ных станций как организующих и оперативных центров борьбы с малярией, объединяющих деятельность ведомственных противомалярийных учреждений и поддерживающих интерес общественности к профилактике малярии.
Жизнь показала большую целесообразность такой коллективной работы, обогащающей науку и практику. В результате деятельность эпидемиологов, санитарных и лечащих врачей, энтомологов и гидро-техннков сблизилась и стала более целеустремленной. Показано практически, как в условиях больших городов должна заполняться брешь между противомалярийными мероприятиями различных ведомств. Определены пути сосредоточения сил на решающих участках противомалярийного фронта больших городов. Городским маляриологам доказана необходимость выйти из административных границ города в эпидемиологические границы окружающих очагов. Рационализация противомалярийной работы привела к ускорению снижения заболеваемости: за 2 последние года малярия в Куйбышеве снизилась на 69%, больше, чем за 5 предшествовавших лет, давших снижение на 65%.
Работа по общей теме приобщила к научному исследованию новые кадры, дала им новые стимулы и возможность глубже осмыслить свое позседневное дело. В эту тему включаются и другие города средней полосы Союза, а также среднеазиатских республик, и не только на больших реках.
Опыт углубленной эпидемиологической работы в городах и ее научно-методическое обоснование, несомненно, помогут поднять на высшую ступень борьбу с малярией и в сельских местностях.
Наш опыт еще раз показал, что важнейшие разделы противомалярийной и общесанитарной работы тесно соприкасаются между собой. Планировка и благоустройство населенных мест, упорядочение водоснабжения и удаления сточных вод, выбор места летнего отдыха детей и взрослых и их санитарное обслуживание, различные виды предупредительного и текущего санитарного надзора — все эти гигиенические и организационные проблемы включают в себя наряду с другими и противомалярийные задачи. Изложенная выше работа должна помочь правильному практическому решению этих задач.
Проф. И. Г. ФРИДЛЯНД (Ленинград)
К вопросу о предварительных медицинских осмотрах поступающих на работы с токсическими веществами1
Из Ленинградского института гигиены труда и профессиональных заболеваний
В тех случаях, когда санитарно-технические мероприятия на производстве еще не обеспечивают достаточно безопасных условий труда, определенное профилактическое значение с точки зрения гигиены труда могут иметь так называемые предварительные медицинские осмотры при приеме на работу.
1 Статья помещается в порядке обсуждения. Ред.
[_М _
Количество профессий и производств, в которых по действующему законодательству должно проводиться медицинское освидетельствование поступающих на работу, весьма невелико.
Это объясняется тем, что в СССР известное ограничение добровольного выбора трудящимися профессии допускается лишь при наличии достаточно серьезных соображений.
Полноценность определенного лица в той или иной профессии слагается из самых разнообразных моментов — склонностей, способностей, знаний, ряда бытовых условий, а также в известной мере и от особенностей здоровья данного индивидуума. Поэтому очевидна относительность прогноза в отношении трудоспособности в определенных производственных условиях при учете одних только медицинских показателей. Последние могут дать право на игнорирование всех прочих моментов, важных для решения вопроса о пригодности в работе, лишь при наличии очевидных несомненных препятствий с точки зрения интересов производства (или потребителя) или безусловно повышенной опасности для здоровья работающих.
Именно в силу этих последних соображений еще в статье 143 Кодекса законов о труде РСФСР (1922) было указано, что «НКТ и его местным органам предоставляется право устанавливать в особо вредных производствах или предприятих обязательный предварительный осмотр всех поступающих на работу или отдельных групп рабочих (женщин и подростков)...».
В специальном постановлении ЦИК и СНК СССР от 5.У11.1929 г. указывается, что хозяйственные органы могут «устанавливать в отдельных случаях по соглашению с профессиональными союзами медицинское освидетельствование рабочих, принимаемых на тяжелые работы».
Социалистическая реконструкция нашего народного хозяйства при громадной работе в области оздоровления условий труда, проведенной на советских предприятиях, и в условиях немыслимого ни в одной капиталистической стране законодательства в области охраны труда привела к резкому уменьшению значения чисто производственных моментов в этиологии заболеваемости трудящихся.
Поэтому только в отдельных случаях может быть необходимо еще и сейчас предварительное медицинское освидетельствование поступающих на работу.
Особого внимания требуют производственные процессы, связанные с возможностью воздействия токсических веществ. Естественно, что это нашло свое отражение и в нашем законодательстве.
Таблица на стр. 24 дает представление о работах, для которых в законодательном порядке предусмотрено обязательное медицинское освидетельствование лиц, поступающих на работу, не исключающую возможности токсических влияний.
Едва ли, однако, можно признать в настоящее время этот перечень достаточным. Развитие нашей промышленности за последние 10 лет при процессе химизации всего народного хозяйства значительно расширило применение токсических веществ.
В громадном большинстве случаев внедрение в производство химически действующих агентов сочетается с проведением достаточно эффективных гигиенических мероприятий, обеспечивающих полную безопасность соответствующих работ. Однако в отдельных производствах возможность интоксикации полностью еще не устранена, и поэтому предварительные медицинские осмотры вновь поступающих могут принести существенную пользу. Это в одинаковой степени относится и к принимаемым на работу, связанную как со «старыми» (давно известными), так и с новыми для нашей промышленности токсическими веществами.
со ф.
Производство или профессия Какой организацией введены обязательные предварительные медосмотры Дата постановления Где опубликовано
Предприятия, вырабатывающие свинцовые краски и другие свинцовые соединения НКТруд СССР 11.XI.1924 г. № 427/472 Изв. НКТруда СССР, № 41, 1924 г.
Работы со свинцовой жидкостью и свинцовым бензином (на предприятиях и в летных подразделениях Главного управления государственного воздушного флота, Осоавиахима и ведомственной авиации) Президиум ЦК союза авиаработников и Главное управление гражданского воздушного флота при СНК СССР 2.IX. 1938 г. «Правила охраны труда и техники безопасности при применении свинцовой жидкости и свинцового бензина» (изд. Аэрографического института ГВФ, Москва, 1939)
Производство анилина и паранитро-анилина НКТруд СССР 29.111.1929 г. (№ 282) с изменениями, внесенными 5.III. 1930 г. (№ 93) Изв. НКТруда СССР, № 28/39, 1929 г. № 14/15, 1930 г.
Работы с нитросоединениями бензола » » 9.VI. 1930 г. (№ 205) Изв. НКТруда СССР, № 19, 1930 г.
Работы с мышьяком или его соединениями и те производства, где мышьяк или его соединения являются основными или вспомогательными веществами, а также побочными продуктами или примесями » » 19.IX. 1924 г. № 392 (458} Изв. НКТруда СССР, № 38, 1924 г.
Работы с пеками 30.VI. 1930 г. (№ 224) с изменениями 21.111.1933 г. (№ 26) Изв. НКТруда СССР, № 20, 1930 г. № 11,1933 г. («Правила по охране труда с пеками»)
Работа спасателя-инструктора 28.111.1930 г. (№ 134) Изв. НКТруда СССР, № 15, 1930 г. («Положение о спасательном деле на предприятиях, в которых производятся работы, опасные по газу»)
Недостаточность приведенного выше списка становится особенно очевидной при сопоставлении его с перечнем производств и профессий, в котором предусмотрены обязательные периодические медицинские осмотры работающих с вредными веществами (см. приказ НКЗдрава РСФСР от 6.УШ.1940 г. за № 589). Следует напомнить, что периодические медицинские осмотры введены на основании тех же принципиальных соображений, что и предварительное медицинское освидетельствование поступающих на работы с вредными веществами. В частности, периодические осмотры практикуются только в таких производствах, в которых профессиональные заболевания и отравления создают серьезную угрозу здоровью работающих. Несмотря на эти ограничения, список подобных производств значительно больше, чем приведенный нами выше.
Нельзя признать правильным такое несоответствие между сравниваемыми списками. Несомненно, нужно установить обязательное медицинское освидетельствование при приеме на все те работы, для которых введены периодические медицинские осмотры, вследствие возможности воздействия токсических веществ
Однако даже подобное расширение сферы проведения предвари-тельных медицинских осмотров нельзя признать достаточным. Как известно, периодические осмотры работающих с вредными веществами предусмотрены применительно лишь к таким химическим агентам, которые могут вызвать подострые и хронические формы интоксикаций. На тех же предприятиях, где возможны только острые отравления, периодические медицинские осмотры не могут быть эффективными, поскольку нельзя рассчитывать на выявление при таких обследованиях каких-либо ранних диагностических симптомов отравления. Между тем при приеме на подобные работы в ряде случаев предварительные медицинские освидетельствования также могут быть достаточно эффективными.
Таким образом, в тех производствах, где еще возможны интоксикации окислами азота, хлором и другими веществами, вызывающими тяжелые острые поражения, мы считаем также целесообразным ввести обязательные предварительные медицинские осмотры.
Задача ближайшего времени — уточнить список тех производств и профессий, в которых по указанным соображениям нужно ввести медицинский осмотр поступающих на работу.
Специально следует остановиться на законодательстве по предварительным осмотрам подростков. До сих пор действует постановление СНК РСФСР от 13.Х.1922 г., в котором, между прочим, сказано, что «все рабочие-подростки до 18 лет не должны быть посылаемы на работу в государственные, общественные и частные предприятия и хозяйства без предварительного врачебного освидетельствования».
Особо надо подчеркнуть значение предварительных медицинских осмотров подростков, поступающих в ремесленные и железнодорожные училища, а также школы фабрично-заводского обучения.
В известном постановлении СНК СССР от 2.X. 1940 г. «О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и в школы фабрично-заводского обучения» специально упоминается об обязательном предварительном медицинском осмотре призываемых подростков. Таким образом, соответствующая врачебная комиссия обязана решить вопрос о возможности допустить того или иного подростка к обучению указанных работам.
1 В инструктивном письме Управления городских поликлиник и амбулаторий НКЗдрава СССР 19.IV.1939 г. (№ 07-Ц «О предварительных и периодических медосмотрах») эта точка зрения была официально зафиксирована. К сожалению, данное письмо в части, касающейся предварительных осмотров, не было опубликовано, поэтому оно сравнительно мало известно на местах.
Несколько слов об организации медицинского освидетельствования поступающих на работу. Здесь необходимо провести некоторые предварительные мероприятия, которые должны обеспечить эффективность этого освидетельствования. К таким мероприятиям относятся:
1) ознакомление врачей, принимающих участие в проведении медицинских осмотров, с соответствующими производственными условиями, в особенности с возможным влиянием будущих условий труда, гевр. токсических веществ, на организм работающих вообще и на течение тех или иных болезненных состояний в частности;
2) выбор таких клинических и лабораторных методов исследования, которые должны обеопечить выявление дефектов здоровья, несовместимых с воздействием отдельных ядов (так, например, очевидна необходимость исследований крови лиц, поступающих на работу со свинцом, специального одонтологического обследования принимаемых на работы с желтым фосфором и т. д.).
Для правильного проведения предварительных осмотров весьма важна разработка научно обоснованных медицинских противопоказаний к приему на работу с отдельными токсическими веществами.
В некоторых случаях приведенные нами выше (в таблице) постановления сопровождаются специальными списками медицинских противопоказаний; в частности, утверждены перечни таких противопоказаний к приему на работу с анилином и паранитроанилином, нитробензолом и пеками.
Ознакомление со всеми перечисленными списками, частично уже устаревшими, показывает, что эти медицинские противопоказания весьма ограничены.
Решение о непригодности человека к определенной работе лишь по медицинским соображениям, как выше уже было отмечено, может базироваться только на достаточно веских основаниях. С этой точки зрения понятно, что еще в 1927 г. НКЗдрав и НКТруд РСФСР указывали, что при производстве предварительного освидетельствования вновь принимаемых на работу надо руководствоваться лишь так называемыми абсолютными медицинскими противопоказаниями 1.
О необходимости принимать во внимание только абсолютные противопоказания отмечается и в названном выше «Расписании болезней и физических недостатков, препятствующих зачислению в число учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения», утвержденном НКЗдравом СССР. Таким образом, установление факта непригодности поступающего для данной профессии возможно лишь при обнаружении таких существенных дефектов здоровья, которые или препятствуют выполнению определенных работ, или угрожают значительным ухудшением в близком будущем под влиянием определенных условий труда.
Во всех случаях, когда имеют место лишь относительные противопоказания, т. е. при наличии сравнительно небольших патологических изменений или при неясности прогноза относительно про-грессирования обнаруженных явлений, чаще всего речь может итти лишь о временном недопущении к соответствующей работе. После проведения некоторых лечебно-профилактических мероприятий (отдых, специальное лечение и пр.) в большинстве случаев ликвидируются препятствия медицинского порядка к приему на производства, где предусмотрены обязательные предварительные медицинские осмотры.
1 См. «Бюллетень НКЗдрава», № 9, стр. 60, 1927.