2.2. К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ СТИМУЛАХ И ПРАВОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЯХ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ИНВЕСТОРОВ
Айзетуллова Назлыгуль Азатовна, аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права юридического факультета ФГАУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
nazligul@list. ru
Аннотация: В статье обосновывается существование правовых стимулов и ограничений инвестиционной деятельности в сфере предпринимательства для отдельных категорий субъектов, анализируются их виды, сделан вывод о системном характере их воздействия. Ключевые слова: инвестиционная деятельность,
правовой стимул, правовое ограничение, инвестор.
TO THE QUESTION ABOUT LEGAL INCENTIVES AND LEGAL RESTRICTIONS FOR CERTAIN CATEGORIES OF INVESTORS
Ayzetullova Nazlygul Azatovna, graduate student of the department of Civil and Entrepreneurial Law Faculty of Law Kazan (Volga Region) Federal University
Annotation: The article explains the existence of the system of legal incentives and restrictions of investment activity in the field of entrepreneurship for some categories of subjects, analyzed their types, concluded about the systematic nature of their impact.
Keywords: investment activity, legal incentive, legal restriction, investor.
Правовые стимулы и правовые ограничения для отдельных категорий инвесторов установлены законодательством России и представляют собой целостную систему, с помощью которой осуществляется правовое воздействие на инвестиционную деятельность с целью установления желаемого законодателем правового баланса интересов субъектов инвестиционной деятельности в сфере предпринимательства.
Определение круга лиц, которые признаются субъектами инвестиционных отношений, имеет важное практическое значение при анализе правовых стимулов и ограничений. Здесь имеются определенные сложности, связанные с отсутствием единой юридической концепции понимания инвестиционной деятельности, также законодатель для обозначения лиц, инвестирующих свои средства, использует разную терминологию. Субъект инвестирования может играть различные правовые роли, он может выступать в качестве заказчика, вкладчика, дольщика, акционера, покупателя, кредитора, пользователя объектов инвестиционной деятельности и т.д. [Попондопуло, 2009, с. 94]. В литературе отмечено, что «во-первых, от признания лица субъектом инвестиционного права зависит предоставление соответствующих прав и льгот, которые установлены в нормах инвестиционного права. Во-вторых, статус инвестора или другого субъекта инвестиционного права имеет значение при регистрации, допуске к осуществлению хозяйственной деятельности. В-третьих, если лицо признано инвестором, на него могут
распространяться гарантии и другие условия, предусмотренные законодательством» [Фархутдинов, Трапезников, 2006, с. 11].
Для каждого государства важно привлекать иностранные инвестиции. Россия стремится предоставить иностранным инвесторам либо режим наибольшего благоприятствования, либо национальный режим, при этом сохраняя за собой право применять и вводить изъятия из национального режима в отношении иностранных инвесторов и их капиталовложений. Согласно п. 2 ст. 4 ФЗ от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее - Закон об иностранных инвестициях) федеральными законами из национального режима для иностранных инвестиций могут устанавливаться изъятия ограничительного и стимулирующего характера (льготы для иностранных инвесторов).
Установление правового режима инвестиционной деятельности (национального, режима наибольшего благоприятствования) с правовой точки зрения представляет собой юридико-технические действия по формированию подсистемы правовых стимулов и правовых ограничений в отношении определенной категории инвесторов. Национальный правовой режим для иностранных инвесторов существует в России лишь в части возможного применения правовых стимулов. Правовых ограничений в отношении иностранного инвестора применяется значительно больше, чем в отношении российского инвестора.
Так, существуют определенные ограничения из национального режима при создании юридических лиц иностранными инвесторами. Особенности правового регулирования создания компаний с иностранными инвестициями существуют в отдельных сферах предпринимательской деятельности (банковское и страховое дело, авиационная деятельность, средства массовой информации и т.д.).
Предъявляются следующие дополнительные требования к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков на территории России: установление квоты участия иностранного капитала в банковской системе РФ; ограничения на долю участия иностранных лиц в капитале российских эмитентов и связанные с этим запреты; ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных государствах в отношении банков с российскими инвестициями и филиалов российских банков применяются ограничения в их создании и деятельности; установление дополнительных требований к кредитным организациям с иностранными инвестициями и филиалам иностранных банков относительно порядка представления отчетности, утверждения состава руководства и перечня осуществляемых банковских операций; необходимость получения предварительного разрешения Банка России на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями; требование соблюдения количественного соотношения работников в кредитной организации с иностранными инвестициями; особенности порядка государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка, а также выдачи им лицензий на осуществление банковских операций. Во внимание может также приниматься размер иностранных инвестиций в банковской системе РФ из государств места нахождения
учредителей, а также характер двусторонних отношений между РФ и государством места нахождения каждого из учредителей.
Банком России также могут приниматься меры особого контроля в отношении иностранных инвестиций в банковскую систему РФ от учредителей-нерезидентов с местом регистрации в одном из государств с льготным налоговым режимом и отсутствием тарифных методов таможенного регулирования или в отношении инвестиций от резидента, в котором доля такого нерезидента превышает пятьдесят процентов.
Существуют ограничения и в деятельности для страховых организаций, являющихся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам либо имеющих определенную долю иностранных инвесторов: установлена 25-процентная квота участия иностранного капитала в уставных капиталах российских страховых организаций; запрет дочерним компаниям иностранных инвесторов осуществлять страховую деятельность в России, если иностранный инвестор (основная организация) менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, менее 2-х лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории РФ; заперт страховым организациям, являющимися дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов осуществлять в РФ определенные виды страхования (обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций, страхование определенных объектов личного страхования); необходимость получения страховой организацией предварительного разрешения органа страхового надзора на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ, на отчуждение в пользу иностранного инвестора своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры (участники)
- на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ.
Существуют ограничения для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами; запрет иностранным государствам, международным или находящимся под их контролем организациям, в том числе и созданным на территории РФ, на совершение сделок, которые повлекут за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вопрос о доступе иностранных инвесторов в стратегические отрасли решается на основании двух критериев. Одним из них является перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для
национальной безопасности РФ (42 вида деятельности). Вторым критерием, на основании которого ограничивается доступ иностранных инвесторов, является получение ими в результате сделки прямо или косвенно права распоряжаться более чем 25% (в случае пользования участками недр федерального значения более чем 5%) общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал коммерческой организации, имеющей стратегическое значение, или приобретение иной возможности блокировать решения органов управления [Ручкина, 2008, с. 16-22].
Предъявляются дополнительные требования к созданию и деятельности авиационных предприятий с иностранными инвестициями на территории России (установлена 49% квота участия иностранного капитала в уставных капиталах российских авиационных предприятий, требования, предъявляемые к руководителю и количеству иностранных граждан в руководящем органе авиационного предприятия, обязанность получения лицензии иностранными авиационными предприятиями, международными эксплуатационными агентствами и иностранными индивидуальными предпринимателями для
осуществления в пределах территории РФ международных воздушных перевозок и выполнения авиационных работ).
Необходимо отметить, что правовое регулирование иностранных инвестиций в России характеризуется многообразием правовых режимов, распространяемых на инвесторов из разных стран. Это обстоятельство необходимо учитывать в каждом конкретном случае, определяя статус того или иного иностранного инвестора с учетом распространяемых на него международных соглашений и норм российского законодательства. Изъятия из правовых режимов иностранных инвестиций могут устанавливаться и международными соглашениями. Как правило, такие соглашения содержат перечень возможных ограничений, которые вправе устанавливать стороны таких соглашений.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским сообществом от 24 июня 1994 года предусматривает, в частности, следующие изъятия, сделанные Россией из режима наибольшего благоприятствования (национального режима): требуется разрешение от компетентного
правительственного органа на рыболовство; компаниям, не контролируемым российскими компаниями, не разрешается покупать участки земли, эти компании, однако, могут арендовать участки земли на период не более 49 лет; ограничения в области услуг связи, включая услуги мобильной и спутниковой связи, разработку, установку, эксплуатацию и обслуживание средств связи; ограничения для иностранного участия в деятельности средств массовой информации; ограничения, связанные с арендой федеральной собственности, с использованием природных ресурсов.
Приложением к Договору между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки «О поощрении и взаимной защите капиталовложений» от 17 июня 1992 г. предусмотрено, что Россия оставляет за собой право устанавливать или сохранять изъятия ограниченного характера из национального режима в следующих отраслях или сферах деятельности: производство электроэнергии; производство урана; собственность на землю, пользование недрами и
природными ресурсами; промысловое морское рыболовство; добыча и переработка руд драгоценных металлов и др.
Действие льгот и гарантий, предусмотренных для иностранных инвесторов, ограничены в отношении дочерних и зависимых обществ коммерческой организации с иностранными инвестициями при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории РФ.
Изъятия стимулирующего характера устанавливаются законодательством России и представляют собой систему льгот для иностранных инвесторов. В частности, к таким стимулам можно отнести льготы по уплате таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, вводимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, использование механизмов раздела продукции, создание ОЭЗ, предоставление государственных гарантий и т.д.
Важную роль в правовом регулировании иностранных инвестиций также играют предоставляемые инвесторам государственные гарантии, среди которых различают три основных вида:
- гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, являющегося иностранной инвестицией на территории принимающего государства;
- гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей предпринимательской деятельности;
- гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций. Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, связанного с организацией, осуществлением или прекращением инвестиционной деятельности является одной из важнейших гарантий защиты интересов иностранных инвесторов, т.к. она обеспечивает реализацию всех других провозглашенных законодателем гарантий.
Правовые стимулы и ограничения инвестиционной деятельности установлены и применяются в особых экономических зонах (далее - ОЭЗ). Так, правовой режим в ОЭЗ носит льготный характер и направлен на создание условий для стимулирования инвестиционной предпринимательской деятельности. Поэтому правовые стимулы здесь преобладают над правовыми
ограничениями. Правовые стимулы инвестиционной деятельности в ОЭЗ имеют, в большинстве случаев, публично-правовой характер и выражаются в:
- льготном налоговом и финансовом режимах;
- таможенном режиме свободной таможенной зоны;
- особом административном режиме (упрощение
административных процедур для инвестирования, создания коммерческих организаций и осуществления производственной деятельности, специальный порядок проведения проверок и т.п.);
- установлении национального правового режима для
иностранных инвесторов;
- упрощенном порядке привлечения иностранных работников, регистрации организации, специальном порядке оформления строительной документации, передачи в аренду земельных участков;
- применении системы «одного окна» при реализации инвестиционных проектов.
Применение в ОЭЗ различных видов правовых стимулов, создают наиболее благоприятные условия для вложения инвестиций и осуществления предпринимательской деятельности. Наряду с налоговыми и таможенными льготами резиденты этих зон пользуются преимуществами имущественного, финансового и административно-правового характера. Это касается, к примеру, порядка ведения валютных
операций, въезда и выезда иностранных граждан, гарантии от неблагоприятного изменения
законодательства, гарантии компенсации при национализации, гарантии перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных иностранным инвестором денежных сумм и т.д.
Особенность правового режима предпринимательской деятельности проявляется еще и в особых гарантиях, которые предоставляются резиденту ОЭЗ. Например, гарантия от неблагоприятного изменения
законодательства РФ о налогах и сборах, означающая, что законодательные акты РФ о налогах и сборах, законы субъектов Федерации о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков-резидентов ОЭЗ не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия. Данная норма способствует созданию оптимального инвестиционного климата на территории ОЭЗ. Гарантия от неблагоприятного изменения законодательства (наряду с внесением изменений и дополнений в инвестиционное соглашение в связи с изменением законодательства) является одним из правовых средств, обеспечивающих стабильность условий осуществления инвестиционной деятельности [Лисица, 2009, с. 123-154]. Она также закреплена в статье 15 ФЗ от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Закон о капитальных вложениях), статье 9 ФЗ Закона об иностранных инвестициях и статье 18 ФЗ от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Вышеназванные законы предусматривают применение гарантии в отношении приоритетных инвестиционных проектов, а также в случае, если новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ устанавливают режим запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории РФ. Рассматриваемая гарантия действует в течение срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала его финансирования. В свою очередь, гарантия от неблагоприятного изменения законодательства, установленная законодательством РФ об ОЭЗ, применяется лишь в налоговой сфере и касается действия не только нормативных правовых актов РФ, но и актов законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и муниципальных образований. Учитывая, что действие Закона о капитальных вложениях и Закона об иностранных инвестициях распространяется и на территорию ОЭЗ, резиденты ОЭЗ вправе при реализации приоритетного инвестиционного проекта применять гарантию от неблагоприятного изменения законодательства не только в налоговой сфере, но и в случае установления запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений.
Вместе с тем предоставление льготного режима еще не означает, что в ОЭЗ может осуществляться любая предпринимательская деятельность. Так, ч. 5 ст. 4 ФЗ от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - Закон об ОЭЗ) установлены общие ограничения на осуществление определенных видов деятельности (ограничения правоспособности). Так, на территории ОЭЗ не допускается:
1) разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча;
2) переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного
использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;
3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
Правовые ограничения инвестиционной деятельности в ОЭЗ в сфере действия частного права имеют правосубъектный либо вещно-правовой характер. Ограничения правосубъектного характера состоят из:
- ограничений на осуществление определенных видов деятельности (ограничения право- дееспособности);
- ограничений организационных (требования к организационно-правовой форме претендента на статус резидента ОЭЗ, регистрации, запрет резиденту иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ);
- ограничений функциональных (невозможность передачи прав и обязанностей резидентов иным лицам в порядке правопреемства, запрет для лица, утратившего статус резидента портовой ОЭЗ на осуществление предпринимательской деятельности в ОЭЗ на общих основаниях).
Ограничения вещно-правовые связаны с особенностями правового режима объектов недвижимости на территории ОЭЗ (запрет на размещение объектов жилищного фонда на территории ОЭЗ (за исключением туристско-рекреационной ОЭЗ); запрет для портовых ОЭЗ на включение в себя имущественных комплексов, предназначенных для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров; запрет на право собственности на земельные участки в границах ОЭЗ, которые могут предоставляться только во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды, ограничения свободы распоряжения недвижимым имуществом).
Таким образом, механизм воздействия на инвестиционные отношения заключается в корректировке действий (бездействий) субъектов инвестиционных отношений имеющих различные интересы и цели с помощью системы правовых стимулов и ограничений в целях направления данной сферы в нужное для государства и общества русло. Формирование в системе правовых стимулов и правовых ограничений инвестиционной деятельности в сфере предпринимательства обособленных подсистем, включающие стимулы и ограничения для определенных категорий инвесторов, связано с процессом предоставления указанным лицам (резидентам ОЭЗ, иностранным инвесторам, инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты) преимуществ при осуществлении инвестиционной деятельности. Поэтому в обозначенных подсистемах в основном применяются правовые стимулы.
Список литературы:
1. Коммерческое (предпринимательское) право: учеб.: в 2 т. Т. 2. - 4-е изд., перераб. и доп. (под ред. В.Ф. Попондопуло). - М.: «Проспект», 2009 г. - 608 с.
2. Лисица В.Н. Принципы международного инвестиционного права. - Новосибирск, 2009. - 245 с.
3. Ручкина Г.Ф. Иностранное участие в
предпринимательской деятельности: правовое
регулирование требований и ограничений // Предпринимательское право. - 2008. - № 2. - С. 16-22.
4. Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: учеб.-практ. пособие. - М.: «ВолтерсКлувер», 2006 г.
- 432 с.
Reference list:
1. Commercial (business) law: tutorial: in 2 vols. Vol. 2. - 4th ed., Rev. and supp. (Popondopulo V.F.). - M.: «Prospect», 2009. - 608 p
2. Farkhutdinov I.Z., Trapeznikov V.A. Investment Law: educational and practical guide. - M.: «VoltersKluver», 2006. -432 p.
3. Lisitca V.N. Principles of international investment law. -Novosibirsk, 2009. - 245 p.
4. Ruchkina G.F. Foreign participation in the business: legal regulation of requirements and restrictions // Business Law. -2008. - № 2. - P. 16-22.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «К вопросу о правовых стимулах и правовых ограничениях для отдельных категорий инвесторов» Айзетулловой Назлыгуль Азатовны В статьe Айзетулловой Н.А. обосновывается существование и функционирование в России правовых стимулов и правовых ограничений инвестиционной
деятельности в сфере предпринимательства для отдельных категорий субъектов. Тематика, исследованная автором, безусловно, актуальна, т.к. условия осуществления инвестиционной деятельности в России для отдельных категорий субъектов существенно отличаются в зависимости от национальной принадлежности инвестора, территории, отрасли осуществления инвестиционной деятельности и т.д. Автором проведена серьезная работа по изучению, анализу и классификации конкретных видов правовых стимулов и правовых ограничений инвестиционной деятельности,
применяемых к иностранным инвесторам в различных отраслях экономики (в банковской, страховой, авиационной, стратегической сферах), резидентам особых экономических зон.
Впервые на теоретическом уровне определено, что
установление правового режима инвестиционной деятельности для определенной категории инвесторов с правовой точки зрения представляет собой юридико-технические действия по формированию подсистемы правовых стимулов и правовых ограничений для этих субъектов. Данное исследование является значимой не только с теоретической, но и практической точки зрения.
Статья Айзетулловой Н.А. соответствует всем
требованиям, предъявляемым к работам такого рода и рекомендуется для публикации в открытой печати.
к.ю.н., доцент кафедры гражданского и предпринимательского права юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета
Михайлов Андрей Валерьевич