Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ КАТЕГОРИЯХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ КАТЕГОРИЯХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
антимонопольное законодательство / конкуренция / контрактная система / торги / закупки / уголовная ответственность.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костылева Г.В.

В статье рассматриваются вопросы законодательной регламентации правовых категориях, характеризующие преступления, совершаемые в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Анализируется законодательство, регламентирующее сферу закупок и механизмы уголовно-правовой охраны. Целью исследования является выявление и анализ особенностей правовой регламентации таких понятий как «закупка», «контрактная система» и другие. Это необходимо для определения основных направлений развития российской системы законодательства. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что использование в уголовно-правовой норме специальных понятий отраслевого законодательства или терминов широкого толкования без учета их специфики и унификации для целей уголовного законодательства создает понятийную неопределенность. Не является исключением для данного утверждения и действующий механизм уголовно-правовой охраны отношений в сфере государственных и муниципальных закупок, что отражается в подходе к определению объективных и субъективных признаков составов таких преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Костылева Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ КАТЕГОРИЯХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-2-273-280 NIION: 2018-0076-2/23-117 MOSURED: 77/27-023-2023-2-117

КОСТЫЛЕВА Галина Владимировна,

доцент ФГОБУ ВО Финансовый университет при Правительстве РФ, кандидат юридических наук, доцент, е-таИ: mail@law-books.ru

К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ КАТЕГОРИЯХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы законодательной регламентации правовых категориях, характеризующие преступления, совершаемые в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Анализируется законодательство, регламентирующее сферу закупок и механизмы уголовно-правовой охраны. Целью исследования является выявление и анализ особенностей правовой регламентации таких понятий как «закупка», «контрактная система» и другие. Это необходимо для определения основных направлений развития российской системы законодательства. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что использование в уголовно-правовой норме специальных понятий отраслевого законодательства или терминов широкого толкования без учета их специфики и унификации для целей уголовного законодательства создает понятийную неопределенность. Не является исключением для данного утверждения и действующий механизм уголовно-правовой охраны отношений в сфере государственных и муниципальных закупок, что отражается в подходе к определению объективных и субъективных признаков составов таких преступлений.

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, конкуренция, контрактная система, торги, закупки, уголовная ответственность.

KOSTYLEVA Galina Vladimirovna,

Associate Professor of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Law, Associate Professor

ON THE ISSUE OF LEGAL CATEGORIES CHARACTERIZING CRIMES COMMITTED IN THE FIELD OF PROCUREMENT FOR STATE

AND MUNICIPAL NEEDS

Annotation. The article deals with the issues of legislative regulation of legal categories characterizing crimes committed in the field of procurement for state and municipal needs. The legislation regulating the sphere of procurement and the mechanisms of criminal law protection is analyzed. The purpose of the study is to identify and analyze the features of the legal regulation of such concepts as "procurement", "contract system" and others. This is necessary to determine the main directions of development of the Russian system of legislation. As a result of the conducted research, the author comes to the conclusion that the use of special concepts of sectoral legislation or terms of broad interpretation in the criminal law norm without taking into account their specifics and unification for the purposes of criminal legislation creates conceptual uncertainty. The current mechanism of criminal law protection of relations in the field of state and municipal procurement is no exception to this statement, which is reflected in the approach to determining objective and subjective signs of the composition of such crimes.

Key words: antimonopoly legislation, competition, contract system, , bidding, procurement, criminal liability.

Ввиду расширения сферы уголовно-пра- ственных отношений, ранее остававшихся за пре-вового регулирования, усиления делами уголовного закона, криминализации под-охраны более объемного круга обще- верглись противоправные деяния при планирова-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

нии, организации и проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Федеральным законом от 23.04.2018 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» № 99-ФЗ и федеральным законом «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 27.12.2018 № 520-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации (далее -УК РФ) дополнен статьями 200.4 УК РФ («Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд»), 200.5 УК РФ («Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок») и 200.6 УК РФ («Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Данные изменения продолжили тенденции расширения перечня уголовно-правовых запретов, наблюдающиеся последние десятилетия в целом и в данной сфере, в частности.

Уголовное право, закрепляя специальные механизмы охраны тех или иных сфер деятельности, вступает во взаимодействие с иными отраслями, которые непосредственно регулируют такие общественные отношения. Бланкетная диспозиция уголовно-правовой нормы зачастую предопределяет необходимость понимания понятийного аппарата отраслевого законодательства для установления в деянии лица признаков состава преступления.

Стоит учитывать, что официальное толкование одних и тех же понятий в разных нормативных правовых актах может отличаться, что также усложняет применение уголовного закона, если понятие широкого толкования не нашло законодательного закрепления в дефинитивной норме Уголовного кодекса Российской Федерации. Проблема неопределенности некоторых терминов, используемых для описания, например, субъекта или объективной стороны преступления, актуальна и для новелл уголовного законодательства в части специальных норм ответственности за противоправные деяния, совершенные при планировании, организации и проведении закупочных процедур.

Поэтому для выделения ключевых правовых понятий и категорий, характеризующих противоправных деяний в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд считаем необходимым обратиться к терминологическим основам юридической науки.

Под правовым понятием ряд авторов, как, например, И.В. Гойман-Калинский, Г.И. Иванец, В.И. Червонюк понимают содержательное научное представление, которое воспроизводит в мышлении объективную суть реальных процессов, возникающих в правовой действительности [1].

Т.Н. Радько приходит к выводу, что правовые понятия фактически являются словесными, концентрированными формулировками мысли как способ отражения обычного явления, процесса или состояния, которые входят в предмет юридической науки и представляются итогом добытого научного знания о таких явления, процессах и состояниях [2].

А.А. Белоусов, исследуя проблему определения правовых понятий, приходит к выводу об отсутствии единого подхода в философии права о том, могут ли правовые понятия существовать «в ином не юридическом научном фонде», или же эти понятия могут существовать только в правовом значении. Автор поднимает вопрос, возможно ли изменение дефиниций таких понятий со временем или они остаются стабильными [3].

Изучив различные подходы к определению правового понятия, можно прийти к выводу, что само по себе правовое понятие отражает явления, предметов, состояния или процессов, как сугубо юридической действительности, так и повседневной жизни при условии отражения этого явления в системе права. В этом смысле к правовым понятиям, на наш взгляд, следует относить не только специальные юридические (напр. «нормативно-правовой акт», «уголовно-правовая ответственность»), но и другие термины, которым при этом дано легальное определение.

Что же касается правовых категорий, то в теории права превалирует подход, согласно которому правовые категории представляют собой наиболее общие фундаментальные правовые понятия или совокупность правовых понятий, обобщающих знания о правовой действительности.

Как указывает Е.В. Епифанова, благодаря правовым категориям возможно познание самой сущности права, его функций и роли в общественной жизни. «Правовые категории в логической совокупности при соблюдении причинно-следственной связи образуют систему теоретических знаний о праве» [4].

С учетом изложенных доктринальных мнений, можно сделать вывод, что под правовыми понятиями, характеризующими преступления в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, следует понимать формально-определенное отражение явлений, предметов,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

событий и состояний, которые являются неотъемлемой частью преступного вмешательства в правоотношения, складывающиеся в контрактной системе Российской Федерации.

В свою очередь, правовые категории, характеризующие преступления анализируемого вида, представляют собой наиболее общие, фундаментальные правовые понятия, сформированные как наукой уголовного права, так и иными научными отраслями (такими как гражданское право, предпринимательское право), способствующие описанию как объективных, так и субъективных признаков преступлений в ходе осуществления государственных и муниципальных закупок.

В силу комплексной природы исследуемой проблематики необходимо отметить разнообразие правовых источников, содержащих правовые понятия и категории, необходимые для характеристики преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

В современной науке уголовного права нет единого подхода в определении содержания уголовно-правовой характеристики того или иного вида преступления.

Л.Е.Чистова, Л.Д. Гаухман высказывали мнения о том, что уголовно-правовая характеристика преступления включает в себя понятие и квалификацию преступления, обязательно основанные на анализе четырех элементов состава преступления: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны [5].

Стоит отметить, что Л.Е. Чистова фактически отождествляет уголовно-правовую характеристику и состав преступления [6].

При этом ряд авторов таких, как А. И. Двор-кин, Т. А. Боголюбова, Ю.М. Самойлов, сужают содержание уголовно-правовой характеристики лишь до некоторых элементов и признаков состава преступлений [7].

В.Ф. Козлов приходит к выводу, что термин «характеристика» при определении уголовно-правовых категорий «не придает системности совокупности признаков исследуемых понятий», а потому термин «характеристика» в отношении описания основных элементов состава преступления следует заменить термином «система». Таким образом, Ф. Козлов приходит к выводу о том, что следует говорить не об уголовно-правовой характеристике преступления, а именно «об уголовно-правовой системе преступления» [8].

Не стремясь опровергнуть фундаментальные концепции определения понятия уголовно-правовой характеристики, в настоящем исследовании при анализе преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, полагаем, что следует руководствоваться классическим подходом, базирующемся на описании

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

основных элементов и признаков состава преступления.

Уголовно-правовая наука устанавливает методологические основы для проведения характеристики преступлений при этом события, явления, процессы, которые и определяют специфику преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд находят свое отражение в других научных отраслях, а также профильных нормативных правовых актах.

В связи с этим, представляет особый интерес анализ положений законодательства, которое регулирует отношения, возникающие в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, так как указанные источники права содержат понятийный аппарат, без которого уголовно-правовая характеристика преступлений анализируемого вида не представляется возможной.

Формирование контрактной системы в России началось после принятия Закона Российской Федерации от 28 мая 1993 года №2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» [9].

В середине 2000-х принимается другой федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [10].

Можно с уверенностью сказать, что отмеченный нормативный правовой акт выработал определенный порядок проведения торгов, который лег в основу ныне действующей контрактной системы.

Безусловно, данный закон был не идеален, впрочем, как и ныне действующее законодательство, регулирующее отношения в сфере закупок. В развитие системы закупок в 2012 году принимается Федеральный закон № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», который установил правила проведения закупок для обеспечения обороноспособности Российской Федерации [11].

Изменение финансовых, экономических отношений предопределило необходимость принятие Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) [12].

Расширения круга общественных отношений в обозначенной сфере, потребовалось создание действенных механизмов их охраны, что собственно предопределило введение в УК РФ статьи, регламентирующие уголовную ответственность за нарушения законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок.

По нашему мнению, одним из ключевых понятий, определяющих специфику анализируе-

мой группы преступлений является термин «закупки для государственных и муниципальных нужд». В статье 3 ФЗ № 44 ему дается легальное определение, согласно которому закупки для государственных и муниципальных нужд представляют собой совокупность действий, осуществляемых заказчиком по обеспечению государственных и муниципальных нужд в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Нельзя не отметить, что нормативное определение закупок для государственных и муниципальных нужд, является предметом дискуссий. Как отмечает Е.А. Малыхина, эволюция понятия закупки для государственных и муниципальных нужд сопровождалось постепенным прекращением использования такого понятия, как государственный заказ. По мнению автора, сама по себе контрактная система представляет собой часть государственного заказа, однако в действующем законодательстве определение государственного заказа отсутствует. Имеющееся легальное закрепление понятия государственный оборонный заказ охватывает только конкретную сферу поддержания обороноспособности государства [13].

В свою очередь в научной литературе существует множество подходов к определению понятия государственного заказа. В Большом юридическом словаре дается дефиниция, согласно которой «государственный заказ является предложением государственной организации поставщику на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [14]. Несколько иначе государственный заказ определяется с экономических позиций, акцент сделан непосредственно на заинтересованность государства в производстве товаров и услуг [15].

Именно заинтересованность государства в товарах и услугах становится одним из критериев определения оборонного заказа многими учеными.

С научных позиций понятие «государственный заказ» трактовалось неоднозначно. В качестве его основных свойств выделялась также как «потребности государства», обеспечиваемые за счет бюджетных и внебюджетных средств [16].

Например, К.Б. Норкина отмечала на необходимость надлежащего оформления такой потребности, реализация которой осуществлялась за счет бюджетов и государственных внебюджетных фондов [17]. Позицию о том, что государственный заказ выражает конкретную потребность государства, удовлетворяемую за счет аккумулированных средств налогоплательщиков выражали так же К.В. Кичик [18], Е.А. Звонова [19].

Существуют и другие концепции определения анализируемого понятия. По мнению В.С.

Гладкова, государственный заказ можно рассматривать как специальный метод управления [20]. В.А. Щербаков замечал, что государственный заказ можно определять в разных значениях: «правовой распорядительный акт органа государства»; деятельность государства по удовлетворению собственных нужд; правовой инструмент, с помощью которого государство удовлетворяет свои нужды [21]. Е.А. Малыхина так же определяет государственный заказ как «деятельность государства по удовлетворению государственных и муниципальных нужд», которые возникают при реализации государственных функций, целей задач, посредством заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов, а также других гражданско-правовых договоров [22]. В.И. Кузнецов пришел к выводу, что государственный заказ выступает в качестве публично-правового института, посредством которого реализуется Конституция [23].

Принимая во внимание вышеперечисленные подходы к определению государственного заказа, в рамках настоящего исследования предлагается рассматривать государственный заказ, прежде всего, как предложение (оферта) государства субъектам, отвечающим установленным нормативным требованиям, за счет государственных средств исполнить потребности государства посредством поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг. Аналогичная точка зрения высказывалась Э.Х. Рахимовым [24], А.А. Михайловой [25].

Указанный подход к определению данного понятия учитывает его комплексность, сочетая публично-правовую сущность (государственные потребности (нужды) и средства, за счет которых они удовлетворяются) и гражданско-правовое оформление правоотношений (заключение сделки - государственного (муниципального) контракта).

При этом, по нашему мнению, официальное разъяснение содержания понятия государственного заказа в настоящее время не является необходимым, так как его специфика охватывается понятиями контрактной системы и закупок для государственных и муниципальных нужд.

Тем не менее, в научном сообществе существуют различные подходы к определению государственных закупок, отличные от формального определения.

Например, В.В. Кикавец отождествляет понятия государственной закупки и государственного заказа [26].

Иные ученые разграничивают указанные понятия. И.И. Смотрицкая, указывает, что государственная закупка является фактическим «инструментом реализации» государственного заказа

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

[27]. По мнению А.А. Демина, государственный заказ является формой проявления государственной закупки, при этом сами государственные закупки являются частью системы «взаимоотношений государства с другими субъектами макроэкономики» по поводу приобретения товаров, работ, услуг [28].

Как можно установить при анализе ранее действовавших редакций Бюджетного кодекса Российской Федерации, понятие государственного заказа (ст. 72 ранее действовавшей редакции БК РФ) заменено понятием закупки для обеспечения государственных нужд (ст. 72 действующей редакции БК РФ) [29]. Стоит отметить, что ранее в нормативных актах под государственными и муниципальными заказами понимались только действия по размещению заказов на поставку, выполнение работ и пр. Действующей редакцией закона установлено, что закупки инициируются размещением соответствующей заявки, а заканчиваются исполнением сторонами государственного контракта своих обязательств.

Еще одним понятием, представляющим особый интерес в рамках описания преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является понятие «контрактная система».

Законодатель достаточно пространно определяет контрактную систему. В его содержание включает огромный перечень элементов, в том числе участников, а также инструменты, используемые для осуществления деятельности.

Как отмечает, Е.А. Малыхина, до принятия в ФЗ №44 на этапе разработки предлагалась иная дефиниция понятия контрактной системы. За основу предлагалось взять виды и этапы деятельности контрактной системы.

Однако, приведенное в законопроекте [30] определение подверглось обоснованной критике со стороны Л.В. Андреевой, которая указала, что из приведенной дефиниции нельзя идентифицировать субъектов, ответственных за исполнение перечисленных мероприятий.

Е.А. Малыхина отмечает недостатки и действующего легального определения, обращая внимание, что не указаны составные элементы контрактной системы. И приходит к выводу о возможности изменения действующей редакции определения понятия, а также дополнить закон определением понятия «Участники контрактной системы в сфере закупок».

Предложения автора представляются рациональными при условии добавления легального определения понятия «Мероприятия контрактной системы, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

По нашему мнению, рациональным определением в таком случае являлось бы формулировка дефиниции посредством использования отсылочных норм. Исходя из этого, под контактной системой можно было бы понимать «совокупность взаимосвязанных участников контрактной системы и осуществляемых ими мероприятий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд», что собственно создало условие для более эффективного формирования механизмов уголовно-правой охраны данной системы.

Указанное выделение правовых понятий позволяет более рационально подойти к характеристике преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Определение участников контрактной системы упорядочивает установление субъективных признаков, характеризующих преступления в данной сфере, в том числе субъекта преступления. Установлению объективных признаков, характеризующих преступления в сфере государственных закупок способствует структурная определенность мероприятий контрактной системы.

Нельзя не отметить, что в основу введения в уголовной закон специальных норм, регулирующих ответственность за преступления в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, заложены понятия, не относящиеся к традиционной юридической лексике, однако отражающие негативную сторону правовой действительности.

Противоправные деяния в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд зачастую связаны с предоставлением незаконного, необоснованного преимущества или выгоды за вознаграждение лиц. При этом коррупционную составляющую в таком случае необходимо рассматривать не только в рамках деятельности государственных и муниципальных служащих, но и иных лиц, которые обладают дискреционными полномочиями в ходе осуществления закупочных мероприятий.

Одной из задач контрактной системы является рациональное расходование государственных средств на нужды государства. При этом, основное условие для решения обозначенной задачи это укрепление и поддержание конкурентной среды в контрактной системе.

Хотя термины «конкуренция» и «конкурентная среда» являются неотъемлемой частью экономической науки, их закрепление в российском законодательстве, обсуждение в юридической литературе способствовали становлению данных терминов в качестве правовых категорий.

Преступления в сфере закупок для государственных нужд характеризуются нарушением нор-

мальной конкурентной среды, так как добросовестные поставщики не получают возможности принять участие в государственных закупок в результате незаконной деятельности иных субъектов хозяйственной деятельности.

Комплексная природа негативных последствий от нарушений законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, выраженная нерациональным использованием бюджетных средств и нарушением конкурентной среды, характеризует общественную опасность преступлений данной группы.

Определение сущности понятий и категорий, характеризующих сферу закупок для государственных и муниципальных нужд, позволяет выявить недостатки действующего подхода законодателя к охране отношений, складывающихся в контрактной системе.

Ввиду вышеизложенного можно заключить, что понимание законодателем особенностей контрактной системы, а также соотнесение уголовно-правовых понятий и категорий с понятийным аппаратом отраслевого законодательства, является необходимым условием для создания эффективного и справедливого механизма охраны таких отношений. Как показал анализ правовых категорий и понятий, характеризующих преступления в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, определения таких понятий и категорий могут отличаться и в юридической науке, и в различных отраслях законодательства, что может вызвать противоречия при их толковании правоприменителем.

Специальные понятия, характеризующие анализируемые преступления, как правило, имеют множество различных определений в науке, а их официальное толкование может отличаться в различных нормативных правовых актах.

Вышеперечисленное демонстрирует, что использование в уголовно-правовой норме специальных понятий отраслевого законодательства или терминов широкого толкования без учета их специфики и унификации для целей уголовного законодательства создает понятийную неопределенность. Не является исключением для данного утверждения и действующий механизм уголовно-правовой охраны отношений в сфере государственных и муниципальных закупок, что отражается в подходе к определению объективных и субъективных признаков составов таких преступлений.

Список литературы:

[1] Элементарные начала общей теории права. Учебное пособие / Гойман-Калинский И.В., Иванец Г.И., Червонюк В.И.; Под общ. ред.: Черво-нюк В.И. - М.: КолосС, 2003. - С.325

[2] Теория государства и права в схемах и определениях [Текст] : учебное пособие / Т. Н. Радько. - Москва : Проспект, 2014. - С.145. : ил.; 21 см.; ISBN 978-5-392-10458-1

[3] Белоусов А.А. О принципе динамичности правового понятия / Государство и Право. - М.: Российская академия наук. - 2013. - №8. - С. 6

[4] Преступление как правовая категория в науке и законодательстве России: история развития и особенности современного состояния: монография / Епифанова Е.В.; Под науч. ред.: Момотов

B.В. - М.: Юрлитинформ, 2013. - С.13

[5] Чистова Л.Е. О соотношении уголовно-правовой и криминалистической характеристик // Вестник криминалистики. - М.: Спарк, 2006 - Вып. 1 (17). - С. 37

[6] Настольная книга следователя. Расследование особо тяжких преступлений против общественной безопасности (бандитизм, организация преступного сообщества, организация незаконных вооруженных формирований). Научно-методической пособие / Бабаева Э.У., Бирюков Ю.С., Боголюбова Т.А., Дворкин А.И., и др.; Под ред.: Дворкин А.И. - М.: Экзамен, 2006. - С.59

[7] Козлов В.Ф. К вопросу о соотношении уголовно-правовой, криминологической и криминалистической характеристик преступления // Эксперт-криминалист. - M.: Юрист, 2012 - № 2. -

C. 35

[8] Закон РФ от 28.05.1992 № 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» (утратил силу) // Российская газета. -№ 148. - 30.06.1992

[9] Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (утратил силу) // Российская газета. - № 163. - 28.07.2005

[10] Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Принят Государственной Думой Российской Федерации 19.12.2012 // Российская газета - № 303 -

31.12.2012

[11] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Принят Государственной Думой Российской Федерации

22.03.2013 // Российская газета - № 80 - 12.04.2013

[12] Малыхина Е.А. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Саратов. - 2015. - С. 23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[13] Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 143.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

[14] Краткий экономический словарь / сост. В.Г. Слагода:. - М., 2009. С.30

[15] Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование. М., 2011. С. 140.

[16] Система государственных и муниципальных заказов: теория и практика : учебник / под общ. ред. В.М. Глущенко, К.Б. Норкина. ООО «Астраполиграфия».:М. 2007. С. 310.

[17] Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения / «Юсти-цинформ». М., 2012. С. 17

[18] Звонова Е.А. Финансирование государственных закупок. Инфра-М.:М., 2009. С. 48-49.

[19] Гладков В.С. Государственный заказ в сфере государственного управления экономикой: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Ростов на Дону, 2008. С. 5

[20] Щербаков В.А. Гражданско-правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 32

[21] Малыхина Е.А. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Саратов. - 2015.

- С.28-29

[22] Кузнецов В.И. Правовое регулирование института государственного заказа: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 20

[23] Рахимов Э.Х. Гражданско-правовое регулирование государственного заказа в деятельности органов внутренних дел : дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2010. С. 29

[24] Михайлова А.А. Подрядные работы для государственных нужд: особенности правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005. C.87

[25] Кикавец В. В. Государственный заказ или государственные закупки: неопределенность понятий и целей — основная причина правовых коллизий сферы государственного заказа в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

[26] Смотрицкая И.И.Экономика государственных закупок : [монография] / И. И. Смотрицкая ; Российская акад. наук, Ин-т экономики. -Москва : URSS, 2008. - C. 19

[27] Демин А.А., Демина Н.К. Институциональные преобразования системы размещения государственного заказа в России // Госзаказ: Управление. Размещение. Обеспечение. - 2008.

- № 1. - C. 4.

[28] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ. Принят Государ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

ственной Думой Российской Федерации 17.07.1998 II Российская газета - № 153-154 - 12.08.1998.

[29] Проект федерального закона № 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» II Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс] URL: https:IIsozd.duma.gov.ruI billI68702-6 (Дата обращения: 04.04.2022)

[30] Aндреева Л.В. Понятие контрактной системы и основные правила ее функционирования II Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 11. С. 3-16.

Spisok literatury:

[1] Elementarnye nachala obshchej teorii prava. Uchebnoe posobie I Gojman-Kalinskij I.V., Ivanec G.I., CHervonyuk V.I.; Pod obshch. red.: CHervonyuk V.I. - M.: KolosC, 2003. - C.325

[2] Teoriya gosudarstva i prava v skhemah i opredeleniyah [Tekst] : uchebnoe posobie I T. N. Rad'ko. - Moskva : Prospekt, 2014. - S.145. : il.; 21 sm.; ISBN 978-5-392-10458-1

[3] Belousov A.A. O principe dinamichnosti pra-vovogo ponyatiya I Gosudarstvo i Pravo. - M.: Rossi-jskaya akademiya nauk. - 2013. - №8. - S. 6

[4] Prestuplenie kak pravovaya kategoriya v nauke i zakonodatel'stve Rossii: istoriya razvitiya i osobennosti sovremennogo sostoyaniya: mono-grafiya I Epifanova E.V.; Pod nauch. red.: Momotov V.V. - M.: YUrlitinform, 2013. - S.13

[5] CHistova L.E. O sootnoshenii ugolovno-pra-vovoj i kriminalisticheskoj harakteristik II Vestnik krim-inalistiki. - M.: Spark, 2006 - Vyp. 1 (17). - S. 37

[6] Nastol'naya kniga sledovatelya. Rassledo-vanie osobo tyazhkih prestuplenij protiv obshchest-vennoj bezopasnosti (banditizm, organizaciya prestupnogo soobshchestva, organizaciya nezakon-nyh vooruzhennyh formirovanij). Nauchno-metodich-eskoj posobie I Babaeva E.U., Biryukov YU.S., Bogolyubova T.A., Dvorkin A.I., i dr.; Pod red.: Dvor-kin A.I. - M.: Ekzamen, 2006. - S.59

[7] Kozlov B.F. K voprosu o sootnoshenii ugolovno-pravovoj, kriminologicheskoj i kriminalisticheskoj harakteristik prestupleniya II Ekspert-krimi-nalist. - M.: YUrist, 2012 - № 2. - S. 35

[8] Zakon RF ot 28.05.1992 № 2859-1 «O postavkah produkcii i tovarov dlya gosudarstvennyh nuzhd» (utratil silu) II Rossijskaya gazeta. - № 148. - 30.06.1992

[9] Federal'nyj zakon ot 21.07.2005 № 94-FZ «O razmeshchenii zakazov na postavki tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd» (utratil silu) II Rossijskaya gazeta. - № 163. - 28.07.2005

[10] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 275-FZ «O gosudarstvennom oboronnom zakaze». Prinyat Gosudarstvennoj Dumoj Rossijskoj Federacii

19.12.2012 // Rossijskaya gazeta - № 303 -31.12.2012

[11] Federal'nyj zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd». Prinyat Gosudarstvennoj Dumoj Rossijskoj Federacii 22.03.2013 // Rossijskaya gazeta - № 80 - 12.04.2013

[12] Malyhina E.A. Kontraktnaya sistema v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd: dis-sertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata yuridicheskih nauk. - Saratov. - 2015. - S. 23

[13] Bol'shoj yuridicheskij slovar' / pod red. A. YA. Suhareva. 3-e izd., pererab. i dop. M., 2006. S. 143.

[14] Kratkij ekonomicheskij slovar' / sost. V.G. Slagoda:. - M., 2009. S.30

[15] Belov V.E. Postavka tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlya gosudarstvennyh nuzhd: pravovoe regulirovanie. M., 2011. S. 140.

[16] Sistema gosudarstvennyh i municipal'nyh zakazov: teoriya i praktika : uchebnik / pod obshch. red. V.M. Glushchenko, K.B. Norkina. OOO «Astrapol-igrafiya».:M. 2007. S. 310.

[17] Kichik K.V. Gosudarstvennyj (municipal'nyj) zakaz Rossii. Pravovye problemy formirovaniya, raz-meshcheniya i ispolneniya / «YUsticinform». M., 2012. S. 17

[18] Zvonova E.A. Finansirovanie gosudarstvennyh zakupok. Infra-M.:M., 2009. S. 48-49.

[19] Gladkov V.S. Gosudarstvennyj zakaz v sfere gosudarstvennogo upravleniya ekonomikoj: avtoref. dis. ...kand. yurid. nauk. Rostov na Donu, 2008. S. 5

[20] SHCHerbakov V.A. Grazhdansko-pravo-voe regulirovanie razmeshcheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh zakazov v Rossijskoj Federacii : dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2009. S. 32

[21] Malyhina E.A. Kontraktnaya sistema v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd: dis-

sertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata yuridicheskih nauk. - Saratov. - 2015. - S.28-29

[22] Kuznecov V.I. Pravovoe regulirovanie insti-tuta gosudarstvennogo zakaza: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2005. S. 20

[23] Rahimov E.H. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie gosudarstvennogo zakaza v deyatel'nosti organov vnutrennih del : dis. ... kand. yurid. nauk. SPb., 2010. S. 29

[24] Mihajlova A.A. Podryadnye raboty dlya gosudarstvennyh nuzhd: osobennosti pravovogo reg-ulirovaniya: dis. ... kand. yurid. nauk. SPb., 2005. C. 87

[25] Kikavec V. V. Gosudarstvennyj zakaz ili gosudarstvennye zakupki: neopredelennost' ponyatij i celej — osnovnaya prichina pravovyh kollizij sfery gosudarstvennogo zakaza v Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoj sis-temy «Konsul'tantPlyus»

[26] Smotrickaya I.I.Ekonomika gosudarstvennyh zakupok : [monografiya] / I. I. Smotrickaya ; Rossijskaya akad. nauk, In-t ekonomiki. - Moskva : URSS, 2008. - C. 19

[27] Demin A.A., Demina N.K. Institucional'nye preobrazovaniya sistemy razmeshcheniya gosudarstvennogo zakaza v Rossii // Goszakaz: Upravle-nie. Razmeshchenie. Obespechenie. - 2008. - № 1. - C. 4.

[28] Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 № 145-FZ. Prinyat Gosudarstvennoj Dumoj Rossijskoj Federacii 17.07.1998 // Rossijskaya gazeta - № 153-154 - 12.08.1998.

[29] Proekt federal'nogo zakona № 68702-6 «O federal'noj kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot i uslug» // Sistema obespecheniya zakonodatel'noj deyatel'nosti [Elektronnyj resurs] URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/68702-6 (Data obrashcheniya: 04.04.2022)

[30] Andreeva L.V. Ponyatie kontraktnoj sistemy i osnovnye pravila ee funkcionirovaniya // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2013. № 11. S. 3-16.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.