Научная статья на тему 'К вопросу о правовом режиме инсайдерской информации'

К вопросу о правовом режиме инсайдерской информации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1844
471
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНФОРМАЦИИ / ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА / ИНСАЙДЕРСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИНСАЙДЕР / ИНСАЙДЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEGAL REGIME OF INFORMATION / ELEMENTS OF THE LEGAL REGIME / INSIDER INFORMATION / INSIDER / INSIDER ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмадуллина Азалия Фаридовна

Cтатья посвящена анализу правового режима инсайдерской информации через раскрытие основных элементов содержания: объекта, целевого назначения, субъектов, способов и средств правового регулирования. Обосновывается недопустимость отождествления правовых режимов инсайдерской информации и информации, охраняемой в режиме «тайна». Делается вывод о том, что доминирование запретов и обязываний как способов правового регулирования отношений, связанных с инсайдерской информацией, характеризует правовой режим инсайдерской информации как императивный иограничительный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE LEGAL REGIME OF INSIDER INFORMATION

The paper is devoted to disclosure of elements of the legal regime of insider information. The author proves inadmissibility of equating legal regimes of insider information and information in regime of secret. The author concludes that the legal regime of insider information is mandatory and restrictive because it is determined by the predominant number of prohibitions and obligations.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом режиме инсайдерской информации»

УДК: 347 ББК: 67.404

Ахмадуллина А.Ф.

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Akhmadullina A. F.

ON THE ISSUE OF THE LEGAL REGIME OF INSIDER INFORMATION

Ключевые слова: правовой режим информации, элементы правового режима, инсайдерская информация, инсайдер, инсайдерская деятельность.

Key words: legal regime of information, elements of the legal regime, insider information, insider, insider activity.

Аннотация: ^атья посвящена анализу правового режима инсайдерской информации через раскрытие основных элементов содержания: объекта, целевого назначения, субъектов, способов и средств правового регулирования. Обосновывается недопустимость отождествления правовых режимов инсайдерской информации и информации, охраняемой в режиме «тайна». Делается вывод о том, что доминирование запретов и обязываний как способов правового регулирования отношений, связанных с инсайдерской информацией, характеризует правовой режим инсайдерской информации как императивный и ограничител ьн ый.

Abstract: the paper is devoted to disclosure of elements of the legal regime of insider information. The author proves inadmissibility of equating legal regimes of insider information and information in regime of secret. The author concludes that the legal regime of insider information is mandatory and restrictive because it is determined by the predominant number of prohibitions and obligations.

В отдельных сферах общественной жизни, где циркулирует определенная информация, требуется особая правовая регламентация, и тогда в отношении информации устанавливается правовой режим. Однако, как показывает анализ нормативных актов, устанавливающих правовые режимы того или иного вида информации, законодатель уделяет недостаточное внимание проработке положений, оформляющих правовой режим информации, зачастую ограничиваясь указанием на отнесение информации к определенному виду тайн либо к категории конфиденциальной информации. Вместе с тем, суть правового режима любого объекта права, в том числе, информации, заключается в том, чтобы обеспечить эффективное регулирование общественных отношений, связанных с этим объектом, установив наиболее оптимальный порядок реализации субъектами права своих интересов. Кроме того, как справедливо подмечает Н.С. Братановский, целью правового режима является и создание препятствий для неправомерной деятельности в какой-либо

сфере1.

В теории права сложилось несколько подходов к пониманию категории «правовой режим». Приведем некоторые из них. И.Л. Бачило и Д.Н. Бахрах определяют правовой режим как «систему норм, регулирующих определенную деятельность разных субъектов, их отношения по поводу определенного объекта»2. Н.И. Матузов, А.В. Малько обозначают правовой режим как «специальный вид правового регулирования, который представляет собой своеобразный комплекс мер, выраженный в правовых стимулах и правовых ограничениях»3. С.С. Алексеев под правовым режимом понимает

1 Братановский, С.Н. Специальные правовые режимы информации. - Саратов: Научная книга, 2010. -С. 33.

2См.: Бахрах Д.Н. Административное право России. - М.: НОРМА, 2000. - С. 410-412.

3 См.: Матузов Н.И., Малько А.В., Правовые режимы: вопросы теории практики // Известия вузов. Правоведение. 1996. - № 37. - С. 46.; Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - С. 744.

«порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств,

характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования»1. Причем степень проявления дозволений и запретов определяет весь облик правового режима и соответствующую направленность правового регулирования. Исходя из анализа научных исследований правового режима отдельных объектов прав последних десятилетий, наиболее «общепризнанной» является характеристика правового режима через совокупность правовых средств, в которых в разной степени соотнесены основные элементы правовой материи - дозволения, позитивные обязывания, запреты.

Как указывал В.А. Дозорцев, существует внутренняя зависимость между свойствами объекта и его правовым режимом2. Сущность такого явления, как информация, определенным образом формирует правовой режим, существенно отличающийся от правовых режимов иных объектов гражданских прав. Свойства неисчерпаемости, не-потребляемости,

субстанционной несамостоятельности

информации, физическая невозможность отчуждения информации от ее обладателя, возможность неограниченного

тиражирования, копирования,

воспроизведения

информации3обуславливают особенности ее правового режима.

Социальная, экономическая,

1 См.: Алексеев С.С. Теория права. - М.: Изд-во БЕК, 1995. - С. 243.

2 Дозорцев, В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исследовательский центр частного права. М., 2003. - С. 231-237.

3 О свойствах информации, определяющих ее правовое значение, см. подробнее: Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. - С.

143 - 146; М.А. Лапина, А.Г. Ревин, В.И. Лапин. Информационное право / Под ред. И.Ш. Килясха-нова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. -С. 16; Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): Учеб. пособие / Под ред. М.М. Рассолова. - М.: Контракт, 2004. - С. 41 - 43.

политическая ценность информации определяют важность исследования правовых режимов различных видов информации применительно к отдельным сферам общественных отношений. Наибольшую распространенность в юридической науке получили работы, посвященные правовым режимам информации в разрезе отраслевой принадлежности4. По мере того, как развиваются и усложняются общественные отношения, появляются новые виды юридически значимой информации, в отношении которой требуется установление правового режима. Несомненно и то, что ощутима необходимость тщательного научного анализа правового режима соответствующей информации с тем, чтобы установить, насколько сформированный юридический инструментарий адекватен потребностям отношений, связанных с информацией, и обладает ли он потенциалом обеспечить эффективное регулирование.

Отечественной правовой системе долгое время не был известен такой вид информации, как инсайдерская. Правовой инструментарий для регламентации отношений, связанных с использованием инсайдерской информации, был

сформирован путем принятия Федерального закона от 22 июля 2010 года № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному

Комплексное диссертационное исследование правового режима информации впервые было проведено Л.К. Терещенко (См.: Терещенко Л.К. Правовой режим информации/ дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Терещенко Л.К. - Москва, 2011. - 415 с.). Отдельными учеными в разное время были написаны работы, посвященные правовым режимам различных видов информации. Среди них можно выделить: Торшин А.В. Правовой режим информации, составляющей налоговую тайну / дисс. . канд. юрид. наук: 12.00.14 / Торшин А.В. - Москва, 2003.

- 216 с.; Зельцер М.С. Гражданско-правовой режим информации / дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. Зельцер М.С. - Москва, 2004. - 165 с.; Строганова И.В. Правовой режим конфиденциальной информации: Гражданско-правовой аспект / дисс. . канд. юрид. наук / Строганова И.В. - Екатеринбург, 2004. - 210 с.; Карташян А.Г. Гражданско-правовой режим коммерческой информации / дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Каршатян А.Г. - Москва, 2007.

- 155 с.; Шаповалов А.Г. Правовой режим сведений служебного характера об эмитентах на рынке ценных бумаг / дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Шаповалов А.Г. - Москва, 2007. - 199 с.

использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 224)1. Принятый нормативно-правовой акт стал долгожданным результатом осознания того, что получение выгоды от торговли с использованием важной информации, полученной ввиду

«привилегированного» положения

(вхождение в совет директоров хозяйственного общества, исполнение служебных обязанностей и т. П.), является недобросовестным, поскольку основано на недопустимых конкурентных

преимуществах.

Используя в своих исследованиях категорию «правовой режим», многие современные исследователи, к сожалению, недостаточно тщательно подходят к вопросу о содержании данного явления, включая в него недопустимые элементы, либо, наоборот, раскрывая его фрагментарно. Определение правового режима информации, сформулированное профессором Л.К. Терещенко, на наш взгляд, наиболее правильно отражает суть данного явления. Итак, правовой режим информации - это объектный режим, вводимый

законодательным актом и позволяющий обеспечить комплексность воздействия в информационной сфере посредством совокупности регулятивных, охранительных, процессуально-процедурных средств,

характеризующих особое сочетание дозволений, запретов и обязываний, а также гарантий по его соблюдению2. Содержание правового режима информации, по мнению ученого, представлено объектом правового регулирования, целевым назначением, правовым положением субъектов правового режима, комплексом способов правового регулирования исредств юридического

1 Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2010. - № 31. - Ст. 4193.

2Терещенко, Л.К. Правовой режим информации дисс. ... доктора юрид. наук: 12.00.14 / Терещенко Людмила Константиновна. - Москва, 2011. - С. 123.

воздействия3. Кроме того, важнейшими характеристиками правового режима информации помимо обозначенных являются порядок сбора, хранения, доступа, распространения, уничтожения информации4. Иными словами, только тогда можно говорить о раскрытии правового режима информации, когда анализ опирается на выявление всего жизненного цикла, который проходит информация. Следуя данной структуре, попытаемся определить элементы правового режима инсайдерской

информации.

Объектом правового режима является инсайдерская информация. Легальное определение инсайдерской информации содержится в статье 2 Закона № 224. В соответствии с данной нормой, инсайдерская информация - это точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие

коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, (втом числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и

негосударственных пенсионных фондов, одного или нескольких хозяйствующих субъектов, указанных в пункте 2 статьи 4 Закона № 224, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров), и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации, указанный в статье 3 Закона № 2245. Из приведенного определения

3 Терещенко, Л.К. К вопросу о правовом режиме информации // Информационное право. - 2008. - № 1. - С. 23.

4 Терещенко, Л. К. К вопросу. С. 24.

5 Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные

представляется возможным выделить следующие признаки инсайдерской информации:

- точность и конкретность;

- ограниченность доступа;

- способность в случае раскрытия оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, товаров, иностранной валюты;

- нормативная определенность сведений, относимых к инсайдерской информа-ции1.

Конструкция приведенного

определения, представляется, обладает рядом недостатков, однако в рамках настоящего исследования мы не будем на них останавливаться и отметим лишь те из них, которые способны отразиться на оформлении и эффективности правового режима инсайдерской информации. Это, прежде всего, касается неоправданной попытки законодателя объединить в определении правовые режимы различных видов информации без учета их оснований возникновения, целевой направленности, объектов, особенностей субъектного состава, а также способов и средств правового воздействия. Законодательно не определено соотношение между специальными правовыми режимами информации. Как верно отмечает В.Ф. Попондопуло, правовая модель режима закрытия каких-либо сведений от доступа к ним третьих лиц строится на применении для этих целей единственно возможного юридического

законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2010. - № 31. - Ст. 4193.

1 Для одних категорий субъектов (эмитенты, организаторы торговли, профессиональные участники рынка ценных бумаг и др.) исчерпывающий перечень инсайдерской информации определен Приказом ФСФР России от 12.05.2011 № 11-18/пз-н "Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также порядка и сроков раскрытия такой информации" // Российская газета. - № 171. - 5 окт. 2011. Для остальных инсайдеров («публично -правовые образования») исчерпывающий перечень сведений, относимых к инсайдерской информации, установлен в п. 2 ст. 3 Закона «О противодействии....»

механизма, обозначаемого режимом тайны2. Используемый в текстах нормативно-правовых актов термин «тайна» употребляется как правовой режим сведений, объективно существующих, но не известных третьим лицам. Правовой режим тайны устанавливается с целью обеспечить ограниченность доступа к информации в силу ее определенной значимости без временных ограничений. Инсайдерская информация же, предполагается, остается закрытой непродолжительное время, и даже будучи охраняемой в режиме тайны (коммерческой, банковской и т.п.), подлежит раскрытию в установленные законом сроки. Различны и основания возникновения правовых режимов. Так, например, правовой режим коммерческой тайны возникает с момента принятия обладателем сведений мер, определенных в ст. 10 Федерального закона 2 «О коммерческой тайне»3. Режим служебной тайны возникает с момента получения работником сведений, относящихся к охраняемой законом тайне при условии наличия в трудовом договоре обязанности по неразглашению этих сведений. Правовой режим инсайдерской информации возникает с момента появления сведений, нормативно относящихся к инсайдерской информации4. Помимо обозначенного, каждый правовой режим, будучи самостоятельным и уникальным, имеет свой набор способов и средств правового регулирования. Необходимо отметить и то, что законодатель дифференцирует меры ответственности за нарушение правовых режимов информации.

Нельзя не признать, что содержание сведений, охраняемых в рамках нескольких правовых режимов, может совпадать. При

2 Коммерческое (предпринимательское) право: учеб.: в 2 т. Т.1. - 4-е изд., перераб. и доп. (под ред. В.Ф. Попондопуло). - Изд-во: Проспект, 2009. - С. 187.

3 Федеральный закон от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // СЗ РФ. - 2004. -№ 32. - Ст. 3283.

4 При этом необходимо понимать, что информация не может существовать изолированно от физической материи, поскольку она всегда есть отражение чего-либо. Следовательно, сведения о событии возникают одновременно с наступлением соответствующего юридического факта (заключение договора -инсайдерская информация о заключении договора; принятие решения советом директоров - инсайдерская информация о принятии решения и т.п.).

этом важно правильно провести взаимное соотношение правовых режимов. К примеру, Д.В. Огородов пишет о возможности обеспечении одного правового режима информации другим, без их трансформации и/или поглощения1. Так, если сведения, составляющие

коммерческую тайну, были переданы работнику, режим коммерческой тайны не прекращается, а сведения теперь охраняются и в режиме служебной тайны, который, будучи производным, призван лишь обеспечить конфиденциальность сведений. В случае же с инсайдерской информацией при совпадении содержания сведений происходит поглощение одного режима другим и «приоритет» отдается правовому режиму инсайдерской

информации. Однако при этом остаются неразрешенными вопросы юридической квалификации правонарушений, а также встает проблема обеспечения баланса частных и публичных интересов.

Как правило, об информации как об объекте гражданских прав можно говорить тогда, когда она наделена свойствами экономического блага2. Такая информация имеет ограниченный доступ, ее значимость, ценность непосредственно связаны с ее неизвестностью определенному или неопределенному кругу участников общественных отношений, и кроме того, обладание и использование информации может принести определенные выгоды. В классическом понимании товаром информация являться не может, хотя и участвует в обороте наряду с товарами. В отличие, например, от таких объектов гражданских прав, как вещи, специфика информации выражена в том, что практическая польза ее заключается не в «самой в себе», а в способности сведений быть использованными при совершении определенных действий. М.С. Зельцер в

1 См. подробнее: Огородов Д.В. Правовые отношения в информационной сфере дисс. ... доктора юрид. наук: 12.00.14 / Огородов Д.В. -Москва, 2002. - 243 с. (Вопросам множественности правоотношений при реализации правовой охраны информации ограниченного доступа посвящен параграф 4 главы 2).

2 Терещенко, Л.К. Правовой режим информации.. - С. 60.

своей работе использует терминологию «коммерческая ценность информации» (индикатор полезности информации для использования ее в коммерческой деятельности), называя три критерия ее определения: достоверность, актуальность, полнота информации3. Думается, инсайдерская информация должна полностью соответствовать этим качествам. Применительно к информации,

составляющей коммерческую тайну, Н.С. Гуляева определяет коммерческую ценность информации как экономическое

преимущество, существующее или возникающее через некоторый промежуток времени у лица, обладающего сведениями, составляющими коммерческую тайну, по сравнению с третьими лицами, которым данные сведения не известны4. Исходя из такого понимания, отметим, что в инсайдерской информации заключено свойство ценности, а значит, она может быть объектом гражданских прав. Так, располагая инсайдерской информацией о грядущем вложении инвестиций в акционерное общество (после чего с большой степенью вероятности произойдет повышение котировок акций этого общества), лицо может приобрести определенное количество акций, а после раскрытия информации и закономерного «реагирования» рынка получит

значительную прибыль.

Е.А. Суханов пишет, что смысл категории объектов гражданских правоотношений заключается в

установлении для них гражданско-правового режима, т.е. Возможности или невозможности совершения с ними определенных действий (сделок), влекущих известный юридический (гражданско-правовой) результат5. Применяя данную характеристику к такому явлению, как информация, М.С. Зельцер делает вывод о том, что гражданско-правовой режим

3 Зельцер, М.С. Указ.соч. - С. 9.

4 Гуляева, Н.С. Правовое регулирование защиты коммерческой тайны от разглашения работником (Н.С. Гуляева. Предпринимательское право в рыночной экономике // Справочно-правовая система «Гарант». -версия проф.

5 Суханов, Е.А. Гражданское право. Т. 1. - М.: БЕК, 1998. - С. 294-295.

информации есть совокупность основанных на гражданском законодательстве и фактической монополии обладателя информации возможностей совершения с нею определенных фактических действий и сделок1. И при этом неотъемлемым признаком гражданско-правового режима информации ученый указывает

возмездность ее использования2. В отношении инсайдерской информации установлены запреты на ее использование при заключении сделок, а также на передачу третьим лицам и дачу рекомендаций или иное побуждение третьих лиц к совершению торговых операций. Следовательно, с точки зрения классификации объектов гражданских прав по критерию оборотоспособности, инсайдерская информация не является полностью оборотоспособной, поскольку не может свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Если же провести характеристику инсайдерской информации через классификационные критерии, предложенные Е. А. Зверевой3 (полностью оборотоспособной является информация, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению), то инсайдерская информация в этом смысле является полностью оборотоспособной. При таком понимании уникальность

оборотоспособности инсайдерской

информации в том, что она может и должна быть раскрытой для неопределенного круга лиц, с тем, чтобы каждый инвестор смог использовать ценные сведения при принятии инвестиционного решения.

Целевое назначение правового режима инсайдерской информации

В целевом назначении правового режима проявляются значение и смысл правового режима. Целью установления правового режима инсайдерской информации является обеспечение своевременного раскрытия инсайдерской информации и запретов на ее использование с момента появления сведений до их

1 Зельцер, М.С. Указ.соч. - С. 35.

2 Зельцер, М.С. Указ соч. - С. 36.

3 См.: Зверева Е.А. Правовой режим информации с

участием предпринимателей. - Гарант, 2008. - С. 80.

раскрытия.

Прагматический аспект информации, впервые выделенный в работе А.А. Харкевича4, позволяет рассматривать информацию как ценный ресурс, способный приносить пользу ее обладателю. В инсайдерской информации свойство ценности проявляется особо, поскольку обладание ею сопряжено с возможностью получения значительных выгод. В случае раскрытия такая информация окажет влияние на поведение участников рынка, которое в свою очередь определенным образом повлияет на конъюктуру рынка. Поскольку с момента появления до момента раскрытия сведений информацией обладает узкий круг лиц, получивших ее не в результате тщательной интеллектуальной деятельности, а в силу своего служебного и иного «привилегированного» положения, всякие попытки воспользоваться ценными знаниями до официального раскрытия информации необходимо пресечь. Очевидна целесообразность запретов этим лицам использовать информацию до того, как она станет общеизвестной с тем, чтобы обеспечить равенство всех инвесторов независимо от связи с источником информации. Сделки, совершаемые на организованном рынке, хоть и имеют свою специфику, по своей природе являются гражданско-правовыми. При этом свобода договора имеет смысл, только если наличествует равенство сторон. Одна сторона сделки, как правило, обладает большим объемом информации. В условиях такой информационной асимметрии право призвано обеспечить раскрытие

информации неосведомленной стороне. Обладание полной, достоверной информацией о событиях, способных в случае наступления существенно отразиться на рыночных котировках, не только позволяет сформировать свободное волеизъявление субъекта, но и обеспечивает гражданско-правовой принцип

юридического равенства.

Правовое положение субъектов правового режима инсайдерской информации

4 Харкевич, А.А. О ценности информации // Проблемы кибернетики. - 1960. - № 4. - С. 54.

Одним из основных элементов любого правового режима, в том числе и правового режима информации, являются субъекты, их юридическое положение. Положение субъектов правовых режимов информации может быть охарактеризовано с точки зрения их равенства или неравенства. Как указывает Л.К. Терещенко, правовые режимы информации в частноправовой сфере базируются на равенстве субъектов. В сфере публичного права правовые режимы информации характеризуются неравенством субъектов1. В рамках гражданско-правового режима инсайдерской информации, осложненного элементами публично-правового регулирования, возникают как координационные правоотношения

(например, отношения между инсайдерами), так и субординационные правоотношения (отношения, связанные с реализацией обязанности по уведомлению инсайдерами СБРФР о совершенных операциях).

Особенности субъектного состава правового режима инсайдерской информации выражаются в том, что участников правоотношений, возникающих по поводу инсайдерской информации, можно дифференцировать на различные категории в зависимости от того, какими правами и обязанностями они наделены в данных правоотношениях. Правильное определение круга субъектов правового режима инсайдерской информации представляется особо важным, поскольку позволяет установить, на кого закон возлагает обязанности по обеспечению и соблюдению режимных требований и кто несет юридическую ответственность за нарушение режима. Более того, говорить о субъектах правового режима инсайдерской информации необходимо в системном единстве, поскольку, во-первых,

соответствующие отношения представлены множеством субъектов; во-вторых, каждый субъект обладает определенным набором прав, обязанностей, определяющим его функциональное значение в правовом режиме; в-третьих, все субъекты правового режима инсайдерской информации взаимосвязаны, и за счет их взаимодействия

1 Терещенко, Л.К. Правовой режим информации. - С. 136.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обеспечиваются режимные требования.

В отношениях, связанных с инсайдерской информацией, в первую очередь, представляется значимым установить юридическую привязку инсайдерской информации как нормативно установленную возможность правового закрепления ее за конкретными субъектами права. Такая юридическая привязка существует в отношении инсайдеров (ст. 4 Закона № 224) - субъектов, обладающих инсайдерской информацией по различным основаниям. Отечественный законодатель предпочел не разделять инсайдеров на первичных и вторичных, в отличие от подхода, принятого в законодательстве и судебной практике ряда зарубежных государств2. Между тем, исходя из нормы ст. 4 Закона № 224, инсайдеров надлежит дифференцировать, поскольку для одних субъектов (например, для эмитентов, хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, организаторов торговли), инсайдерская информация «возникает впервые», для других же инсайдеров обладание инсайдерской информации носит производный характер (аудиторы, работники эмитента,

информационные агентства, рейтинговые агентства).

Определение инсайдеров позволяет очертить круг лиц, имеющих доступ к информации, а значит, в первую очередь, создать для них правовые ограничения путем установления запретов и обязанностей

(ст. Ст. 6, 8, 9, 10, 11 Закона № 224). Кроме того, так как информацию нельзя локализовать у одного субъекта, и она может быть передана неограниченное количество раз, именно инсайдер будет первым звеном всвоего рода информационной цепи, от которого может произойти дальнейшая передача

информации.

Особое место в системе субъектов правового режима инсайдерской информации занимают организаторы

2 Z. Su, M.A. Berkahn. The definition of "insider" in Section 3 of The Securities Markets Act 1988: A Review and comparison with other jurisdictions. - Discussion Paper Series 218, Massey University, 2003 - p. 5.

торговли. Сферой регулирования Закона № 224 является организованный рынок, и именно он служит индикатором амплитуды цен до и после раскрытия инсайдерской информации. В связи с этим роль организаторов торговли в отношениях, связанных с инсайдерской информацией, чрезвычайно велика. Дуализм правового статуса организаторов торговли выражается в том, что с одной стороны они сами являются инсайдерами (п. 3 ст. 4 Закона № 224), а другой стороны, на них возложены контрольные полномочия за операциями на организованном рынке с целью выявления случаев использования инсайдерской информации (права и обязанности, закрепленные в ст. 12 Закона № 224).

И наконец, еще одним субъектом правового режима инсайдерской информации следует назвать

регулирующий орган - Службу Банка России по финансовым рынкам (далее -СБРФР). СБРФР, наделенная рядом контрольно-надзорных полномочий по противодействию неправомерному

использованию инсайдерской информации, закрепленных в нормах ст.ст. 13-16 Закона № 224), призвана обеспечить правовой режим инсайдерской информации согласно его основным целям: раскрытие инсайдерской информации, запрет на использование инсайдерской информации. Говоря о правовом статусе отечественного регулятора, следует отметить, что на сегодняшний момент его деятельность затрудняют некоторые проблемы, связанные с получением

доказательственной базы по делам, связанным с инсайдерской деятельностью, о чем свидетельствует весьма противоречивая судебная практика1. И наконец, в соответствии с п. 9 ст. 4 Банк России относится к инсайдерам, а, следовательно, имеет место быть вероятность конфликта интересов, и

1 См., например: Постановление ФАС Московского округа от 12.03.2014 № Ф05-1622/2014 по делу № А40-56142/13-130-551 // СПС Консультант плюс; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 № 09АП-8322/2014 по делу № А40-153867/13 // СПС Консультант плюс.

поэтому решение вопроса о недопущении этого принципиально важно.

Способы и средства правового регулирования в правовом режиме инсайдерской информации

К основным способам правового регулирования в теории права принято относить запреты, дозволения и обязывания. Некоторые ученые, в частности, С.С. Алексеев, указывают и дополнительные способы правового воздействия, среди которых:

предупредительное воздействие норм, предусматривающих возможность

применения правового принуждения, а также стимулирующее воздействие норм права2.

Доминирующее положение в правовом режиме инсайдерской

информации занимают запреты (ст. 6 Закона № 224) и обязанности (ст. Ст. 8 - 12, 15-16 Закона

№ 224). Крайне скудно в правовом режиме проявляются правовые стимулы, между тем, нельзя недооценивать их назначение, поскольку они призваны вызвать мотивацию правомерного поведения, а значит, и обеспечить достижение целей правового режима. Так, с целью пресечения инсайдерской деятельности на инсайдерах лежат обязанности по уведомлению СБРФР и организаций, в список инсайдеров которых они включены, о совершенных торговых операциях (с финансовыми инструментами, товарами этих

организаций). Раскрытие же этой информации для неопределенного круга лиц является правом, а не обязанностью инсайдеров (п. 5 ст. 10 Закона № 224). На наш взгляд, раскрытие инсайдерами информации о произведенных торговых операциях может стать важнейшим правовым стимулом, способствующим росту доверия к ним как к участникам торговых отношений на организованном рынке. Кроме того, это обеспечит не только инвестиционную привлекательность, но и способно благоприятно отразиться на состоянии общественных отношений по

2 Алексеев, С.С., Корельский, В.М., Перевалов, В.Д. Теория государства и права. - М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА, 2002. - С. 150-151.

противодействию инсайдерской

деятельности.

Императивность норм, заложенных в правовом комплексе по противодействию неправомерному использованию

инсайдерской информации, определяет характеристику самого правового режима. В науке можно встретить дифференциацию правовых режимов информации на льготные и ограничительные1. При этом, когда регулирование информационных отношений характеризуется мерой возрастания дозволений или фактических управомочий, что равнозначно мере убывания запретов и обязываний, мы можем говорить о льготном информационном режиме. В случае же, если регулирование информационных

отношений характеризуется мерой убывания дозволений или фактических управомочий, что равнозначно мере возрастания запретов и обязываний, речь идет об ограничительном информационном режиме. Так, например, к льготным режимам информации О.А. Городов относит режим информации свободного доступа - режим исключительных прав, режим информации, отнесенной к общественному достоянию и режим массовой информации; к ограничительным - правовые режимы государственной тайны и конфиденциальной информации2. В науке весьма распространена точка зрения о том, ограничительные режимы в относятся к информации, которая не предназначена для широкого распространения и в связи с этим подлежит правовой охране от несанкционированного доступа3. С одной стороны, правовой режим инсайдерской информации характеризуется

доминированием обязываний и запретов, что значительно определяет степень его

1 Братановский, С.Н. Понятие и виды правовых режимов в российском законодательстве и правовой науке // Гражданин и право. - М.: Новая правовая культура. - 2012. - № 11. - С. 14; См. также: Братановский С. Н. Специальные правовые режимы информации [Электронный ресурс] / С.Н. Братановский. - Саратов: «Научная книга», 2010. - 172 с. -Режим доступа: http://znanium.com/

2 Городов, О.А. Основы информационного права России. - М.: Юридический центр Пресс, 2003. - С. 76.

3 См.: Братановский. Понятие...С. 15.

жесткости. Иными словами, это режим ограничительный. С другой же стороны, правовой режим инсайдерской информации устанавливается не с целью обеспечить конфиденциальность информации, а, наоборот, с целью раскрыть существенную рыночную информацию и запретить ее «преждевременное» использование.

По степени понижения жесткости А.В. Демин предлагал дифференцировать правовые режимы на явочный, регламентационный, уведомительный,

договорный, регистрационный,

разрешительный, распорядительный,

запретительный4. Так, например, режим коммерческой тайны является

регламентационным, поскольку, хоть законодатель и определил правовые основы этого режима, обладатель информации наделен свободой самостоятельно определять объем, содержание сведений, меры для охраны конфиденциальности, действуя в определенных рамках. В отношении же информации инсайдерской нельзя сказать, что ее обладатель наделен аналогичным объемом правомочий, поскольку он не определяет ни объем, ни содержание инсайдерской информации, не обладает правом самостоятельно распоряжаться дальнейшем «судьбой» информации, а должен подчиняться исключительно императивным

установлениям. Следовательно, правовой режим инсайдерской в приведенной классификации тяготеет к

распорядительному.

С точки зрения обязательности (диспозитивный, императивный5) правовой режим инсайдерской информации является императивным, поскольку правила поведения, его составляющие, являются обязательными для участников

правоотношений, и они не могут их изменить по своему усмотрению.

Сложный, комплексный характер объекта регулирования предполагает комплексность правового регулирования. Как справедливо отметил М.Ю. Челышев,

4 См. подробнее: Демин А.В. Общие вопросы теории административного договора. - Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1997. - С. 5-7.

5 Терещенко, Л.К. Правовой режим. - С. 125.

информация является объектом

межотраслевого правового регулирования1. Так и правовой режим инсайдерской информации носит ярко выраженный межотраслевой характер2. В правовом режиме инсайдерской информации взаимодействуют правовые средства различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного, трудового, международного и др.), в совокупности своей призванные обеспечить

эффективность правового регулирования.

Систему правовых средств как элемент правового режима инсайдерской информации в самом общем виде можно представить в виде превентивных правовых средств,

направленных на предотвращение неправомерного использования инсайдерской информации; правовых средств,

обеспечивающих выявление неправомерного использования инсайдерской информации и правовых средств пресечения

соответствующих правонарушений.

Важнейшей особенностью правового режима инсайдерской информации является то, что принципиальное значение в нем отводится раскрытию инсайдерской информации, а также предоставлению связанных с ней сведений (об инсайдерах, о совершаемых инсайдерами торговых операциях) в четко обозначенные сроки, в связи с чем существует значительное количество императивных установлений. Гарантиями соблюдения режимных требований служат меры ответственности, определенные нормами различных отраслей права. При этом следует разграничивать нарушение режимных установлений, поддерживающих правовой режим инсайдерской информации (например, неуведомление о включении в список инсайдеров) и «посягательство» на сам объект правового режима - инсайдерскую информацию путем ее неправомерного использования.

В рамках правового режима

1 Челышев, М.Ю. Система межотраслевых связей гражданского права: цивилистическое исследование.

- дисс. ... д-ра юрид. наук: 12.00.03 / Челышев М.Ю.

- Казань, 2009. - С. 89.

2 См.: подробнее: Ахмадуллина А.Ф. Противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации // Информационное общество.

- 2014. - № 2. - С. 38.

информации весомая роль отводится организационным отношениям. Как уже было отмечено выше, правовой режим информации характеризуется и с учетом юридических процедур сбора, хранения информации и т.д. Соответствующие процедуры, обеспечивающие порядок совершения различных действий с инсайдерской информацией на всех этапах ее «жизни», регламентируются на трех уровнях: нормативном, ведомственном, локальном. При этом следует подчеркнуть, что правовой режим инсайдерской информации относится к тем правовым режимам, которые достаточно детально проработаны законодателем. Если сам Закон

№ 224 устанавливает основы для организационных отношений (ст. 11), то подзаконные акты СБРФР3 призваны более детально регламентировать

соответствующие процедуры. Во исполнение нормативных предписаний на локальном уровне также прини-

3 См., например: Приказ ФСФР России от 18.06.2013 № 13-51/пз-н "Об утверждении Положения о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, Положения о порядке передачи списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, Положения о порядке и сроках направления инсайдерами уведомлений о совершенных ими операциях" // Бюлле-тень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2013. -№ 38.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2010. -№ 31. - Ст. 4193.

2. Федеральный закон от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // СЗ РФ. - 2004. - № 32. - Ст. 3283.

3. Приказ ФСФР России от 18.06.2013 № 13-51/пз-н «Об утверждении Положения о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, Положения о порядке передачи списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, Положения о порядке и сроках направления инсайдерами уведомлений о совершенных ими операциях» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2013. - № 38.

4. Приказ ФСФР России от 12.05.2011 № 11-18/пз-н «Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также порядка и сроков раскрытия такой информации» // Российская газета. - № 171. - 5 окт. 2011.

5. Постановление ФАС Московского округа от 12.03.2014 № Ф05-1622/2014 по делу № А40-56142/13-130-551 // СПС Консультант плюс.

6. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 № 09АП-8322/2014 по делу № А40-153867/13 // СПС Консультант плюс.

маются положения, обеспечивающие поддержание режимных требований1.

Проведенный нами анализ кратко показал сущностные характеристики правового режима инсайдерской информации через раскрытие основных элементов содержания правового режима. Заключая вышеизложенное, отметим, что правовой режим инсайдерской информации является самостоятельным правовым режимом информации со своим объектом, субъектами и комплексом собственных средств и способов правового воздействия, устанавливаемый с целью раскрытия инсайдерской информации и

противодействия ее неправомерному использованию.

1 См., например: Положение о порядке доступа к инсайдерской информации ОАО ГМК «Норильский никель», правилах охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований законодательства в сфере противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nornik.ru/assets/files /Polozhenie-26.02.2014(1)^ (дата обращения - 12.08.2014).

7. Алексеев, С.С. Теория права. - М.: Изд-во БЕК, 1995. - 320 с.

8. Алексеев, С.С., Корельский, В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. -М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА, 2002. - 616 с.

9. Ахмадуллина, А.Ф. Противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации // Информационное общество. - 2014. - № 2. - С. 38.

10. Бахрах, Д.Н. Административное право России. - М.: Изд-во НОРМА, 2000. - 640

с.

11. Бачило, И.Л., Лопатин, В.Н., Федотов, М.А. Информационное право. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. - 789 с.

12. Братановский, С.Н. Понятие и виды правовых режимов в российском законодательстве и правовой науке // Гражданин и право. - М.: Новая правовая культура. -2012. -№ 11. - С. 14.

13. Братановский, С.Н. Специальные правовые режимы информации [Электронный ресурс] / С.Н. Братановский. - Саратов: Научная книга, 2010. - 172 с. - Режим доступа: http://znanium. com/

14. Городов, О.А. Основы информационного права России. - М.: Юридический центр Пресс, 2003. - С. 305 с.

15. Гуляева, Н.С. Правовое регулирование защиты коммерческой тайны от разглашения работником (Н.С. Гуляева, Книга «Предпринимательское право в рыночной экономике») // Справочно-правовая система «Гарант». - версия проф.

16. Демин, А.В. Общие вопросы теории административного договора. - Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1997. - 98 с.

17. Дозорцев, В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исследовательский центр частного права. - М., 2003. - С. 231-237.

18. Зверева, Е.А. Правовой режим информации с участием предпринимателей. -Гарант, 2008. - С. 80.

19. Зельцер, М.С. Гражданско-правовой режим информации / дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. Зельцер Марина Степановна. - Москва, 2004. - 165 с.

20. Карташян, А.Г, Гражданско-правовой режим коммерческой информации / дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Каршатян Андрей Грантович. - Москва, 2007. - 155 с.

21. Коммерческое (предпринимательское) право: учеб.: в 2 т. Т.1. - 4-е изд., перераб. и доп. (под ред. В.Ф. Попондопуло). - М.: Проспект, 2009. - 608 с.

22. Лапина, М.А., Ревин А.Г., Лапин В.И. Информационное право / Под ред. И.Ш. Килясханова. - М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 335 а

23. Матузов Н.И., Малько, А.В., Правовые режимы: вопросы теории практики // Известия вузов. Правоведение. - 1996. - № 37. - С. 46.

24. Малько, А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 776 с.

25. : Огородов, Д.В. Правовые отношения в информационной сфере: дисс. ... доктора юрид. наук: 12.00.14 / Огородов Дмитрий Владимирович. - Москва, 2002 - 243 с.

26. Строганова И. В .Правовой режим конфиденциальной информации: Гражданско-правовой аспект / дисс. ... канд. юрид. наук / Строганова Ирина Викторовна. - Екатеринбург, 2004. - 210 с.

27. Суханов, Е.А. Гражданское право. Т. 1. - М.: БЕК, 1998. - 785 с.

28. Терещенко, Л.К. К вопросу о правовом режиме информации // Информационное право. - 2008. - № 1. - С. 20-27.

29. Терещенко, Л.К. Правовой режим информации / дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Терещенко Людмила Константиновна. - Москва, 2011. - 415 с.

30. Торшин, А.В. Правовой режим информации, составляющей налоговую тайну /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Торшин Андрей Викторович. - Москва, 2003. - 216 с.

31. Харкевич, А.А. О ценности информации // Проблемы кибернетрики. - 1960. - № 4. - С.53-57.

32. Челышев, М.Ю. Система межотраслевых связей гражданского права: цивилистическое исследование: дисс. ... д-ра юрид. наук: 12.00.03/ Челышев Михаил Юрьевич - Казань, 2009. - 501 с.

33. Чубукова, С.Г., Элькин, В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): Учеб. пособие / Под ред. М.М. Рассолова. - М.: Контракт, 2004. - 252 с.

34. Шаповалов, А.Г. Правовой режим сведений служебного характера об эмитентах на рынке ценных бумаг / дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Шаповалов Александр Генрихович. - Москва, 2007. - 199 с.

35. Z. Su, M.A. Berkahn. The definition of "insider" in Section 3 of The Securities Markets Act 1988: A Review and comparison with other jurisdictions. - Discussion Paper Series 218, Massey University, 2003 - p.5 - 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.