Научная статья на тему 'Тенденции трансформации этнического самосознания в условиях рыночного предпринимательства'

Тенденции трансформации этнического самосознания в условиях рыночного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
144
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции трансформации этнического самосознания в условиях рыночного предпринимательства»

матическое единство становится очевидным).

Синергетический метод, таким образом, не противоречит и тем базовым понятиям, которые лежат в основе трансперсонального опыта и новых научных теорий: монизму (единству человека и мира, духовного и телесного); холизму как представлению об изначальной целостности сознания человека; энергийности психики (сознания); возможности самодвижения и саморазвития - без необходимости внешнего управления; идее преодоления кризисов на пути конвергенции, кооперации и взаимодополняемости сторон психической жизни, которые хилотропное сознание разводит, противопоставляет, делает проблемными.

Если искать предмет трансперсональной психологии в области исследования путей к трансперсональному опыту, расширению сознания и личностному росту индивида, преодолении кризисов на пути духовного роста - то можно сказать, что синергетический метод может помочь в решении этой задачи не только в её теоретическом осмыслении, но и в анализе уже существующих психотехнологий, а также - в порождении новых методов трансперсональной психологии, адекватных её предмету.

Наш опыт подготовки практических психологов в программе дополнительного образования на спецфакультете трансперсональной психологии в Институте психологии, управления и бизнеса РГУ показал, что обязательное освоение не только теоретических знаний в области как традиционной психологии, так и трансперсональной, но и практики в этой области, (обязательной для наших слушателей с позиции самопознания и самореализации) позволяет им гораздо глубже и шире понимать как свои собственные проблемы и возможности, так и более эффективно работать со своими клиентами.

Харитонова Е.В. (Краснодар) ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Проблема межэтнических отношений является в современной России одной из самых сложных и труднорегулируемых. Сложность ее заключается, в том числе, во множестве факторов, обуславливающих ее (политические, исторические, экономические, этнокультурные, социально-психологические). Обострение национальных проблем, рост межэтнической и социальной напряженности на Кубани может привести к открытому противостоянию коренных жителей и мигрантов. Остро эта проблема ощущается в условиях тесного взаимодействия представителей разных национальностей, как коренных жителей, так и приезжих, работающих в сфере рыночного предпринимательства. В условиях глобальных изменений в обществе трансформация этнической идентичности стала жизненно важным вопросом определения субъектом своей позиции в системе человеческих отношений в целом. В связи с чем нами было предпринято исследование влияния тенденций трансформации этнического самосознания в условиях рыночного предпринимательства с использованием анкетирования, беседы и опросного метода (методической разработки «Типы этнической идентичности» и многоуровневого личностного опросника «Адаптивность»). Всего в исследование приняли участие 30 русских предпринимателей.

По данным нашего исследования, 84% респондентов русской национальности отнесли себя к категории людей, для которых наиболее приемлема позитивная этническая идентичность, представляющая собой такой баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рас-

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

сматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельного и стабильного существования этнической группы, с другой - как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

В 24% случаев была выявлена этническая индифферентность, представляющая собой неопределенность этнической принадлежности, неактуальности эт-ничности. Возможно, что в условиях высокой актуальности национальных проблем рост «безразличных» может иметь защитный характер и являться способом адаптации. Кроме того, данный тип идентичности, возможно, формируется также и на основе отторжения слишком актуальной, но неприятной проблемы, возникающей, в том числе, в условиях острой конкуренции на рынке труда.

Лишь 2 человека из выборки показали высокие баллы по этнонигилизму. Этнонигилистические тенденции отражают нежелание поддерживать собственные этнокультурные ценности, выражаются в ощущении этнической неполноценности, ущемленности, стыда за представителей своего этноса, иногда негативизма по отношению к ним и в трудностях в общении. Этнонигилисты отчуждаются от собственной группы. Отрицание как один из общих защитных механизмов может активизировать общую агрессивность.

У одного предпринимателя была выявлена более глубокая трансформация этнической идентичности - этноизоляционизм, что проявляется в убежденности в превосходстве своего народа, в признании необходимости «очищения» национальной культуры.

У двух предпринимателей был выявлен крайний вид гиперидентичности -«национальный фанатизм» (готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических «чисток», отказа в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями другим народам, признания приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдания любых жертв в борьбе за благополучие своего народа).

Анализ полученных данных по методике МЛО показал, что 50% респондентов имеют низкий уровень поведенческой регуляции, то есть они склонны к нервно-психическим срывам, не имеют адекватной самооценки и адекватного восприятия действительности. Остальные 50% - средние значения. Низкий уровень коммуникативного потенциала выявлен у 30% опрошенных, т.е. 30% испытывают затруднение в построении контактов с окружающими, что является крайне неблагоприятным фактором, учитывая необходимость постоянного общения этих людей с покупателями. Низкий уровень морально-нравственной коммуникативности был отмечен у 30 % респондентов, что свидетельствует о низком уровне социализации. Высокий показатель социализации был выявлен лишь у одного человека.

Таким образом, анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что уровень адаптационных способностей у 80% опрошенных очень низкий. Люди этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера, присутствуют длительные нарушения функционального состояния возможны даже делинквентные поступки. Процесс адаптации у таких людей протекает тяжело. Остальные 20% -респонденты со средним (или удовлетворительным) уровнем адаптации. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации во многом зависит от внешних условий среды. На фоне невысокой эмоциональной устойчивостью и осложнения процесса социализации возможны асоциальные срывы, проявление агрессивности и конфликтности.

Толерантность как личностная характеристика формируется под влиянием множества факторов и переменных, определяющих общую позитивную направленность личности, в основе которой лежит способность человека устанавливать пози-

тивные отношения с другими людьми и миром в целом, а также формировать позитивный образ самого себя. Полученные нами данные свидетельствуют о нарушении процесса адаптации работающих в сфере рыночного предпринимательства, что сопровождается нарушениями поведенческой регуляции, адекватного восприятия действительности, коммуникативного потенциала и социализации, а также тенденции к негативной трансформации этнического самосознания.

Цветкова Т.К. (Москва) ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ И ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Проблема толерантности очень актуальна в наше время, насыщенное межэтническими противоречиями. Воспитание толерантности превратилось в важную педагогическую задачу, решению которой посвящено большое количество публикаций. Однако проблема воспитания толерантности редко обсуждается в связи с обучением иностранному языку, хотя в данном случае она не менее остра, чем при непосредст-венном контакте представителей разных этносов и культур. Довольно часто преподаватели иностранного языка сталкиваются с негативным отношением учащихся к изучаемому языку, который воспринимается ими как глупый и бессмысленный.

Толерантность обычно описывается как принятие другого, способность невраждебно относиться к отличным от своих мыслям и мнениям. Толерантность предполагает отсутствие негативного отношения к иной культуре, а точнее - наличие позитивного образа иной культуры с сохранением позитивного восприятия своей собственной. Соответственно, интолерантность представляет собой преимущественно негативное восприятие иной культуры при сверхпозитивном восприятии своей собственной.

Толерантность тесно связана с социальной идентичностью, которая определяется как динамическая прижизненно формирующаяся в ходе взаимодействия и активного построения социальной реальности система социальных конструктов субъекта, которая оказывает влияние на его ценностно-смысловую сферу и поведение.

Причина, по которой вопросы толерантности редко связываются с проблематикой обучения иностранном языку (в частности, его психологическим содержанием), на наш взгляд состоит в определенном расхождении между теорией и практикой. С одной стороны, декларируется, что обучение иностранному языку есть обучение межкультурному общению. С другой стороны, преподаватели-практики редко стремятся сделать различия в культурах предметом осмысления для своих учащихся. Будучи сами носителями родной культуры и стремясь «облегчить» усвоение чужого языка своим учащимся, они невольно уподобляют в преподавании иностранный язык своему родному языку, обращая внимание скорее на сходства между ними, чем на различия, отражающие различия в образах мира разных народов. Такая тактика бывает эффективной на начальном этапе освоения иностранного языка, но она оставляет учащихся беззащитными перед лицом культурного шока, который им неминуемо придется пережить при непосредственном столкновении с реальностью чужого языка и чужой культуры. Культурный шок можно рассматривать как кризис социальной идентичности. Суть его состоит в том, что человек теряет устоявшееся представление о себе и пытается заново найти себя в мире иной культуры. При этом в сознании индивида происходит рассогласование между сложившейся идентификационной системой и новыми требованиями реальности, обусловливающими необходимость выбора новой идентичности. Воспитание толе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.