УДК: 340 ББК: 67
Сюбарева И.Ф.
К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ РЕЖИМАХ
Syubareva I.F.
TO A QUESTION OF LEGAL REGIMES
Ключевые слова: право, правовое регулирование, правовой режим, понятие правового режима, виды правовых режимов.
Keywords: law, legal regulation, legal regime, concept of a legal regime, kinds of legal regimes.
Аннотация: рассматривается понятие правового режима и его использование в российском законодательстве, особое внимание уделяется характеристике отраслевых режимов и подчеркивается их специфика, актуализируется роль и значение института правовых режимов в современный период.
Abstract: the article considers the concept of the legal regime and its use in the Russian legislation; great attention is paid to the characteristics of the sectoral regimes and their specificity; the role and importance of institute of the legal regimes in the present-day period are updated.
В связи усложнением общественных отношений в современный период, развитием процессов глобализации и интеграции, которые неизбежно оказывают влияние на развитие институтов государственного регулирования,
актуализируется роль и значение института правовых режимов. Являясь в праве межотраслевым, институт правовых режимов призван регулировать и упорядочивать общественные отношения в различных сферах общества и государства.
В настоящее время в российской науке институту правовых режимов уделяется значительное внимание. За последние годы защищено более 200 диссертаций1, в которых понятие правовой режим вынесено только в заглавие научной работы. Из последних защищенных работ следует выделить, прежде всего, докторские диссертации Г.С. Беляевой2, А.Г. Серго3,
1 Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки. Официальный сайт. Режим доступа: [http://diss.rsl.ru/l. Дата обращения: 23.03.2014.
2 Беляева, Г.С. Правовой режим: общетеоретическое исследование: автореферат дис. ... доктора юридических наук: 12.00.01. Курск, 2013. 44 с.
3 Серго, А.Г. Правовой режим доменных имен и
М.Н. Илюшиной4, А.А. Шахмаметьева5, Л.К. Терещенко6 и другие. Перечень кандидатских диссертаций намного шире. Ученые, рассматривая эволюцию понятия правового режима, исследуя его правовую природу, соотношение с другими правовыми институтами, место и роль правовых режимов в механизме современного законодательного
регулирования общественных отношений, выдвигают научные идеи и разрабатывают научные концепции, тем самым внося определенный научный вклад в развитие теоретических основ этого правового института.
В настоящее время понятие «правовой режим» часто используется в
его развитие в гражданском праве: диссертация ...
доктора юридических наук: 12.00.03. М., 2011. 380 с.
4 Илюшина, М.Н. Правовой режим сделок в коммерческом обороте и в обороте долей хозяйственных обществ: общее и особенное: диссертация ... доктора юридических наук: 12.00.03. М., 2012. 522 с.
5 Шахмаметьев, А.А. Правовой режим налогообложения нерезидентов в Российской Федерации: диссертация ... доктора юридических наук: 12.00.14. М., 2012. 398 с.
6 Терещенко, Л.К. Правовой режим информации: диссертация ... доктора юридических наук: 12.00.14. М., 2011. 415 с.
российском законодательстве, которым установлены различные виды правовых режимов, например, правовой режим информационных ресурсов ГАС «Выборы»1, правовой режим программно-технических средств и технологической инфраструктуры системы2, правовой режим программно-техни-ческих средств
государственной информационной системы топливно-энергетичес-кого комплекса3, правовой режим контртеррористической операции (ст. 11) 4, правовой режим деятельности иностранных инвесторов и
коммерческих
организации
иностранными инвестициями5, правовой режим имущества подопечных (Глава 4) 6 и другие. Понятие правовой режим активно используется в экологическом
законодательстве, которым
устанавливается правовой режим охраны природных объектов (ст. 59)7, территорий традиционного природопользования (Глава III)8, внутренних морских вод и территориального моря (Глава II)9. Только Лесной кодекс Российской Федерации10
1 О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы": федеральный закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 172.
2 О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС": федеральный закон от 28.12.2013 № 395-Ф3 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 30.12.2013.
3 О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса: федеральный закон от 03.12.2011 № 382-Ф3 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo. gov.ru, 05.12.2011.
4 О противодействии терроризму: федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ // СЗ РФ. 2006.№ 11. Ст. 1146.
5 Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ5 // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.
6 Об опеке и попечительстве: федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.
7 Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
8 О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 20. Ст. 1972.
9 О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ // СЗ. РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.
10 Лесной кодекс Российской Федерации от
устанавливает правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (ст. 103), в водоохранных зонах (ст. 104), лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (ст. 105), ценных лесов (ст. 106), особо защитных участков лесов (ст. 107).
Перечень нормативно-правовых актов можно продолжить. Все они регулируют различные виды общественных отношений и устанавливают различные виды правовых режимов. Понятие правовой режим (либо просто режим) используется во многих нормативно-правовых актах, но само оно в них не раскрывается. Тем не менее, для правильного применения норм права, устанавливающих различные виды правовых режимов, необходимо понимать сущность и юридическую природу этого понятия.
Термин «режим» происходит от латинского «regimen» - управление и «обозначает систему правил, мероприятий, необходимых для той или иной цели»п. Ученые обращают внимание на то, что этот термин многозначен по своему содержанию и в разных контекстах может означать или характеризоваться как: «1) государственный строй, совокупность средств, методов, способов осуществления власти;
2) строго установленный распорядок жизни...; 3) система обязательных правил, требований, норм, принципов,
установленных для какого-либо вида деятельности...;
4) определенное состояние, положение, статус кого-либо или чего-либо.»12. В научных исследованиях отмечается, что «категория «режим» сформировалась как политическая и государствоведческая, а несколько позже стала интерпретироваться в юридическом, правовом значении. Дальнейшее же развитие категория «режим» получила в прошлом веке и в
04.12.2006 № 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.
11 Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1981-1984. Т. 3. П-Р. 1984. С. 697.
12 Матузов, Н.И., Малько, А.В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1. С. 16.
с
настоящее время широко используется в различных отраслях...»1.
Профессор С.С. Алексеев указывал, что этим термином в самом общем понимании обозначается «порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств,
характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений и запретов (а также позитивных обязываний) и создающих особую направленность регулирования»2. Ученые Н.И. Матузов и А.В. Малько рассматривали правовой режим как «особый порядок правового
регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права»3. Профессор М.М. Рассолов определял правовой режим как «совокупность всех позитивно-правовых предписаний, содержащихся в
императивных и диспозитивных нормах, и основанных на них (или им не противоречащих) субъективно-правовых притязаний, существующих и
действительных с точки зрения права и в соответствующих случаях определяющих права, обязанности, дозволения, запреты и предписания абсолютно всех лиц (или в отношении абсолютно всех лиц) по поводу того предмета (явления), в отношении которого они установлены» 4. М.М. Султыгов определял правовой режим как «устанавливаемый и поддерживаемый при помощи государственно-правовых средств (в том числе при помощи средств принуждения) оптимальный порядок
1 Султыгов, М.М. Конституционно-правовой режим ограничения государственной власти: дисс .... д-ра юрид. наук. - СПб., 2005. С. 23.
2 Алексеев, С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. - М.: Изд-во НОРМА, 2001. С. 334; Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. - М.: «Статут», 1999. С. 373.
3 Матузов, Н.И., Малько, А.В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1. С. 17.
4 Рассолов, М.М. Проблемы теории государства и
права. - М.: ЮНИТИ, 2007. С. 140.
функционирования социума. При этом в качестве критериев оптимального состояния следует рассматривать факторы, с наличием которых связывается обеспечение социально-полити-ческой стабильности, репродукции и динамического развития общества»5.
В праве существуют и другие определения правового режима, позволяющие раскрыть суть данного понятия. Анализируя различные
определения, можно обнаружить как сходства, так и расхождения в представленных формулировках.
Профессор С.С. Алексеев указывал на необходимость бережного отношения к понятию правового режима, отношения, не допускающего его размывания. Так, он писал о том, что, что «термины в юридической науке едины с терминологией закона и юридическим языком практической юриспруденции, и
нарушение этого единства может повлечь за собой неблагоприятные последствия, которые выражаются в «расширениях» или «сужениях» для области законодательства и юридической практики. Во многих случаях углубление теоретических знаний, широкое использование философских и общенаучных понятий и методов должно выражаться не в «преобразовании» сложившейся терминологии и придании юридическим терминам нового смысла, а в том, чтобы с учетом требований, предъявляемых к языку науки, развивать и совершенствовать ее, в том числе и путем введения в научный оборот новых понятий и терминов»6. Подчеркнем, что точное и верное определение понятия в праве является важным с точки зрения правильного понимания того или иного юридического факта, определения специфики его проявления, анализа нормативно-правового регулирования. Для современного состояния развития теории права крайне актуальным является сохранение правовой чистоты многих
Султыгов, М.М. Конституционно-правовой режим ограничения государственной власти: дисс .... д-ра юрид. наук. - СПб., 2005. С. 49.
6 Алексеев, С.С. Теория права. - М.: Издательство БЕК, 1994. С. 29.
понятий, в том числе и понятия правового режима.
Несмотря на существующие различные определения правового режима, по сущности оно во всех значениях совпадает с общим понятием режима. Профессор С.С. Алексеев справедливо замечал, что «каждый правовой режим есть именно режим. Здесь следует учитывать, что он насыщен многообразными правовыми средствами..., а главное -следует принимать во внимание основные смысловые оттенки слова «режим», в том числе и то, что правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, его дозволительную или запретительную направленность, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности»1. Ученые указывали на отличительную особенность правового режима, которая заключается в том, что «он, по определению, создается, закрепляется, регулируется правом, основан на праве. Вне правовой сферы он немыслим...»2. Он означает, что действия, отношения урегулированы правом. Для их существования, развития, охраны используется система юридических средств воздействия (стимулирование,
лицензирование, контроль, принуждение и др.). С.С. Алексеев обращал внимание, что «вопрос о правовых режимах (за исключением вопроса о режимах отраслей) возникает, как правило, в отношении не всех звеньев правового регулирования, а главным образом в отношении субъективных прав... Правда, сама характеристика правовых режимов нередко дается применительно к определенным объектам, но «режим объекта» - лишь сокращенное словесное обозначение порядка регулирования, выраженного в характере и объеме прав по отношению к объекту.»3.
1 Алексеев, С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. - М.: Изд-во НОРМА, 2001. С. 336.
2 Матузов, Н.И., Малько, А.В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1. С. 16.
3 Алексеев, С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. - М.: Изд-во НОРМА, 2001. С. 335.
Правовые режимы можно
классифицировать по различным основаниям, в качестве которых могут выступать предмет правового
регулирования, содержание деятельности, субъекты, в отношении которых устанавливается правовой режим, сферы распространения, продолжительность
действия и другие. Профессор С.С. Алексеев разделял правовые режимы на «общедозволительные и
разрешительные», указывал на жесткие и льготные правовые режимы, о которых ученый писал: «.правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности. Именно поэтому при рассмотрении правовых вопросов мы обычно говорим, например, о жестких или льготных правовых режимах»5.
Другие ученые выделяли
стимулирующие и ограничивающие режимы: «В зависимости от доминирующих в правовом режиме средств, он может быть либо стимулирующим, либо ограничивающим. Если первый создает благоприятные условия для удовлетворения конкретной группы интересов, а иногда и сверхблагоприятные (режим наибольшего благоприятствования), то второй - нацелен на их комплексное сдерживание»6. Рассмотрев стимулирующие и
ограничивающие режимы, ученые дифференцировали их на подвиды: «В свою очередь, правовые режимы стимулирования и правовые режимы ограничения могут подразделяться в зависимости от того, какие стимулы и ограничения в них преобладают. Среди первых можно выделить дозволительный, рекомендательный, льготный и т. П. Режимы, в которых доминируют
4 Там же. С. 336.
5 Алексеев, С.С. Право: азбука - теория -философия: Опыт комплексного исследования. - М.: «Статут», 1999. С. 375.
6 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. С. 744.
соответственно дозволения, рекомендации, льготы. Среди вторых - обязывающий, запрещающий, наказывающий и пр.»1. В качестве примера режима, который складывается из системы поощрений, преференций, льгот и дозволений, можно назвать режим осуществления
предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны, который установлен федеральным законом от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»2. В статье 2 говорится, что «Особая экономическая зона в Калининградской области (далее -Особая экономическая зона) - территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной,
производственной, инвестиционной и иной деятельности». Такой режим в границах особой экономической зоны позволяет применять различные виды льгот, которые отсутствуют у хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на остальной территории страны. Тем не менее, данный режим включает и определенные ограничения. В целом установленный законодательством режим осуществления предпринимательской
деятельности на территории особой экономической зоны позволяет достигнуть баланса интересов государства и хозяйствующих субъектов.
В научном знании существует и традиционная классификация видов правовых режимов по отраслевой принадлежности: выделяют
административно-правовые, гражданско-правовые и другие режимы. Отрасли права «обеспечивают специфические
юридические режимы правового регулирования», под которыми профессор С.С. Алексеев понимал «особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется
1 Матузов, Н.И., Малько, А.В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1. С. 25.
2 СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 280.
специфическими приемами регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений,
распространяющихся на данную совокупность норм»3. В этой связи профессор С.С. Алексеев писал: «Отраслевой режим - явление сложное по своему строению. Наиболее существенные его черты могут быть охарактеризованы при помощи двух основных компонентов, соответствующих сторонам
интеллектуально-волевого содержания права: а) особых приемов регулирования, специфики регулятивных свойств данного образования с волевой стороны его содержания; б) особенностей принципов, общих положений, пронизывающих содержание данной отрасли с интеллектуальной стороны»4. Ученые справедливо замечали, что «своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом»5. Качественные характеристики правовых режимов отдельной отрасли права определяются ее предметом, методом, функциями и задачами. Правовой режим позволяет выявить особенности юридического регулирования
определенной сферы отношений, специфику правовых средств.
В публичных отраслях права режимы носят специфический характер в силу доминирования таких способов правового регулирования, как предписания и запреты. В публичных отраслях выделяют правовой режим чрезвычайного положения, исполнительного производства, режим секретности, режим свободных
экономических зон, таможенный режим, правовой режим государственных внебюджетных фондов, налоговый режим и
3 Алексеев, С.С. Общая теория права: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С. 172.
4 Там же. С. 173.
5 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перева-лова. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. С. 272.
другие. Виды режимов, например, валютные режимы, можно
расклассифицировать на подвиды - «режим государственной валютной монополии, т.е. Исключительное право государства на совершение всех валютных сделок.. , режим валютного государственного
регулирования.. , режим свободно конвертируемой валюты»1.
В комплексных отраслях, например, в предпринимательском праве, основаниями классификации правовых режимов предпринимательства могут быть сферы деятельности (правовой режим
строительства), субъектный критерий (правовой режим деятельности
юридических лиц) и др. Особые (специальные) режимы предусмотрены в отношении конкретных субъектов предпринимательства.
В гражданском праве правовые режимы используется применительно к конкретным объектам гражданского права. Так, например, профессор И.В. Ершова рассматривает правовой режим имущества как «совокупность требований, которые предъявляются к имуществу при его приобретении, использовании в процессе предпринимательской деятельности,
выбытии. Правовой режим отдельных видов имущества означает существование внутри основных правовых форм (собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) особых правил реализации правомочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом в ходе хозяйствования. Правовой режим имущества не следует воспринимать только с позиций распорядительных возможностей субъекта. В хозяйственной деятельности он проявляется в установлении особых правил учета данного имущества, порядка погашения его стоимости, отнесения стоимости имущества на себестоимость выпускаемой продукции, переоценки и др.».2 Основными
1 Финансовое право: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / А.Б. Быля, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева [и др.]; отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. -Москва: Проспект, 2010. С. 384.
2 Ершова, И.В. Имущество и финансы предприя-
тия. Правовое регулирование: Учебно-практическое
пособие. - М.: Юристъ, 1999. С. 60.
элементами правового режима имущества являются: целевое назначение и разрешенное использование;
оборотоспособность; права и обязанности собственников и пользователей имущества; охрана и учет имущества.
А.В. Тихомиров, исследовав режимы различных видов имущества и имущественных прав учреждения, выделял режим сметной предписанности и режим распорядительной самостоятельности. Ученый писал: «Право учреждения на имущество как способ осуществления права государственной и муниципальной собственности определяется режимом этого имущества. Режим имущества учреждения означает режим сохранности поступающего от собственника имущества, какую допускает его употребление в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Такой режим имущества может рассматриваться как режим сметной предписанности»3. В отношении «режима распорядительной самостоятельности» А.В. Тихомиров указывал: «Право учреждения на имущество как право на хозяйствование с имуществом
собственника является правом на хозяйствование с приращенным
имуществом, поступающим в
собственность публичного субъекта-учреди-теля. Режим имущества в условиях хозяйствования на его основе определяется эффективностью распоряжения
учреждением имуществом в обороте и может рассматриваться как режим распорядительной самостоятельности»4.
Несмотря на существующее многообразие правовых режимов, всем им свойственны общие признаки: «1) устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством; 2) имеют цель специфическим образом
регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах
Тихомиров, А.В. Режим имущества государственных и муниципальных учреждений. Общая часть. Научно-практическое пособие. - М.: РИГО, ЦНИИОИЗ, 2002. С. 27-28. 4 Там же. С. 29.
те или иные субъекты и объекты права; 3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и
характеризующийся определенным их сочетанием; 4) создают конкретную степень благоприятности либо
неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права»1. Безусловно, правовой режим - это «глубокое, содержательное правовое явление, связывающее воедино целостный комплекс правовых средств в соответствии со способами правового регулирования, его типами»2. Основное практическое значение и социальная ценность правовых режимов заключаются в том, что, устанавливаемые государством, они регулируют и упорядочивают общественные отношения, обеспечивают осуществление их субъектами своих прав и обязанностей, защиту своих интересов. Можно говорить об относительной статике и динамике института правовых режимов, который сочетает в себе определенное постоянство с развитием, изменением и адаптированием к меняющимся условиям. В виду необходимости совершенствования
правового регулирования различных видов общественных отношений, тема правовых режимов постоянно будет требовать к себе пристального внимания ученых и практиков.
1 Матузов, Н.И., Малько, А.В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1. С. 17 - 18.
2 Алексеев, С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. - М.: Изд-во НОРМА, 2001. С. 337.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.
2. О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС": Федеральный закон от 28.12.2013 № 395-ФЭ // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013.
3. О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса: Федеральный закон от 03.12.2011 № 382-ФЭ // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.12.2011.
4. Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.
5. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ // СЗ РФ. 2006.№ 11. Ст. 1146.
6. Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01. 2006 г. № 16-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 280.
7. О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы": Федеральный закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 172.
8. Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
9. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 20. Ст. 1972.
10. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.
11. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ // СЗ. РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.
12. Алексеев, С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. - М.: Изд-во НОРМА,
2001.
13. Алексеев, С.С. Общая теория права: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2008.
14. Алексеев, С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. - М.: Статут, 1999.
15. Алексеев, С.С. Теория права. - М.: БЕК, 1994.
16. Беляева, Г.С. Правовой режим: общетеоретическое исследование: автореферат дис. ... доктора юридических наук : 12.00.01. - Курск, 2013.
17. Ершова, И.В. Имущество и финансы предприятия. Правовое регулирование: Учебно-практическое пособие. - М.: Юристъ, 1999.
18. Илюшина, М.Н. Правовой режим сделок в коммерческом обороте и в обороте долей хозяйственных обществ: общее и особенное: дис. ... доктора юридических наук: 12.00.03. - М., 2012.
19. Матузов, Н.И., Малько, А.В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики // Правоведение. - 1996. - № 1.
20. Рассолов, М.М. Проблемы теории государства и права. - М.: ЮНИТИ, 2007.
21. Серго, А.Г. Правовой режим доменных имен и его развитие в гражданском праве: дис. ... Доктора юридических наук : 12.00.03. М., 2011.
22. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1981-1984. Т. 3. П-Р. 1984.
23. Султыгов, М.М. Конституционно-правовой режим ограничения государственной власти: дисс .... д-ра юрид. наук. - спб., 2005.
24. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.
Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005.
25. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.
26. Терещенко, Л.К. Правовой режим информации: дис. ... доктора юридических наук: 12.00.14. - М., 2011.
27. Тихомиров, А.В. Режим имущества государственных и муниципальных учреждений. Общая часть. Научно-практическое пособие. - М.: РИГО, ЦНИИОИЗ, 2002.
28. Финансовое право: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / А.Б. Быля, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева [и др.]; отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. - Москва: Проспект, 2010.
29. Шахмаметьев, А.А. Правовой режим налогообложения нерезидентов в Российской Федерации: дис. ... доктора юридических наук: 12.00.14. М., 2012.
30. Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки. Официальный сайт. Режим доступа: [http://diss.rsl.ru/]. Дата обращения: 23.08.2014.