Научная статья на тему 'К вопросу о правовых основах и общих характеристиках федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 годы'

К вопросу о правовых основах и общих характеристиках федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 годы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
246
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК / РУССКИЙ ЯЗЫК / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЯЗЫКАХ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бороздин Михаил Сергеевич

В представленной статье рассматриваются характеристики федеральной целевой програм8 мы «Русский язык» на 201182015 годы в контексте реалий и перспектив законодательства РФ о языках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовых основах и общих характеристиках федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 годы»

Бороздин М.С.

Оренбургский государственный университет E-mail: MihalSergeevich@yahoo.com

К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ И ОБЩИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА 2011-2015 ГОДЫ

В представленной статье рассматриваются характеристики федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 годы в контексте реалий и перспектив законодательства РФ о языках.

Ключевые слова: государственный язык, русский язык, федеральная целевая программа, законодательство о языках, Российская Федерация.

На основании ч. 1 ст. 68 Конституции РФ государственным языком на всей территории России является русский язык. [1] Данное конституционное положение дополняют Закон РФ «О языках народов РФ», [2] Федеральный закон РФ (далее - ФЗ) «О государственном языке РФ», [4] а также некоторые другие нормативно-правовые акты России и субъектов РФ.

Ст. 4 ФЗ «О государственном языке РФ» устанавливает, что в целях защиты и поддержки русского языка как государственного языка России федеральные органы государственной власти в пределах своей компетенции: обеспечивают функционирование русского языка на территории РФ; принимают меры, направленные на обеспечение права граждан РФ пользоваться общегосударственным языком; принимают меры по совершенствованию системы образования и системы подготовки специалистов в области русского языка и преподавателей русского языка как иностранного; осуществляют подготовку научно-педагогических кадров для образовательных учреждений с обучением на русском языке за пределами России; содействуют изучению русского языка за пределами РФ; осуществляют государственную поддержку издания словарей и грамматик русского языка; осуществляют контроль за соблюдением законодательства РФ об общегосударственном языке и принимают другие меры по поддержке и защите русского языка. В п. 2 рассматриваемой статьи делается акцент на то, что федеральные органы государственной власти в пределах своей компетенции должны разрабатывать и принимать федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ, разрабатывать и реализовывать направленные на защиту и поддер-

жку государственного языка России соответствующие федеральные целевые программы (далее - ФЦП).

В п. «е» ст. 71 Основного закона РФ отражена не менее важная правовая норма, закрепляющая, что установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития России находятся в исключительном ведении Российской Федерации. В этой связи с полной уверенностью можно утверждать, что при разработке региональных целевых программ по поддержке русского языка и (или) других языков народов России субъекты РФ обязаны учитывать положения федеральной целевой программы.

Кроме того, в распоряжении Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-р отмечается, что поддержка российской культуры и русского языка, национальных культур и языков народов РФ является ключевым фактором гармоничного развития человека, реализации его духовного потенциала и сохранения единства российского общества. В связи с этим необходимо использовать культурный потенциал России для формирования положительного образа страны за рубежом. В этих целях надо поддерживать программы, направленные на продвижение ценностей российской культуры и популяризацию русского языка за рубежом, а также на расширение содействия соотечественникам, проживающим за границами России, в сохранении их культурной и языковой самоидентификации. [6]

Руководствуясь выше перечисленными правовыми актами, 7 февраля 2011 года Пра-

вительство РФ издало распоряжение «О Концепции федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 годы», [7] вслед за которым, 20 июня 2011 года, было издано правительственное постановление «О федеральной целевой программе “Русский язык” на 2011-2015 годы». [8]

Принятая ФЦП не является для современного российского государства абсолютно новой, поскольку она по сути выступает продолжением ранее действовавших программ: ФЦП «Русский язык» на 2002-2005 г.г. и ФЦП «Русский язык» на 2006-2010 г.г.

Государственными заказчиками и основными разработчиками рассматриваемой нами программы являются Министерство образования и науки РФ (далее - Минобрнауки РФ) и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее -Россотрудничество). Координатором этой программы выступает Минобрнауки РФ. Руководителем ФЦП является Министр образования и науки России. Он же возглавляет научно-координационный совет программы, неся при этом ответственность за конечные результаты, рациональное использование выделенных средств, выбор форм и методов реализации.

С текстом федеральной целевой программы можно ознакомиться на официальном сайте Минобрнауки РФ, [13] на сайте Россотруд-ничества [14] и на сайте Федеральных целевых программ России. [16]

Целями программы являются поддержка, сохранение и распространение русского языка, в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом. В соответствии с целями поставлены определённые задачи: - обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка России; - создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов России; - поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов на территории СНГ; - удовлетворение языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом.

В программе обозначены мероприятия, направленные на достижение целей и задач, а именно: разработка и экспертиза грамматик, слова-

рей и справочников по русскому языку, разработка и апробация справочно-информационных ресурсов по вопросам функционирования русского языка как государственного языка РФ, организация поставок учебников, пособий и научно-популярных книг, журналов по русскому языку, литературе, культуре России в зарубежные страны и так далее.

Применение планово-целевого метода в определённой степени направлено на решение проблемы относительно русского языка в России и в мире. Проблема эта - достаточно острая и многогранная. Например, Е.М. Доровских рассматривает её в двух аспектах: - проблема положения русского языка как языка государственного, языка-посредника, языка преимущественного использования на территории России; - проблема положения русского языка как языка общегосударственного в ряде республик в составе России и его соотношения с их государственными языками. [11, с. 42] К выделенным сторонам, на наш взгляд, можно и нужно добавить ещё одну - проблему положения русского языка как языка межнационального общения на территории Содружества Независимых Государств, а также как мирового языка.

Согласно материалам парламентских слушаний от 1 июля 2010 года, не менее остро стоят вопросы сохранения литературной формы языка, диалектов, фольклора, проблема резкого сокращения числа носителей русского языка. На сегодняшний день «великим и могучим» владеют около 270 миллионов человек, из них 130 миллионов - в России. Однако к 2020 году общее число русскоязычных может опуститься до отметки «200 млн. человек». [12]

В связи с этим, принимая федеральную целевую программу, направленную на защиту и сохранение русского языка в России и за рубежом, Правительство России руководствовалось и правовыми нормами, содержащимися в ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». [3] Ч . 4 ст. 5 названного нормативно-правового акта говорит, что в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством РФ, а также с учетом законодательства иностранных государств Россия оказывает соотечественникам содействие в реализации и обеспечении прав и

свобод человека и гражданина, в том числе прав на использование русского языка и родных языков народов России. А ч. 5 ст. 17 ФЗ устанавливает, что органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ способствуют сохранению соотечественниками знания русского языка и родных языков народов России, созданию условий для их изучения и применения для обучения и получения информации на этих языках в соответствии с международными договорами РФ, отечественным законодательством с учетом законодательства иностранных государств.

ФЦП «Русский язык» на 2011-2015 годы будет реализована Россотрудничеством и Минобрнауки России в тесном сотрудничестве с субъектами Российской Федерации, высшими учебными заведениями, общественными организациями, некоторыми иностранными государствами и Фондом «Русский мир», который был создан на основе Указа Президента России в 2007 году. Основными целями фонда являются популяризация русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры, и поддержка программ изучения русского языка в РФ и за рубежом. [5] Финансирование фонда за счет средств федерального бюджета в 2011 -2013 г.г. составит 500 млн. рублей ежегодно.

Отражение «международного аспекта» -это одна из наиважнейших новых прогрессивных характеристик ФЦП «Русский язык». За счёт её составляющей во многом выросло финансирование программы. Опираясь на данные паспорта ФЦП, можно говорить о том, что общий объём финансирования мероприятий должен составить чуть более 2,5 миллиардов рублей: за счёт средств федерального бюджета -2179,1 млн. рублей, за счёт средств бюджетов субъектов РФ - 142,16 млн. рублей, за счёт средств внебюджетных источников - 205,4 млн. рублей. Это примерно на миллиард больше, чем было потрачено на реализацию предыдущей целевой программы.

Реализация рассматриваемой ФЦП будет включать в себя два этапа: 1) теоретический (2011-2012 г.г.) - формирование научно-методической базы, разработка методологических подходов и методик, создание условий; 2) практический (2013-2015 г.г.) - апробация, активное внедрение результатов первого этапа.

Стоит оговорить, что для достижения необходимых результатов нужно избегать следующих опасностей:

а. Управленческие - группа рисков при использовании программно-целевого метода, связанных с неэффективным управлением. Реализация программы напрямую зависит от профессионализма управленцев, исполнителей программы, от их добросовестного отношения к своей работе, к проблеме положения русского языка в России и в мире;

б. Экономические - это опасности, связанные с возможным сокращением финансирования программы или с нерациональным использованием средств, выделенных на реализацию. Любое сокращение финансирования или нерациональность в использовании средств будет влечь за собой уменьшение коэффициента полезного действия ФЦП. Если же финансирование будет уменьшено более чем на 50 %, то это неизбежно приведёт к полной утрате эффективности.

в. Информационные - группа рисков, которые связаны с информационным сопровождением ФЦП, мониторингом её результатов, отчётами о ходе реализации. Отдельно можно выделить риск применения не совсем точных данных, полученных во время Всероссийской переписи населения 2010 года, на которые опирается и будет опираться Правительство России при реализации программы. [15]

Целевыми индикаторами ФЦП выступят следующие показатели:

- доля населения России, владеющего русским языком как родным, в общей численности населения РФ;

- доля обучающихся по программам начального общего и основного общего образования, изучающих русский язык как неродной, в общей численности обучающихся;

- количество зарубежных стран, в которых более 1 процента населения владеет русским языком;

- количество государств - участников Содружества Независимых Государств, в которых более 20 процентов населения владеет русским языком;

- доля соотечественников, проживающих за рубежом и сохраняющих языковые и этнокультурные связи с Россией, в общей численности соотечественников, проживающих за рубежом;

- количество грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации;

- количество справочно-информационных ресурсов по русскому языку;

- численность лиц, прошедших повышение квалификации и переподготовку преподавателей по вопросам функционирования русского языка как государственного языка РФ;

- количество учебников и (или) учебных пособий по русскому языку и литературе, рекомендованных (допущенных) к использованию в учебном процессе в школах с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках в связи с утверждением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;

- численность лиц, успешно прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам преподавания русского языка как неродного в образовательных учреждениях;

- количество подготовленных в рамках программы учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе для детей мигрантов и вынужденных переселенцев;

- количество справочно-информационных ресурсов в сфере русского языка и культуры России в государствах СНГ;

- количество культурных и образовательных мероприятий, проводимых в зарубежных странах;

- численность участников культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России, осуществляемых за рубежом;

- количество комплектов учебников, учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в представительства Россотрудничества в государствах - участниках СНГ;

- численность лиц, прошедших тестирование по русскому языку как иностранному языку;

- количество образовательных учреждений, получивших разрешение на проведение тестирования по русскому языку для желающих приобрести гражданство России;

- численность сертифицированных тестеров, осуществляющих государственное тести-

рование по русскому языку как иностранному для желающих приобрести гражданство РФ;

- количество справочно-информационных ресурсов в сфере русского языка и культуры России в зарубежных странах (без учета данных по СНГ);

- удельный вес справочно-информационных ресурсов в сфере русского языка и культуры России в зарубежных странах, прошедших апробацию и получивших положительные отзывы;

- количество комплектов учебников, учебных пособий, научно-популярных книг, художественной литературы, справочных изданий по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в представительства Россотрудничества в зарубежных странах (без учета государств СНГ);

- количество мероприятий научно-методического, образовательного и культурно-просветительского характера для соотечественников, проживающих за рубежом;

- количество представительств Россотрудничества, в которых внедрено разработанное и апробированное программно-методическое обеспечение глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом.

Именно по этим показателям будет установлена успешность / неуспешность ФЦП «Русский язык» на 2011-2015 г.г. Если же программа будет реализована в полной мере, то объём информационных ресурсов по русскому языку должен возрасти в 2,7 раза. В 3,6 раза увеличится число лиц, прошедших переподготовку и повышение квалификации по вопросам функционирования русского языка как государственного языка РФ. В 3,5 раза должно быть увеличено число преподавателей, прошедших переподготовку и повышение квалификации по вопросам преподавания русского языка как неродного и иностранного. В 2,25 раза должно увеличиться количество учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе для школ с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, а также число пособий по обучению русскому языку как иностранному. Кроме указанных результатов ожидается: увеличение количества справочно-информационных ресурсов в сфере русского языка и российской культуры в государствах СНГ в 3,5 раза; увеличение числа лиц, прошедших тестирование по русскому языку как иност-

ранному в 1,9 раза; в 6 раз увеличение численности участников культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу, культуру РФ, осуществляемых за рубежом; в 2,4 раза увеличение количества комплектов учебников и учебных пособий, научнопопулярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в представительства Россотрудничества в государствах СНГ; в 2,7 раза увеличение количества мероприятий научно-методического, образовательного и культурно-просветительского характера для соотечественников, проживающих за рубежом; увеличение количества комплектов учебников, учебных пособий, научно-популярных книг, художественной литературы, справочных изданий по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в представительства Россотрудничества (без учёта государств СНГ) в 4,4 раза.

Каковыми же будут окончательные результаты, покажет, конечно, время. Делать сегодня какие-либо выводы рано, так как ФЦП «Русский язык» до 2015 года только начинает своё действие. Несмотря на ежегодные отчёты о результатах воплощения программы в жизнь, первый из которых должен появиться в конце 2011 - начале 2012 года, о полноценных (хоть и промежуточных) её итогах можно будет говорить лишь в конце 2012 года, после завершения первого этапа. Анализировать же результаты всей федеральной целевой программы предстоит в конце 2015 года, когда будет завершён её практический этап.

Разделяя мнение И.Н. Барцица о неразрывной связи русского языка и государственности

России, [9] считаем, что весомых результатов в языковом строительстве и языковой политике можно достичь только путём поэтапных целенаправленных шагов. К таким действиям можно отнести и федеральные целевые программы. Кроме того, мы убеждены, что для более успешной разработки и реализации подобного рода программ было бы уместным в ближайшем будущем систематизировать законодательство РФ о языках, а также использовать опыт Франции, Канады, Индии, Эстонии, где успешно действуют службы, ведомства, есть специальные должности для регулирования языковой политики государства, - создать Федеральную лингвистическую службу РФ [10, с. 81]. Помимо разработки и реализации федеральных целевых программ по сохранению и защите русского языка и других языков народов России Федеральная лингвистическая служба РФ могла бы, на наш взгляд, заниматься: разработкой проектов нормативных правовых актов в сфере языковых отношений; прогнозированием развития языковой политики и языкового строительства в России; проведением тестирования по русскому языку; подготовкой специалистов на стыке языка и права; координацией деятельности Русского мира; согласованием языковой политики, языкового строительства и законодательства о языках РФ и её субъектов; обеспечением аутентичности текстов двуязычных нормативно-правовых актов в субъектах РФ; проведением лингвистической экспертизы текстов законов и подзаконных нормативно-правовых актов; решением других языковых проблем и вопросов.

01.10.2011

Список литературы:

1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета, № 7, 21.01.2009.

2. Закон РФ от 25.10.1991 г. № 1807-1 (ред. от 11.12.2002 г.) «О языках народов РФ» // Российская газета, № 235, 14.12.2002.

3. Федеральный закон РФ от 24.05.1999 г. N 99-ФЗ (ред. от 23.07.2010 г.) «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // Российская газета, N 164, 27.07.2010.

4. Федеральный закон РФ от 01.06.2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке РФ» // Собрание законодательства, 06.06.2005, № 23, ст. 2199.

5. Указ Президента РФ от 21.06.2007 г. N 796 (ред. от 07.06.2011 г.) «О создании фонда «Русский мир»» // Собрание законодательства РФ, 13.06.2011. № 24, ст. 3406.

6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1663-р (ред. от 14.12.2009 г.) «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации» // Собрание законодательства РФ, 21.12.2009, № 51, ст. 6350.

7. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 160-р «О Концепции федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 годы» // Собрание законодательства РФ, 28.02.2011, № 9, ст. 1255.

8. Постановление Правительства РФ от 20.06.2011 г. № 492 «О Федеральной целевой программе «Русский язык» на 20112015 годы» // Собрание законодательства РФ, 27.06.2011, N 26, ст. 3815.

9. Барциц И.Н. Ток-шоу «Культурная революция» на телеканале «Культура». Русский язык - язык будущего. Эфир от 27.01.2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tvkultura.ru/issue.html7iiH09399 (проверено: 20.08.2011).

10. Бороздин М.С. К некоторым вопросам совершенствования российского законодательства о языках // Современная юридическая наука и правоприменение (IV Саратовские правовые чтения): сборник тезисов докладов (по материалам

Международной научно-практической конференции, г. Саратов, 3-4 июня 2011 г.) / [редкол.: О.С. Ростова (отв. ред.) и др.]; Саратовская государственная академия права. Саратов: СГАП. - 2011. - С. 81.

11. Доровских Е.М. Русский язык: совершенствование правового регулирования // Журнал российского права. - 2007. -№ 4. - С. 42.

12. Материалы парламентских слушаний в Государственной Думе ФС РФ от 01.07.2010 г. «О положении и поддержке русскоязычных СМИ в государствах СНГ и Балтии». М.: ГД ФС РФ. - 2010. 117 с.

13. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/ dok/prav/obr/8268/ (проверено: 20.08.2011 г.).

14. Официальный сайт Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rs.gov.ru/taxonomy/term/184 (проверено: 20.08.2011 г.).

15. Сайт Всероссийской переписи населения 2010 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.perepis-2010.ru (проверено: 20.08.2011 г.).

16. Сайт Федеральных целевых программ Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2011/306/ (проверено: 20.08.2011 г.).

Сведения об авторе: Бороздин Михаил Сергеевич, аспирант, ассистент кафедры теории государства и права и конституционного права Оренбургского государственного университета 460048, г. Оренбург, пр-т Победы, 141, каб. 7206, е-таіі: MihalSergeevich@yahoo.com

UDC: 342.725.1 Borozdin M.S.

Orenburg state university, MihalSergeevich@yahoo.com

TO A QUESTION ON LEGAL BASES AND GENERAL CHARACTERISTICS OF THE FEDERAL TARGET PROGRAM «THE RUSSIAN LANGUAGE» FOR 2011-2015

In presented article characteristics of the federal target program «The Russian language» for 2011-2015 in a context of realities and prospects of the legislation of the Russian Federation about languages are considered. Keywords: state language, Russian, federal target program, languages legislation, the Russian Federation.

References:

1. Constitution of the Russian Federation is accepted by national voting of 12.12.1993 // Rossyiskaya gazeta, № 7, 21.01.2009.

2. Law of the RF from 25.10.1991 № 1807-1 (edition from 11.12.2002) «About languages of the nations of the RF» // Rossyiskaya gazeta, № 235, 14.12.2002.

3. Federal law of the Rf from 24.05.1999 N 99-FZ (edition from 23.07.2010) «About a state policy of the Russian Federation concerning compatriots abroad» // Rossyiskaya gazeta, N 164, 27.07.2010.

4. Federal law of the RF from 01.06.2005 № 53-FZ «About a state language of the Russian Federation» // Collection of the RF laws, 06.06.2005, № 23, item 2199.

5. Decree of the President of the RF from 21.06.2007 N 796 (edition from 07.06.2011) «About fund creation «Russian world «» // Collection of the RF laws, 13.06.2011, № 24, item 3406.

6. Direction of the Government of the RF from 17.11.2008 N 1663-r (edition from 14.12.2009) «About the statement of the basic lines of activity of the Russian Government for the period till 2012 and the list of projects on their realization» // Collection of the RF laws, 21.12.2009, N 51, item 6350.

7. Direction of the Government of the RF from 07.02.2011 № 160-r «About the Concept of the federal target program «The Russian language» for 2011-2015» // Collection of the RF laws, 28.02.2011, № 9, item 1255.

8. Order of the Government of the RF from 20.06.2011 № 492 «About the Federal target program «The Russian language» for 2011-2015» // Collection of the RF laws, 27.06.2011, N 26, item 3815.

9. Bartsits I.N. Talk show «Cultural revolution». Russian - future language. Translation from 27.01.2011 [Electronic resource]. An access mode: http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=109399 (date of application: 20.08.2011).

10. Borozdin M.S. To some questions of perfection of the Russian legislation on languages // Modern jurisprudence and law application (IV Saratov legal readings): the collection of theses of reports (on materials of the International scientifically-practical conference, Saratov, 03-04.06.2011) / [Editors: O.S.Rostova and other]; Saratov State Academy of Law. Saratov: SGAP - 2011. - S. 81.

11. Dorovskih E.M. Russian: perfection of legal regulation // Magazine of the Russian law. - 2007. - № 4. - S. 42.

12. Materials of parliamentary hearings in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation from 01.07.2010 «About position and support of Russian-speaking mass-media in the states SNG and Baltic». M: the State Duma of the RF. - 2010. 117 pp.

13. Official web-site of the Ministry of Education and Science of the RF [Electronic resource]. An access mode: http:// mon.gov.ru/dok/prav/obr/8268/ (date of application: 20.08.2011).

14. Official web-site of Federal agency on affairs of the Commonwealth of Independent States, the compatriots living abroad, and on the international humanitarian cooperation [Electronic resource]. An access mode: http://rs.gov.ru/ taxonomy/term/184 (date of application: 20.08.2011).

15. Official web-site of the All-Russia population census 2010 [Electronic resource]. An access mode: http://www.perepis-2010.ru (date of application: 20.08.2011).

16. Official web-site of Federal target programs of the Russian Federation [Electronic resource]. An access mode: http:/ /fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2011/306/ (date of application: 20.08.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.