Костин Д. А.
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В СФЕРЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
12. РАЗНОЕ
12.1. К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ
РЕГУЛИРОВАНИИ В СФЕРЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Костин Дмитрий Александрович, аспирант.
Место учебы: Международный юридический институт,
г. Москва
skfso.dim@mail.ru
Аннотация: В настоящей статье автором рассмотрено действующее в Российской Федерации законодательное регулирование спортивной деятельности. За последние годы прослеживается яркая тенденция стремительного развития физической культуры и спорта в стране обществом и государством в целом. При детальном изучении вопросов правового регулирования данной сферы, отмечено, что правовая сторона далеко не совершенна, имеет ряд вопросов и проблем. Автор в своих выводах, указывает на необходимость систематизации законодательной базы, устранение множества пробелов, установление необходимых взаимосвязей между нормами права и оптимизации базы подзаконных актов.
Ключевые слова: правовое регулирование, спорт, спортивная деятельность, физкультура и спорт, законодательство, функционирование, система, Российская Федерация.
TO THE QUESTION OF LEGAL REGULATION IN THE SPHERE OF SPORTS ACTIVITY
Kostin Dmitry A., graduate student.
Study place: International Law Institute, Moscow
skfso.dim@mail.ru
Annotation: In the present article the author considered the operating in the Russian Federation legislative regulation of sports activity. The bright tendency of prompt development of physical culture and sport in the country by society and the state in general is in recent years traced. At detailed studying of questions of legal regulation of this sphere, it is noted that a legal side far it isn't perfect, has a number of questions and problems. The author in the conclusions, indicates the need of systematization of legislative base, elimination of a set of gaps, establishment of necessary interrelations between rules of law and optimization of base of bylaws.
Keywords: legal adjusting, sport, sport activity, physical education and sport, legislation, functioning, system, Russian Federation.
Нормативно-правовое обеспечение спортивной деятельности в Российской Федерации на сегодняшний день, в сравнение с другими отраслями права, представляется не максимально полным, но в значительной мере совершенствуется, благодаря развитию и популяризации физической культуры и спорта в стране [6]. Президент Российской Федерации отметил, что в результате совместной работы общества и государства «должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом» [7].
Необходимостью в развитии физического воспитания, до недавнего времени, являлась разработка правового регламентирования самого процесса и дальнейшее углубление, повышение качества, эффективности работы учреждений и органов в спорте [2, С.3]. Сегодня мы
видим, что основные задачи законодательства сфере спортивной деятельности включают в себя:
- функционирование самой системы физической культуры и спорта, её правовые гарантии;
- защиту прав граждан, предоставление им возможности занятия спортом;
- ответственность и правое регулирование отношений;
- договорные отношения участвующих субъектов;
- уголовно-правовые аспекты спортивной деятельности.
В своём составе спортивная деятельность опирается на нормы конституционного, гражданского, трудового, уголовного и, также, международного права.
Конституция Российской Федерации, как платформа политической и правовой системы в России, регулирует важнейшие общественные отношения между государством, обществом и гражданином, закрепляет принципы организации государства и общественного строя, в том числе затрагивает спортивную деятельность.
Статья 41 Конституции устанавливает, что охрана здоровья, является правом каждого человека, а деятельность, которая в свою очередь способствует укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта в обществе, со стороны государства находит поддержку, в том числе финансовую, и развивается, путем включения в различные федеральные программы [5].
Общие вопросы физической культуры и спорта, определенные пунктом «е» части 1 статьи 72 Конституции, находятся в ведении Российской Федерации и её субъектов, по предметам правового регулирования которых, издаются федеральные законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.76).
При рассмотрении социальных возможностей, в которых Конституция выступает гарантом, установлено право каждого гражданина в Российской Федерации на получение бесплатного образования (ст.43) , в том числе это касается и образовательных учреждений спортивной направленности.
Труд, как основной вид деятельности для человека, позволяет ему свободно и без принуждения выбирать род занятий и профессию (ст.37 Конституции РФ), что также подразумевает трудовую занятость в сфере физической культуры и спорта.
Статьей 8 Конституции определено право на создание и поддержку организаций с различного рода организационно-правовыми формами, к которым может относиться и спортивная деятельность, а также возможность объединения в профессиональные союзы и федерации по видам спорта и другие организаций (ст. 30). Указанные правовые отношения, должным образом находят отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации, который, в свою очередь, регулирует взаимоотношения субъектов права, освещает возникновение и порядок предметов имущественных прав, прав собственности, договорные отношения [3].
Трудовой кодекс Российской Федерации регулирует трудовые отношений работодателя со спортсменами и тренерами, определяет их права и обязанности, особенность режима рабочего времени, особенности оплаты труда, описывает возрастные критерии спортсменов, труд женщин-спортсменов, медицинское обеспечение [1]. Согласно нормам трудового права, деятельность спортсменов включает: подготовку и
Бизнес в законе
6'2015
участие в спортивных соревнованиях по видам спорта, а работа тренеров заключается в осуществлении самого процесса тренировки и его общего руководства, для достижения спортсменами высоких спортивных результатов [11].
Ответственность за преступления, совершенные в сфере спортивной деятельности, находят свое отражения в Уголовном кодексе Российской Федерации [12]. В свою очередь следует отметить, что преступления, посягающие на общественные отношения в области спортивной деятельности, в действующем Уголовном кодексе не закреплены и защита интересов субъектов права осуществляется с использованием общих норм [8, С.71]. Рассмотрим основные из них: причинение тяжкого вреда здоровью, либо смерти по неосторожности, нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, неприкосновенности частной жизни, правил охраны труда, невыплата заработной платы и иных выплат, принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения, незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, подкуп участников, организаторов профессиональных и зрелищных спортивных соревнований, коммерческих конкурсов, коммерческий подкуп, вымогательство, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, массовые беспорядки, хулиганство, вандализм, получение и дача взятки, халатность [4].
Как мы можем заметить, нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, основанные на общих принципах, как показывает практика, в должной мере не отражают действительных потребностей регулирования спортивной области права, что является большим пробелом, требующим детального изучения и изменения законодательства. В частности, аналогичная проблема затрагивает также административное и рассмотренные выше трудовое, гражданское право.
Однако, с прогрессивным развитием физической культуры и спорта в России, потребовался основной законодательный акт, способный регулировать спортивную деятельность. Таким актом стал Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а спустя менее чем десять лет, пришедший ему на смену Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Данный закон опирается на основы Конституции Российской Федерации и системообразующие законы Российской Федерации, приобретает тесную взаимосвязь с гражданским, бюджетным и налоговым законодательством, раскрывает субъекты и институты государственного регулирования спортивной деятельность, устанавливает порядок договорных отношений, а сами отношения, возникающие в области физкультуры и спорта, являются предметом правового регулирования этого закона.
В новом нормативно-правовом акте закрепляются основные понятия, принципы законодательства, права, обязанности и полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта, финансового и медицинского обеспечения физической культуры и спорта, международная спортивная деятельность, регулирование спорта в системе образования [13].
В целях предотвращения применением допинга в спорте и борьбы с ним, на основании Генеральной конферен-
ции ЮНЕСКО в Париже 19 октября 2005 г., в Российской Федерации был принят Федеральный закон «О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте», а Федеральным законом от 7 мая 2010 № 82-ФЗ был внесен ряд изменения Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [14]. Данные изменения в законе «о спорте», также коснулись проявления дискриминации и насилия в спорте [15].
Спортивная деятельность также находит свое отражение в ряде законопроектов, таких как ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании», ФЗ РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ РФ от 27 ноября 1992 г. №-4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ФЗ РФ от 1 декабря 2014 г. №384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Некоторые издаваемые в Российской Федерации законы регулируют отношения, возникающие в связи с подготовкой и проведением локальных мероприятий с ограниченным временным действием. Примером тому служат Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горно-климатического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный Закон Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ (в ред. от 08.06.2015 г.) «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. Кубка конфедерации FIFA 2017 г. и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Закрепленные по поручению Президента Российской Федерации ориентиры по развития физкультуры и спорта в России, нашли свою проекцию в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [9]. Данной концепции определена роль долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на десятилетний период до 2020 года, поставлены четкие цели, задачи и основные направления реализации политики государства в области развития физической культуры и спорта.
Но, несмотря на такое пристальное внимание со стороны государства на развитие спортивной деятельности за последние десятилетия, хочется отметить, что правовой режим в Российской Федерации далеко не отвечает современным требованиям, необходимым для регулирования общественных и связанных с ними отношений в области спорта [10, С.7]. К характерным недостатками законодательства в спортивной сфере мы можем отнести: отсутствие должной системности и внутренних взаимосвязей в поле правового регулирования физкультуры и спорта, большое количество пробелов в законодательстве, в том числе и степень отставания субъектов Российской Федерации в данной области, а также слабой стороной является неполная обеспеченность подзаконными актами основных законодательных, что в свою очередь должно формировать единый портфель спортивного законодательства в государстве.
Костин Д. А.
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В СФЕРЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Список литературы:
1. Агузаров А.М., К вопросу об оплате труда спортсменов и тренеров и его правовому регулированию // Пробелы в российском законодательстве, М, №3 (2013) С. 97-100.
2. Братановский С.Н. Управление физической культурой и спортом в условиях реформ / Автореф. докт. дис. Саратов, с. 3.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ// СПС «КонсультантПлюс», 2015.
4. Изотов Д.Н., О месте подкупа участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований в системе Особенной части УК РФ // Бизнес в законе №3 (2013) С. 31-33.
5. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СПС «Консультант-Плюс», 2015.
6. Постановление Правительства РФ от 11 января 2006 г. N 7 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 -2015 годы» // СПС «КонсультантПлюс», 2015.
7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года. «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. 2005. № 86 (2939).
8. Сараев В.В. Уголовно-правовая охрана современного профессионального спорта в России, Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. - Омск, 2009. - 71 с.
9. Собрание законодательства Российской Федерации. -17.08.2009. - № 33. - Ст. 4110.
10. Соловьев А.А. Российский и зарубежный опыт систематизации законодательства о спорте». Монография, 2011 г., стр. 7.
11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015), гл. 54.1 «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2015.
12. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ, ст. 109, 118, 136, 137, 143, 145 .1, 163, 183, 184, 199, 212, 213, 214, 290, 291, 293// СПС «КонсультантПлюс», 2015
13. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Гл. 2, 6, 7. // СПС «КонсультантПлюс», 2015.
14. Федеральный закон от 27 декабря 2006 г. «О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте». // СПС «КонсультантПлюс», 2015
15. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» п.6 ч. 3 ст. 16 // "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2015.
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью «К вопросу о правовом регулировании в сфере спортивной деятельности» аспиранта Международного юридического института Костина Дмитрии Александровича Осуществление экономических реформ, коммерциализация спорта привели к результату, когда спорт стал объектом рыночных отношений со всеми вытекающими из этого последствиями. Следовательно, вполне оправданно выделение спортивной деятельности, как специфического вида деятельности напрямую связанной со спортом, подготовкой, обеспечением, организацией, проведением и т.д. спортивных соревнований, игр, мероприятий, подготовкой спортсменов, характеризующейся общими ценностями, взглядами и отношением к социальным ценностям, устойчивыми личными контактами между спортсменами, достаточно широкими связями. Спортивная деятельность, к сожалению, не свободна криминогенных проявлений, а, следовательно, нуждается в разработке эффективных мер по их противодействию и профилактики. Одним из проблемных вопросов является правовое регулирование в данной сфере.
Статья Костина Д.А. «К вопросу о правовом регулировании в сфере спортивной деятельности» затрагивает основные направления отраслей права, связанных с правовым регулированием спортивной деятельности, исследует ее взаимодействие с различными сторонами социальной жизни человека, общества, государства. Автор затрагивает вопросы формирования спортивного права в России, останавливается подробно на проблемах в спортивной деятельности, являющихся условиями формирования законодательства в данной сфере.
Заслуживает внимания, что автор рассматривает спортивную деятельность как многопрофильную систему, включающую не только спорт, как сферу активной общественной деятельности человека, профессиональной и массовой направленности, но и все взаимоотношения, возникающие в данной сфере, материально-техническое обеспечение и многие другие, требующие детальной правовой проработки и совершенствование законодательной базы, как условие противодействия преступности.
В статье использовано достаточное количество литературных источников. Статья отличается высоким уровнем авторского текста (91%), оформлена в соответствии с требованиями ГОСТ.
Научная статья «К вопросу о правовом регулировании в сфере спортивной деятельности» подготовленная аспирантом Д.А. Костиным отвечает требованиям, предъявляемым к данному виду работ, может быть опубликована.
Научный руководитель
Профессор кафедры Уголовно-правовых дисциплин
ОЧУ ВО «Международный юридический институт»
кандидат юридических наук, доцент
Е.Э. Попова