Научная статья на тему 'К вопросу о правовом статусе органов принудительного исполнения'

К вопросу о правовом статусе органов принудительного исполнения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
143
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
судебная власть / суд / судебные решения / органы принудительного исполнения / Федеральная служба судебных приставов / правовой статус / законодательство / judicial power / court / judicial decisions / enforcement agencies / Federal Bailiff Service / legal status / legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Геннадьевич Коваленко

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся роли и значения обеспечения исполнения судебных решений Федеральной службы судебных приставов; эволюции законодательного регулирования правового статуса органов принудительного исполнения; основных тенденций совершенствования и этапов развития российского законодательства, регулирующего деятельность службы судебных приставов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of the legal status of enforcement agencies

Тhe article discusses issues related to the role and importance of ensuring the enforcement of court decisions of the Federal Bailiff Service; the evolution of legislative regulation of the legal status of enforcement agencies; the main trends in the improvement and stages of development of Russian legislation regulating the activities of the bailiff service.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом статусе органов принудительного исполнения»

Научная статья ■УДК 342.56

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-106-109 EDN: https://elibrary.ru/sathzj NIION: 2015-0066-1/24-912 MOSURED: 77/27-011-2024-01-111

К вопросу о правовом статусе органов принудительного исполнения

Сергей Геннадьевич Коваленко

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Россия, Санкт-Петербург, mirag88@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся роли и значения обеспечения исполнения судебных решений Федеральной службы судебных приставов; эволюции законодательного регулирования правового статуса органов принудительного исполнения; основных тенденций совершенствования и этапов развития российского законодательства, регулирующего деятельность службы судебных приставов.

Ключевые слова: судебная власть, суд, судебные решения, органы принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов, правовой статус, законодательство

Для цитирования: Коваленко С. Г. К вопросу о правовом статусе органов принудительного исполнения // Вестник экономической безопасности. 2024. № 1. С. 106-109. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-106-109. EDN: SATHZJ.

Original article

On the issue ofthe legal status ofenforcement agencies

Sergey G. Kovalenko

St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg, Russia, mirag88@mail.ru

Abstract. The article discusses issues related to the role and importance of ensuring the enforcement of court decisions of the Federal Bailiff Service; the evolution of legislative regulation of the legal status of enforcement agencies; the main trends in the improvement and stages of development of Russian legislation regulating the activities of the bailiff service.

Keywords: judicial power, court, judicial decisions, enforcement agencies, Federal Bailiff Service, legal status, legislation

For citation: Kovalenko S. G. On the issue of the legal status of enforcement agencies. Bulletin of economic security. 2024;(l):106-9. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-106-109. EDN: SATHZJ.

Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила верховенство закона в России и признала права и свободы человека и гражданина высшей ценностью. Это является основой для построения правового государства, к чему мы стремимся и с каждым годом приближаемся.

Разделение властей в нашей стране является неотъемлемой частью формирования демократического, правового и справедливого государства, которое гарантирует защиту прав и свобод граждан. Судебная ветвь власти в России является тем самым гарантом правосудия и верховенства права.

К основным функциям судебной власти относятся: защита законных интересов личности, общества и госу-

© Коваленко С. Г., 2024

дарства, охрана прав и свобод человека и гражданина, восстановление нарушенных прав, законное и справедливое правосудие [1, с. 27]. Это еще раз подчеркивает важность совершенствования функционирования судебной власти для реализации конституционной модели построения государства.

Важно подчеркнуть, что роль судебной власти в правовой системе государства нельзя недооценивать. Она выходит за рамки простого вынесения судебных решений. Суд не только выносит решения, но и следит за их выполнением. Эта задача возлагается на специализированное ведомство - Федеральную службу судебных приставов. Необходимость такого контроля обусловлена стремлением к строгому соблюдению законов и поддер-

JURISPRUDENCE

жанию порядка в обществе. Особую роль в этом процессе играет обеспечение принудительного исполнения решений суда, что представляет собой ключевую функцию судебных приставов.

Федеральная служба судебных приставов олицетворяет силу закона, воплощая в жизнь решения судебных органов. Это делает ее важным элементом в системе судебной защиты, так как она несет ответственность за выполнение судебных постановлений, которые уже вступили в законную силу. В. М. Большакова касается этой темы, утверждая, что качество и своевременность исполнения судебных актов отражают эффективность судебной системы в целом, а также уровень правосознания граждан и приверженность общества основополагающим правовым принципам [2, с. 8].

Обеспечение исполнения судебных решений - это не только вопрос механизма их реализации, но и показатель зрелости гражданского общества и его стремления к справедливости. Таким образом, Федеральная служба судебных приставов и качество ее работы являются отражением состоятельности судебной системы и ее способности поддерживать закон и порядок. Это, в свою очередь, способствует укреплению веры населения в непреложность закона и справедливость судебных решений.

В современном правовом обществе, эффективность судебной системы напрямую зависит от возможности обеспечения исполнения судебных решений. Система принудительного исполнения судебных актов является ключевым звеном в этом процессе. Она не ограничивается лишь механизмом претворения решений суда в жизнь, но также включает в себя роль сдерживающего фактора. Эффективное функционирование данной системы создает общественное ожидание непременного исполнения судебных актов, что само по себе способствует добровольному их исполнению сторонами, тем самым снижая необходимость в применении принудительных мер.

Принцип неотвратимости исполнения решений суда формирует у участников правовых отношений уверенность в том, что правосудие восторжествует вне зависимости от их желания. Это приводит к формированию обязательного уважения к законам и судебным решениям, а также предупреждает возможные попытки уклонения от выполнения обязательств, закрепленных судебными актами.

Кроме того, наличие эффективной системы принудительного исполнения подчеркивает авторитет судебной власти и укрепляет веру граждан в справедливость и неизбежность правовых последствий для нарушителей. Она также служит предостережением для потенциальных правонарушителей, что любые решения суда будут исполнены, и никто не сможет избежать ответственности.

Система принудительного исполнения судебных актов, обладая профилактическими свойствами, оказывает значительное влияние на общее поведение участ-

ников правоотношений. Она формирует законопослушное поведение и способствует поддержанию порядка в обществе, обеспечивая тем самым стабильность и предсказуемость в судопроизводстве [2, с. 8]. Стоит отметить, что на сегодняшний день ситуация с исполнением судебных актов обстоит таким образом, что без деятельности органов принудительного исполнения не обойтись, их значимость в процессе восстановления нарушенных прав и свобод граждан и поддержания законности в государстве неоспорима и, можно даже сказать, что сопоставима с судебными органами. В связи с этим Федеральная служба судебных приставов является важнейшим инструментом реализации механизма принудительного исполнения судебных актов.

Ключевым элементом эффективной работы любого органа публичной власти является определение его правового статуса. Он включает в себя целый комплекс правовых норм, которые регулируют весь механизм функционирования органа публичной власти.

Рассмотрим понятие «правовой статус». Самое общее его определение звучит следующим образом - это совокупность прав, свобод и юридических обязанностей, отраженных в нормах действующего законодательства [3, с. 42]. Правовой статус органов принудительного исполнения формируется из норм Конституции (конституционно-правовой статус), а также Федеральных законов, которые определяют порядок осуществления их деятельности.

Конституция Российской Федерации закрепляет общие принципы функционирования органов публичной власти, в том числе органов принудительного исполнения. Например, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Фундаментальное положение, которое определяет основной принцип функционирования судебной власти в Российской Федерации закреплено в ст. 19 Конституции РФ: «все равны перед законом и судом». Многие положения Основного закона нашего государства определяют правовой статус органов принудительного исполнения в общем виде, однако, в федеральном законодательстве он раскрыт более подробно.

Первым федеральным законом, определившим порядок структурной организации и функционирования федеральной службы судебных приставов, стал Федеральный закон № 118 от 21 июля 1997 г. «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее - ФЗ № 118). В нем содержались такие главы как: полномочия по организации деятельности органов принудительного исполнения; обязанности и права сотрудников; гарантии правовой и социальной защиты сотрудников; финансирование и материально-техническое обеспечение органов принудительного исполнения. Однако ни слова не говорится о статусе органов принудительного исполнения, порядке и форме устройства на службу, а также было упущено множество других аспектов, определяющих их правовой статус.

№ 1 / 2024

Bulletin of economic security

107

Принятие в России Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года стало ключевым моментом в изменении правовой основы, регулирующей деятельность органов, занимающихся принудительным исполнением судебных решений. Этот законодательный акт оказал значительное влияние на статус и полномочия Федеральной службы судебных приставов, расширив их возможности в контексте взыскания исполнительных производств. Нововведения коснулись не только увеличения полномочий, но и внесения более детализированных процедур исполнения судебных актов, а также усиления мер ответственности за нарушения в данной сфере.

Законодательный акт предусмотрел ряд новых мер принудительного исполнения, что позволило повысить эффективность процессуальных аспектов работы приставов. В частности, были представлены уточнения по вопросам проведения некоторых процессуальных действий. Стало возможным наложение новых обязанностей и ужесточение наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение судебных решений.

Однако, несмотря на прогрессивные изменения, введенные новым законом, ожидаемый рост эффективности в сфере исполнительного производства не последовал. Вопросы, связанные с реальным улучшением работы приставов и повышением результативности принудительного исполнения, остались открытыми. Кроме того, многие проблемы, с которыми сталкивается Федеральная служба судебных приставов в своей повседневной деятельности, так и не нашли своего отражения в этом законе.

1 октября 2019 года был принят Федеральный закон № 328-ФЭ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который закрепил структуру органов принудительного исполнения, порядок прохождения службы в органах принудительного исполнения, гарантии защиты сотрудника. Этот закон заложил многие фундаментальные понятия и принципы службы принудительного исполнения, привел их к стандарту федеральных законов о службе в государственных органах.

Этот закон стал новой редакцией упомянутого ФЗ № 118, расширив его и устранив пробелы. На изменениях, которые он привнес хотелось бы остановиться более подробно, так как на сегодняшний день этот закон в большей степени определяет правовой статус органов принудительного исполнения.

В главах 1 и 2 устанавливается, что при устройстве в органы принудительного исполнения гражданин поступает на государственную службу, также предусмотрены должности и специальные звания гражданского государственного служащего. Приведены классификация должностей и специальных званий, а также квалификационные требования для поступления на службу. Это является существенным условием определения правового статуса служащего в органах принудительного

исполнения, если сравнивать с ФЗ № 118, то в нем данные положения не рассматривались.

Главы 3, 4, 5, и 6 целиком посвящены правовому положению (статусу) сотрудника, порядку поступления на службу и ее прохождению в органах принудительного исполнения, а также присвоению специальных званий. Сравнивания со старым законом, можно обнаружить, что в нем рассматривались лишь полномочия, права и обязанности сотрудников, которые в свою очередь не были раскрыты в полном объеме.

В главах 7 и 8 закреплены положения о служебной дисциплине, а также служебном распорядке дня. Это также новые положения, которые в старом законе не были освещены и которые формируют правовой статус служащего в органах принудительного исполнения.

Последние главы посвящены формированию кадрового состава и прекращению службы в органах принудительного исполнения. Это классические положения законодательства определяющего правовой статус служащего в органах публичной власти. Регулирование трудовых отношений внутри подразделений органов принудительного исполнения и формирование кадрового резерва, подготовки кадров определяет качество осуществляемой деятельности, в том числе своевременность и рациональность принятия решений по исполнительному производству.

На сегодняшний день этот закон является основным источником формирования правового статуса как служащего в органах принудительного исполнения, так и самого органа, регулируя внутренние процессы службы, а также закрепляя статус органа публичной власти.

Таким образом, новый Федеральный закон от 1 октября 2019 г. № 328-Ф3 «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» привнес множество изменений, которые положительно сказались на органах принудительного исполнения в целом. Он устранил пробелы в ФЗ № 118, а также отрегулировал многие процессы в системе органов принудительного исполнения. Закрепление статуса государственного служащего, а также положений, регулирующих порядок организации службы в органах принудительного исполнения, стали желанными для всех сотрудников этой службы и определили их правовой статус в полной мере.

Список источников

1. Большакова В. М. Генезис становления и развития судебной системы Российской Федерации в конце XX - начале XXI века: институциональные и нормативные характеристики / В. М. Большакова // Право и политика. 2021.№3. С. 26-36.

2. Большакова В. М. Характеристика современного законодательства об органах принудительного исполнения Российской Федерации и службы в них // Право и государство: теория и практика. 2021. № 6 (198). С. 6-10.

JURISPRUDENCE

3. Редких С. В. Понятие правового статуса: формально-правовой конспект // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 3. С. 42-44.

References

1. Bolshakova V. M. The genesis of the formation and development of the judicial system of the Russian Federation at the end of the XX - beginning of the XXI century: institutional and normative characteristics /

V. M. Bolshakova // Law and politics. 2021. No. 3. P. 26-36.

2. Bolshakova V. M. Characteristics of modern legislation on enforcement agencies of the Russian Federation and service in them // Law and the state: theory andpractice. 2021. No. 6 (198). P. 6-10.

3. Redkich S. V. The concept of legal status: a formal legal synopsis // Gaps in Russian legislation. 2009. No. 3. P. 42-44.

Информация об авторе

С. Г. Коваленко - аспирант кафедры публичного права Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Information about the author S. G. Kovalenko - Postgraduate student of the Department of Public Law of the St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation.

Статья поступила в редакцию 09.01.2024; одобрена после рецензирования 26.01.2024; принята к публикации 12.02.2024.

The article was submitted 09.01.2024; approved after reviewing 26.01.2024; accepted for publication 12.02.2024.

Московский университет МВД России имени В .Я. Кикотя

Н.ТТ. Майлис

Теория и практика судебной экспертизы в доказывании

Спецкурс

BTQDoe издание

Теория и практика судебной экспертизы в доказывании. Спецкурс. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Майлис Н. П. 255 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Изложены истоки формирования и развития теории судебной экспертизы, основные теоретические понятия. Рассмотрены теория идентификации и диагностики, современная классификация судебных экспертиз, субъекты судебно-экспертной деятельности и система государственных экспертных учреждений. Раскрыто правовое обеспечение судебно-экспертной деятельности. В соответствии с процессуальным уголовным, гражданским, арбитражным и административным законодательством рассмотрены основные виды экспертиз, назначаемых правоохранительными органами.

Подробно изложены технологическое обеспечение производства судебных экспертиз, их доказательственное значение в раскрытии и расследовании преступлений. Должное внимание уделено информационному обеспечению судебно-экспертной деятельности, комплексным исследованиям, экспертной этике и экспертным ошибкам.

Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, практических работников, назначающих судебные экспертизы, и специалистов, которые их проводят.

Ш 1 /9074

Bulletin of economic security

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.