К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИЕ БПЛА В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ
А.Ю. Бордачев, преподаватель
Сибирский юридический институт МВД России
(Россия, г. Красноярск)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-6-1-15-17
Аннотация. В настоящей статье изложены некоторые вопросы о применение БПЛА в служебной деятельности полиции. Поиск без вести пропавших нередко задействует большое число сотрудников, а в случае применения квадракоптеров, их количество можно будет сократить до минимума. Целесообразно использовать для выполнения различных задач возложенных на сотрудников органов внутренних дел, а также для обучения и подготовки сотрудников к использованию различных аппаратов, которые будут разработаны непосредственно для силовых ведомств.
Ключевые слова: сотрудник полиции, БПЛА, квадракоптер, задача, карта.
Современный мир безостановочно развивается в направлении усовершенствования различных привычных нам процессов при помощи внедрения в них новых технологий. К сожалению, не является исключением и преступная сторона нашего общества, которая каждый день находит новые способы совершения преступлений.
Правоохранительным органам необходимо следить за различными инновациями и внедрять их в свою практическую деятельность с целью повышения эффективности работы сотрудников. Не является исключением в данном случае внедрение практики использования беспилотных летательных аппаратов в деятельность сотрудников органов внутренних дел.
По нашему мнению, позволит упростить работу сотрудников путем снятия с них некоторых задач, которые раньше им приходилось выполнять непосредственно, присутствуя на метах преступления и при выполнении различных иных задач, входящих в их сферу обязанностей.
Однако, создает некоторую проблематику, в данном вопросе еще пока не собранный в полной мере штат специалистов в органах внутренних дел, которые могли бы, заниматься обучением новых сотрудником и выполнением различных служебных задач с применением БПЛА.
Для решения данной проблемы, предлагаем начать с рассмотрения самой доступной материальной базы, для обучения со-
трудников и использования ее в служебной деятельности. На сегодняшний день, создано множество различных беспилотных аппаратов гражданского назначения.
Нам думается, что их целесообразно использовать для выполнения различных задач возложенных на сотрудников органов внутренних дел, а также для обучения и подготовки сотрудников к использованию различных аппаратов, которые будут разработаны непосредственно для силовых ведомств. Так, на сегодняшний день можно выделить несколько наиболее подходящих для данной деятельности беспилотных летательных аппаратов:
1) Mavic 2 Zoom Fly More Combo
2) DJI Mavic 3 Fly More Combo
3) DJI Matrice 30T
Данные беспилотные летательные аппараты оснащены рядом полезных для сотрудников органов внутренних дел приспособлениями. Так, например, Martice 30 Т оснащен телевизионной камерой, которая кроме стандартной камеры, позволяет осуществлять наблюдательные действия за злоумышленниками и поисковые действия.
Нам думается, одной из наиболее полезных функций таких беспилотных летательных аппаратов является то, что имея хорошее качество съемки, и различные специальные приспособления на подобии тепловизора, в купе с высотой на которой они могут летать, позволит осуществлять
поиск без вести пропавших лиц в лесистой местности и степях. В более короткий срок составлять более точные и подробные карты местности, что раньше подразумевало необходимость привлечение личного состава и затрату времени на данные процессы.
Поиск без вести пропавших нередко задействует большое число сотрудников, а в случае применения квадракоптеров, их количество можно будет сократить до минимума. Однако, в данном свете возникает одна проблема, связанная с финансированием органов внутренних дел, так как внедрение использования БПЛА и создание специализированных подразделение, так или иначе подразумевает расширение штата и направление дополнительной части бюджета.
Примеры использования беспилотных летательных аппаратов приведены также в работе Думанова С.Н.: «Данные беспилотные летательные аппараты позволяют вести съемку с нужных точек и нужных ракурсов, вплоть до высоты птичьего полета, что позволяет производить быстрый анализ, например, более быстрое составление схемы ДТП, и наиболее точно детализировать причины и обстоятельства происшествия» [1].
Во многом, благодаря внедрению и расширению сфер использования БПЛА в рядах органов внутренних дел, можно будет облегчить работу должностных лиц. Благодаря подобным новациям в служебной деятельности, можно сократить разрыв между различными новыми способами совершения преступлений и способами их противодействию и раскрытию.
Кроме того, актуальность применения БПЛА в ОВД подтверждается статистикой, приводимой в работе Карпыче-ва В.Ю.: «Данные категорируют применение БПЛА следующим образом: 42% приходится на задачи мониторинга и наблюдения, 30% на поисково-спасательные миссии, 18% на регуляцию транспортной инфраструктуры, и 10% на иные операции, включая контртеррористические и специализированные действия» [2].
Эксплуатация БПЛА в настоящее время регламентируются следующими нормативными правовыми актами:
1) Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации»;
2) Постановление Правительства РФ от 11 марта 2010 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации»;
3) Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 «Уголовный кодекс Российской Федерации», ст. 171.1 «Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации»;
4) Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», ст. 11.4 «Нарушение правил использования воздушного пространства».
Обучение сотрудников управлением беспилотными летательными аппаратами, на сегодняшний день, по нашему мнению, является не первой задачей. На данный момент, необходимо создание отдельных подразделений, в которые набирали бы уже, либо обученных людей, либо обучали сотрудников для работы непосредственно в данном подразделении с нуля. Только после этого, необходимо внедрять использование БПЛА в оперативные и иные подразделения ОВД, что позволит обучить сотрудников и направить их знания в первую очередь на выполнение служебных задач.
Кроме того, такая подготовка обязательно должна включать в себя изучение отмеченных выше нормативных правовых актов, а конкретно положений, регламентирующих использование БПЛА указанных выше. Во многом, отдельного внимания требует вопрос ограничения прав граждан, в случаях применения БПЛА в рамках расследования уголовных дел, заведенных в отношении определенных лиц.
Так как применение БПЛА это довольно новая методика работы и выполнения служебных обязанностей, пока что сложно говорить о четкой регламентации защиты и разграничения прав граждан относи-
тельно такой деятельности органов внутренних дел
Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что несмотря на то, что квадра-коптеры являются относительно новым явлениям не только в правоохранительных органах, но и в гражданской жизни в целом, очень важно уделить внимание развитию данной сферы и внедрению этих технологий в деятельность органов внутренних дел.
Сотрудникам, работающим с БПЛА, необходимо иметь устойчивые навыки пилотирования данных аппаратов и систем, но управление не ограничивается только взлетом и посадкой аппарата. При выполнении оперативно-служебных задач с помощью БПЛА сотруднику необходимо быть готовым использовать аппарат в различных погодных условиях, разных режимах освещенности, используя разнообраз-
ный модуль, прибор ночного видения, оптические приборы и приборы целеуказания) [3].
Необходимо создавать специальные подразделения, деятельность которых будет направленна непосредственно на использование БПЛА, обучать специалистов по управлению квадракоптерами, а также хакеров и других лиц, которые так или иначе могут помочь в обслуживании данной техники.
Таким образом, важным вопросом является законодательная регламентация использования БПЛА в рамках силовых структур, было бы уместно создать отдельный нормативно-правовой акт, который так или иначе определял границы использования квадракоптеров сотрудниками ОВД и решал различные вопросы, связанные с закономерным ограничением прав граждан.
ное навесное оборудование (тепловизион-
Библиографический список
1. Думнов С.Н., Козлов А.Е. Административно-правовые аспекты использования технических средств (на примере квадрокоптеров) в ОВД Российской Федерации // Сибирский юридический вестник. - 2020. - №3 (90). - С. 52-54.
2. Карпычев В.Ю. Особенности роботизации беспилотных летательных аппаратов для задач органов внутренних дел // Научно-технический портал МВД России. - 2020. - № 1. -С. 40-46.
3. Черменёв Д.А., Бордачев А.Ю. Особенности использования беспилотных летательных аппаратов в деятельности органов внутренних дел // Научный компонент. - 2023. -№ 1 (17). - С. 60-64.
ON THE ISSUE OF THE USE OF UAVS IN THE OFFICIAL ACTIVITIES OF EMPLOYEES THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
A.Yu. Bordachev, Lecturer
Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, Krasnoyarsk)
Abstract. This article presents some questions about the use of UAVs in the official activities of the police. The search for missing persons often involves a large number of employees, and in the case of quadrocopters, their number can be reduced to a minimum. It is advisable to use it to perform various tasks assigned to employees of the internal affairs bodies, as well as to train and train employees to use various devices that will be developed directly for law enforcement agencies.
Keywords: police officer, UAV, quadcopter, task, map.