Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРЕДПОСЫЛКАХ ПОЛИТИКО-КОНСТИТУЦИОННОГО КРИЗИСА 1993 ГОДА В РОССИИ'

К ВОПРОСУ О ПРЕДПОСЫЛКАХ ПОЛИТИКО-КОНСТИТУЦИОННОГО КРИЗИСА 1993 ГОДА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

636
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политико-конституционный кризис / Конституционная комиссия / Конституция РСФСР / Съезд народных депутатов РСФСР / Верховный Совет РСФСР / Президент России / референдум / проект Конституции РФ / political and constitutional crisis / Constitutional Commission / Constitution of the RSFSR / Congress of people's deputies of the RSFSR / Supreme Soviet of the RSFSR / President of Russia / referendum / draft Constitution of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Медведева Светлана Витальевна

Цель исследования – раскрыть предпосылки политико-конституционного кризиса 1993 года в России. В статье сделана попытка за фактами, представленными в многочисленных источниках того времени, выявить закономерности для создания объективной картины событий. Научная новизна заключается в междисциплинарном рассмотрении вопроса с привлечением стенограмм, материалов, документов Конституционной комиссии, изданных в 2008-2010 годах. Сделан вывод, что истоки кризиса следует искать еще в конце 1980-ых годов, когда в стране начались радикальные преобразования. В этот период остро требовалась замена устаревшей законодательной базы для того, чтобы закрепить политические и экономические основы нового строя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE BACKGROUND OF THE POLITICAL AND CONSTITUTIONAL CRISIS OF 1993 IN RUSSIA

The purpose of the research is to reveal the background of the political and constitutional crisis of 1993 in Russia. The article attempts to follow the facts presented in numerous sources of that time, to identify patterns for creating an objective picture of events. The scientific novelty lies in the interdisciplinary consideration of the issue involving transcripts, materials, and Documents of the Constitutional Commission published in 2008-2010. It is concluded that the origins of the crisis should be sought in the late 1980s, when radical changes began in the country. During this period, there was an urgent need to replace the outdated legal framework in order to consolidate the political and economic foundations of the new system.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРЕДПОСЫЛКАХ ПОЛИТИКО-КОНСТИТУЦИОННОГО КРИЗИСА 1993 ГОДА В РОССИИ»

УДК 94(470)

Медведева Светлана Витальевна Medvedeva Svetlana Vitalievna

Магистрант Master degree student Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина Ryazan State University named for S.A. Yesenin

К ВОПРОСУ О ПРЕДПОСЫЛКАХ ПОЛИТИКО-КОНСТИТУЦИОННОГО КРИЗИСА 1993 ГОДА В РОССИИ

ON THE BACKGROUND OF THE POLITICAL AND CONSTITUTIONAL

CRISIS OF 1993 IN RUSSIA

Аннотация: Цель исследования - раскрыть предпосылки политико-конституционного кризиса 1993 года в России. В статье сделана попытка за фактами, представленными в многочисленных источниках того времени, выявить закономерности для создания объективной картины событий. Научная новизна заключается в междисциплинарном рассмотрении вопроса с привлечением стенограмм, материалов, документов Конституционной комиссии, изданных в 2008-2010 годах. Сделан вывод, что истоки кризиса следует искать еще в конце 1980-ых годов, когда в стране начались радикальные преобразования. В этот период остро требовалась замена устаревшей законодательной базы для того, чтобы закрепить политические и экономические основы нового строя.

Abstract: The purpose of the research is to reveal the background of the political and constitutional crisis of 1993 in Russia. The article attempts to follow the facts presented in numerous sources of that time, to identify patterns for creating an objective picture of events. The scientific novelty lies in the interdisciplinary consideration of the issue involving transcripts, materials, and Documents of the Constitutional Commission published in 2008-2010. It is concluded that the origins of the crisis should be sought in the late 1980s, when radical changes began in the country. During this period, there was an urgent need to replace the outdated legal framework in order to consolidate the political and economic foundations of the new system.

Ключевые слова: политико-конституционный кризис, Конституционная комиссия, Конституция РСФСР, Съезд народных депутатов РСФСР, Верховный Совет РСФСР, Президент России, референдум, проект Конституции РФ.

Key words: political and constitutional crisis, Constitutional Commission, Constitution of the RSFSR, Congress of people's deputies of the RSFSR, Supreme Soviet of the RSFSR, President of Russia, referendum, draft Constitution of the Russian Federation.

Любые исторические явления имеют свои причины и последствия. Цель данного исследования - раскрыть предпосылки политико-конституционного кризиса 1993 года в России. Актуальность темы обусловлена тем, что последствия конституционной реформы начала 1990-х годов находят свое отражение в политике нынешнего, уже XXI века. Так можно проследить историческую связь времен и попытаться уяснить, как наше прошлое влияет на настоящее и будущее.

История развития политико-конституционного кризиса начала 1990-х годов не может быть оторвана от событий «перестройки» и шагов по обретению государственной самостоятельности РСФСР.

9 июня 1989 года Съезд народных депутатов СССР принял постановление «Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР», в котором единодушно высказался за то, чтобы безотлагательно начать работу по подготовке новой Конституции - Основного Закона Союза ССР, создав с этой целью Конституционную комиссию. Примечательным является тот факт, что председателем этой комиссии стал народный депутат СССР от КПСС М.С. Горбачев, а одним из членов - народный депутат СССР, сопредседатель межрегиональной депутатской группы Б.Н. Ельцин. Так была создана союзная Конституционная комиссия, которая сразу же оказалась в эпицентре реформы. В тот период было разработано большое количество различных проектов Конституции. Но Конституционная комиссия Съезда народных депутатов СССР довольно быстро прекратила свою работу, так как пришлось срочно решать сложнейшие проблемы, связанные с обновлением союзного государства.

В это же время законодательство новой России осваивало принципиально новые конституционно-правовые институты. Действующая Конституция 1978 года (в редакции Закона РСФСР от 27 октября 1989 года) относила к ведению Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в лице ее высших органов государственной власти и управления вопрос принятия Конституции РСФСР и внесения в нее изменений (пункт 1 статьи 72). [1] К исключительной компетенции Съезда народных депутатов РСФСР относилось «принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений» (пункт 1 статьи 104). Для изменения Конституции требовалось согласие не менее 2/3 от общего числа народных депутатов РСФСР (статья 185). При этом закреплялось, что «наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум)» (статья 5), закон о котором был принят только в конце 1990 года.

Идея создания Конституционной комиссии зародилась еще в период подготовки к первому Съезду народных депутатов РСФСР, который начал свою работу 16 мая 1990 года.

25 мая 1990 года Б.Н. Ельцин, баллотируясь на должность Председателя Верховного Совета РСФСР, выступил со своей программной речью, в которой, в частности, предложил «признать недействующими статьи Конституции России, препятствующие радикальным политическим и экономическим изменениям в республике», «образовать Комиссию по разработке новой Конституции России, которая должна быть вынесена на всенародный референдум и принята до введения президентства» [2, с. 234]. При этом выборы Президента планировалось провести не позднее мая 1991 года.

Уже буквально через несколько дней, 6 июня 1990 года, на Съезде народных депутатов РСФСР первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И. Хасбулатов представил для обсуждения проект постановления об образовании Конституционной комиссии [3, с. 286].

12 июня 1990 года Съездом была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, в пункте 15 которой отмечено, что положения Декларации являются основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения

Союзного договора и совершенствования республиканского законодательства [4, с. 51].

Через четыре дня после принятия Декларации, 16 июня 1990 года, Съезд народных депутатов РСФСР принял Постановление «Об образовании Конституционной комиссии» [4, с. 55]. Комиссия была образована из народных депутатов РСФСР в составе Председателя, его заместителя и 100 членов Комиссии. Возглавил ее только что избранный Съездом Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин, а его заместителем в Комиссии стал первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И. Хасбулатов. Хотя среди членов Комиссии не было людей со стороны, необходимо отметить, что избранные на первых демократических выборах депутаты РСФСР были подлинными представителями общественности, отобранными в открытой политической борьбе. Специфика статуса этой Комиссии состояла в том, что во главе Комиссии стояло высшее должностное лицо России, и в дальнейшем к работе привлекались руководители регионов, главы федеральных и региональных ведомств [5, с. 38].

22 июня 1990 года Съезд принял постановление «О некоторых вопросах подготовки проекта Конституции РСФСР» [4, с. 73]. Верховному Совету РСФСР было поручено вынести на референдум основные принципы проекта новой Конституции РСФСР и с учетом итогов референдума вместе с Конституционной комиссией подготовить проект Конституции РСФСР для обсуждения на Съезде народных депутатов РСФСР в январе 1991 года.

В этот же день прошло первое пленарное заседание Конституционной комиссии, по итогам которого Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин издал Распоряжение «О порядке деятельности Конституционной комиссии». Были определены план работы и окончательный состав Комиссии и Рабочей группы (31 человек), куда включили депутатов - ученых и практиков. Из 31 человека 25 были обществоведами, в том числе 22 -доктора и кандидаты различных наук [4, с. 69-72]. В задачи группы входили непосредственная разработка проекта и обеспечение выполнения намеченного плана работы. Также были определены координаторы 6 подкомиссий по тематическим блокам будущей Конституции.

Работа Комиссии велась очень активно и строилась на принципах открытости и гласности, даже был проведен общественный конкурс на лучший проект новой Конституции РСФСР. Уже к октябрю 1990 года был подготовлен первый вариант целостного проекта, а в ноябре - опубликован в центральной и местной печати, причем общий тираж составил 40 миллионов экземпляров [4, с. 591].

Сразу же после публикации началось широкое общественное обсуждение проекта. Но рассмотрение на Съезде вопроса о проекте Конституции по итогам 1990 года так и не состоялось, консервативный подход к конституционной реформе взял верх. Однако 15 декабря 1990 года Съезд принял закон об обширных изменениях действовавшей Конституции, многие из которых учитывали положения проекта Конституционной комиссии.

4 января 1991 года Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин издал Распоряжение «О мерах по обеспечению дальнейшей деятельности Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РСФСР» [2, с. 55]. На базе Рабочей группы Комиссии был создан Редакционный совет в составе 19 человек, которому было поручено за полтора месяца доработать проект Конституции с учетом всех существующих предложений. 25 февраля 1991 года эта работа была закончена, и проект вынесли для обсуждения на очередное пленарное заседание Конституционной комиссии [2, с. 63 - 115].

Но в это время произошли события, которые отодвинули работу над проектом Конституции на второй план. Наиболее актуальной стала проблема выработки политической линии во взаимоотношениях РСФСР и союзного центра. 19 февраля 1991 года Б.Н. Ельцин в своем телеобращении призвал к отставке Президента СССР М.С. Горбачева, в стране начались митинги и забастовки.

История российского конституционного процесса 1991 года находится в тесной связи с проблемой конституционной эволюции СССР. В союзных республиках начались референдумы о независимости, параллельно шел процесс подготовки к заключению нового Союзного договора, бывшие автономные республики в составе РСФСР требовали принятия Федеративного договора. В этих непростых условиях необходимо было четко разграничить полномочия и предметы ведения органов СССР, федерального центра и регионов РСФСР. Несомненно, окончательное конституционное урегулирование внутригосударственных отношений в РСФСР могло бы сгладить сложившиеся противоречия и стать стимулом для договорного решения в рамках обновленного Союза.

17 марта 1991 года был проведен референдум СССР, в котором приняли участие 79,6% избирателей (148,5 миллиона из 185 миллионов человек, имевших). 76,4% из них ответили «Да» на вопрос «Согласны ли вы на сохранение обновленного Союза ССР?». На основании итогов референдума 23 апреля в Ново-Огареве был подписан предварительный проект нового союзного договора и позже обнародовано Совместное заявление Президента СССР и руководителей 9 союзных республик [2, с. 800].

Для получения основания к учреждению должности Президента России одновременно со всесоюзным проводился и референдум РСФСР. На вопрос: «Считаете ли вы необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием?» 69,9% граждан России, принявших участие в голосовании, ответили: «Да».

Накануне третьего Съезда, 27 марта 1991 года, Конституционная комиссия собралась на пленарное заседание для рассмотрения вопроса «О работе над проектом Конституции РФ в связи с предстоящим третьим Съездом народных депутатов РСФСР». На этом заседании разработчикам пришлось уже в который раз выдержать серьезную атаку на проект, и в итоге по предложению председательствовавшего Р.И. Хасбулатова было решено передать вопрос на усмотрение Съезда. Таким образом, консерваторы были за поправку

Конституции о Президенте РСФСР, но против принятия проекта в целом [2, с. 156].

Разработчики документа проявили необыкновенную активность, и в итоге третий Съезд 4 апреля 1991 года принял Постановление «О политическом и социально-экономическом положении в РСФСР и мерах по выходу из кризиса», в котором поручил Верховному Совету и Конституционной комиссии «обеспечить выполнение поручения первого Съезда народных депутатов РСФСР по подготовке проекта новой Конституции РСФСР» [2, с. 161].

По итогам работы третьего Съезда Председатель Верховного Совета РСФСР еще до выборов Президента России получал серьезные полномочия. Верховному Совету РСФСР и очередному Съезду поручалось подготовить и внести на рассмотрение Съезда проекты законов РСФСР «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) РСФСР», предусматривающего введение поста Президента РСФСР, и «О порядке избрания Президента РСФСР».

На четвертом Съезде народных депутатов, который состоялся 22 - 24 мая 1991 года, был принят закон о президентстве и внесены соответствующие изменения в Конституцию. 12 июня 1991 года в РСФСР состоялись выборы первого Президента РСФСР.

10 - 17 июля первая часть пятого Съезда народных депутатов открылась торжественной процедурой вступления Б.Н. Ельцина в должность Президента России, но пост Председателя Конституционной комиссии он при этом не утратил. Также важным моментом для развития конституционного строя стало принятие на том же Съезде Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР». На пятом Съезде встал вопрос о заполнении образовавшейся вакансии Председателя Верховного Совета РСФСР, но в результате противостояния нескольких кандидатов так ни один и не был избран, и заместитель Председателя Конституционной комиссии Р.И. Хасбулатов стал исполняющим обязанности Председателя Верховного Совета РСФСР.

Тем временем продолжалась работа над проектом Союзного договора, путь к его подписанию был открыт, о чем 15 августа членам Комиссии Съезда народных депутатов РСФСР по разработке предложений к проекту Союзного договора была направлена соответствующая правительственная телеграмма. Но 19 августа 1991 года произошел государственный переворот, который всерьез подорвал возможность конструктивного разрешения проблем, накопившихся в рамках СССР.

Часть советского руководства образовала Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) и попыталась силовыми методами решить сложную проблему формирования новой Конституции союзных государств, а именно не допустить заключения нового Союзного договора, который казался идеологам ГКЧП слишком рыхлым.

После провала ГКЧП бразды правления и общепризнанное лидерство оказались у Б.Н. Ельцина, ему нужно было действовать в совершенно новых условиях, так как Союзный центр фактически перешел на вторые роли. Откладывать дальше рассмотрение проекта Конституции РФ в Верховном Совете РСФСР было нельзя, и Конституционная комиссия продолжила свою

работу по уточнению и согласованию проекта, принятого в октябре 1990 года в качестве рабочей основы текста.

Актуальный проект Конституции был опубликован в октябре 1991 года, и это событие получило широкий общественный резонанс. Документ подвергся критике с нескольких сторон, но, несмотря на это, все же был вынесен на рассмотрение Съезда народных депутатов РСФСР, правда, в итоге депутаты несколько дней упорно отказывались его обсуждать.

Зато 1 ноября 1991 года Съезд принял изменения и дополнения Конституции (Основного Закона) РСФСР, включив, в частности, право Президента РСФСР приостанавливать действия актов главы исполнительной власти (президента) республики в составе РСФСР, если они противоречат Конституции или законам РСФСР. Отдельным постановлением Съезда Президент получил особые полномочия в части экономических реформ.

В заключительный день работы пятого Съезда, 2 ноября 1991 года, все-таки состоялось обсуждение проекта Конституции РФ, которое откладывалось по разным причинам почти полтора года. Б.Н. Ельцин выступил тогда со стратегическим докладом о конституционной реформе в Российской Федерации, который весьма красноречиво назывался «Правовую преграду - распаду и хаосу» [2, с. 630 - 637]. Это была позитивная программа конституционного процесса в России. Хотя в целом доклад получил неоднозначную оценку со стороны большинства депутатов, обсуждение концепции новой Конституции состоялось.

Итогом стало постановление Съезда, в котором представленный проект был лишь принят к сведению, его поручили доработать и внести на рассмотрение очередного (шестого) Съезда. При этом Конституционной комиссии был придан статус постоянно действующего органа. В короткие сроки Рабочая группа должна была представить предварительные результаты. Ведь уже 8 декабря 1991 года главами РСФСР, Республики Беларусь и Украины было подписано «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств». 21 декабря в рамках Алма-Атинского протокола к соглашению присоединилось большинство остальных республик СССР. 25 декабря М.С. Горбачев ушел в отставку с поста Президента СССР.

Остро встала необходимость нового конституционного законодательства о федеративном устройстве, чтобы предотвратить ставший возможным в тот момент распад и самой России. В 1992 год Российская Федерация входила как независимое государство, и ей просто необходима была новая Конституция.

На VI съезде народных депутатов, состоявшемся в апреле 1992 года, Ельцин столкнулся с жестким отторжением своей политики со стороны Верховного Совета. Уже в мае 1992 года Ельцин признал, что де-факто в России обозначился конституционный кризис. Выход виделся в принятии новой Конституции, усиливавшей власть Президента.

Ухудшение экономического положения усиливало недовольство правительством. В декабре 1992 года на VII Съезде народных депутатов началась открытая схватка за власть между Верховным Советом и Президентом. Депутаты ВС обвиняли Ельцина в спаде производства и обнищании населения в ходе

проводимых правительством при поддержке Президента реформ. Верховный Совет принял новые поправки к Конституции, согласно которым правительство должно было подчиниться в первую очередь парламенту, а затем Президенту. Ельцин выступил против этих решений.

Вскоре был достигнут компромисс между исполнительной и законодательной властями: премьер-министр Е.Т. Гайдар - главный вдохновитель радикальных экономических реформ - был отправлен в отставку. Новым премьером был назначен В.С. Черномырдин. Однако достигнутый на VII Съезде компромисс оказался непрочным.

Ельцин видел способ разрешения конфликта между Президентом и Верховным Советом в вынесении принципиальных вопросов российской политики на всенародный референдум. Но начавший работу в марте 1993 года VIII Съезд народных депутатов запретил проводить референдум, а в Конституцию включил поправки, серьезно ограничивавшие права Президента. Главным итогом его работы стало фактическое подчинение всех ветвей власти в России Съезду и Верховному Совету.

Тогда 20 марта президент собственным указом назначил на 25 апреля общенародный референдум о доверии Президенту, а также по вопросу о проекте новой конституции. Потерпев неудачу, депутаты согласились провести референдум с формулировкой вопросов, утвержденных законодательной ветвью. На голосование были поставлены вопросы о доверии Президенту лично, о доверии его социально-экономической политике, о необходимости досрочных выборов Президента и досрочных выборов народных депутатов. Люди проголосовали «да», «да», «нет», «нет».

Но оппозиция не признала победы Б. Ельцина на то основании, что 38 миллионов человек не участвовали в референдуме. 1 мая Фронт национального спасения организовал многотысячные демонстрации в Москве под антипрезидентскими лозунгами, которые стали прологом военного разрешения конфликта.

Ни Президент, ни Верховный Совет не хотели идти на компромиссы. Б. Ельцин сделал ставку на устранение всей системы советов и, прежде всего, ее высшего звена. 21 сентября 1993 года Президент подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе», который отменял съезды народных депутатов и распускал Верховный Совет. Президентским указом назначались на 11 - 12 декабря 1993 года выборы в Государственную Думу, одновременно должен был состояться всенародный референдум по проекту новой конституции России.

Верховный Совет расценил действия Б. Ельцина как противоречащие действующей Конституции и квалифицировал их как государственный переворот. В ночь с 21 на 22 сентября Конституционный суд признал указ № 1400 не соответствующим Конституции, что дало депутатам Верховного Совета формальное право объявить о прекращении президентских полномочий Ельцина. Президиум Верховного Совета принял постановление о назначении Президентом РФ вице-президента А.В. Руцкого. Той же ночью Александр

Руцкой, стоя на трибуне Верховного Совета, принес присягу в качестве исполняющего обязанности Президента РФ.

23 сентября 1993 года состоялся последний Съезд народных депутатов. Он объявил о незаконности режима Ельцина, поручил исполнять обязанности Президента А. Руцкому, утвердил силовых министров.

Таким образом, ситуация настолько накалилась, что в сентябре-октябре 1993 года грянул политико-конституционный кризис, который закончился применением оружия и арестами. Эта кровавая страница нашей истории не должна замалчиваться, а должна быть всесторонне и тщательно изучена, чтобы не было повторения своих же ошибок в дальнейшем.

Тем не менее, проект российского Основного закона был вынесен на всенародный референдум, и принятие новой Конституции 12 декабря 1993 года подвело итог процессу формирования правовых основ современного демократического государства в России. Кризис завершился, конституционная реформа начала 1990-х была проведена. Наступил период испытания жизнеспособности провозглашенных основ конституционного строя общественно-политической практикой.

Несмотря на то, что прошло уже более четверти века с того момента, тема политико-конституционного кризиса 1993 года и предшествовавших ему событий до сих пор является актуальной и значимой.

Знание предпосылок, которые привели к такому переломному моменту в истории России, поможет в дальнейшем грамотно оценивать исторические перспективы того или иного события и при необходимости позволит принять решения, которые приведут только к позитивным изменениям в обществе и государстве.

Список литературы:

1. Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. (с изменениями и дополнениями от 27 октября 1989 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/red_1978/5478722/ (дата обращения: 16.09.2020).

2. Из истории создания Конституции Российской Федерации: конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990-1993 гг.): в 6 т. Т. 2. 1991 год [Текст] / Фонд конституционных реформ ; под общ. ред. О. Г. Румянцева. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 1118 с.

3. Из истории создания Конституции Российской Федерации : конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990-1993 гг.): в 6 т. Т. 3, кн. 1. Январь-июнь 1992 года [Текст] / Фонд конституционных реформ ; под общ. ред. О. Г. Румянцева. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 1119 с.

4. Из истории создания Конституции Российской Федерации: конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990-1993 гг.): в 6 т. Т. 1: 1990 год [Текст] / Фонд конституционных реформ ; под общ. ред. О. Г. Румянцева. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - 936 с.

5. Румянцев, О. Г. Конституция Девяносто третьего. История явления. (Документальная поэма в семи частях от Ответственного секретаря Конституционной комиссии 1990-1993 годов.) [Текст] / О. Г. Румянцев. - М.: ЗАО «Библиотечка РГ», 2013. - 336 с.

УДК 433

Сбитнева Анастасия Сергеевна Sbitneva Anastasia Sergeevna

Магистрант Undergraduate

Оренбургский государственный университет Orenburg state University

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ В ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II

HISTORICAL ASPECTS OF THE ESTABLISHMENT OF THE INSTITUTE

OF JURORS IN THE ORENBURG PROVINCE AS PART OF THE IMPLEMENTATION OF THE JUDICIAL REFORM OF ALEXANDER II

Аннотация: в статье рассматриваются исторические аспекты учреждения института присяжных заседателей в Оренбургской губернии. Институт присяжных заседателей явился одним из либеральных преобразований Александра II, который провозгласил данное правовое учреждение в ходе судебной реформы 1864 года. В статье автор обратил внимание на региональные особенности оформления института присяжных заседателей.

Abstract: the article deals with the historical aspects of the establishment of the Institute of jurors in the Orenburg province. The Institute of jurors was one of the liberal transformations of Alexander II, who proclaimed this legal institution during the judicial reform of 1864. In the article, the author drew attention to the regional features of the design of the Institute of jurors.

Ключевые слова: институт присяжных заседателей, судебная реформа, Александр II.

Keywords: Institute of jurors, judicial reform, Alexander II.

Одним из главных нововведений судебной реформы 1864 года стал действовавший при окружном суде институт присяжных заседателей. Эта форма судопроизводства была встречена в российском обществе с радостью и стала предметом всеобщего внимания.

Современники отмечали, что в этом институте отражаются представления народных масс о том, чем должен быть уголовный суд, на каких принципах основываются его решения, какой должна быть реакция общества на преступление. Присяжные заседатели составляли отдельную коллегию, независимую от профессиональной судьи, и в процессе уголовного судопроизводства решали вопросы факта и вины. По своей юридической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.