Научная статья на тему 'К вопросу о предмете и методе трансперсональной психологии'

К вопросу о предмете и методе трансперсональной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1242
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о предмете и методе трансперсональной психологии»

деления статуса категории «коммуникация». Тема коммуникации и диалога (дискурса) становится одной из центральных в философии XX века, одновременно привлекая пристальное внимание психологов, социологов и других специалистов. Этот факт находит свое объяснение в так называемом «взрыве коммуникаций», суть которого в общем изменении места и роли коммуникации и коммуникативных технологий в различных общественных сферах, в интенсивном развитии средств коммуникации.

Для понимания роли коммуникации в профессиональной деятельности в середине XX века в научном сообществе утверждается термин «коммуникативная компетентность специалиста», который в настоящее время получил статус общенаучной категории. Один из современных западных философов Ю. Хабермас (1992)считает, что важнейшим условием обеспечения коммуникативной компетентности является дискурс. Решающая идея Хабермаса состоит в том, что дискурс - не просто разговор, а диалог, ведущийся с помощью аргументов, позволяющих выявить общезначимое, нормативное в высказывании (Ю. Хабермас, 1992).

Современные исследования позволяют осмыслить проблему коммуникативной компетентности специалистов с позиции социальной психологии. Исследования, проводимые Новороссийской школой социальной психологии под руководством Е.В. Руденского, основываются на целостном системно-интеграционном подходе к данному понятию. Руденский предлагает следующие составляющие коммуникативной компетентности: коммуникативно-диагностическую, коммуникативно-прогностическую, коммуникативно-программирующую, коммуникативно-организационную, коммуникативно-исполнительную.

Следует отметить необходимость активного применения этих научных разработок в процессе профессионального становления специалиста в учебных заведениях, так как именно здесь закладываются основы формирования коммуникативной компетентности.

Тытарь А.Д., Тытарь Е.Т. (Таганрог) К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТЕ И МЕТОДЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В настоящее время популярно говорить о кризисе в психологии. Говоря о кризисе в психологической науке, мы имеем в виду резкое падение интереса к фундаментальным психологическим теориям и школам, усиливающуюся критику её основ и методологии, разрыв между академической психологией и новыми психологическими практиками (вслед за Л.С. Выготским их можно называть психотехниками, так вот они развиваются самостоятельно вне традиционного здания психологии) (Розин В.М., 1998).

Появление трансперсональной психологии во многом обусловлено кризисом современной научной психологии, которая оказалась не в состоянии удовлетворить широкий общественный заказ на методы личностной терапии (немедицинской), личностного развития, переживания трансцендентного опыта и широкого диапазона состояний сознания. Эту задачу молодёжь решает часто с помощью наркотиков. Как пишет В.М. Розин: «Одна из причин кризиса современной психологии - невозможность удовлетворительно объяснить в психологической науке ряд реально наблюдаемых фундаментальных фактов психической жизни человека. К ним относятся, например, переживания произведения искусства, психические заболевания и нарушения восприятия, явления сновидения и некоторые другие». «Природа переживаний произведения искусства, сновидений, галлюцинаций, пограничных

(особых) состояний сознания, достигаемых при приёме психоделиков или другими методами (например, психотехническими приёмами), объяснение природы экстатических религиозных видений или состояний, достигаемых при внушении - это только одна группа явлений, объяснение которых заставляет пересматривать традиционные психологические представления».

Необходимость в трансперсональной психологии возникла также в связи с игнорированием научной психологией трансперсонального опыта. «Трансперсональные переживания - переживание человеком выхода за пределы своего Я, за пределы пространства и времени, возврата в культурное и историческое прошлое человека и мира. Человек как бы вспоминает эпизоды из истории жизни на Земле. Таким образом свидетельствует о том, что человек обладает способностью беспрепятственно «путешествовать» в любом времени, в любом мире, микро- и макрокосмосе» (См.: Человек: энциклопедический словарь, 1999).

Как пишет С. Гроф: «Мне совершенно ясно, что нам нужна новая психология, более соответствующая уровню современных исследований сознания и дополняющая образ космоса, который начинает складываться в нашем представлении, благодаря самым последним достижениям естественных наук».

Как же понимается в современной литературе трансперсональная психология? «Трансперсональная психология - это учение о трансперсональных переживаниях, их при роде, разнообразных формах, причинах и следствиях, а также о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т.д., которые вдохновляются ими, или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять».

Трансперсональная психология - это не замкнутая на своих проблемах академическая деятельность, а серьёзно социально ориентированная активность. «Здесь остро стоит вопрос о поисках новых форм существования культуры, а в данной культуре - о гармонизации отношений внутри коллективов и о врачевании, основанном на новом понимании смысла и существа жизни» (См.: Пути за пределы «Эго», 1996).

Итак, дуальной картине мира в научной психологии противостоит монизм трансперсональной психологии, постулирующий, в частности, единство мира и человека. Серьёзным следствием этого является, в частности, неманипулятивность трансперсональных психотехнологий. Психология как наука построена по структурному принципу, из которого следуют объяснения психических процессов; как можно заметить, в трансперсональной психологии формируется энергетическая модель психики (сознания), и огромную роль здесь сыграла концепция психики как самодвижения либидозной энергии психоанализа З. Фрейда и особенно аналитической психологии К. Юнга, а также - идей А. Лоуэна и В. Райха. Представляется, что энергетическая концепция сознания содержит в себе массу возможностей как для практической трансперсональной психологии, так и для разработки её теории. Практические достижения трансперсональной психологии, попавшие в разряд па-рапсихических либо сверхвозможностей, заставляют пересмотреть ряд классических психологических представлений, например, о природе психических функций (памяти, восприятия, внимания и др.), возможностях саморегуляции; порогов восприятия и т.д. Существенным моментом, отличающим трансперсональную психологию не только от научной психологии, является ориентация в её практике не исключительно на прошлый опыт индивида, как в психоанализе; и не только на настоящее - как в гештальттерапии, а на временную целостность человека, включающую его прошлое, настоящее и будущее. Перенос акцента в трансперсональной психологии с биосоциальной природы человека на космическую, с хилотропной на холотропную, со структурной на энергетическую, а модели мира - с дуальной - на

монистическую, - должен с необходимостью привести к вопросу о методах трансперсональной психологии.

Как нам представляется, наиболее адекватным методом, способным описать процессы самодвижения, саморазвития психики в понятийном поле трансперсональной психологии, является синергетический метод.

Процесс самодвижения (саморазвития) личности (сознания, психики), что должно бы являться, в конечном счёте, предметом трансперсональной психологии, в понятийном поле синергетического подхода выглядит так.

1. Для начала процесса саморазвития личности необходимо наличие аттрактора, условие открытости системы - обмен энергией и информацией со средой. Здесь ещё может действовать хилотропный аттрактор, или - «мотивация недостатка» по А. Маслоу.

2. Энергообеспечение должно увеличиваться и стать достаточным для преодоления деструктивных процессов и формирования новых структур внутри системы.

3. Должно выполняться условие кооперативности: направленное взаимодействие компонентов системы, ведущее к образованию (развитию) ядра новой структуры, как основания для трансценденции за пределы наличного состояния системы (с новым, холотропным аттрактором). Это появление новых, высших потребностей личности.

В отличие от хилотропного аттрактора, который проявляется как синтез прошлых условий и настоящих возможностей, холотропный аттрактор проявляется как детерминация будущим интегральных возможностей прошлого и настоящего. Это приводит к расширенным состояниям сознания. В отличие от хилотропного аттрактора, который, как правило, является внеположенным, внешним по отношению к личности, холотропный аттрактор проявляется при условии концентрации энергии внутри индивида, доверия к внутренним процессам как к управляющим -больше, чем к внешним, сознании собственной самоценности, несводимой к внешним шкалам оценок, и, таким образом, холотропный аттрактор является проявлением внутренних, имманентных индивидуальному сознанию, смыслов, целей и ценностей. Это - уровень самоактуализации по А. Маслоу.

4. Далее, с точки зрения синергетики, факторы внешней среды становятся внутренними стимулами саморазвития системы. Система расширяется до слияния со средой. Так создаются условия для образования трансперсонального аттрактора, следующего за 4 уровнем (самоактуализации) - это переход сознания на уровень единства «Я» и Мира.

5. Аттрактор первого уровня, по мере саморазвития, разворачивается в аттрактор, где очевидно уже, что целью саморазвития системы является сама система (человек, сознание, личность), разворачивание её потенциала до состояния само-отождествления со всей средой - без самоуничтожения. На этом уровне развития нет уже необходимости ни в какой психологии, в том числе и трансперсональной.

Психология (в том числе и трансперсональная) нужна как помощь на пути человека к самому себе, помощь в преодолении кризисов Практика трансперсональной психологии накопила большой материал по этим проблемам, который требует самого серьёзного анализа. Синергетический подход позволяет ухватить психику в её целостности, как саморазвивающуюся систему, не членя её на отдельные функции, и выработать критерии нормы и патологии развития, исходя из основных принципов развития органической системы, которой и является человек. Этот подход позволяет объединить телесные переживания (ощущения), эмоции, чувства, мышление и духовные переживания в целостность, в единство системы «Человек», и показать, при каких условиях возможно достижение ею подлинной целостности и аутентичности. Здесь же снимается проблема разделения «душа - тело» (психосо-

матическое единство становится очевидным).

Синергетический метод, таким образом, не противоречит и тем базовым понятиям, которые лежат в основе трансперсонального опыта и новых научных теорий: монизму (единству человека и мира, духовного и телесного); холизму как представлению об изначальной целостности сознания человека; энергийности психики (сознания); возможности самодвижения и саморазвития - без необходимости внешнего управления; идее преодоления кризисов на пути конвергенции, кооперации и взаимодополняемости сторон психической жизни, которые хилотропное сознание разводит, противопоставляет, делает проблемными.

Если искать предмет трансперсональной психологии в области исследования путей к трансперсональному опыту, расширению сознания и личностному росту индивида, преодолении кризисов на пути духовного роста - то можно сказать, что синергетический метод может помочь в решении этой задачи не только в её теоретическом осмыслении, но и в анализе уже существующих психотехнологий, а также - в порождении новых методов трансперсональной психологии, адекватных её предмету.

Наш опыт подготовки практических психологов в программе дополнительного образования на спецфакультете трансперсональной психологии в Институте психологии, управления и бизнеса РГУ показал, что обязательное освоение не только теоретических знаний в области как традиционной психологии, так и трансперсональной, но и практики в этой области, (обязательной для наших слушателей с позиции самопознания и самореализации) позволяет им гораздо глубже и шире понимать как свои собственные проблемы и возможности, так и более эффективно работать со своими клиентами.

Харитонова Е.В. (Краснодар) ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Проблема межэтнических отношений является в современной России одной из самых сложных и труднорегулируемых. Сложность ее заключается, в том числе, во множестве факторов, обуславливающих ее (политические, исторические, экономические, этнокультурные, социально-психологические). Обострение национальных проблем, рост межэтнической и социальной напряженности на Кубани может привести к открытому противостоянию коренных жителей и мигрантов. Остро эта проблема ощущается в условиях тесного взаимодействия представителей разных национальностей, как коренных жителей, так и приезжих, работающих в сфере рыночного предпринимательства. В условиях глобальных изменений в обществе трансформация этнической идентичности стала жизненно важным вопросом определения субъектом своей позиции в системе человеческих отношений в целом. В связи с чем нами было предпринято исследование влияния тенденций трансформации этнического самосознания в условиях рыночного предпринимательства с использованием анкетирования, беседы и опросного метода (методической разработки «Типы этнической идентичности» и многоуровневого личностного опросника «Адаптивность»). Всего в исследование приняли участие 30 русских предпринимателей.

По данным нашего исследования, 84% респондентов русской национальности отнесли себя к категории людей, для которых наиболее приемлема позитивная этническая идентичность, представляющая собой такой баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.