Научная статья на тему 'К вопросу о преподавании английского языка для специальных целей (на примере направления подготовки «Техносферная безопасность»)'

К вопросу о преподавании английского языка для специальных целей (на примере направления подготовки «Техносферная безопасность») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
791
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурнева М.И.

В данной статье обсуждаются проблемы преподавания английского языка бакалаврам и магистрантам неязыковых вузов на примере направления подготовки «Техносферная безопасность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мурнева М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о преподавании английского языка для специальных целей (на примере направления подготовки «Техносферная безопасность»)»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

Здесь на первое место выступает знание психологических основ и закономерностей развития личности человека, расширение механизмов слухового восприятия иностранной речи, формирование оперативной и долговременной памяти, осмысление и внутреннее проговаривание, сегментация речевой сети - все это, на наш взгляд, может служить инновационным прорывом в изучении иностранных языков. Это касается не только наших соотечественников, но и граждан других национальностей.

В заключении следует отметить, что многие обучающиеся имеют проблемы в аудировании, но они преодолимы, если повысить удельный вес и значимость таких занятий в современном учебном процессе, развивать социальные и информационные компетенции, усилить практический аспект сотрудничества воспитанников и преподавателей, гуманистические и демократические традиции в отечественном образовании.

Список использованной литературы:

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: АРКТИ, 2003. - 102с.

2. Методика преподавания иностранных языков. // Отв. ред. А.Н. Шамов. - М,: АСТ: АСТ Москва: Восток Запад, 2008 - 253 с.

3. Смирнов Н.Б. Актуальные вопросы преподавания немецкого языка в средней школе: Учебно-методическое пособие для учителя. СПб.: КАРО, 2005. - 160 с.

4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 238 с.

5. Утробина А.А. Методика преподавания и изучения иностранного языка: Конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2006. - 112 с.

6. Фокина К.В., Тернова Л.Н., Костычева Н.В. Методика преподавания иностранного языка: Конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2008. - 138 с.

© Малый Ю.М. 2017

УДК 372.881.111.1

М.И. Мурнева

Кандидат культурологии, доцент НИ МГУ им. Н.П. Огарева г.Саранск, Российская Федерация

К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ

(НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»)

Аннотация

В данной статье обсуждаются проблемы преподавания английского языка бакалаврам и магистрантам неязыковых вузов на примере направления подготовки «Техносферная безопасность».

Ключевые слова

АЯ для специальных целей, интеграция, профессиональная коммуникация

Во всем мире английский язык признан универсальным языком культурного, делового и научного общения. Мировые интеграционные и инновационные процессы затрагивают различные сферы российского общества, лишь подчеркивая актуальность и важность профессионально-ориентированного обучения английскому языку в неязыковом вузе.

В условиях модернизации и оптимизации современного российского образования, главный критерий

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

качества подготовки выпускников вузов - профессиональная компетентность [2, с.133]. - является основополагающей успешной профессиональной деятельности будущих специалистов, чья конкурентоспособность на европейском и мировом рынках труда во многом определяется степенью владения английским языком.

В документах по модернизации высшего профессионального образования федерального уровня подчеркивается, что владение иностранным языком должно являться неотъемлемой частью профессиональной подготовки всех специалистов в вузе; изучение иностранного языка следует строить на междисциплинарной интегративной основе; обучение должно быть направлено на развитие многокомпонентных общекультурных и профессиональных компетенций студентов [1,9].

Национальный Исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева вовлечен в интеграционные процессы в сфере образования и науки, реализуя программу Повышения конкурентоспособности Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева" на 2015-2020 г.г."

В рамках указанной программы предусматривается разработка и реализация программ бакалавриата и магистратуры на английском языке, в том числе, программ двойных дипломов с зарубежными партнерами университета [6, с.13].

Однако, к внутренним факторам, препятствующим осуществлению указанной программы относят недостаточно высокий уровень владения студентами иностранными языками [6, с.12].

Наш многолетний опыт преподавания английского языка студентам неязыковых вузов позволяет сделать вывод об отсутствии непрерывности и преемственности преподавания английского языка в системе высшего профессионального образования, что не способствует профессиональному росту будущих специалистов в современных социально-экономических условиях. О важности данной проблемы не раз заявляли ряд исследователей (Самойлова Е.В., Мурнева М.М., Назарова О.В. и другие) [4, 5, 7, 8]. Проблема обусловлена тем, что академические часы, выделяемые на проведение практических занятий по английскому языку в рамках программ бакалавриата и магистратуры ряда направлений подготовки, включая «Техносферную безопасность», не позволяют уделить достаточно внимания преподаванию таких существенно важных и необходимых в условиях глобализации языковых аспектов как говорение и аудирование - для презентаций, телеконференций и общения c коллегами и клиентами по телефону; письмо и чтение - для написания и изучения электронных сообщений, отчетов, служебных записок, протоколов совещаний и т.п. [10, с.14].

По утверждению Каганова А. Б., период обучения в учебном заведении высшего профессионального образования можно условно разделить на три этапа:

1) переходный (1 - 3-й семестры). Осуществляются постепенное вхождение студента в учебный процесс, адаптация к новым условиям, овладение различными видами учебной деятельности (слушать и конспектировать лекции, готовиться к практическим занятиям);

2) накопительный (4 - 6-й семестры). Характерно постепенное улучшение объективных и субъективных показателей деятельности студентов, что связано с получением новой информации, приобщением к профессиональной деятельности;

3) определяющий этап (7-й и последующие семестры). Прежние представления изменяются, корректируются, обобщаются, вырабатывается более или менее устойчивая модель профессиональной деятельности [3, с. 16-18].

Согласно учебному плану языковая подготовка будущих специалистов направления «Техносферная безопасность» осуществляется в переходный период (1 и 2 семестры 1 курса- по 36 часов в каждом), существенно снижаясь в накопительном периоде (3 и 4 семестры 2 курса - по 18 часов в каждом) с длительным перерывом на 3 и 4 курсах с последующим возобновлением обучения в магистратуре, где на освоение дисциплины «Деловой иностранный язык (английский)» отводится всего один семестр (36 часов).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

Принимая во внимание тот факт, что непосредственное приобщение к профессиональным нормам и ценностям у студентов указанного направления происходит уже после окончания ими базового курса английского языка, прерывание процесса изучения английского языка в вузе в накопительном и частично в определяющем периодах, когда начинается преподавание предметов по специальности, приводит к утрате приобретенных коммуникативных навыков без постоянной языковой практики и не способствует достижению цели дисциплины «Иностранный язык» - повышению исходного уровня владения языком, обучению практическому владению языком для дальнейшего самообразования и решению социально-коммуникативных задач как в повседневном, так и в профессиональном общении [1,9].

Возникает необходимость продления курса преподавания английского языка в неязыковом вузе с целью создания оптимальных условий для продуктивной и эффективной профессиональной коммуникации бакалавров и магистрантов, совершенствования существующих и разработки дополнительных языковых курсов и программ, способствующих подготовке конкурентноспособных специалистов, их успешной профессиональной социализации и профессионализации, а также дальнейшей интеграции НИУ МГУ им.

H.П. Огарева в научную сферу мирового сообщества.

Список использованной литературы:

I. «Иностранный язык для неязыковых вузов и факультетов»: Примерная программа/ под общей редакцией С.Г.Тер-Минасовой [Электронный ресурс]. - Москва, 2009. - 24 с. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/ppd/11/11

2. Исаева О. Н. Сущность профессионально-ориентированного обучения студентов-нефилологов иностранному языку [Электронный ресурс] / Вестник СамГУ. - 2007. - № 1 (51). - С.127-135. - Режим доступа: http://vestnik-samgu.samsu.ru/gum/2007web1/yaz/200710403 .pdf

3. Каганов А. Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. - Минск: Изд-во БГУ, 1983.-111 с.

4. Мурнева М.И., Лосева Р.И., Патрикеева М.М., Комлева Н.Л. Повышение заинтересованности студентов при изучении иностранного языка путем укрепления контактов с профилирующими кафедрами. /Актуальные проблемы устной и письменной коммуникации: теоретические и прикладные аспекты. -Саранск, 2006. - С. 164-167.

5. Мурнева М.И., Шестакова Н.А. Методологические особенности работы преподавателей английского языка на техническом факультете. /Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии и системы. -Саранск, 2016. - С. 479-483.

6. Программа повышения конкурентоспособности ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» на 2015-2020 г.г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //mrsu.ru/ru/docs/index.php?ID=31304

7. Самойлова Е.В., Назарова О.В., Корнилецкая Н.С. Актуальные проблемы и перспективы преподавания иностранного языка студентам неязыковых специальностей вузов в рамках интегрированного подхода// Интеграция образования. - Саранск, 2014.- №2 (75). - С.117 - 123.

8. Самойлова Е.В. Актуальные проблемы преподавания иностранного языка студентам технического вуза. /Перевод в меняющемся мире: материалы международной научно-практической конференции, г. Саранск, 19-20 марта 2015 г. - М.: Издательский центр «Азбуковник», 2015. - С.562- 564.

9. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://window.edu.ru/recommended/37

10.Spence P. Engineering English and the high-tech industry: A case study of an English needs analysis of process integration engineers at a semiconductor manufacturing company [Электронный ресурс] // English for Specific Purposes. - Vol.32. - Issue 2.- Elsevier, 2013. - P. 97-109. - Режим доступа: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S088949061200066X

© Мурнева М.И., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.