К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИЯХ ПО ПОСТАВКЕ ТОВАРОВ, ПОДРЯДУ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ПУБЛИЧНО-ВЛАСТНЫХ НУЖД
Щеверова Марина Петровна, соискательница кафедры гражданского права юридического факультета.
Место работы: Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации.
Контакты автора: marina [email protected]
Аннотация. Статья посвящена исследованию содержания правового статуса субъектов малого предпринимательства в отношениях по поставке товаров, подряду на выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в современной России.
Ключевые слова: субъекты малого предпринимательства; поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; государственный и муниципальный контракт; торги; запрос котировок.
ON THE LEGAL STATUS OF SUBJECTS OF SMALL BUSINESS IN RELATIONS FOR DELIVERY OF GOODS, PERFORMANCE CONTRACTS AND SERVICES FOR PUBLIC IMPERATIVE NEEDS
Scheverova Marina Petrovna, Post-graduate student of the department of civil law of faculty of law.
Place of employment: the All-russian state tax academy of Ministry of finance of Russian Federation.
Contacts of the author: marina [email protected]
Annotation. The paper suggests a co-holding the legal status of small business entities in relation to the supply of goods, performance contracts, and services for state and municipal needs in modern Russia.
Keywords: subjects of small entrepreneurship, the supply of goods, performance ra-bot, and services for state and mu-nitsipalnyh needs; State and the Municipal Contract; auctions; request for quotations.
В России правовой статус1 субъектов малого предпринимательства закрепляет, прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего пред-
1Правовой статус субъекта отражает его «фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством». В процессе реализации правомочий, субъект приобретает права, обязанности и ответственность, не принадлежащие ему априори и тем самым изменяет содержание своего правового статуса //Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. - М., 1998. -С.49.
принимательства в Российской Федерации»2, по которому к таковыми относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы, коммерческие организации (за ключением государственных и муниципальных уни-унитарных предприятий), физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, отвечающие трем критериям3:
1) составу учредителей субъектов малого предпринимательства - юридических лиц4;
2) средней численности работников5;
3) выручке от реализации товаров, работ, услуг или балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год6.
Правовой статус субъектов малого предпринимательства - юридических лиц в форме коммерческой организации7 выражается в таких общеупотребитель-
2Действующая редакция //Российская газета. - 2007. - 5 августа; Гарант. - 2010. - 10 января.
Аргументирована позиция, что из трех легальных критериев относимости коммерсантов к субъектам малого предпринимательства достаточно двух (средней численности работников и /по выбору/ выручки от реализации товаров /работ, услуг/ или балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год), а их цель в том, чтобы «избежать использования крупными предприятиями льгот, предоставляемых малым и средним предприятиям, посредством простой разбивки бизнеса» //Шафинский А.В. Некоторые вопросы правового регулирования хозяйственных обществ как субъектов малого предпринимательства //Бизнес в законе. - 2009. - №3. - С.155.
4Для юридических лиц - суммарная доля участия публичноправовых образований, иностранцев, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении или внедрении результатов интеллектуальной деятельности - программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, ноу-хау, исключительные права на которые принадлежат учредителям /участникам/ таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования).
5Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек; при этом среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.
6Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов предпринимательства. См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. №556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» //Официальный сайт поддержки малого бизнеса в России //www.littlebusiness.ru.
7Коммерческая организация «в наибольшей мере воплощает в себе сущность конструкции юридического лица как персонифицированного имущества, то есть имущества (имущественного комплекса), за которым закон признал свойства субъекта права (персоны). Только эта юридическая "фикция" (конструкция), как пред-
ных категориях, как «правоспособность», «дееспособность», «сделкоспособность», и приобретается в процессе их создания, как правило, по решению одного или нескольких учредителей. Учредителем юридического лица может быть субъект гражданского права, то есть гражданин, юридическое лицо или публичноправовое образование, которое принимает решение о создании юридического лица, принимает (утверждает) его учредительные документы, передает ему в собственность (или иное вещное право) часть своего имущества для формирования его уставного капитала. Учредителями в узком смысле являются субъекты, указанные в этом качестве в учредительных документах юридического лица на момент его первоначальной государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц8.
Согласно п.2 ст.51 и п.3 ст.49 ГК РФ юридическое лицо считается созданным и приобретает правоспособность с момента его государственной регистрации, а прекращает свое существование (ликвидируется) после внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц (п.8 ст.63 ГК РФ). Юридическое лицо может быть создано путем либо учреждения заново, либо реорганизации одного или нескольких уже существующих юридических лиц (статьи 12-16 Федерального закона Российской Федерации от 13 июля 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»9).
Законодатель закрепил почти за всеми коммерческими организациями, в том числе субъектами малого предпринимательства «способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых не запрещенных законом видов деятельности, т.е. общую правоспособность (абз.2 п.1 ст.49 ГК РФ). Исключение в этом отношении составляют унитарные предприятия - несобственники (поскольку они создаются публичными собственниками для строго определенных целей), а также некоторые другие организации, для которых специальная правоспособность определена законом с целью их сосредоточения лишь на одном, специальном, виде коммерческой деятельности, к тому же обычно лицензированном, т.е. допускаемом по особому разрешению публичной власти (например, банки и страховые компании»10.
Понятием «сделкоспособность» (или «договороспо-собность»11) охватывается способность коммерческих
ставляется, в должной мере отвечает потребностям рыночного оборота» //Суханов Е.А. Гражданское право России - частное право /Отв. ред. В.С.Ем. - М., 2008. - С.400. Одновременно с этим «у некоторых граждан прослеживается цель спрятать свою личность за статус юридического лица, ведь подобным образом учредители ограничивают свой имущественный риск, поскольку ответственность по обязательствам несет само юридическое лицо, а не его учредители» //Семеусов В. Особенности статуса индивидуального предпринимателя //Российская юстиция. - 2003. - №3. -С.17.
8Подробнее см.: Козлова Н.В. Учредительный договор о создании коммерческих обществ и товариществ. - М., 1994. - С.39-46.
9Действующая редакция //Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). - 2001. - №33. - Ч.1. - Ст.3431; 2003. -№26. - Ст.2565; Гарант. - 2010. - 10 января.
10Российское гражданское право: в 2 т. Т.!. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права /Отв. ред. Е.А.Суханов. - М., 2010. - С.190.
11 Принято считать, что всякая двусторонняя или многосторон-
няя сделка является договором. Однако это утверждение небесспорно постольку, поскольку термины «двусторонняя сделка» и
«договор» неравнозначны - могут существовать двусторонние и
организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства заключать и исполнять различные гражданско-правовые сделки (прежде всего, договоры), что, в частности, позволяет им выступать в гражданском обороте «в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (абз.6 ст.7 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).
Де-юре речь идет о востребованном хозяйственной практикой, бурно развивающемся гражданско-правовом институте, объединяющем поставку товаров и подряд на выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд12. При этом, что касается непосредственно отношений по поставке товаров для государственных (муниципальных) нужд, к ним субсидиарно применяются сначала нормы о договоре поставки товаров (§3 гл.30 ГК РФ), а затем (при отсутствии соответствующих специальных правил) -общие положения о купле-продаже (§1 гл.30 ГК РФ). Но указанные отношения «в приоритетном порядке» перед общими нормами о договоре поставки и общими положениями о купле-продаже «регулируются специальными законами о поставке товаров для государственных (п.2 ст.525 ГК РФ)»13.
В настоящее время действует ряд значительно обновленных федеральных законов, регламентирующих поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, порядок заключения государственных (муниципальных) контрактов (используемый и к подряду на выполнение работ, оказание услуг для государственных /муниципальных/ нужд), подлежащих применению в части, не противоречащей нормам, закрепленным §4 гл.30 ГК РФ. Среди них: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 1994 г. №79-ФЗ
даже многосторонние сделки, не являющиеся договорами. Примером служит действие по передаче имущества, совершаемое во исполнение договора купли-продажи, то есть двусторонняя распорядительная сделка. В связи с этим в ряде работ по проблематике гражданского права встречаются дискуссионные, но, как представляется, перспективные для дальнейшей разработки предложения, например, отнесение гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности на имущество, не к договорам, а к распорядительным сделкам, а категорию «сделкоспособность» уподобить дефиниции «договороспособность». Подробнее см.: Казанцев М.Ф. Договорное регулирование. Цивилистическая концепция //Правоведение.
- 2003. - №2. - С.10-21; Корецкий А.Д. Договорное право России. Основы теории и практики реализации. - М., 2004. - С.95-97; Малышева Е.Ю. О правовых и фактических последствиях отсутствия легального дефинитивного различия терминов «сделка» и «договор» //Пробелы в российском законодательстве. - 2008. - №1. -С.117-118 и др.
12Институт поставки товаров и подряда на выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в последнее время достаточно востребован и актуален «в связи с развитием добросовестной конкуренции, установлением единого порядка размещения государственных (муниципальных) заказов, совершенствованием деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечением гласности и прозрачности размещения заказов, усилением борьбы с коррупцией и другими злоупотреблениями в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» //Торосян Д.С. Гражданско-правовое регулирование выполнения работ для государственных и муниципальных нужд: проблемы и решения //Пробелы в российском законодательстве.
- 2008. - №1. - С.157.
13Российское гражданское право: в 2 т. Т.11. Обязательственное право /Отв. ред. Е.А.Суханов. - М., 2010. - С.222.
«О государственном материальном резерве»14; Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. №21Э-ФЗ «О государственном оборонном зака-зе»15; Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 1994 г. №5Э-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»16; Федеральный закон Российской Федерации от 13 декабря 1994 г. №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»17; Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»18. При этом последний подвергся особенно тщательной законодательной «шлифовке», что помогло решить ряд проблем, в свое время выявленных и проанализированных отечественными цивилистами19.
Прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» охватил регулированием заказы, как на поставку товаров, так и на выполнение работ, оказание услуг, и не только для государственных нужд Российской Федерации, но и для государственных нужд ее субъектов, а также нужд муниципальных образований, распространив, таким образом, действие комплексного гражданско-правового института, объединяющего поставку товаров и подряд на выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, на всю территорию современной России. В свою очередь, это способствовало налаживанию единообразной практики применения законодательных предписаний, в том числе судом и арбитражем, что повлекло за собой, с одной стороны, гораздо большие, чем прежде, гарантии соблюдения прав, законных интересов поставщиков (подрядчиков), в том числе субъектов малого предпринимательства, а с другой стороны, ограничило пресловутый произвол заказчиков - публично-правовых образований.
Обновленное законодательство предусмотрело в качестве способов размещения заказов не только торги, но и запрос котировок20, у единственного поставщика
14Действующая редакция //СЗ РФ. - 1995 - №1. - Ст.3; 2006. -№6. - Ст.636; Гарант. - 2010. - 10 января.
15Действующая редакция //СЗ РФ. - 1996. - №1. - Ст.6; Гарант. -2010. - 10 января.
16Действующая редакция //СЗ РФ. - 1994. - №32. - Ст.3303;
2006. - №6. - Ст.636; Гарант. - 2010. - 10 января.
17Действующая редакция //СЗ РФ. - 1994. - №34. - Ст.3540; Гарант. - 2010. - 10 января.
18Действующая редакция //СЗ РФ. - 2005. - №30. - Ч.1. -Ст.3105: Гарант. - 2010. - 10 января.
19См., в частности: Балакин В.В. Торги как институт гражданского права в условиях современной рыночной экономики России: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 2004; Бортенева О.А. Способы размещения заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд в свете нового законодательства //Налоги.
- 2006. - №8; Васильев С. Госпоставкам - зеленую улицу //Бизнес-адвокат. - 2006. - №5; Горбунова Л.В. Поставка продовольствия для государственных нужд по российскому гражданскому праву: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Самара, 2003; Комментарий к Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (постатейный) /Под ред. Ю.А.Тихомирова.
- М., 2006; Турсунова Ю.С. Торги как способ заключения договора: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - СПб, 2004; Яровой А.В. Поставка товаров для государственных нужд: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2005.
20Ранее этот способ размещения заказов был предусмотрен (но
не регламентирован) Указом Президента Российской Федерации
от 8 апреля 1997 г. №305 «О первоочередных мерах по предот-
(подрядчика) и на товарных биржах. Значительно расширены пределы участия иностранцев в отношениях по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных (муниципальных) нужд21, что, несомненно, способствует росту конкуренции в соответствующих отношениях. Установлена эквивалентность различных источников информации о размещении заказов (печатного и электронного - на сайте в сети Интернет), а при размещении заказов путем запроса котировок электронный источник даже выдвинут на первый план. Наконец, законодатель закрепил ряд льгот и преференций субъектов малого предпринимательства. Государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты, что на наш взгляд, не может не считаться публично-властной поддержкой субъектов малого предпринимательства. Размещение заказов путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, осуществляется в порядке, предусмотренном главами 2-4, с учетом положений ст.15 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Важно понимать, что контрагентами субъектов малого предпринимательства в отношениях по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд выступают специальные субъекты гражданского права, получившие доктринальное название «публично-правовых образований» (или «юридических лиц публичного права»)22 -Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Поэтому, с одной стороны, необходимо учитывать специфику правового статуса публично-правовых образований, обладающих в полной мере публичной властью, действующих в публичных интересах23 и формирующих правопорядок,
вращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» (утратил силу) //СЗ РФ. - 1997. - №15. - Ст.1756.
21В данном случае корректно говорить и об имплементации ряда норм международного торгового права, закрепленных, в частности, Типовым законом ЮНСИТРАЛ от 17 июня 1994 г. «О закупках товаров (работ) и услуг» и Конвенцией Всемирной торговой организации (WTO) о государственных поставках (GPA), в национальную правовую систему Российской Федерации.
22См.: Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. - М.,
2007.
23С точки зрения В.П.Грибанова, интерес - это «потребность, принявшая форму сознательного побуждения и проявляющаяся в жизни в виде желаний, намерений, стремлений, а, в конце концов, в тех отношениях, в которые вступают лица в процессе своей деятельности» //Грибанов В.П. Интерес в гражданском праве //Осуществление и защита гражданских прав. - М., 2000. - С.240. По верному уточнению Ю.А.Тихомирова, публичный интерес «есть общесоциальный интерес, отражающий в концентрированной форме весь спектр интересов в обществе» //Тихомиров Ю.А. Административное усмотрение и право //Журнал российского права. - 2000. - №4. - С.76.
в том числе по поводу их непосредственного и опосредованного участия в гражданском обороте. С другой стороны, надлежит соблюдать права и законные интересы иных участников гражданского оборота, например, как юридически равных собственников (или иных законных владельцев) имущества, находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых отношениях как друг с другом, так и с публично-правовыми образованиями24.
Несмотря на то, что Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», подвергнутый многочисленным изменениям и дополнениям, по-прежнему остается достаточно
сложным для ясного понимания и правильного применения даже квалифицированными юристами, его действие уже принесло вполне ощутимую пользу обществу. Так, только за первые 2 года действия данного Закона «удалось сэкономить 250 млрд. бюджетных рублей»25, в том числе за счет непосредственного участия в отношениях по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд субъектов малого предпринимательства. И удивительного в том ничего нет. В отличие от представителей крупного бизнеса, который они, прямо и опосредованно обслуживают, формально самостоятельные, вдохновленные своего рода иллюзией «независимости», во многом благодаря ей, работающие «с полной отдачей сил и старания»26, субъекты малого предпринимательства, как правило, чрезвычайно ответственно подходят и к исполнению своих обязательств по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд, несмотря на пресловутые «откаты», которые они вынуждены платить чиновникам-вымогателям27. Такое положение дел становится все более нетерпимым, и неслучайно Глава государства публично призвал ком-
24При этом нельзя не согласиться с мнением Н.В.Козловой и Е.А.Суханова о том, что «участвуя в имущественных (частноправовых) отношениях, государство должно соблюдать установленные им же правила, обусловленные самой природой регулируемых отношений. Оно не должно использовать свои властные прерогативы для того, чтобы произвольно менять в своих интересах гражданско-правовые нормы или навязывать контрагентам свою волю в конкретных правоотношениях, иначе рыночный (имущественный) оборот не сможет нормально функционировать, а необходимая ему частноправовая форма будет разрушена» //Козлова Н.В., Суханов Е.А. Государство и другие публичноправовые образования как субъекты гражданского права //Гражданское право: В 4 т. Т.1. Общая часть /Отв. ред. Е.А.Суханов. - М., 2005. - С.375.
25Смольякова Т. Госзаказ принят //Российская газета. - 2008. - 8 февраля.
26Эту характерную особенность субъектов малого предпринимательства (на примере экономически развитых стран) подметил видный советский цивилист М.И.Кулагин: «сохранение их формальной самостоятельности выгодно для корпорации по ряду причин. Во-первых, корпорация освобождена по отношению к указанным лицам от соблюдения предписаний законодательства о труде и социальном обеспечении. Во-вторых, она не несет предпринимательского риска, связанного с деятельностью этих мелких коммерсантов. Наконец, иллюзия "независимости" заставляет мелкого коммерсанта трудиться с полной отдачей сил и старания» //Кулагин М.И. Избранные труды. - М., 1997. - С.265-266.
27По данным экспертов, 60% субъектов малого предпринимательства платят «откаты» //Зыкова Т. Москва слезам не верит //Российская газета. - 2005. - 21 апреля.
петентные органы «навести порядок с заключением государственных контрактов»28.
На наш взгляд показательно, что в предкризисном, 2006-м, году «консолидированные закупки федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований составили более 2 трлн. рублей»29, в связи с чем нетрудно подсчитать, что на долю субъектов малого предпринимательства - поставщиков (подрядчиков) по государственным (муниципальным) контрактам из названной суммы де-факто пришлось 10-20%, то есть 200-400 млрд. рублей.
Следовательно, участие субъектов малого предпринимательства в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд является необходимым элементом не только их поддержки со стороны публично-правовых образований, но и инструментом регулирования соответствующих отношений и экономии бюджетных средств. Используемый здесь механизм правового регулирования, с одной стороны, предусматривает преференциальный режим участия субъектов малого предпринимательства в соответствующих отношениях, а, с другой стороны, отличают «введение в оборот нового вида договора - государственного контракта, а также особая процедура размещения заказов, предъявление определенных, повышенных требований к выбору поставщика и пр.»30
Одновременно с этим считаем нужным рекомендовать законодателя принять специальный Закон об обязательном страховании гражданской ответственности субъектов предпринимательской деятельности или дополнить Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» специальной нормой об обязательном страховании коммерсантами гражданской ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательств по государственным и муниципальным контрактам31, при этом, что касается субъектов малого предпринимательства, страхование такого рода их ответственности предусмотреть по льготному тарифу.
На наш взгляд, было бы также целесообразно дополнить Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» положением об обществах взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, необходимость которых в условиях длящегося финансового кризиса представляется очевидной. Речь идет о норме следующего содержания: «Субъекты малого и среднего предпринимательства вправе добровольно объеди-
28Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года //Российская газета.
- 2007. - 27 апреля.
29Евраев М.Я., Писенко К.А. Основные направления развития законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов, а также законодательства об использовании ограниченных природных ресурсов в свете актуальных задач конкурентного реформирования отечественного законодательства и управления в сфере экономической деятельности //Финансовое право.
- 2006. - №8. - С.21.
30Кузин А.А. Участие Российской Федерации в гражданско-правовых договорных отношениях: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 2008. - С.16.
31См.: Дедиков С.В. Правовые проблемы страхования ответственности по государственным и муниципальным контрактам //Юридическая и правовая работа в страховании. - 2007. - №2. -С.24-31.
няться в общества взаимного кредитования. Объединение производится по территориальной или профессиональной принадлежности, либо общности экономических интересов. Общества взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства создаются для аккумулирования временно свободных денежных средств участников (членов) указанных обществ в целях удовлетворения их потребностей в финансовой взаимопомощи».
Список литературы:
1. Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт
комплексного исследования. - М.: Норма, 1998.
2. Балакин В.В. Торги как институт гражданского права в условиях современной рыночной экономики России: Авто-реф. дис... канд. юрид. наук. - М., 2004.
3. Бортенева О.А. Способы размещения заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд в свете нового законодательства //Налоги. - 2006. - №8.
4. Васильев С. Госпоставкам - зеленую улицу (о законодательных изменениях в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд) //Бизнес-адвокат. -2006. - №5.
5. Горбунова Л.В. Поставка продовольствия для государственных нужд по российскому гражданскому праву: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Самара, 2003.
6. Гражданское право: В 4 т. Т.1. Общая часть. Учебник /Отв. ред. Е.А.Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2005.
7. Грибанов В.П. Интерес в гражданском праве //Осуществление и защита гражданских прав. - М.: Статут, 2000.
8. Дедиков С.В. Правовые проблемы страхования ответственности по государственным и муниципальным контрактам //Юридическая и правовая работа в страховании. - 2007. -№2.
9. Евраев М.Я., Писенко К.А. Основные направления развития законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов, а также законодательства об использовании ограниченных природных ресурсов в свете актуальных задач конкурентного реформирования отечественного законодательства и управления в сфере экономической деятельности //Финансовое право. - 2006. - №8.
10. Зыкова Т. Москва слезам не верит. Впервые ВЦИОМ составлен рейтинг любви регионов к малому бизнесу //Российская газета. - 2005. - 21 апреля.
11. Казанцев М.Ф. Договорное регулирование. Цивилисти-ческая концепция //Правоведение. - 2003. - №2.
12. Козлова Н.В. Учредительный договор о создании коммерческих обществ и товариществ. - М.: Юристъ, 1994.
13. Комментарий к Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (постатейный) /Под ред. Ю.А.Тихомирова. - М.: Норма, 2006.
14. Корецкий А.Д. Договорное право России. Основы теории и практики реализации. - М.: ИКЦ «Март», 2004.
15. Кузин А.А. Участие Российской Федерации в гражданско-правовых договорных отношениях: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 2008.
16. Кулагин М.И. Избранные труды /Ред. коллегия: Суханов Е.А., Ем В.С., Корнеев С.М., Кулагина Е.В., Козлова Н.В., Панкратов П.А. (В серии «Классика российской цивилистики»). - М.: Статут, 1997.
17. Малышева Е.Ю. О правовых и фактических последствиях отсутствия легального дефинитивного различия терминов «сделка» и «договор» //Пробелы в российском законодательстве. - 2008. - №1.
18. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года //Российская газета. - 2007. - 27 апреля.
19. Российское гражданское право. Учебник: в 2 т. Т.І. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права /Отв. ред. Е.А.Суханов. - М.: Статут, 2010.
20. Российское гражданское право. Учебник: в 2 т. Т.II. Обязательственное право /Отв. ред. Е.А.Суханов. - М.: Статут, 2010.
21. Семеусов В. Особенности статуса индивидуального предпринимателя //Российская юстиция. - 2003. - №3.
22. Смольякова Т. Госзаказ принят. За 2 года применения Закона о госзакупках удалось сэкономить около 250 млрд. бюджетных рублей //Российская газета. - 2008. - 8 февраля.
23. Суханов Е.А. Гражданское право России - частное право /Отв. ред. В.С.Ем. - М.: Статут, 2008.
24. Тихомиров Ю.А. Административное усмотрение и право //Журнал российского права. - 2000. - №4.
25. Торосян Д.С. Гражданско-правовое регулирование выполнения работ для государственных и муниципальных нужд: проблемы и решения //Пробелы в российском законодательстве. - 2008. - №1.
26. Турсунова Ю.С. Торги как способ заключения договора: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - СПб, 2004.
27. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. - М.: Норма, 2007.
28. Шафинский А. В. Некоторые вопросы правового регулирования хозяйственных обществ как субъектов малого предпринимательства //Бизнес в законе. - 2009. - №3.
29. Яровой А.В. Поставка товаров для государственных нужд: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2005.
РЕЦЕНЗИЯ
Представленная на рецензию статья посвящена проблеме, имеющей теоретическую и практическую актуальность. Используя методы историко-правового и нормативно-правового анализа, автор верно установила характерные особенности правового статуса субъектов малого предпринимательства, выступающих в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в процессе размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и исполнения государственных (муниципальных) контрактов. Положительным моментом исследования является и то, что, опираясь на императивное требование законодателя в отношении публично-правовых образований «осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг», Щеверо-ва М. П. смогла адекватно оценить не только юридическую, но и экономическую эффективность участия субъектов малого предпринимательства в отношениях, урегулированных комплексным гражданско-
правовым институтом поставки товаров, подряда на выполнение работ, оказание услуг для публичновластных нужд, предложив оригинальные новации в целях его совершенствования.
Таким образом, автор обладает необходимыми качествами исследователя, а ее работа имеет научную и практическую ценность, отвечает требованиям, предъявляемым к статьям по гражданско-правовой проблематике, и может быть рекомендована к опубликованию в ведущих научно-юридических журналах страны.
Профессор кафедры гражданского права юридического факультета
Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации,
к.ю.н.
Михайлов Ф.Н.