Научная статья на тему 'Особенности правового режима инсайдерской информации'

Особенности правового режима инсайдерской информации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
966
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНФОРМАЦИИ / ИНСАЙДЕРСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / МОДЕЛЬ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИНФОРМАЦИИ / ИНСАЙДЕР / БИРЖЕВЫЕ ТОРГИ / ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА / ИНСАЙДЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЖИМ / СТРУКТУРА ПРАВОВОГО РЕЖИМА / LEGAL REGIME OF INFORMATION / INSIDER INFORMATION / MODEL OF A LEGAL REGIME OF INFORMATION / INSIDER / EXCHANGE AUCTION / ELEMENTS OF A LEGAL REGIME / INSIDER ACTIVITY / MODE / STRUCTURE OF A LEGAL REGIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамочка Екатерина Александровна

В жизни современного общества возможно существование различного рода информации. Иногда такую информацию требуется урегулировать с помощью права. В случае если происходит урегулирование информации с помощью правовых норм, то можно говорить об установлении правового режима конкретного вида информации. Автором с помощью общей модели правового режима информации была подробно раскрыта структура правового режима инсайдерской информации. В качестве методов научного исследования были использованы системный метод, структурный метод, а также метод аналогии и сравнительно-правовой. Результаты проведенного анализа позволили сделать обоснованные выводы, что цель установления в отношении инсайдерской информации отдельного правового режима состоит в обеспечении соответствующего равенства участников биржевых торгов. Ввиду включения в понятие «инсайдерская информация» иных видов тайн существует определенная несогласованность между различными правовыми режимами информации, которая будет формировать соответствующие проблемы, как на уровне применения права, так и на уровне его реализации. Кроме того, при преобладании множества запретов и обязываний правовой режим инсайдерской информации имеет достаточно выраженную разрешительную направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LEGAL REGIME OF INSIDER INFORMATION

In life of modern society different existence of information and sometimes such information is possible demands that it has been settled by means of the right. In case there is a settlement of information by means of precepts of law, then it is possible to speak about establishment of a legal regime of a concrete type of information. The author by means of the general model of a legal regime of information has in detail revealed structure of a legal regime of insider information. As methods of scientific research the system method, a structural method, and also a method of analogy and a comparative and legal method have been used. In view of the made analysis the author has come to valid conclusions that the direct purpose of establishment concerning insider information of a separate legal regime consists in providing the corresponding equality of participants of the exchange auction, and also that in view of inclusion in concept of "insider information" of other types of secrets there is a certain inconsistency between various legal regimes of information which will form the corresponding problems, both at the level of application of the right, and at the level of realization of the right. Besides at prevalence of a set of bans and holdings liable, the legal regime of insider information has rather expressed allowing focus.

Текст научной работы на тему «Особенности правового режима инсайдерской информации»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

119

УДК 343 Е.А. Мамочка

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

В жизни современного общества возможно существование различного рода информации. Иногда такую информацию требуется урегулировать с помощью права. В случае если происходит урегулирование информации с помощью правовых норм, то можно говорить об установлении правового режима конкретного вида информации. Автором с помощью общей модели правового режима информации была подробно раскрыта структура правового режима инсайдерской информации. В качестве методов научного исследования были использованы системный метод, структурный метод, а также метод аналогии и сравнительно-правовой. Результаты проведенного анализа позволили сделать обоснованные выводы, что цель установления в отношении инсайдерской информации отдельного правового режима состоит в обеспечении соответствующего равенства участников биржевых торгов. Ввиду включения в понятие «инсайдерская информация» иных видов тайн существует определенная несогласованность между различными правовыми режимами информации, которая будет формировать соответствующие проблемы, как на уровне применения права, так и на уровне его реализации. Кроме того, при преобладании множества запретов и обязываний правовой режим инсайдерской информации имеет достаточно выраженную разрешительную направленность.

Ключевые слова: правовой режим информации, инсайдерская информация, модель правового режима информации, инсайдер, биржевые торги, элементы правового режима, инсайдерская деятельность, режим, структура правового режима.

Стремительное развитие информационных технологий, формирование информационного общества привели к резкому росту роли информации в обществе. В различных сферах жизнедеятельности людей возможно существование разного рода информации. Усложнение общественных отношений на современном этапе иногда требует того, чтобы такая информация была урегулирована с помощью права. В этом случае можно говорить об установлении правового режима для конкретного вида информации.

Для того чтобы более точно охарактеризовать правовой режим инсайдерской информации, нужно раскрыть такие понятия, как «режим» и «правовой режим». Согласно Большому советскому энциклопедическому словарю, режим - 1) государственный строй; метод управления; 2) установленный распорядок жизни, работы, питания, отдыха и сна; 3) совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели. [8. С. 1109]. Аналогично трактуется данный термин и в Толковом словаре русского языка [7]. То есть существует определённая многозначность данного термина. В теории права до сих пор нет четкого и однозначного понимания такой категории, как «правовой режим», кроме того, нет и определения правового режима, данного российским законодателем. Соответственно, можно предположить, что, возможно, из-за того, что само понятие «режим» трактуется достаточно широко, нет и однозначного понимания понятия «правовой режим».

В доктрине общей теории права было достаточно авторов, которые изучали и анализировали понятие «правового режима». На наш взгляд, достаточно полное определение правового режима было дано С.С. Алексеевым, который под правовым режимом понимал глубокое, содержательное правовое явление, связывающее воедино комплекс правовых средств в соответствии со способами правового регулирования, его типами [3. С. 244]. Правовой режим, безусловно, формирует инструменты права для того, чтобы регулировать соответствующие общественные отношения. И как справедливо заметила Л.К. Терещенко, основная цель правового режима - это регламентация особым образом конкретных областей общественных отношений по поводу определенных объектов права. Также анализируя правовой режим того или иного объекта, нужно прежде всего иметь представление о цели его конструирования [9. С. 122]

Необходимо отметить, что взаимосвязь между различными сегментами права при формировании правовых режимов информации носит функциональный характер и обеспечивает эффективность правового регулирования. Межотраслевой подход в познании правовой действительности является одной из главных тенденций развития методологии изучения права и важен в установлении системной взаимосвязи между его отдельными сегментами. Кроме того, нарушение межотраслевых связей препятствует осуществлению правовых целей. В общем виде межотраслевые связи можно опреде-

2016. Т. 26, вып. 5 СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

лить как отношения взаимной зависимости, обусловленности и общности между различными правовыми отраслями.

Как отмечает в своей работе М.Ю. Челышев, есть такие объекты права, правовой режим которых необходимо рассматривать как межотраслевой. Таковым является и правой режим информации [10. С. 89]. Поэтому, имея представление о такой категории, как «правовой режим», «межотраслевые связи», можно перейти к соответствующему анализу правового режима инсайдерской информации.

Учитывая вышеизложенное, необходимо указать на то, что правовой режим инсайдерской информации носит ярко выраженный межотраслевой характер, это проявляется в каждом элементе его структуры. Прежде чем детально рассматривать структуру правового режима инсайдерской информации обратимся к анализу понятия «структура». Есть общефилософское значение структуры, когда она рассматривается как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе. Д.А. Керимов, рассматривая категорию структуры в теоретико-правовом поле, определял её как внутреннюю форму, определенную упорядоченность частей целого, способ организации [4. С. 188]. Соответственно, структура такого явления, как правовой режим, складывается из разных упорядоченных, устойчивых элементов, которые взаимосвязаны и, следовательно, образуют его внутреннюю организацию. Впервые модель содержания правового режима информации была предложена Л.К. Терещенко. Как нам кажется, данная модель учитывает все звенья правового режима информации, их взаимосвязь, а потому может применяться для раскрытия структуры любого правового режима информации.

Согласно данной модели правовой режим информации включает в себя: целевое назначение правового режима; объект правового регулирования; правовое положение субъектов правового режима; комплекс способов правового регулирования и средств юридического воздействия [9. С. 126]. Поэтому правовой режим инсайдерской информации можно рассмотреть, учитывая вышеуказанную модель.

Первый элемент вышеуказанной модели - это целевое назначение правового режима. Как нами было указано выше, целью любого правового режима является регламентация особым образом конкретных областей общественных отношений по поводу определенных объектов права. Относительно недавно в РФ был принят Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» (далее -ФЗ № 224). Проблема инсайдерской деятельности, связанная с использованием в биржевой торговле сведений, полученных благодаря служебному положению либо иного приближенного к источнику информации положения, становится особенно актуальной, так как раскрытие информации может незамедлительно сказываться на динамике котировок акций различных компаний. Таким образом, достаточно узкий круг лиц, а именно инсайдеры, которые обладают инсайдерской информацией и могут использовать её, будут получать значительную выгоду или избегать потерь. Цель установления в отношении инсайдерской информации правового режима заключается в том, чтобы обеспечить равенство участников биржевых торгов путем своевременного раскрытия сведений и введения для инсайдеров запретов на их использование.

Вторым элементом модели правового режима информации является объект правового регулирования. В данном случае - это инсайдерская информация. Определение инсайдерской информации дано в ст.2 ФЗ № 224. Данное определение не лишено недостатков, но мы не будем анализировать все признаки инсайдерской информации. Отметим лишь, что все признаки инсайдерской информации можно условно разделить на группы: качественные признаки - точность и конкретность, способность в случае раскрытия оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, товаров; признаки принадлежности - необщедоступность информации; формальные признаки - нормативная закрепленность перечня сведений, относимых к инсайдерской информации.

Более подробно из всех вышеперечисленных признаков хотелось бы рассмотреть признак необщедоступности информации, так именно в нем, на наш взгляд, заключена идея о совершенно разных правовых режимах информации. В частности, из законодательного определения следует, что к инсайдерской информации могут относиться сведения, которые охраняются в режиме отдельных видов тайн (коммерческая, банковская, служебная и иные виды тайн). Здесь необходимо отметить, что основной целью установления правовых режимов тайн является обеспечение конфиденциальности информации, в то время как цель установления правового режима инсайдерской информации заключается в своевременном раскрытии сведений. При этом, учитывая определение, закрепленное законодателем, можно с уверенностью сделать вывод о том, что в данном случае инсайдерская информация

как категория имеет надстроечный характер по отношению к отдельным видам тайн. Таким образом, мы видим определенную несогласованность между различными правовыми режимами информации, которая будет вызывать соответствующие проблемы, как на уровне применения права, так и на уровне его реализации. Так, например, обладатель сведений, которые охраняются в режиме одного из видов тайн, не может воздержаться от их раскрытия, даже если в результате того, что сведения становятся общедоступными, существенно могут быть нарушены его интересы, а правовым последствием невыполнения обязанности по раскрытию информации является применение мер административной ответственности в виде штрафа. Однако здесь можно учесть зарубежный опыт, в частности, европейских стран. В Регламенте Европейского парламента и Совета Европейского союза «О злоупотреблениях на рынке» № 596/2014 от 16.04.2014 г. закреплено положение, в соответствии с которым обладатель инсайдерской информации может отложить её раскрытие, если немедленное раскрытие сведений способно нарушить его законные интересы, а задержка раскрытия не вводит в заблуждение иных лиц, и при этом обладатель может обеспечить конфиденциальность информации. Возможно, российский законодатель воспримет данное положение и введет подобную норму в российское законодательство об инсайдерской информации [2].

Следующий элемент структуры правового режима информации - это правовое положение субъектов. Необходимость выделения в структуре правового режима информации субъектного состава в свое время доказывали разные исследователи, такие учёные, как И.И. Салихов, Л.К. Терещенко, П.У. Кузнецов. Мы считаем, что в правовом режиме инсайдерской информации можно выделить субъектов, имеющих доступ к инсайдерской информации (непосредственно инсайдеры), и субъектов, обеспечивающих противодействие инсайдерской информации путем осуществления прав и исполнения обязанностей публично-правового характера (например, регулирующий орган, организаторы торговли).

Статья 4Федерального закона № 224-ФЗ определила правовой статус инсайдеров в Российской Федерации. Данный статус предопределяется видом правоотношений, в рамках которых они получают доступ к инсайдерской информации. Права и обязанности инсайдеров подразделяются в зависимости от «первичности» обладания инсайдерской информацией (пп. 1-3, 9 ст. 4 ФЗ № 224) или «вто-ричности» обладания инсайдерской информацией (пп. 4-9, 10-13 ст. 4 ФЗ № 224). Конечно, особый правовой статус имеют публично-правовые образования. Правовой статус Центробанка РФ осложняется тем, что он, с одной стороны, входит в группу субъектов, которые являются инсайдерами (п. 9 ст. 4 ФЗ № 224), так как первичный инсайдер разрабатывает ключевую рыночную информацию либо как вторичный инсайдер получает сведения от других инсайдеров по разным основаниям, возникающим в рамках горизонтальных и вертикальных правоотношений. С другой стороны, Центробанк РФ осуществляет функции регулирующего органа в сфере противодействия инсайдерской деятельности. Однако необходимо заметить, что правовой статус субъектов инсайдерской деятельности также носит межотраслевой характер и формируется взаимосвязью прав и обязанностей, которые закреплены нормами как частного, так и публичного права [5. С.18].

Организаторы торговли связаны с инсайдерами по гражданско-правовым основаниям (договоры по оказанию услуг по организации торгов), но одновременно на них лежат публично-правовые обязанности, которые закреплены в ст. 12 ФЗ № 224 (соответственно, это обязанности по контролю в данной сфере).

Последний элемент правового режима информации - это правовые средства и способы правового регулирования общественных отношений. Н.И. Матузов и А.В. Малько считают, что в процессе правового регулирования могут быть использованы три способа регулирования: дозволение, обязывание и запрещение [6. С. 435]. Однако здесь необходимо отметить, что при рассмотрении правовых средств и способов правового регулирования отношений важно понимать, что такое «тип правового регулирования». Это необходимо для того, чтобы определить, какой характер носит правовой режим инсайдерской информации. Достаточно точно охарактеризовал тип правового регулирования С.С. Алексеев. Он указал на то, что если способы правового регулирования выражают пути правового воздействия на общественные отношения, то типы правового регулирования отражают направленность регулирования. Соответственно, в зависимости от того, на что нацелено регулирование - на предоставление общего дозволения или же на введение общего запрета на поведение субъектов общественных отношений, он выделил два типа правового регулирования - общедозволительный и разрешительный [3. С. 240].

Рассмотрев, Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» в части способов

2016. Т. 26, вып. 5 СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

правового регулирования правового режима инсайдерской информации можно сделать вывод о том, что дозволения, безусловно, присутствуют в способах регулирования, однако их удельный вес незначителен относительно обязываний и запретов, которые составляют основную массу способов правового регулирования (в частности, об этом ст. 6,8, 12-14, 15-16) [1]. В качестве примера дозволительных способов можно привести п. 5 ст. 10 вышеназванного ФЗ № 224: инсайдеры должны уведомлять ЦБ РФ и организации о совершенных ими торговых операциях. Однако раскрытие этой информации является правом, а не обязанностью инсайдеров. Таким образом, мы видим, что лица, которые участвуют в отношениях, связанных с инсайдерской деятельностью, должны соблюдать правила, установленные законодательством, и лишь в некоторых случаях они могут действовать по своему усмотрению, выбирая вариант поведения. Может быть, со временем законодатель решит расширить объем дозволений в данной сфере для того, чтобы лица были больше заинтересованы в правомерном поведении. Однако из-за преобладания запретов и обязываний правовой режим инсайдерской информации имеет ярко выраженную разрешительную направленность.

По функциональному назначению все правовые средства, обеспечивающие правовой режим инсайдерской информации, можно разделить на превентивные средства и средства защиты. Превентивные правовые средства в своем единстве призваны обеспечить раскрытие инсайдерской информации и недопущение ее неправомерного использования. Достижению данных целей способствует взаимодействие гражданско-правовых средств (субъективные обязанности по неразглашению инсайдерской информации в рамках гражданско-правовых договоров); трудоправовых средств (обязанности работников в рамках трудового договора, вытекающие из локальных актов субъективные права и обязанности, которые обеспечивают обращение инсайдерской информации внутри организации); комплексных административно-правовых средств (запреты на использование инсайдерской информации, обязанности по раскрытию инсайдерской информациии и по уведомлению инсайдерами о своих сделках, санкции за нераскрытие или несвоевременное раскрытие информации), финансово-правовых средств и уголовных средств (введение соответствующих составов преступлений с определенными санкциями). И конечно, объективно необходимо создание системы эффективного корпоративного контроля за обращением инсайдерской информации. Таким образом, взаимодействие разноотраслевых правовых средств заключается в том, что субъективное право инвестора на информацию обеспечивается за счет исполнения инсайдером публично-правовой обязанности по своевременному раскрытию сведений. Ответственность за инсайдерскую деятельность носит межотраслевой характер и определяется нормами гражданского, трудового, административного, а также уголовного права. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что межотраслевые связи частного и публичного права проявляются в каждом элементе правового режима инсайдерской информации. Совершенно очевидны взаимообусловленность и взаимодействие разноотраслевых правовых норм в данном правовом институте.

Таким образом, подробно проанализировав правовой режим инсайдерской информации можно сделать следующие выводы: цель установления в отношении инсайдерской информации правового режима заключается в том, чтобы обеспечивать прежде всего равенство участников биржевых торгов. Объектом правового регулирования в рамках данного правового режима информации выступает инсайдерская информация. При этом, учитывая характер определения, закрепленного законодателем, можно говорить о том, что в данном случае инсайдерская информация как категория имеет надстроечный характер по отношению к отдельным видам тайн. Мы пришли к выводу о наличии определенной несогласованность между различными правовыми режимами информации, в результате чего будут возникать проблемы, как на уровне применения права, так и на уровне его реализации. Что касается субъектов правового регулирования, то следует отметить, что их статус предопределяется видом правоотношений, в рамках которых они получают доступ к инсайдерской информации. Права и обязанности инсайдеров подразделяются в зависимости от «первичности» или «вторичности» обладания инсайдерской информацией. Из-за преобладания в качестве способов правового регулирования запретов и обязываний правовой режим инсайдерской информации имеет ярко выраженную разрешительную направленность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ (ред.от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2010. № 31.Ст. 4193.

2. Регламент № 596/2014 Европейского парламента и Совета Европейского союза «О злоупотреблениях на рынке и об отмене Директивы 2003/6/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС и Директив 2003/124/EC, 2003/125/EC, 2004/72/EC Европейской комиссии» [рус., англ]: принят в Страсбурге 16.04.2014 // СПС «Кон-сультантПлюс».

3. Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд., перераб. М: БЕК, 1995.

4. Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. М: Изд-во СГА, 2013.

5. Лескова Ю.Г. Саморегулирование как правовой способ организации предпринимательских отношений: проблемы теории и практики: дис. ...докт. юрид. наук. М., 2013.

6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2004.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 1994.

8. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. 3-е изд. М.: Сов. энцикл., 1984.

9. Терещенко Л.К. Правовой режим информации: дис. ...докт. юрид. наук. М., 2011.

10. Челышев М.Ю. Система межотраслевых связей гражданского права: цивилистическое исследование: дис. ... докт. юрид. наук. Казань, 2009.

Поступила в редакцию 08.06.16

E.A. Mamochka

FEATURES OF THE LEGAL REGIME OF INSIDER INFORMATION

In life of modern society different existence of information and sometimes such information is possible demands that it has been settled by means of the right. In case there is a settlement of information by means of precepts of law, then it is possible to speak about establishment of a legal regime of a concrete type of information. The author by means of the general model of a legal regime of information has in detail revealed structure of a legal regime of insider information. As methods of scientific research the system method, a structural method, and also a method of analogy and a comparative and legal method have been used. In view of the made analysis the author has come to valid conclusions that the direct purpose of establishment concerning insider information of a separate legal regime consists in providing the corresponding equality of participants of the exchange auction, and also that in view of inclusion in concept of "insider information" of other types of secrets there is a certain inconsistency between various legal regimes of information which will form the corresponding problems, both at the level of application of the right, and at the level of realization of the right. Besides at prevalence of a set of bans and holdings liable, the legal regime of insider information has rather expressed allowing focus.

Keywords: legal regime of information, insider information, model of a legal regime of information, insider, exchange auction, elements of a legal regime, insider activity, mode, structure of a legal regime.

Мамочка Екатерина Александровна, ассистент

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

690014, Россия, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41 E-mail: katerina1985_12@mail.ru

Mamochka E.A., assistant

Vladivostok State University of Economy and Service Gogolya st., 41, Vladivostok, Russia, 690014 E-mail: katerina1985_12@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.