Научная статья на тему 'К вопросу о преподавании дисциплины "русский язык и культура речи" в техническом вузе"'

К вопросу о преподавании дисциплины "русский язык и культура речи" в техническом вузе" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РЕЧИ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клименко Светлана Викторовна

В статье рассматриваются проблемы обучения учащихся технического вуза культуре речи. Особое внимание уделяется использованию пословиц и поговорок в речи как средства выразительности русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о преподавании дисциплины "русский язык и культура речи" в техническом вузе"»

Литература

1. Грязнова В. В., Нефедьева В. С. Обучение представителей Юго-Восточной Азии фонетике и интонации русской речи на начальном этапе: методические указания. Тверь: ТвГТУ, 2015. 32 с.

2. Грязнова В. В., Нефедьева В. С. «Сразу заговорят!» Учебное пособие для представителей Юго-Восточной Азии по фонетике и интонации русской речи (начальный этап). Тверь, 2015. 96 с.

3. Нефедьева В. С., Федотова Н. Л. «Да? Да!» Пособие по обучению иностранцев интонации русского языка (начальный этап). СПб., 2003. 72 с.

4. Нефедьева В. С. Формирование навыков интонационного оформления речи при обучении иностранцев русскому языку на начальном этапе. Дисс. ... канд. пед. наук. СПб. Санкт-Петербургский государственный университет, 1998. 224 с.

К вопросу о преподавании дисциплины «Русский язык и культура речи» в техническом вузе» Клименко С. В.

Клименко Светлана Викторовна / КИтепко Svetlana Уг^огота - старший преподаватель, кафедра «Русский язык как иностранный», Научно—исследовательский университет Московский государственный строительный университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы обучения учащихся технического вуза культуре речи. Особое внимание уделяется использованию пословиц и поговорок в речи как средства выразительности русского языка. Ключевые слова: культура речи, русский язык, пословицы и поговорки.

Не секрет, что русский язык — один из самых богатых и выразительных языков в мире. Возможности родного языка поистине неисчерпаемы.

Еще А. Н. Радищев писал: «Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь. О вы, любители чудес, внемлите произнесенному вами слову, и удивление ваше будет не чрезмерно» [3, с. 130-131].

Культурой речи важно владеть всем, кто по ходу своей деятельности связан с людьми.

Речь должна быть содержательной, точной, правильной и выразительной. А что это значит? Это умение ясно выразить свои мысли, говорить и писать грамотно, умение воздействовать на слушателей.

Ещё Гельвеций говорил: «Недостаточно иметь ясные идеи. Чтобы сообщить их людям, надо уметь выражать их ясно» [1].

Культура речи призвана охранять литературный язык, его нормы. Сюда входит и уместность выбора слова, и нормы этического характера (отказ от ненормативной лексики).

К сожалению, в последнее время происходит языковое оскудение: уровень речевой культуры учащегося нефилологического вуза заметно упал, что снижает рейтинг студента как будущего представителя технической интеллигенции.

Л. Успенский писал: «Первая опасность, грозящая языку, — это искажение в результате невежества, невладения языком» [4, с. 387].

На занятии по культуре речи на вопрос преподавателя, почему студент задремал, он ответил: «Потому что сел в разлагающееся кресло». Понятно, что неверно

употреблено слово «разлагающееся». Смысл высказывания не вызывает сомнения: неправильно выбранное для занятий, но весьма удобное кресло навевает мысли о сне. Однако при чем тут предмет мебели, который гниет, портится?!

В прошлом в России литературным нормам речи уделялось постоянное внимание в процессе обучения.

A. П. Чехов писал: «Все лучшие государственные люди, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. «Цветами красноречия» был усыпан путь по всякой карьере» [5, с. 266-267].

Конечно, в техническом вузе не ставится целью с помощью курса «Русский язык и культура речи» взрастить философа, оратора и тем более реформатора. Задача гораздо скромнее: научить внимательнее и бережнее относиться к родному языку, что должно способствовать повышению общей культуры учащегося.

«Русский язык и культура речи» является элективным курсом на первом этапе обучения студентов Московского государственного строительного университета. В рамках этого курса учащиеся знакомятся с критериями понятия «языковая норма».

Но языковые нормы меняются, они противоречивы. Почему это происходит? Язык, как и общество, развивается: это относится, например, к системе ударения и словоупотребления. Однако меньше всего подвержены изменениям устойчивые выражения — пословицы и поговорки.

B. И. Даль писал, что «пословицы и поговорки занимают особое место: они живут в разговорной речи как её органическая часть, концентрируя в художественном образе явления жизни человека и природы». [2, с. V].

Из услышанного разговора в метро:

— Все-таки попала впросак.. .Неудивительно! Сколько лет баклуши била!

Говоришь, не вдумываясь в смысл, в уверенности, что и так все понятно, ведь это общеизвестные устойчивые выражения. Ан нет! Такое непонимание часто наблюдается и в повседневном общении, и на занятиях по культуре речи. Наши учащиеся умудряются так исказить смысл пословицы или поговорки, что нередко становятся мишенью для насмешек в процессе обучения.

Вот, к примеру, пословица «Милые бранятся — только тешатся». Казалось бы, смысл её тоже очевиден. И все же на занятии по культуре речи мне пришлось услышать её в таком странном виде: «Милые бранятся — только чешутся». Хотя в такое интерпретации получилась явная бессмыслица, говоривший студент ее заметил, только когда преподаватель предложил изобразить это действо на себе, жестами.

Но рекорд искажения поговорки поставила студентка, сказавшая вместо «довести до белого каления» — «довести до белого колена».

«Попал как кур во щи». Пословица явно искажена: из кур (раньше так называли петуха) щей не варят, куда же попал петух? Правильно это устойчивое выражение звучит так: «Попал, как кур в ощип».

Вот ещё несколько примеров искажения пословиц и поговорок: «Бегать, как черт от Ладена» («Бегать, как черт от ладана»);

«Ботинки бомжи просят» («Ботинки каши просят»);

«Всяк дурак знай свой косяк» («Всяк сверчок знай свой шесток»);

«Класть печень на полку» («Класть зубы на полку»);

«Мал ноутбук, да дорог» («Мал золотник, да дорог»).

Фантазия учащихся в искажении пословиц и поговорок, к сожалению, неисчерпаема.

Одним из эффективных способов борьбы с искажениями в процессе обучения является толкование пословиц и поговорок с помощью объяснения из происхождения.

Всем известна пословица «От добра добра не ищут». Несмотря на её популярность, мало кто знает, что она является половиной пословицы. Вот её полное звучание: «От овса кон не рыщут — от добра добра не ищут». Но первая половина забылась, может

быть, из-за неточности ритма, ведь народ строго соблюдает его в пословицах и поговорках (в слове «кони» здесь ритмически ударение падает на слог «ни»).

Надо заметить, что толкование пословиц и поговорок и объяснение их происхождения вызывает живой и неподдельный интерес учащихся на занятиях по культуре речи, что является стимулом к их дальнейшей активной самостоятельной работе.

Литература

1. Гельвеций К. А. Соч. в 2-х томах. Наука. Москва, 1973. 2 том.

2. Даль В. И. Пословицы русского народа. Москва. ГИХЛ, 1957. с. V. (предисловие).

3. Радищев А. Н. Полн. собр. соч. АН СССР. Москва, 1938-1952. 2 том. С. 130-131.

4. Успенский Л. Слово о словах. Детгиз. Ленинград, 1971. С. 387.

5. Чехов А. П. Соч. в 18 т. Наука. Москва, 1979. 16 том. С. 266-267.

Методика подготовки учащихся к написанию сочинения

в 11 классе Сидорова С. М.

Сидорова Светлана Марковна / Бгйогоуа Svetlana Магкоупа - учитель-словесник, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 15, г. Якутск

Аннотация: в данной статье представлены методические рекомендации учителям-словесникам в виде систематизированной работы учащихся при подготовке к выпускным экзаменам по русскому языку. По нашему мнению, для привлечения интереса учащихся к чтению художественной литературы необходимо вводить в методическую систему работы ученика таблицу-дифференсацию произведений по различной проблематике в сюжетной линий прочитанных ими произведений. От выпускников общеобразовательных школ в различных итоговых работах на экзамене требуется аргументированная работа. Ведь сможет справиться только ученик, который с самого детства читал всевозможную художественную литературу. Поэтому предлагаем систематизированную работу для методики учителей словесности. Мировая литература разделяется на пять проблем, например: философская, нравственная, политическая, социальная и экологическая. Любой ученик среднего звена сможет определить тематику и проблематику художественного произведения. Но перед этим нужно на уроке попробовать проанализировать небольшой рассказ, который бы затрагивал основные проблемы (например, «Муму» И. С. Тургенева). Ведь в этом маленьком художественном произведении заключены такие темы, как крепостное право и безответная любовь, которое определенно затрагивает несколько проблем сразу такие, как социальная и нравственная. Если выпускник вспомнит и приведет пример в аргументации любое художественное произведение, то на итоговом экзамене по русскому языку и литературе он сможет получить положительную отметку. Наша работа нацелена на качественную подготовку выпускников.

Ключевые слова: интерес к чтению художественной литературы, анализ проблематики художественных произведений, методика литературы, подготовка к экзамену в одиннадцатом классе.

В настоящее время обучение учеников литературе затруднено многими обстоятельствами: во-первых, на ее изучение отводится малое количество времени в образовательных программах, во-вторых, современные школьники практически не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.