Научная статья на тему 'К вопросу о правовых способах борьбы с проституцией'

К вопросу о правовых способах борьбы с проституцией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1249
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТИТУЦИЯ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / ЛЕГИТИМАЦИЯ / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ююкин А. В.

В данной статье на основе анализа исторического опыта и действующего административного законодательства исследуются правовые аспекты борьбы с проституцией, высказывается позиция автора о необходимости совершенствования действующего федерального законодательства в отношении проституции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовых способах борьбы с проституцией»

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22

УДК 34.01

К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ СПОСОБАХ БОРЬБЫ С ПРОСТИТУЦИЕЙ

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

А.В. ЮЮКИН

В данной статье на основе анализа исторического опыта и действующего административного законодательства исследуются правовые аспекты борьбы с проституцией, высказывается позиция автора о необходимости совершенствования действующего федерального законодательства в отношении проституции.

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: проституция, легализация, легитимация, мораль, нравственность, право.

Проституция - общемировое, безнравственное, исторически сложившееся явление. За тысячи лет существования проституции, меняется лишь система её организации, размах и место, которое она занимает в обществе. Даже в жестокие годы инквизиции в Европе и строгих нравственных правил в средневековой России явление это «имело место», хотя как проблема не всегда осознавалось1.

На современном этапе развития государства, характеризующегося укреплением капиталистических ценностей, постепенной атрофией духовной сферы жизни общества, способствовавшей устойчивой утрате моральных и этических ценностей, нравственных принципов и приоритетов, а также, несмотря на законодательный запрет, проституция получила широкое распространение.

Сегодня государство пытается выработать пути решения проблем связанных с развитием криминального интимного бизнеса в нашей стране. Идёт фактическая имитация борьбы с проституцией: провозглашая законодательный запрет, власти не предпринимают каких бы то ни было решительных действий для искоренения фундаментальных причин толкающих людей на занятие проституцией.

С середины XIX века перед российским обществом стоит вопрос о легализации или запрете проституции, который до сих пор не потерял своей актуальности. В XXI веке, проституция в России превратилась в крайне прибыльный криминальных бизнес, с широким кругом лиц в нём участвующем. В этой связи особенно актуальной становится проблема принятия решения о новых адаптированных к современной действительности способах борьбы с проституцией, либо о возможности её легализации, как наименьшей из зол, способной хоть как-то упорядочить деятельность ночных бабочек и минимизировать негативное влияние на общество, лиц задействованных в данном виде деятельности.

Спор между сторонниками и противниками легализации не прекращается в российском обществе на протяжении многих лет, обе стороны находят массу аргументов в поддержку своей позиции, исторический опыт российского государства знает периоды легализации и запрета проституции.

В настоящей статье, мы хотели бы проанализировать некоторые правовые аспекты данного вида деятельности, а также высказать свою позицию, о целесообразности изменения действующего федерального законодательства в отношении проституции.

Одним из первых вопросов, обсуждаемых сторонниками и противниками легализации проституции, является вопрос экономический. Так существенные доходы, получаемые лицами так или иначе связанными с организацией сексуальных услуг, идут на развитие сферы коммерческого секса и в целом в криминальный сектор, а не в государственный либо региональный бюджет. По этому поводу существуют две противоречивые точки зрения. С одной стороны, деньги, полученные от занятия проституцией, многие считают «грязными», заработанными на аморальности и похоти. С другой стороны, эти деньги могли бы направляться на создание специальных организаций по надзору за сферой ком-

1 Ильюхов А.А. Проституция в России с XVII века до 1917 года / / А.А. Ильюхов. - Москва: Новый Хронограф, 2008. - С.2.

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 8 (151). Выпуск 24

мерческого секса (медицинских, правоохранительных и т.п.), различные социальные программы, и улучшение экономики регионов и страны в целом. Важно задуматься, над объёмами денежных масс, находящихся в теневом секторе экономики, получаемых лицами участвующими и контролирующими занятие проституцией. В статье «Тело как актив», опубликованной в журнале «Огонёк» в 2010 году, отмечается следующее: «точных данных по объёмам благ, которые люди получают в обмен на сексуальные отношения, нет. Есть лишь очень консервативные, примерные оценки по доходам от профессиональной проституции. Авторы единственного на данный момент экономического исследования российского рынка сексуальных услуг «Экономика нелегального коммерческого секса», Марк Левин и Елена Пакатович, пишут: в 2000 году проститутки произвели продукции на 618 млн. долларов, а общее число проституток 267-400 тысяч»2. Если предположить, что этот сектор рос с той же скоростью, что и ВВП страны, то на сегодняшний день, вклад проституток в теневую экономику составляет более 1 млрд. долларов США. Мы считаем, эти цифры довольно условными, в реальности лиц занимающихся проституцией время от времени, равно как и постоянно промышляющих этим бизнесом посчитать невозможно. В качестве примера, способного продемонстрировать реальные экономические выгоды от занятия проституцией, можно привести страну с одной из сильнейших экономик в Европе - Германию, где проституция легализована с 2002 года и соответственно доходы от занятия ею можно реально оценить. Так, в ФРГ, на ниве древнейшей профессии, по оценкам специалистов трудится около 400 тысяч женщин, а годовой оборот от данного вида деятельности составляет 6 млрд. евро (примерно 2.7% бюджета России на 2012 г.).

Противники легализации, указывают на то, что с развитием проституции наблюдается рост преступлений, с ней связанных, это и заражение венерической болезнью или ВИЧ-инфекцией (ст. 121. 122 УК РФ); понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ); половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 14-летнего возраста (ст. 134 УК РФ); вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ); вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ); торговля несовершеннолетними (ст. 152 УК РФ); различные преступления против собственности; незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ст.228 УК РФ) и т.п. (ст.229, 230, 232 УК РФ); вовлечение в занятие проституцией (ст.240 УК РФ); организация или содержание притонов для занятия проституцией (ст.241 УК РФ); незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст.242 УК РФ) и др. Считаем подобную точку зрения небезосновательной. Однако полагаем, что говорить о прямой зависимости легализации проституции и увеличения количества вышеперечисленных преступлений не вполне логично. Обратим внимание, что на сегодняшний день, когда бизнес по оказанию интимных услуг, находящийся всегда на виду, незаконен, на практике, привлечь к ответственности ни проститутку, ни сутенера, ни руководителя «досугового» агентства практически невозможно. В Кодексе об административных правонарушениях РФ 2001 г. предусматривается административная ответственность по ст. 6.11 за занятие проституцией (максимальный штраф 2 500 рублей), а по ст. 6.12 за получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (максимальный штраф 2 500 рублей либо административный арест на строк до 15 суток)3. С учётом коррумпированности сотрудников правоохранительных органов, зачастую «крышующих» данный вид деятельности вышеназванные положения закона приобретают сугубо формальный характер.

Не последнее место в дискуссии противников и сторонников легализации проституции имеет вопрос относительно падения морально-нравственных устоев общества.

2 Бельченко В. Тело как актив. / В. Бельченко / / Огонёк. - 2010. -№25.

3 Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в редакции ФЗ от от 21.07.2011 № 253-ФЗ) // [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс»

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ | | Серия Философия. Социология. Право. 233

IШ ' 2012. № 20 (139). Выпуск 22

Действительно любое правонарушение есть нарушение нравственных основ, общепринятых начал социального бытия. Не случайно ст. 1 Закона РФ «О безопасности» к основным объектам безопасности относит и духовные ценности общества4.

В философии и праве представлены различные концепции понятия нравственности. Так, А.А. Гусейнов определяет мораль (нравственность) как общечеловеческий социальный феномен, сопровождающий человеческое общество с момента его зарождения5. Мораль - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений6. Нравственные правила - это совокупность норм и принципов, которыми люди руководствуются в своём поведении7. Нормы нравственности всегда выполняли функции регулятора социального поведения, являлись неформальным способом воздействия на поведение человека и контроля за ним8. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека9. С течением времени понятия морали и нравственности их взаимоотношения и взаимообусловленности с понятием «право» неизбежно претерпевают существенные изменения. О. И. Цыбулевская говорит, что «право как регулятор человеческого поведения вырастает из норм нравственности. На различных этапах своего развития правовые регуляторы почти сливаются с моральными. И продолжается это в течение достаточно длительного периода. Только со временем право оформляется в законодательство и писаную судебную практику»10. По мнению выдающегося русского философа В.С. Соловьёва, «право является инструментом всеобщей организации нравственности, выступает в качестве принудительного требования реализации определённого минимального добра, определённого минимума нравственности11. Русский писатель Л.Н. Толстой, напротив, считал право безусловным злом и явлением безнравственным, так как оно прибегает к принуждению, то есть насилию над человеком12.

По нашему мнению, полностью сходному с точкой зрения Г. Еллинек: «Право есть этический минимум, то есть совокупность тех нравственных требований, соблюдение которых на данной стадии общественного развития признаётся безусловно необходимым. Право есть только часть нравственности, которая составляет необходимое условие данного общественного порядка»13. Говоря о соотношении права и морали нельзя не процитировать русского религиозного мыслителя и правоведа Е.Н. Трубецкого, полагавшего, что «нравственные предписания объемлют в себе часть права; с другой стороны, предписания правовые обнимают в себе часть нравственности; но вместе с тем существует множество таких нравственных требований, которые не имеют правового значения, и много таких правовых норм, которые или вовсе не имеют нравственного содержания, или даже прямо безнравственны. Нравственность и право в их взаимных отношениях могут быть сравнены с двумя пересекающимися окружностями: у них есть, с одной стороны, общая сфера - сфера пересечения, в которой предписания их совпадают, и вместе с тем две отдельные области, в коих их требования частью не сходятся между собой, частью даже прямо противоречат друг другу»14. Понятно, что соотношение моральных и правовых норм в определении проституции как противоправного деяния весьма противоречиво.

4 Закон РФ «О безопасности» от 5.03.1992 № 2446-1 (в ред. От 2.03.2007) // Российская газета. 1992. 6 мая. № 130; Российская газета. 2007. 6 марта.

5 Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 2000. - С. 10.

6 В. Кемеров. Философская энциклопедия. - «Панпринт», 1998.

7 Курс советской криминологии: Предмет. Методология. Преступность и её причины. Преступник. М.: Юридическая литература, 1985. - С. 339.

8 Тасаков С.В. Нормы нравственности как социальный фундамент уголовного права // Российская юстиция. 2005. № 12. - С. 8.

9 Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. - С. 3

10 Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права. Саратов, 2004. - С.21.

11 Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия: В 2 т. 1988. Т. 1. СЧ. 413-415.

12 Толстой Л. Н. Путь жизни / Сост., коммент. А.Н. Николюкин. М.: Высшая школа, 1993. - С. 213.

13 Еллинек Г. Социально-этическое значение права, неправды и наказания. М., 1910. - С. 48-63.

14 Трубецкой Е.Н. Труды по философии права. Издательство Русского Христианского гуманитарного Института. СПб., 2001. - С. 306.

234 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ ' Серия Философия. Социология. Право.

' Щ 2013. № 8 (151). Выпуск 24

Зачастую переплетение норм морали и права в данном аспекте противоречат друг другу и здравому смыслу, что обусловлено нестабильностью морально-этических характеристик современного общества и несовершенством действующего законодательства.

Мы разделяем точку зрения законодателя, определяющего в главе 6 кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях в качестве одного из объектов, посягательства проституции - общественную нравственность. О приоритетности нравственности как объекта в административном праве говорит её признание конституционной ценностью, и санкционированное Основным законом Российской Федерации ограничение прав и свобод граждан для её защиты. Так, в ст. 55 Конституции РФ провозглашено: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»15.

Как было отмечено в начале нашей статьи, мы считаем проституцию явлением, безусловно, безнравственным, однако, считаем, что единственным способом борьбы с нею является - легализация, в задачу которой должна ставится минимизация негативного влияние на общественную среду данного антисоциального явления, посредством жёсткого упорядочение деятельности лиц задействованных в занятии проституцией, строгого лицензирования данного вида деятельности и суровой уголовной, а не формальной административной ответственности для лиц занимающихся проституцией вне границ правового поля.

Для обоснования нашей точки зрения, прежде всего, необходимо разобраться, почему законодатель, определяя в КоАП РФ проституцию как правонарушение, посягающее на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, не указывает в диспозиции статьи 6.11 конкретные действия (бездействия), а также иные квалифицирующие признаки, совокупность которых позволяет дать юридическую оценку противоправному деянию как «проституции».

Проанализировав ряд научных и правовых источников, можно попытаться систематизировать возможные квалифицирующие признаки данного противоправного деяния.

В Российской Федерации занятие проституцией это - административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.11, главы VI «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность» Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях.

Отграничение моральных и правовых норм позволяет понять, почему занятие проституцией является правонарушением, включённым именно в главу VI КоАП РФ, и то на какие общественные интересы посягает лицо занимающееся проституцией.

Статья 6.11 КоАП РФ не даёт нам определения противоправного деяния «Занятие проституцией», также не определено содержание соответствующих противоправных действий.

Под проституцией следует понимать вступление в половую связь за материальное вознаграждение. Занятие проституцией в виде промысла предполагает систематическое вступление в половую связь за материальное вознаграждение при условии, что это основной или дополнительный, но более или менее постоянный источник извлечения материальной выгоды. Размер вознаграждения, получаемого за каждый половой акт, для квалификации значения не имеет. В качестве материального вознаграждения может выступать не только российская и иностранная валюта, но и различные предметы материального мира (вещи, ценности и т.д.). С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом, четко выраженной целью извлечения материальной выгоды. Получение материальной выгоды - конститутивный признак проституции, причем эта цель формируется у правонарушителя до вступления в половую связь16.

15 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».

16 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях/ под общ. ред. Н.Г. Салищевой. - 7-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2011.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22

Из вышеизложенного понятно, что ключевым моментом для признания деяния -занятием проституцией является его систематичность и получение материальной выгоды за совершение полового акта. В случае отсутствия хотя бы одного из этих двух элементов деяние не может быть признано противоправным и соответственно не может быть квалифицировано по статье 6.11 КоАП РФ.

Законодатель также говорит о посягательстве проституцией на общественную нравственность, не определяя в чём конкретно это выражается. Безусловно, с морально-этической точки зрения занятие проституцией недопустимо, как не соответствующее представлениям общества о целомудрии и добропорядочном поведении. Идеалом ещё с петровской эпохи представлялось: «девственное целомудрие, когда человек без всякого порока... и без прелести плотские наружно и внутренне душою и телом чисто себя вне супружества содержит...». Однозначно осуждались «блудливые девицы, позволяющие себя по всем углам таскать и волочить, яко стерва...»17.

Важно отметить, что лицо, вступающее в связь с другим лицом занимающимся проституцией (клиент), согласно федеральному законодательству не несёт какой-либо ответственности, хотя, безусловно, и совершает аморальный поступок ничем, с точки зрения нравственности не отличающийся от деяния совершаемого лицом занимающимся проституцией.

Настоящей новеллой в новейшей истории отечественного законодательстве о проституции стало введение в июне 2012 г. беспрецедентной нормы в закон Белгородской области «об административных правонарушениях на территории Белгородской области».

Теперь, согласно ст. 6.24 вышеупомянутого закона «Получение сексуальных услуг на возмездной основе от лиц, занимающихся проституцией, влечёт наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей»18. Суть данной правовой нормы сводится к тому, что ответственность для клиентов проституток закреплена буквой закона -люди, посещающие путан, приравниваются к правонарушителям. Так же, как и проститутки, потребители сексуальных услуг будут опрашиваться полицией для составления протоколов, и участвовать в рассмотрении этих материалов в суде. При этом заседания будут проводиться в открытой форме и могут быть скрыты от внимания широкой общественности лишь после соответствующего решения суда. Нам, однако, непонятен механизм привлечения к административной ответственности за вышеназванное правонарушение, так как ни одна из сторон не заинтересована в признании совершенным полового акта за вознаграждение. Единственным приемлемым, на наш взгляд, вариантом может являться так называемая «контрольная продажа», по аналогии с «контрольной закупкой» с оперативной сотрудницей в роли ночной бабочки.

Также не ясно, с какого момента правонарушение считается оконченным, с момента передачи «вознаграждения», в момент начала или же окончания полового акта. Вопрос о соответствии данной правовой нормы федеральному законодательству российской Федерации, по нашему мнению, также является открытым. Справедливости ради отметим, что подобные нормы существуют в Финляндии, Швеции, Норвегии, Литве, Латвии, Молдавии.

Говоря о возможных путях дальнейшего развития федерального законодательства РФ касаемо проституции, исходя из реалий сегодняшнего дня, когда газеты пестрят объявлениями, предлагающими приятно провести время в обществе девушек, женщин различного возраста, а также молодых людей, готовых в любой момент скрасить досуг состоятельным лицам. В тот момент, когда этот теневой бизнес достиг огромных размеров и действует бесконтрольно, способствуя вовлечению новых «кадров» в проституцию, росту числа венерических заболеваний, а также смежных преступлений и правонарушений, при отсутствии какого-либо медицинского контроля со стороны государства. На основе богатого отечественного исторического опыта и исторического опыта зарубежных стран, можно сделать однозначный вывод о невозможности искоренения проституции. Таким

17 Поликарпов B.C. История нравов в России. Ростов-на-Дону, 1995- _ С. 346.

18 Закон Белгородской области от 4 июля 2002 г. № 35 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» офиц. текст: с изм. и доп. на 20 июня 2012 г.

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 8 (151). Выпуск 24

образом, подводя итог вышесказанному, считаем, что единственным, по нашему мнению, верным путём по изменению российского законодательства является политика легитимации проституции, детальная проработка законодательной базы, на основе правоприменительного опыта европейских государств, с легализованной проституцией.

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в редакции ФЗ от от 21.07.2011 № 253-ФЗ) // [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс»

Закон РФ «О безопасности» от 5.03.1992 № 2446-1 (в ред. От 2.03.2007) // Российская газета. 1992. 6 мая. № 130; Российская газета. 2007. 6 марта.

Закон Белгородской области от 4 июля 2002 г. № 35 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области»офиц. текст: с изм. и доп. на 20 июня 2012

Бельченко В. Тело как актив. / В. Бельченко // Огонёк. - 2010. -№25 В. Кемеров. Философская энциклопедия. - «Панпринт», 1998 г Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 2000. С. 10. Еллинек Г. Социально-этическое значение права, неправды и наказания. М., 1910. С. 48-63. Ильюхов А.А. Проституция в России с XVII века до 1917 года / А.А. Ильюхов. - Москва: Новый Хронограф, 2008. С.2.

Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000 С. 3

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях/ под общ. ред. Н.Г. Салищевой. - 7-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2011.

Курс советской криминологии: Предмет. Методология. Преступность и её причины. Преступник. М.: Юридическая литература, 1985. С. 339.

Поликарпов B.C. История нравов в России. Ростов-на-Дону, 1995. С. 346 Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия: В 2 т. 1988. Т. 1. СЧ. 413-415. Тасаков С.В. Нормы нравственности как социальный фундамент уголовного права // Российская юстиция. 2005. № 12. С. 8.

Толстой Л. Н. Путь жизни / Сост., коммент. А.Н. Николюкин. М.: Высшая школа, 1993.

С. 213.

Трубецкой Е.Н. Труды по философии права. Издательство Русского Христианского гуманитарного Института. СПб., 2001. С. 306.

Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права. Саратов,

Список литературы

г

2004. С.21.

TO THE QUESTION AGAINST PROSTITUTION

Belgorod State National Research University

A.V. JUJUKIN

In this article, based on an analysis of historical experience and the valid administrative law study legal aspects of prostitution, expressed the author's position on the need to improving the current federal legislation on prostitution.

e-mail: [email protected] Key words: prostitution, legalization, legitimation, morality,

ethics, and law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.