Научная статья ■УДК 342.56
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-106-109 EDN: https://elibrary.ru/sathzj NIION: 2015-0066-1/24-912 MOSURED: 77/27-011-2024-01-111
К вопросу о правовом статусе органов принудительного исполнения
Сергей Геннадьевич Коваленко
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Россия, Санкт-Петербург, mirag88@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся роли и значения обеспечения исполнения судебных решений Федеральной службы судебных приставов; эволюции законодательного регулирования правового статуса органов принудительного исполнения; основных тенденций совершенствования и этапов развития российского законодательства, регулирующего деятельность службы судебных приставов.
Ключевые слова: судебная власть, суд, судебные решения, органы принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов, правовой статус, законодательство
Для цитирования: Коваленко С. Г. К вопросу о правовом статусе органов принудительного исполнения // Вестник экономической безопасности. 2024. № 1. С. 106-109. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-106-109. EDN: SATHZJ.
Original article
On the issue ofthe legal status ofenforcement agencies
Sergey G. Kovalenko
St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg, Russia, mirag88@mail.ru
Abstract. The article discusses issues related to the role and importance of ensuring the enforcement of court decisions of the Federal Bailiff Service; the evolution of legislative regulation of the legal status of enforcement agencies; the main trends in the improvement and stages of development of Russian legislation regulating the activities of the bailiff service.
Keywords: judicial power, court, judicial decisions, enforcement agencies, Federal Bailiff Service, legal status, legislation
For citation: Kovalenko S. G. On the issue of the legal status of enforcement agencies. Bulletin of economic security. 2024;(l):106-9. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-106-109. EDN: SATHZJ.
Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила верховенство закона в России и признала права и свободы человека и гражданина высшей ценностью. Это является основой для построения правового государства, к чему мы стремимся и с каждым годом приближаемся.
Разделение властей в нашей стране является неотъемлемой частью формирования демократического, правового и справедливого государства, которое гарантирует защиту прав и свобод граждан. Судебная ветвь власти в России является тем самым гарантом правосудия и верховенства права.
К основным функциям судебной власти относятся: защита законных интересов личности, общества и госу-
© Коваленко С. Г., 2024
дарства, охрана прав и свобод человека и гражданина, восстановление нарушенных прав, законное и справедливое правосудие [1, с. 27]. Это еще раз подчеркивает важность совершенствования функционирования судебной власти для реализации конституционной модели построения государства.
Важно подчеркнуть, что роль судебной власти в правовой системе государства нельзя недооценивать. Она выходит за рамки простого вынесения судебных решений. Суд не только выносит решения, но и следит за их выполнением. Эта задача возлагается на специализированное ведомство - Федеральную службу судебных приставов. Необходимость такого контроля обусловлена стремлением к строгому соблюдению законов и поддер-
JURISPRUDENCE
жанию порядка в обществе. Особую роль в этом процессе играет обеспечение принудительного исполнения решений суда, что представляет собой ключевую функцию судебных приставов.
Федеральная служба судебных приставов олицетворяет силу закона, воплощая в жизнь решения судебных органов. Это делает ее важным элементом в системе судебной защиты, так как она несет ответственность за выполнение судебных постановлений, которые уже вступили в законную силу. В. М. Большакова касается этой темы, утверждая, что качество и своевременность исполнения судебных актов отражают эффективность судебной системы в целом, а также уровень правосознания граждан и приверженность общества основополагающим правовым принципам [2, с. 8].
Обеспечение исполнения судебных решений - это не только вопрос механизма их реализации, но и показатель зрелости гражданского общества и его стремления к справедливости. Таким образом, Федеральная служба судебных приставов и качество ее работы являются отражением состоятельности судебной системы и ее способности поддерживать закон и порядок. Это, в свою очередь, способствует укреплению веры населения в непреложность закона и справедливость судебных решений.
В современном правовом обществе, эффективность судебной системы напрямую зависит от возможности обеспечения исполнения судебных решений. Система принудительного исполнения судебных актов является ключевым звеном в этом процессе. Она не ограничивается лишь механизмом претворения решений суда в жизнь, но также включает в себя роль сдерживающего фактора. Эффективное функционирование данной системы создает общественное ожидание непременного исполнения судебных актов, что само по себе способствует добровольному их исполнению сторонами, тем самым снижая необходимость в применении принудительных мер.
Принцип неотвратимости исполнения решений суда формирует у участников правовых отношений уверенность в том, что правосудие восторжествует вне зависимости от их желания. Это приводит к формированию обязательного уважения к законам и судебным решениям, а также предупреждает возможные попытки уклонения от выполнения обязательств, закрепленных судебными актами.
Кроме того, наличие эффективной системы принудительного исполнения подчеркивает авторитет судебной власти и укрепляет веру граждан в справедливость и неизбежность правовых последствий для нарушителей. Она также служит предостережением для потенциальных правонарушителей, что любые решения суда будут исполнены, и никто не сможет избежать ответственности.
Система принудительного исполнения судебных актов, обладая профилактическими свойствами, оказывает значительное влияние на общее поведение участ-
ников правоотношений. Она формирует законопослушное поведение и способствует поддержанию порядка в обществе, обеспечивая тем самым стабильность и предсказуемость в судопроизводстве [2, с. 8]. Стоит отметить, что на сегодняшний день ситуация с исполнением судебных актов обстоит таким образом, что без деятельности органов принудительного исполнения не обойтись, их значимость в процессе восстановления нарушенных прав и свобод граждан и поддержания законности в государстве неоспорима и, можно даже сказать, что сопоставима с судебными органами. В связи с этим Федеральная служба судебных приставов является важнейшим инструментом реализации механизма принудительного исполнения судебных актов.
Ключевым элементом эффективной работы любого органа публичной власти является определение его правового статуса. Он включает в себя целый комплекс правовых норм, которые регулируют весь механизм функционирования органа публичной власти.
Рассмотрим понятие «правовой статус». Самое общее его определение звучит следующим образом - это совокупность прав, свобод и юридических обязанностей, отраженных в нормах действующего законодательства [3, с. 42]. Правовой статус органов принудительного исполнения формируется из норм Конституции (конституционно-правовой статус), а также Федеральных законов, которые определяют порядок осуществления их деятельности.
Конституция Российской Федерации закрепляет общие принципы функционирования органов публичной власти, в том числе органов принудительного исполнения. Например, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Фундаментальное положение, которое определяет основной принцип функционирования судебной власти в Российской Федерации закреплено в ст. 19 Конституции РФ: «все равны перед законом и судом». Многие положения Основного закона нашего государства определяют правовой статус органов принудительного исполнения в общем виде, однако, в федеральном законодательстве он раскрыт более подробно.
Первым федеральным законом, определившим порядок структурной организации и функционирования федеральной службы судебных приставов, стал Федеральный закон № 118 от 21 июля 1997 г. «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее - ФЗ № 118). В нем содержались такие главы как: полномочия по организации деятельности органов принудительного исполнения; обязанности и права сотрудников; гарантии правовой и социальной защиты сотрудников; финансирование и материально-техническое обеспечение органов принудительного исполнения. Однако ни слова не говорится о статусе органов принудительного исполнения, порядке и форме устройства на службу, а также было упущено множество других аспектов, определяющих их правовой статус.
№ 1 / 2024
Bulletin of economic security
107
Принятие в России Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года стало ключевым моментом в изменении правовой основы, регулирующей деятельность органов, занимающихся принудительным исполнением судебных решений. Этот законодательный акт оказал значительное влияние на статус и полномочия Федеральной службы судебных приставов, расширив их возможности в контексте взыскания исполнительных производств. Нововведения коснулись не только увеличения полномочий, но и внесения более детализированных процедур исполнения судебных актов, а также усиления мер ответственности за нарушения в данной сфере.
Законодательный акт предусмотрел ряд новых мер принудительного исполнения, что позволило повысить эффективность процессуальных аспектов работы приставов. В частности, были представлены уточнения по вопросам проведения некоторых процессуальных действий. Стало возможным наложение новых обязанностей и ужесточение наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение судебных решений.
Однако, несмотря на прогрессивные изменения, введенные новым законом, ожидаемый рост эффективности в сфере исполнительного производства не последовал. Вопросы, связанные с реальным улучшением работы приставов и повышением результативности принудительного исполнения, остались открытыми. Кроме того, многие проблемы, с которыми сталкивается Федеральная служба судебных приставов в своей повседневной деятельности, так и не нашли своего отражения в этом законе.
1 октября 2019 года был принят Федеральный закон № 328-ФЭ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который закрепил структуру органов принудительного исполнения, порядок прохождения службы в органах принудительного исполнения, гарантии защиты сотрудника. Этот закон заложил многие фундаментальные понятия и принципы службы принудительного исполнения, привел их к стандарту федеральных законов о службе в государственных органах.
Этот закон стал новой редакцией упомянутого ФЗ № 118, расширив его и устранив пробелы. На изменениях, которые он привнес хотелось бы остановиться более подробно, так как на сегодняшний день этот закон в большей степени определяет правовой статус органов принудительного исполнения.
В главах 1 и 2 устанавливается, что при устройстве в органы принудительного исполнения гражданин поступает на государственную службу, также предусмотрены должности и специальные звания гражданского государственного служащего. Приведены классификация должностей и специальных званий, а также квалификационные требования для поступления на службу. Это является существенным условием определения правового статуса служащего в органах принудительного
исполнения, если сравнивать с ФЗ № 118, то в нем данные положения не рассматривались.
Главы 3, 4, 5, и 6 целиком посвящены правовому положению (статусу) сотрудника, порядку поступления на службу и ее прохождению в органах принудительного исполнения, а также присвоению специальных званий. Сравнивания со старым законом, можно обнаружить, что в нем рассматривались лишь полномочия, права и обязанности сотрудников, которые в свою очередь не были раскрыты в полном объеме.
В главах 7 и 8 закреплены положения о служебной дисциплине, а также служебном распорядке дня. Это также новые положения, которые в старом законе не были освещены и которые формируют правовой статус служащего в органах принудительного исполнения.
Последние главы посвящены формированию кадрового состава и прекращению службы в органах принудительного исполнения. Это классические положения законодательства определяющего правовой статус служащего в органах публичной власти. Регулирование трудовых отношений внутри подразделений органов принудительного исполнения и формирование кадрового резерва, подготовки кадров определяет качество осуществляемой деятельности, в том числе своевременность и рациональность принятия решений по исполнительному производству.
На сегодняшний день этот закон является основным источником формирования правового статуса как служащего в органах принудительного исполнения, так и самого органа, регулируя внутренние процессы службы, а также закрепляя статус органа публичной власти.
Таким образом, новый Федеральный закон от 1 октября 2019 г. № 328-Ф3 «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» привнес множество изменений, которые положительно сказались на органах принудительного исполнения в целом. Он устранил пробелы в ФЗ № 118, а также отрегулировал многие процессы в системе органов принудительного исполнения. Закрепление статуса государственного служащего, а также положений, регулирующих порядок организации службы в органах принудительного исполнения, стали желанными для всех сотрудников этой службы и определили их правовой статус в полной мере.
Список источников
1. Большакова В. М. Генезис становления и развития судебной системы Российской Федерации в конце XX - начале XXI века: институциональные и нормативные характеристики / В. М. Большакова // Право и политика. 2021.№3. С. 26-36.
2. Большакова В. М. Характеристика современного законодательства об органах принудительного исполнения Российской Федерации и службы в них // Право и государство: теория и практика. 2021. № 6 (198). С. 6-10.
JURISPRUDENCE
3. Редких С. В. Понятие правового статуса: формально-правовой конспект // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 3. С. 42-44.
References
1. Bolshakova V. M. The genesis of the formation and development of the judicial system of the Russian Federation at the end of the XX - beginning of the XXI century: institutional and normative characteristics /
V. M. Bolshakova // Law and politics. 2021. No. 3. P. 26-36.
2. Bolshakova V. M. Characteristics of modern legislation on enforcement agencies of the Russian Federation and service in them // Law and the state: theory andpractice. 2021. No. 6 (198). P. 6-10.
3. Redkich S. V. The concept of legal status: a formal legal synopsis // Gaps in Russian legislation. 2009. No. 3. P. 42-44.
Информация об авторе
С. Г. Коваленко - аспирант кафедры публичного права Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.
Information about the author S. G. Kovalenko - Postgraduate student of the Department of Public Law of the St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation.
Статья поступила в редакцию 09.01.2024; одобрена после рецензирования 26.01.2024; принята к публикации 12.02.2024.
The article was submitted 09.01.2024; approved after reviewing 26.01.2024; accepted for publication 12.02.2024.
Московский университет МВД России имени В .Я. Кикотя
Н.ТТ. Майлис
Теория и практика судебной экспертизы в доказывании
Спецкурс
BTQDoe издание
Теория и практика судебной экспертизы в доказывании. Спецкурс. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Майлис Н. П. 255 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Изложены истоки формирования и развития теории судебной экспертизы, основные теоретические понятия. Рассмотрены теория идентификации и диагностики, современная классификация судебных экспертиз, субъекты судебно-экспертной деятельности и система государственных экспертных учреждений. Раскрыто правовое обеспечение судебно-экспертной деятельности. В соответствии с процессуальным уголовным, гражданским, арбитражным и административным законодательством рассмотрены основные виды экспертиз, назначаемых правоохранительными органами.
Подробно изложены технологическое обеспечение производства судебных экспертиз, их доказательственное значение в раскрытии и расследовании преступлений. Должное внимание уделено информационному обеспечению судебно-экспертной деятельности, комплексным исследованиям, экспертной этике и экспертным ошибкам.
Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, практических работников, назначающих судебные экспертизы, и специалистов, которые их проводят.
Ш 1 /9074
Bulletin of economic security
109