензии или же с нарушением условий, которые ею предусмотрены (ст. 7.3);

- повреждение систем и объектов водоснабжения и водоотведения, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения, гидротехнических сооружений, которое предусматривается ст. 7.7 КоАП РФ;

- уничтожение или же повреждение чужого имущества, которое предусмотрено ст. 7.17 КоАП РФ;

- нарушение правил хранения, закупки либо рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правил производства продуктов переработки зерна, которое предусмотрено ст. 7.18 КоАП РФ;

- нарушение порядка распоряжения объектами нежилого фонда, которые находятся в федеральной собственно-

сти и использование указанных объектов, которое предусмотрено ст. 7.24 КоАП РФ;

- мелкое хищение, предусмотренное ст. 7.27 КоАП РФ;

- нарушение порядка размещения заказа на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ для государственных и муниципальных нужд, предусмотренное ст. 7.30 КоАП РФ;

- нарушение или невыполнение условий государственного или муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, предусмотренное ст. 7.32 КоАП РФ [1].

Положения гл. 8 Кодекса об административных правонарушениях РФ содержат составы административных правонарушений, касающихся охраны окружающей среды и пользования природными ресурсами, которые обладают далеко не последним значением для АПК, которое обеспечивает экологическую безопасность. Среди них можно выделить следующие:

- нарушение требований экологии в ходе планирования и технико-экономического обоснования проектов, проектирования, размещения и строительства, а также в процессе реконструкции, вводе в эксплуатацию и последующей эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов (ст. 8.1);

- несоблюдение правил обращения с агрохимикатами и пестицидами (ст. 8.3);

- отказ от выполнения обязанностей по приведению земель в такое состояние, которое будет являться пригодным для их дальнейшего использования по их прямому назначению (ст. 8.7);

- несоблюдение порядка предоставления земельных участков, лесов в водоохранных зонах гражданам или юридическим лицам, равно как и несоблюдение режима их использования (ст. 8.12);

- несоблюдение установленных законом правил охраны водных объектов (ст. 8.13);

- несоблюдение установленных законодательством правил водопользования (ст. 8.14);

- несоблюдение закрепленных в законе правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21);

- уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29);

- несоблюдение установленных законодательством Правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32);

- нарушение сроков внесения платы за оказание негативного воздействия на окружающую среду (ст. 8.41) [1].

За совершение указанных правонарушений законодательством предусмотрены следующие виды наказаний: предупреждение, административное приостановление деятельности, конфискация орудий, которыми были совершены правонарушения, административный штраф.

Аграрное законодательство обладает комплексным характером. Именно этот факт и обуславливает широкий круг

Трудовое право; право социального обеспечения

аграрных отношений, которые могут стать объектами для противоправных действий, которые закреплены в Кодексе об административных правонарушениях РФ.

По этой причине, кроме уже рассмотренных глав КоАП РФ предусматривает и ответственность за совершение административных правонарушений, где объектами посягательства выступают иные сферы аграрных отношений.

В частности, в гл. 6 Кодекса об административных правонарушениях содержатся нормы, которые предусматривают наступление административной ответственности за:

- нарушение требований законодательства в

области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);

- несоблюдение требований к питьевой воде (ст. 6.5);

- несоблюдение требований законодательства, предъявляемых к организации питания населения (ст. 6.6) [1].

В гл. 9 КоАП РФ содержатся нормы, которые предусматривают наступление административной ответственности за совершение таких правонарушений, как:

- несоблюдение правил и норм безопасности, которые предъявляются к гидротехническим сооружениям (ст. 9.2);

- несоблюдение требований, предъявляемых законом к проектно-сметной документации в области строительства (ст. 9.4);

- несоблюдение установленного законом порядка строительства, реконструкции и капитального ремонта объекта капитального строительства и его последующего ввода в эксплуатацию (ст. 9.5) [1].

В главе 11 Кодекса об административных правонарушениях содержатся нормы, которыми предусмотрено наступление административной ответственности за совершение следующих правонарушений:

- несоблюдение правил использования баз для стоянки маломерных судов (ст. 11.12);

- нарушение правил перевозки опасных грузов (ст.

11.14).

Главой 12 КоАП РФ предусмотрено наступление административной ответственности за совершение следую-

щих административных правонарушений:

- несоблюдение установленных законом правил перевозки грузов и буксировки (ст. 12.21);

- повреждение дорог, железнодорожных переездов и иных дорожных сооружений (ст. 12.23) [1].

Главой 13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение следующих правонарушений:

- разглашение информации, обладающей ограниченным доступом (ст. 13.14);

- несоблюдение правил, установленных законодательством в области распространения обязательных сообщений (ст. 13.17).

Нормы гл. 14 Кодекса об административных правонарушениях тоже затрагивают сферу аграрных отношений.

В указанной главе предусмотрена административная ответственность за совершение таких административных правонарушений, как:

- несоблюдение требований законодательства о рекламе (ст. 14.3);

несоблюдение установленного в законе порядка ценообразования (ст. 14.6);

- обман потребителей (ст. 14.7);

- нарушение иных прав потребителей, установленных законом (ст. 14.8) и др[1].

Главой 15 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за совершение следующих административных правонарушений:

- несоблюдение установленного законом порядка работы с денежной наличностью, а также порядка ведения кассовых операций (ст. 15.1);

- несоблюдение установленных сроков постановки на учет в налоговом органе (ст. 15.3);

- несоблюдение сроков предоставления налоговых деклараций (ст. 15.15);

- грубое нарушение установленных законом правил в области ведения бухгалтерского учета и предоставления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11) и др. [1].

Библиография:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.04.2019).// СПС «Консультант-Плюс».

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)//СПС «Кон-сультантПлюс».

О внесении изменений в Приказ Россельхознадзора от 12 апреля 2005 г. № 138: Приказ Россельхознадзора от 06.05.2009 № 224 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.06.2009 № 14076)//СПС «Гарант».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.