Научная статья на тему 'К вопросу о правовом статусе военного корреспондента'

К вопросу о правовом статусе военного корреспондента Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1679
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ВОЕННЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ / ЗАЩИТА ЖУРНАЛИСТА / INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW / MASS MEDIA / MILITARY CORRESPONDENT / JOURNALIST'S PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козлов Андрей Валерьевич

В статье анализируется международно-правовой статус военного корреспондента в условиях вооруженного конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the legal status of the military correspondent

The article analyzes the international legal status of a war correspondent in an armed conflict.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом статусе военного корреспондента»

А.В. КОЗЛОВ доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой коммуникационного менеджмента, рекламы и связей с общественностью Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования осковского педагогического государственного университета*

К вопросу о правовом статусе военного корреспондента

В статье анализируется международно-правовой статус военного корреспондента в условиях вооруженного конфликта.

Ключевые слова: международное гуманитарное право, средства массовой информации, военный корреспондент, защита журналиста.

Kozlov A.V. On the question of the legal status of the military correspondent. The article analyzes the international legal status of a war correspondent in an armed conflict.

Keywords: International humanitarian law, mass media, military correspondent, journalist's protection.

На медиафоруме Общероссийского народного фронта в марте 2018 г. Президенту России В.В. Путину был задан вопрос о возможности присвоения российским журналистам, работающим в горячих точках, статуса участника боевых действий. Отвечая на него, В.В. Путин отметил, что вопрос о приравнивании журналистов, работающих в горячих точках, к участникам боевых действий - дискуссионный. Кто «такое участник боевых действий? Это человек, который с оружием в руках добивается того, что он считает справедливым», - пояснил глава государства. Он уточнил, что «журналист со своей стороны не участвует в боевых действиях, а освещает их»1.

Стоит ли выносить на обсуждение этот вопрос, а тем более - предлагать закреплять в законодательстве подоб-

* Козлов Андрей Валерьевич, e-mail: kozlov0170@mail.ru

1 Путин рассказал о вывозе журналистов из-под пуль по его просьбе // Лента.ру. 2018. 2 мар. Режим доступа: https://lenta.ru/news/2018/03/02/pu-tin_reporters/

ную норму? Можно ли давать воюющим сторонам юридические основания для стрельбы по представителям прессы, делая журналистов законной мишенью?

Международно-правовой статус журналиста в условиях вооруженного конфликта закреплен в классических положениях Гаагского и Женевского права. Под термином «журналист» в комментарии 1987 г. к статье 79 «Меры по защите журналистов» Дополнительного протокола 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. (Протокол I) понимается «корреспондент, репортер, фотограф и их кино-, радио- и телеоператоры, для которых осуществление указанной деятельности обычно является основной профессией»1.

В зоне вооруженного конфликта журналист может находиться в качестве: военного журналиста; военного корреспондента; журналиста, находящегося в опасной профессиональной командировке в районах вооруженного конфликта (свободного журналиста).

Правовой статус военного корреспондента закреплен в «Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны» и в Третьей Женевской конвенции.

Статья 13 второй главы Гаагской конвенции гласит: «Лица, сопровождающие армию, но не принадлежащие собственно к ее составу, как-то: газетные корреспонденты и репортеры, маркитанты, поставщики, в том случае, когда будут захвачены неприятелем и когда последний сочтет полезным задержать их, пользуются правами военнопленных, если только имеют удостоверение от военной власти той армии, которую они сопровождали»2.

Статья 4. А. 4 Третьей Женевской конвенции уточняет: «Военнопленными <...> являются попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из следующих категорий:

4) Лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты <...> при условии, что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они

1 Commentary of 1987 measures of protection for journalists, п. 3260. URL: https://ihl-databases.icrc.org/applic/ihl/ihl.nsf/Comment.xsp?action=openDocu-ment&documentId=CBD4507E8159EBE1C12563CD00436EC4.

2 Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, 18 октября 1907 г. (IV ГК(П)). Ст. 13.

сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца»1.

С военными корреспондентами, попавшими в плен во время освещения международного конфликта, необходимо обращаться как с военнопленными.

При этом военные корреспонденты являются гражданскими лицами. Об этом говорится в статье 50 «Определение гражданских лиц и гражданского населения» Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), 1977 г.: «Гражданским лицом является любое лицо, не принадлежащее ни к одной из категорий лиц, указанных в статье 4. А, 1, 2, 3 и 6) Третьей конвенции и в статье 43 настоящего Протокола. В случае сомнения относительно того, является ли какое-либо лицо гражданским лицом, оно считается гражданским лицом»2.

Защита гражданского населения в связи с военными операциями предполагает, что «гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападения. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население»3.

Здесь же оговаривается, что гражданские лица пользуются защитой, пока они не принимают непосредственное участие в военных действиях.

При этом непосредственное участие в военных действиях включает:

1. «Действие, по всей видимости, направлено на подрыв военного потенциала одной из сторон вооруженного конфликта или, другими словами, на причинение смерти, ущерба или уничтожение людей или объектов, защищенных от непосредственного нападения.

1 Конвенция (III) об обращении с военнопленными. Женева, 12 августа 1949 г. Ст. 4.

2 Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), 1977 г. Ст. 50.

3 Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов (Протокол II), 1977 г. Ст. 13.

2. Должна присутствовать прямая причинно-следственная связь между действием и ущербом, причиненным в результате этого действия, или от скоординированной военной операции, неотъемлемой частью которой это действие является.

3. Действие должно быть специально предназначено для непосредственного причинения требуемого порога вреда в поддержку одной из сторон конфликта и в ущерб другим»1.

МККК также разъяснил, что «все лица, которые не являются членами вооруженных сил государства или организованных вооруженных группировок, относящихся к одной из сторон в конфликте, являются гражданскими лицами. По этой причине они пользуются защитой от прямых нападений, за исключением случаев и до тех пор, пока они не принимают непосредственное участие в военных действиях»2.

Непосредственное участие не включает в себя такие действия, как проведение журналистом интервью с гражданскими или военными лицами, фото- и видеосъемка, решение любой другой задачи, характерной для обычной журналистской практики. Ведение пропагандистской работы журналистом также не является непосредственным участием в военных действиях3.

Международный трибунал по бывшей Югославии в заключительном докладе о воздушных ударах НАТО указал: «Является ли СМИ законным объектом нападений - спорный вопрос. Если СМИ используется для разжигания насилия, как в Руанде, оно является правомерной мишенью. Если оно просто ведет пропаганду, обеспечивая поддержку военных усилий, оно не является правомерной мишенью»4.

Статус гражданского лица должен обеспечить военному корреспонденту, попавшему в руки одной из сторон конфликта, надежную защиту. Военные преступления, совершенные в отношении журналистов или их имущества, являются серьезным нарушением права вооруженного конфликта.

1 ICRC, Interpretive Guidance on the Notion of Direct Participation in Hostilities under International Humanitarian Law, at 1002 (Feb. 26, 2009). Part 1, V.

2 Там же. Part 1, II.

3 Защита журналистов в международном гуманитарном праве // Международное право. Режим доступа: http://interlaws.ru/goo.gl/rvXsRS.

4 Final Report to the Prosecutor by the Committee Established to Review the NATO Bombing Campaign Against the Federal Republic of Yugoslavia, п. 47. URL: http://www.icty.org/en/press/final-report-prosecutor-committee-established-review-nato-bombing-campaign-against-federal.

К сожалению, сегодня в Российской Федерации предпринимаются попытки уравнять в правовом положении отдельные категории журналистов или лишить их правовой защиты.

Например, текст проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 47 и 49 Федерального закона "О средствах массовой информации"» № 560373-6 неправомерно расширял круг субъектов, имеющих специальный правовой статус. В законопроекте указывалось: «Работодатель (редакция, главный редактор, издатель, вещатель или учредитель средства массовой информации) обязан <...> в случаях выполнения журналистом заданий редакции в местах, предусмотренных пунктом 7 части первой статьи 47 настоящего Закона, в зонах вооруженных конфликтов, проведения контртеррористических операций и военных действий, обеспечить журналиста...»1.

В указанной 47 статье «Права журналиста» Закона РФ «О средствах массовой информации» говорится: «Журналист имеет право: <...>

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях»2.

Действие Закона, в случае его принятия в данной редакции, распространялось бы не только на военных журналистов; военных корреспондентов и журналистов, находящихся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, но и на журналистов, выполняющих редакционные задания в «специально охраняемых местах стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан».

Текст указанного законопроекта неправомерно расширял круг физических лиц, которым выдается международное «Удостоверение журналиста, находящегося в опасной командировке».

Данный документ единого образца предусмотрен Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. (Приложение II к Протоколу I, 1977 г.). Документ

1 О внесении изменений в статьи 47 и 49 Федерального закона «О средствах массовой информации»: Проект Федерального Закона № 560373-6. Режим доступа: http://sozd.duma.gov.ru/bill/560373-6.

2 О средствах массовой информации: Федеральный закон. Ст. 47.

выдается правительством государства, гражданином которого является журналист, или на территории которого он постоянно проживает, или в котором находится информационное агентство, в котором он работает, удостоверяет статус его предъявителя как журналиста.

Выдача удостоверения журналистам, выполняющим редакционные задания в «специально охраняемых местах стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан», противоречит нормам международного гуманитарного права.

В законопроекте также указывалось, что «правила, касающиеся средств индивидуальной защиты, специального снаряжения, обучения, дополнительного страхования и добровольной геномной регистрации, распространяются также на <...> водителей и иных сотрудников редакции, обеспечивающих работу журналиста)», что незаконно расширило бы перечень лиц, наделенных правами журналиста.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 252 г. не относит к перечню профессий и должностей творческих работников средств массовой информации1 такую категорию, как водитель. Включение ее в текст Закона, а также отсутствие толкования термина «иные сотрудники редакции, обеспечивающие работу журналиста», могло бы привести к их приравниванию к правовому статусу военного корреспондента, что противоречит нормам международного гуманитарного права, законодательству Российской Федерации и существующей международной практике.

В положении «О порядке регистрации представителей СМИ в силах по стабилизации в Боснии и Герцеговине», например, содержится перечень профессий, представителям которых нецелесообразно иметь пресс-карточки СФОР. Среди них: водители, посредники, издатели, электромонтеры, работники финансовых органов и служб, наладчики, парикмахеры, переводчики, менеджеры, звукооператоры,

1 См.: Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле-и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 252 г.

различный обслуживающий персонал и др.1 Все указанные в документе СФОР лица могут входить в состав съемочных групп, но наделять их правами военных корреспондентов нельзя, так как это противоречило бы принципам международного гуманитарного права.

С учетом всего вышесказанного экспертами Центра исследований деятельности информационных структур и СМИ в условиях вооруженных конфликтов была проведена правовая экспертиза законопроекта, и ее результаты были переданы в Союз журналистов Москвы. К экспертизе прилагался авторский вариант законопроекта, текст которого позже опубликован в журнале «Актуальные проблемы международного гуманитарного права и СМИ» (2019, № 1)2.

В декабре 2018 г. проект Федерального Закона «О внесении изменений в статьи 47 и 49 Федерального закона "О средствах массовой информации"» № 560373-6 был принят в третьем чтении Государственной думой РФ, одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ и подписан Президентом РФ. Из его текста были изъяты указанные выше нормы, противоречащие МГП, законодательству Российской Федерации. Но при этом в окончательную редакцию законопроекта было внесено положение о том, что действие Закона распространяется только на сотрудников СМИ, а не на всех авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами при выполнении ими поручений редакции.

Последнее лишает внештатных корреспондентов3, выполняющих поручения редакции в особых условиях, обеспечения и финансирования обучения мерам безопасности, обеспечения их средствами индивидуальной защиты, содействия в получении удостоверения или иного документа, подтверждающего их профессиональный статус журналиста, единовременных компенсационных выплат в случае

1 О порядке регистрации представителей СМИ в силах по стабилизации в Боснии и Герцеговине: Положение от мая 1999 г. // Коалиционный пресс-центр СФОР // Текущий архив отдела воспитательной работы Российского воинского контингента в Косово (в/ч п/п 86666), 2000-2002 гг. Д. 1., Л. 20.

2 В работе над текстом законопроекта участие принимали доктор исторических наук, профессор А.В. Козлов, доктор юридических наук, профессор И.В. Холиков, кандидат исторических наук А.Ш. Салихов.

3 См.: О средствах массовой информации: Федеральный закон. Ст. 52.

причинения вреда их жизни или здоровью в процессе выполнения поручения редакции в особых условиях1.

К сожалению, подобный подход - деление журналистов на штатных и внештатных - встречается и в других документах. Не учитывается также и предусмотренная российским законодательством возможность освобождения средств массовой информации от регистрации2.

Так, 29 ноября 2018 г. на 48-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств принято «Модельное наставление по международному гуманитарному праву для Содружества Независимых Государств». Его разработала рабочая группа Объединенной комиссии при Межпарламентской Ассамблее государств-участников СНГ по гармонизации законодательства в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам. Наставление содержит следующее определение:

«Журналисты - лица, занимающиеся созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанные с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающиеся такой деятельностью по ее уполномочию; не входят в состав войск (сил) и находятся в служебных командировках в районах вооруженных конфликтов; считаются гражданскими лицами и пользуются защитой, установленной международным гуманитарным правом, при условии, что они не совершают никаких действий, несовместимых со статусом гражданских лиц»3. В Наставлении, во-первых, разговор идет исключительно о журналисте, находящемся в опасной профессиональной командировке в районах вооруженного конфликта (свободном журналисте). Это подтверждает отсутствие в тексте упоминания о том, что журналист аккредитован при вооруженных силах. Во-вторых, в документе указывается на то, что журналист должен работать в зарегистрированном средстве

1 О внесении изменений в Закон «О средствах массовой информации»: Федеральный Закон. Ст. 47. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Do-cument/View/0001201812280029.

2 См.: О средствах массовой информации: Федеральный закон. Ст. 12.

3 Модельное наставление по международному гуманитарному праву для Содружества Независимых Государств. Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ, МККК, 2018, с. 7.

массовой информации. Это, безусловно, нарушает право на защиту внештатных журналистов и корреспондентов средств массовой информации, которым не требуется государственная регистрация.

Таким образом, международные документы относят военных корреспондентов, находящихся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, к гражданским лицам, которым обеспечивается вся полнота защиты и права, касающиеся гуманного обращения с ними, при этом военные корреспонденты в случае захвата неприятелем и когда последний сочтет нужным задержать их, пользуются правами военнопленных. Подчеркнем, что инициативы о внесении в российское законодательство норм о присвоении журналистам, работающим в горячих точках, статуса участника боевых действий, предложения об уравнивании правового положения и правовой защиты различных категорий журналистов нельзя признать обоснованными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.