Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОМБУДСМЕНОВ В ПРАВОЗАЩИТНОМ МЕХАНИЗМЕ РФ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОМБУДСМЕНОВ В ПРАВОЗАЩИТНОМ МЕХАНИЗМЕ РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
90
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМБУДСМЕН / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА / ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анимукова А. Л., Мелешкин В. В.

статья посвящена институту специализированных уполномоченных по правам человека в Российской Федерации. Приводится общая характеристика деятельности уполномоченных по правам человека общей компетенции и специализированных омбудсменов, в частности: по правам ребенка и по защите прав предпринимателей. В то же время, несмотря на успешную деятельность данного правозащитного института, среди ученых и практиков по вопросу о его целесообразности не сложилось единого мнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анимукова А. Л., Мелешкин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE LEGAL STATUS OF SPECIALIZED OMBUDSMEN IN THE HUMAN RIGHTS MECHANISM OF THE RUSSIAN FEDERATION

the article is devoted to the institute of specialized human rights commissioners in the Russian Federation. The article provides a general description of the activities of human rights commissioners of general competence and specialized ombudsmen, in particular: on the rights of the child and on the protection of the rights of entrepreneurs. At the same time, despite the successful activity of this human rights institution, there is no consensus among scientists and practitioners on the question of its expediency.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОМБУДСМЕНОВ В ПРАВОЗАЩИТНОМ МЕХАНИЗМЕ РФ»

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОМБУДСМЕНОВ В ПРАВОЗАЩИТНОМ МЕХАНИЗМЕ РФ Анимукова А.Л.1, Мелешкин В.В.2

1Анимукова Амина Леонидовна - магистрант;

Мелешкин Валерий Венедиктович - кандидат философских наук, доцент, кафедра правовой культуры и защиты прав человека, Юридический институт Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: статья посвящена институту специализированных уполномоченных по правам человека в Российской Федерации. Приводится общая характеристика деятельности уполномоченных по правам человека общей компетенции и специализированных омбудсменов, в частности: по правам ребенка и по защите прав предпринимателей. В то же время, несмотря на успешную деятельность данного правозащитного института, среди ученых и практиков по вопросу о его целесообразности не сложилось единого мнения.

Ключевые слова: омбудсмен, права человека, уполномоченные по правам ребенка, по защите прав предпринимателей.

TO THE QUESTION OF THE LEGAL STATUS OF SPECIALIZED OMBUDSMEN IN THE HUMAN RIGHTS MECHANISM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Animukova A.L.1, Meleshkin V.V.2

1Animukova Amina Leonidovna - Master's Student;

2Meleshkin Valery Venediktovich - Candidate of Philosophy, Associate Professor, DEPARTMENT OF LEGAL CULTURE AND HUMAN RIGHTS PROTECTION,

LAW INSTITUTE NORTH CAUCASUS FEDERAL UNIVERSITY STAVROPOL

Abstract: the article is devoted to the institute of specialized human rights commissioners in the Russian Federation. The article provides a general description of the activities of human rights commissioners of general competence and specialized ombudsmen, in particular: on the rights of the child and on the protection of the rights of entrepreneurs. At the same time, despite the successful activity of this human rights institution, there is no consensus among scientists and practitioners on the question of its expediency.

Keywords: ombudsman, human rights, commissioners for the rights of the child, for the protection of the rights of entrepreneurs.

Эффективная защита прав и свобод человека и гражданина выступает основной задачей демократического правового государства. В системе правозащитных органов особо значимое место занимает институт омбудсмена как одно из основных дополнительных и независимых средств правовой защиты прав и свобод личности, призванных обеспечивать оперативное и качественное отстаивание законных интересов граждан. Правовая природа уполномоченного по правам человека показывает возможность его модификации применительно к конкретным потребностям какой-либо правовой системы. Это выражается в создании специализированных омбудсменов.

С точки зрения Е.Г. Калининой применяется общий основной критерий выделения специализированного механизма защиты прав личности - критерий уязвимости определенных категорий и групп населения, в частности детей, защитой законных интересов которых, к примеру, занимается Уполномоченный по правам ребенка в РФ [1, с. 25]. Распространению и развитию специализированных уполномоченных способствовали резолюции и решения различных международных организаций. Так, в соответствии с резолюцией Совета Европы 2006 г. «О роли уполномоченных / омбудсменов в защите прав граждан», наименее защищенные категории общества остро нуждаются в доступных и простых средствах защиты свои прав, свобод, а рассматриваемый институт, в свою очередь, не только сможет обеспечить эту необходимость, но и уменьшит количество обращений в судебные инстанции и существенно снизит их нагрузку. К настоящему моменту, уже существуют: уполномоченный по правам ребенка в РФ, уполномоченный по защите прав предпринимателей, уполномоченный по защите прав потребителей финансовых услуг, уполномоченный по правам коренных малочисленных народов (на уровне некоторых субъектов) [2, с. 76]. Помимо всего, весьма обсуждаемым является вопрос об учреждении должностей уполномоченного по правам инвалидов, уполномоченного по

межнациональным отношениям, по защите прав инвесторов, по правам осужденных. Несмотря на то, что институт специализированных омбудсменов является сравнительно новым, за последние годы отмечается рост поступающих, в эти органы, обращений, что позволяет говорить о высокой степени популяризации среди населения и повышении уровня доверия у граждан. Количество поступивших и рассмотренных обращений граждан, поступивших в адрес Уполномоченного по правам ребенка, увеличилось на 7,3 % по сравнению с 2019. Так, в 2020 году к Уполномоченному поступило и рассмотрено всего 9 291 обращений, в то время как в 2019 году было 8 000 [3]. Большими шагами идет формирование доверия к Уполномоченному по защите прав предпринимателей как значимой фигуре в процессе защиты прав предпринимателей. Так, в 2020 году обращений поступило в центральный аппарат - 18 652, к уполномоченным в регионах- 80 715 (всего 99 367); в то время как в 2019 всего 65 129. [4].

Однако при всех положительных моментах учреждения данных институтов не стоит забывать и про потенциальные проблемы, а именно дублирование полномочий и отсутствие четко выстроенного взаимодействия с государственными органами и между собой. Между тем, возможным представляется существование дублирования между омбудсменом общей компетенции и специализированных.

Обеспокоенность по данному вопросу выражал и В.П. Лукин, по мнению которого учреждения специализированных омбудсменов обусловит снижение их авторитета вследствие дублирования образованных в аппарате уполномоченного по правам человека подразделений, что значительно повлияет на эффективность каждого из них [5, с. 178]. Так, одна и та же сфера может защищаться одновременно и Уполномоченным по защите прав предпринимателей и отдела защиты экономических и имущественных прав аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ; уполномоченным по правам ребенка и отдела защиты прав женщин, семейных прав, прав в сфере образования и культуры. Такая ситуация приводит к распылению сил правозащитных органов и не способствует оперативному восстановлению нарушенных прав, а к тому же способствует формированию неопределенности между самими государственными органами и гражданами.

Представляется, что для решения существующих проблем, необходимо изначально определить правовой статус специализированных уполномоченных. Проблема состоит в отсутствии конституционных норм о существовании рассматриваемого института вообще. Так, статьей 103 Конституции РФ регламентируется вопрос о назначении и освобождении от должности Уполномоченного по правам человека в РФ, но другие омбудсмены не упоминаются. [6]. Думается, что определение конституционно - правового статуса института специализированных уполномоченных, унификация принципов, форм, методов их деятельности, урегулирование вопросов взаимодействия, позволит обеспечить наиболее эффективное исполнение возложенных обязанностей. Целесообразным было бы наличие как единого законодательного акта, касающегося общих правил для всех специализированных уполномоченных, так и отдельных законов, регламентирующего статус определенного омбудсмена. При этом при осуществлении своей деятельности дополняя существующие средства защиты прав и свобод граждан.

Итак, институт омбудсмена занимает важное место в системе государственных структур РФ. Создание и развитие специализированных уполномоченных говорит о положительной оценке и доверии населения к данному органу как особому виду независимого правозащитного института. В то же время нынешнее многообразие видов омбудсменов обуславливает насущность их упорядочения и систематизации, консолидированной работы всех видов.

Список литературы /References

1. Калинина Е.Г. О специализированных омбудсменах и критериях их специализации // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу, 2016. № 2. С. 22-29.

2. Кулишенко Е.А. Специализация как способ трансформации функционирования института Уполномоченного по правам человека // Ex jure, 2021. С. 71-83.

3. Официальный сайт Уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://deti.gov.ru/ (дата обращения: 27.10.2021).

4. Официальный сайт Уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ombudsmanbiz.ru/#1/ (дата обращения: 27.10.2021).

5.Еременко А.С. К вопросу об учреждении института отраслевых (специализированных) уполномоченных по правам человека // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2008. № 1 .С. 175-179.

6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020. № 31. Ст. 4398.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.