252 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021
13. Социологическое исследование молодежи о современной хореографии и критерии выбора танцевальных клубов/ Фролова Е.П., Сафатова К.С., Кузнецов В.П.// Образование и проблемы развития общества. 2020, № 3 (11). стр. 158-167
14. Социологическое исследование выбора услуг медицинских центров/ Хохлова В.В., Зиновьев О. А., Туйнова Л.М.// Образование и проблемы развития общества. 2020, № 3 (11). Стр. 168-174
15. Экономико-статистический анализ демографической ситуации и ее прогноз в условиях развития инновационной экономики/ Шалаев И. А.// Образование и проблемы развития общества. 2020, № 3 (11). стр. 175-186
Kutepova Lyubov Ivanovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Permovsky Anatoly Alekseevich, senior lecturer
Bulganina Anastasia Evgenievna, student
Kurylenko Matvey Alexandrovich, student
Vinogradov Igor Yurievich, student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia ESTIMATION OF DEMAND FOR ROBOTICS COURSES
The article presents the results of a survey conducted to study the demand for robotics courses for schoolchildren. Revealed the interest of students in the course of mastering programs of different duration
Keywords: survey, students, schoolchildren, additional education for children, robotics
DOI: 10.47581/2021/PS92/IE.5.55.40 К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ:
ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ Мальцева Светлана Михайловна, к.филос.н., доцент (e-mail: maltsewasvetlana@yandex.ru) Строганов Дмитрий Александрович, старший преподаватель (e-mail: stroganoff.dmitry2012@yandex.ru) Строганова Екатерина Михайловна, студент-магистрант Мининский университет, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: stroganoff.dmitry2012@yandex.ru)
В данной статье рассматривается суицидальное поведение как один из главных аспектов проблемы выбора человека между жизнью и смертью, называются основные социальные группы, находящиеся в зоне риска перед этим явлением. Также показывается степень изученности данного вопроса философами и их взгляды на него. Проанализирована статистика самоубийств в современности, возможные причины, важность проблемы для современного общества и ее возможные решения.
Ключевые слова: самоубийство, суицид, смысл жизни, суицидальное поведение, подростки, социальное влияние, экзистенциализм, смерть, выбор, суицидология.
Введение. Актуальность работы заключается в том, что проблема жизни и смерти волнует человечество на протяжении всех времен. Жизнь мы воспринимаем как естественный биологический процесс, и многие из нас не хотели бы умереть. Но некоторые люди в силу определенных обстоя-
_ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 253
тельств выбирают между жизнью и смертью второе, идя на самоубийство. В разные эпохи этому феномену давалась различная моральная оценка: когда-то это резко осуждалось, когда-то имело место быть, а когда-то запрещалось. В XXI веке количество суицидов стало гораздо больше, чем веком раннее. Очень важно понимать, по каким причинам люди уходят из жизни, не давая себе шанса на светлое будущее.
Методом исследования является анализ литературы по данной теме, статистики и различных философских направлений, которые затрагивают тему отношения к смерти.
Ход исследования и результаты. Проблема выбора между жизнью и смертью, смысла своего существования волновали человечество с древнейших времен. Этими вопросами занимались великие мыслители, философы, о них писали не раз выдающиеся писатели. Почти каждый человек в своей жизни задумывается о смерти, у кого-то в такие моменты появляется страх, желание жить, становится сильным человеком, который сможет преодолеть любые проблемы. А кто-то в трудный жизненный этап опускает руки и задумывается об идее уйти из жизни, так как самоубийство кажется самым легким способом скрыться от невзгод. По статистике, приведенной Всемирной организацией здравоохранения, людей, которые совершили самоубийство в год, насчитывается около 800 тыс., а еще больше приходится на суицидальные попытки [1]. Эти данные показывают, что проблема суицида является очень важной для общества, именно для него, так как к суициду прибегают люди под воздействием внешних факторов, которые идут именно из социума.
Самоубийство, или суицид, - явление довольно сложное, которое изучается разными науками, оно является транскультурным и универсальным событием, которое присутствует во все эпохи с возникновения человечества. В настоящее время суицид принято определять как осознанное, добровольное, собственноручно исполненное саморазрушающее деяние, непосредственной и ближайшей целью которого является смерть [2].
Человек выбирает смерть, потому что на это есть особые причины, которые приходят в основном извне, поэтому суицид - это ответственность не только человека, совершившего его, но и окружающего общества, которое позволило и довело его до девиантного поведения [3]. Некоторые статистические данные показывают, что феномен самоубийства встречается не только в бедных странах, но и в крупных процветающих. Это связано с тем, что люди в данных странах не только удовлетворяют свои базовые потребности (еда, вода, жилье, одежда), но при этом у них возникают духовные потребности. Они задумываются о своей жизни, о том, как достичь успеха, уважения в обществе, обращаются к себе, к своему внутреннему миру, контактируют с близкими людьми, задумываются об отношении к ним со стороны других. И если в этих сферах жизни все идет не так гладко, как хотелось бы, человек ищет решение для своих проблем и у некоторых, к сожалению, оно состоит в совершении самоубийства [4].
254 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021
Мотивами самоубийства у разных людей может быть все, что угодно, их квалифицируют следующим образом: личные и семейные проблемы; проблемы со здоровьем, в том числе психические заболевания, уродства; материально-бытовые трудности; конфликты, связанные с антисоциальным поведением; неудачи в работе или учебе и др. [5, с.81].
Сталкиваясь с данными проблемами, некоторые люди опускают руки, осознают бессмысленность своего существования, теряют любовь к жизни и задумываются о совершении самоубийства. Обычно, человек совершает это не спонтанно, он несет эту мысль в голове на протяжении долгого времени и принимает осознанное решение: быть или не быть. Если он приходит к решению убить себя, то значит в его сознании терпит значительные изменения следующая этическая категория - смысл жизни. Все перечисленные выше проблемы так или иначе связаны с ней, ведь каждый находит для себя свой смысл (им может быть определенный человек, семья, дружба, любовь, карьера, успех, слава, достижение высокой цели и т.д.) и если его нет, то так или иначе возникает вопрос «Зачем жить дальше? Для чего?». Все мы хотим ощущать ценность своей жизни, ее осмысленность, пользу от наших действий, смерть всегда кажется чем-то страшным. Но когда душевные страдания подступают к нам так близко, категории жизнь и смерть начинают меняться местами: жизнь ощущается, как нечто отрицательное, а смерть, как синоним избавления от мук, но при этом никто не знает, что ждет нас после нее.
Яркий представитель философии абсурда Альбер Камю в своем произведение «Миф о Сизифе» сказал: «Есть только одна по-настоящему серьезная философская проблема — проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии» [6]. Экзистенциализм и вытекающие из него направления (в том числе и абсурдизм) позиционируют человека как свободное существо [7]. Эта свобода распространяется и на выбор между жизнью и смертью. Выбирая второе человек, должен давать себе отчет, что он, в первую очередь, несет моральную ответственность за содеянное. Так И. Кант считал, что совершение самоубийства является оскорблением человечества, так как каждый из нас должен быть человеком с высокими моральными нормами, и совершенный акт самоубийства возвращается к животному. Философ был одним из многих, кто выступал за моральный запрет на добровольное решение уйти из жизни. Так Н.А. Бердяев расценивал самоубийство как выражение духовной слабости, В.В. Розанов отказывал человеку в праве на самоуничтожение, В.С. Соловьев говорил о том, что религия может сыграть ведущую роль в защите от суицида, ведь «... когда жизнь человека не согрета верой, когда он не чувствует ...зависимости своей жизни от благой силы, трудность становится непереносимой» [8, с. 38].
Эмиль Дюркгейм, французский социолог и философ в своем произведении «Самоубийство» широко рассматривает данную тему и пытается дока-
_ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 255
зать, социальность данного феномена. Он считал, что именно общество задает установки, при каких обстоятельствах человек должен совершить самоубийство. И самой главной причиной по его исследованию считается одиночество. Также в своей работе он выделил четыре типа самоубийств:
1. Эгоистическое самоубийство (этот тип самоубийств наблюдается там, где человек чувствует себя отреченным от общества, когда его связи с социальным миром ослаблены или разрушены).
2. Альтруистическое самоубийство (противоположенный тип эгоистическому, человек находится под влиянием общественной жизни и чувствует, что обязан совершить данное действие. Наглядным примером выступают японские камикадзе).
3. Аномическое самоубийство (этот тип характеризуется отсутствием социального регулирования, социальных норм и правил).
4. Фаталистическое самоубийство (у человека возникает чувство неуверенности, беспомощности перед обществом, которое угнетает его) [9, с. 69-70].
Как и у любого явления, у самоубийства есть определенные возрастные пики. Так большинство исследований отмечают, что наиболее подвержены ему молодые люди в возрасте 15-23 лет. Статистика ВОЗ показывает, что в возрасте 15-19 лет самоубийство является третьей ведущей причиной смерти. Подростковый возраст сопровождается эмоциональными, физическими, психологическими изменениями, это то время когда у человека формируется мировоззрение, когда общество с него требует определиться с профессией или с делом, которым он хочет заниматься по жизни, ставить жизненные цели. Все это влияет на внутреннее состояние подростка и может вызвать депрессивное состояние, которое может сподвигнуть подростка на мысль о суициде. Причин суицидального поведения подростков существует огромное количество, это например, индивидуальные особенности, которые человек не хочет принимать (психические растройства, болезни, нетрадиционная сексуальная ориентация, особенности внешности, уродства), семейный фактор (плохие отношения с родителями, жестокое обращение к подростку, отдельное проживание родителей и т.д.), влияние социума (СМИ, сверстники) [10, 11].
В России наблюдается один из самых высоких уровней самоубийств среди подростков. Исследования показывают, что уровень беспокойства, депрессии и агрессии у подростков в 4 раза выше, чем в других европейских странах. Так около 45% девушек и 27% юношей думали о самоубийстве. И большинство подростков - самоубийц росли в неблагополучных семьях [12, с. 249].
Также как было отмечено выше на подростков, да и на взрослых людей может оказывать влияние СМИ, интернет, даже различные книги и фильмы. Этому явлению было дано название - эффект Вертера, то есть совершение самоубийства под влиянием чьего-либо примера [13]. Так на это может повлиять, например, произведение художественной литературы
256 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 школьной программы. Совершение самоубийства после многочисленных страданий описаны в книгах: «Бедная Лиза», «Гроза», «Гранатовый браслет», «Леди Макбет Мценского уезда» и т.д. Также тему самоубийства затрагивают различные фильмы, а теме подросткового суицида, посвящены следующие сериалы: «13 причин почему» и «Первые ласточки». Данные кинокартины хорошо описывают, почему девушки (главные героини), у которых впереди еще целая жизнь покончили собой. И, в основном, причины, идут из общества (сверстники, семья, любовь и т.д.), которое вначале считает себя невиноватым, но предсмертные записки раскрывают причины душевных мук и потери смысла существования. С одной стороны, книги и фильмы, помогают раскрывать людям глаза на социально важную проблему самоубийства, его причины, но с другой стороны, смотря такие фильмы и читая книги у восприимчивых подростков может возникнуть мысль, что легче закончить страдания смертью, чем пережить их. Также на подростков может оказывать сильное влияние интернет, где можно найти абсолютно все, что пожелаешь.
Суицид, совершаемый под влиянием интернета, получил название «ки-берсуицид». Это явление быстро распространяется по всей планете, потенциальные самоубийцы находят себе подобных, вступают в различные сообщества, игры, ищут легкие и безболезненные способы самоуничтожения. Так, например, в 2016-2017 году в российском обществе была очень напряженная из-за игры «Синий кит», которая пропагандировала суицид. Подросткам давались различные задания и финалом игры должно было стать самоубийство [14]. СМИ не приводило никаких точных данных о количествах жертв игры, но вступления детьми в такие сообщества с подобной тематикой очень опасны и родителям следует налаживать контакт с детьми, чтобы те искали помощи не в социальных сетях, а у близких людей, которые точно не будут желать зла [15, 16].
Заключение. Конечно, общество где не было бы данного социального явления, вряд ли возможно. Всегда найдется человек, который не сможет проявить силу воли перед жизненными трудностями и разочаруется в жизни. Выйти из этого состояния он сможет, приняв свои душевные страдания, прочувствовав их, поняв, что все это временно. В-первую, очередь мы сами должны заботься о своем духовном и физическом здоровье, найти свой смысл жизни и силы, чтобы перешагнуть через «черную полосу», а общество должно нам в этом помогать [17].
Список литературы
1. Самоубийства: факты и цифры: ВОЗ [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/mental_health/suicide-prevention/infographic/ru/ (Дата обращения: 29.07.2021).
2. Мальцева С.М., Грибанов С.В., Корольчук М.В. Человек: от жизненных целей к смыслу жизни // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2019. №№ 6 (25). С. 99-105.
_ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 257
3. Строганов Д.А., Суровегина Е.С., Поштару Р.И. Проблема обесценивания феномена любви в современном мире (в историческом контексте) // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 3 (45). С. 118-124.
4. Козлова Т.А. Потенциал феноменологического подхода для исследования человека и образования // Вестник Вятского государственного университета. 2020. № 1. С. 5561.
5. Захарова О.В. Глобальные проблемы современности: учебное пособие. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2016. 108 с.
6. Камю А. Бунтующий человек. Миф о Сизифе. М.: АСТ, 2021. 512 с.
7. Никитина К.А., Мальцева С.М. Проблема самоубийства в философии Альбера Камю // Неофит: сборник статей по материалам научно-практических конференций, аспирантов, магистрантов, студентов. 2018. С. 34-37.
8. Журавлева Т.В. Суицид — осознанный выбор смерти: философские и психологические аспекты проблемы // Психология и право. 2018. Том 8. № 2. С. 35-49.
9. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. Москва: Юрайт, 2020. 316 с.
10. Сенкевич Л.В., Донцов Д.А., Донцова М.В., Орешкина А.С., Пятаков Е.О Методологическое научное понимание суицида в качестве культурно-исторического, философского и психосоциального феномена. // Вестник практической психологии образования. 2016. № 2 (47). С. 45-58.
11. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Суицидальное поведение. Москва: Юрайт, 2020. 330 с.
12. Погодин, И.А. Суицидальное поведение: психологические аспекты : учебное пособие. Москва: Флинта, 2016. 333 с.
13. Шелюк О.Н. Подростковый суицид. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n /podrostkovyy-suitsid-1 (Дата обращения: 29.07.2021)
14. Грязнова Е.В., Шкирнюк П.Г. Здравоохранение в России и качество жизни населения // NB: Экономика, тренды и управление. 2014. № 4. С. 72-85.
15. Шкунова А.А., Булганина С.В., Яшкова Н.В. Командообразование как современный метод управления человеческими ресурсами в социальной сфере // Интернет-журнал Науковедение. 2016. Т. 8. № 3 (34). С. 102.
16. Крюков В.В. Мнимые ценности суицида // Национальная Ассоциация Ученых. 2020. № 55-1 (55). С. 76-79.
17.Горяева П.Ю. Суицид как экзистенциальный выбор // Reflexio. 2020. Т. 13. № 1. С. 148-161.
Maltseva Svetlana Mikhailovna,, Candidate of Philosophy, associate Professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Stroganov Dmitry Aleksandrovich, senior lecturer, Department of General history, classical disciplines and law, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University Stroganova Ekaterina Mikhailovna, Master's student, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
ON THE QUESTION OF THE CAUSES OF SUICIDAL BEHAVIOR: A PHILOSOPHICAL ASPECT
This article considers suicidal behavior as one of the main aspects of the problem of a person's choice between life and death; the main social groups that are at risk for this phenomenon are put forward. The degree of knowledge of this issue by philosophers and their views on it is also shown. The statistics of modern suicides, the possible causes and importance of the problem for modern society are analyzed.
Keywords: suicide, suicide, the meaning of life, suicidal behavior, adolescents, social influence, existentialism, death, choice.