Научная статья на тему 'К вопросу о правовом регулировании противодействия коррупции в Республике Казахстан'

К вопросу о правовом регулировании противодействия коррупции в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
982
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иманов Ибрагим Альжанович

Данная статья посвящена исследованию правового поля антикоррупционной деятельности в Республике Казахстан. Рассмотрены основы уголовной ответственности за коррупционные правонарушения. Даны обоснованные предложения по совершенствованию действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of legal regulation of counteraction of corruption in the Republic of Kazakhstan

This article is devoted to research of a legal framework of anti-corruption activity in the Republic of Kazakhstan. Basics of criminal liability for corruption offenses are covered. Reasonable suggestions for improvement of the current legislation are given.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом регулировании противодействия коррупции в Республике Казахстан»

4.7. К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Иманов Ибрагим Альжанович, государственный советник юстиции 3 класса. Должность: прокурор. Место работы: Прокуратура Южно-Казахстанской области. E-mail: [email protected]

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию правового поля антикоррупционной деятельности в Республике Казахстан. Рассмотрены основы уголовной ответственности за коррупционные правонарушения. Даны обоснованные предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Ключевые слова: коррупция, органы прокуратуры, законодательство, уголовная ответственность.

TO A QUESTION OF LEGAL REGULATION OF

COUNTERACTION OF CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Imanov Ibrahim Alzhanovich, 3d class state justice counsel. Position: prosecutor. Place of employment: Prosecutor's office of the Southern Kazakhstan area. E-mail: [email protected]

Annotation: This article is devoted to research of a legal framework of anti-corruption activity in the Republic of Kazakhstan. Basics of criminal liability for corruption offenses are covered. Reasonable suggestions for improvement of the current legislation are given.

Keywords: corruption, bodies of prosecutor's office, legislation, criminal responsibility.

Главой государства Н.А. Назарбаевым в своем послании народу Казахстана «Стратегия Казахстан - 2050» определен формат дальнейшего укрепления государственности и развитие казахстанской демократии, в том числе с безоговорочным искоренением коррупции как явления. Согласно данному посланию «государство и общество должны единым фронтом выступить против коррупции. Коррупция - не просто правонарушение. Она подрывает веру в эффективность государства и является прямой угрозой национальной безопасно-сти»1. В этом ключе государство издает законы и подзаконные акты, создающие правовое поле противодействия коррупции.

В антикоррупционном законодательстве Республики Казахстан понятие «коррупционное правонарушение» включает в своем содержании как «правонарушение, непосредственно сопряженное с коррупцией» (получением материальных благ или иных преимуществ) так и «правонарушение, создающее условия для коррупции».

Коррупционными правонарушениями согласно Закону Республики Казахстан от 2 июля 1998 года «О борьбе с коррупцией» (далее - Закон о борьбе с коррупцией), а также согласно иным законам Республики Казахстан, считаются деяния, совершенные публичными лицами (должностными лицами и приравненными к ним лицами) с целью получения противоправной выгоды или иного преимущества (материального или не материального характера) для себя или для других лиц, а так-

1 http://nurotan.kz/ru/programma-protivodeystviya-korrupcii-partii-nur-otan-na-2015-2025-gody. Дата обращения 20.08.2015 г.

же создающие любые условия для получения таких выгод и преимуществ, которые (деяния) влекут установленную законодательством дисциплинарную, административную и уголовную ответственность .

1. Коррупционными правонарушениями, сопряженными с противоправным получением благ и преимуществ, являются деяния лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, а именно:

1) принятие за исполнение своих государственных или приравненных к ним функций любого вознаграждения в виде денег, услуг или в иных формах от организаций, в которых лицо не выполняет соответствующие функции, а также от физических лиц, если иное не предусмотрено законодательством.

Деньги, поступившие на счет лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, или лица, приравненного к нему, без ведома указанного лица, а также средства, полученные им в связи с выполнением соответствующих функций в нарушение Закона о борьбе с коррупцией, подлежат не более чем в двухнедельный срок после их обнаружения перечислению в республиканский бюджет с представлением объяснения в соответствующий орган государственных доходов об обстоятельствах поступления таких средств;

2) принятие подарков или услуг в связи с исполнением своих государственных или приравненных к ним функций либо от лиц, зависимых от них по службе, за общее покровительство или попустительство по службе.

Подарки, поступившие без ведома указанного лица, а также подарки, полученные им в связи с исполнением соответствующих функций в нарушение Закона о борьбе с коррупцией, подлежат в семидневный срок безвозмездной сдаче в специальный государственный фонд, а оказанные лицу при тех же обстоятельствах услуги должны быть оплачены им путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет. Лицо, к которому поступили подарки, вправе с согласия вышестоящего должностного лица выкупить их из указанного фонда по рыночным розничным ценам, действующим в соответствующей местности. Вырученные от продажи подарков денежные средства специальный государственный фонд перечисляет в республиканский бюджет;

3) принятие приглашений во внутригосударственные и в зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц, как иностранных, так и Республики Казахстан, за исключением поездок:

по приглашению супруга (супруги), родственников за их счет;

по приглашению иных физических лиц (с согласия вышестоящего должностного лица или органа), если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной деятельности приглашаемых;

осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Казахстан или на взаимной договоренности между государственными органами Республики Казахстан и государственными органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций;

осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо органа для участия в научных, спортивных, творческих, профессиональных, гуманитарных

2 http://egov.kz/wps/portal/Content?contentPath=/egovcontent/emp-loyment/gos_%20service/article/ otvetstvennost%20za%20korrupciu& lang=ru. Дата обращения 17 августа 2015 года.

мероприятиях за счет средств организаций, в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких организаций;

4) использование не предусмотренных законодательством преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества.

Члены семьи лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, или лица, приравненного к нему, не вправе принимать подарки и услуги, приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц, как иностранных, так и Республики Казахстан, с которыми указанное лицо связано по службе. Лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, или лицо, приравненное к нему, обязано в семидневный срок безвозмездно сдать незаконно полученные членами его семьи подарки в специальный государственный фонд и возместить стоимость услуг, которыми неправомерно воспользовались члены его семьи, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет.

Совершение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицом, приравненным к нему какого-либо из коррупционных правонарушений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, если оно не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет увольнение с должности или прекращение выполнения государственных функций.

В случае совершения депутатами Парламента Республики Казахстан или лицами, указанными в подпункте 2 пункта 3 статьи 3 Закона о борьбе с коррупцией, какого-либо из указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи правонарушений органы, ведущие борьбу с коррупцией, уведомляют об этом соответствующую избирательную комиссию, которая обязана в течение пяти дней со дня поступления материалов довести их до сведения Парламента .

2. К правонарушениям, создающим условия для коррупции, согласно Закону о борьбе с коррупцией относятся следующие деяния лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним:

1) неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций;

2) использование своих служебных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением материальных интересов указанных лиц либо их близких родственников и свойственников;

3) предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении и продвижении по государственной службе и в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет более пятидесяти процентов, в том числе в национальных управляющих холдингах, национальных холдингах, национальных компаниях, национальных институтах развития, акционером которых является государство, их дочерних организациях, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат им, а также юридических лицах, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежит указанным дочерним организациям;

4) оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений;

5) оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством содействия в осуществле-

нии предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности;

6) использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении государственных функций, если таковая не подлежит официальному распространению;

7) необоснованный отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством, задержка ее, передача недостоверной или неполной информации;

8) требование от физических или юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством;

9) передача государственных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов;

10) неоднократное нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц и решения иных входящих в их компетенцию вопросов;

11) дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим официальным лицам для получения с использованием должностных полномочий указанных лиц имущественной выгоды, блага либо преимущества;

12) явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

12-1) грубые нарушения требований к организации и проведению проверок в отношении субъектов частного предпринимательства, установленных в подпунктах 1, 2, 3, 4 и 7 статьи 23, подпунктах 2, 6 и 8 пункта 2 статьи 28 Закона Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»;

13) делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим или юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль и надзор за нею;

13-1) передача государственных контрольных и надзорных функций организациям, не имеющим статуса государственного органа;

14) участие в азартных играх денежного или иного имущественного характера с вышестоящими, или нижестоящими, либо находящимися с ними в иной зависимости по службе или работе должностными лицами.

Совершение лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций или приравненными к ним, какого-либо из указанных в подпунктах 1, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 12-1 и 14 пункта 1 указанной статьи правонарушений, если оно не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет понижение в должности, а в случае отсутствия вакантной нижестоящей должности -наложение в установленном законом порядке дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

Повторное совершение любого из указанных правонарушений в течение года после наложения дисциплинарного взыскания за первое правонарушение влечет увольнение с должности или иное освобождение от выполнения государственных функций в установленном законом порядке.

Совершение лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, какого-либо из указанных в подпунктах 2, 3, 4, 5, 9, 13, 13-1 пункта 1 этой статьи правонарушений, если оно не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет увольнение с должности или прекраще-

ние выполнения государственных функций в установленном законом порядке.

В случае совершения депутатами Парламента Республики Казахстан или лицами, указанными в подпункте 2 пункта 3 статьи 3 Закона о борьбе с коррупцией какого-либо из указанных в пункте 1 статьи 38 Закона о борьбе с коррупцией правонарушений, органы, ведущие борьбу с коррупцией, уведомляют об этом соответствующую избирательную комиссию, которая обязана в течение пяти дней со дня поступления материалов довести их до сведения Парламента3.

Ответственность за совершение коррупционных правонарушений зависит от характера коррупционного правонарушения, которые по законодательству Республики Казахстан подразделяются на дисциплинарные проступки, административные правонарушения и уголовные преступления. Учитывая требования редакций журналов к объему публикуемых научных статей в данной статье рассматриваются только вопросы правового регулировании ответственности за уголовно наказуемые коррупционные деяния в действующем законодательстве Республики Казахстан. Эти вопросы в свое время были детально рассмотрены учеными Республики Казахстан в монографии «Проблемы противодействия коррупции по уголовному законодательству Республики Казахстан» . Однако после выхода в свет данного труда в антикоррупционном уголовном законодательстве Республики Казахстан произошли существенные изменения, которые требуют нового научного осмысления.

С момента принятия Закона о борьбе с коррупцией список коррупционных преступлений неоднократно подвергался изменениям.

Непосредственно после принятия Закона борьбе с коррупцией круг коррупционных преступлений был определен совместным приказом Генерального прокурора Республики Казахстан от 13 октября 1998 года и Министра юстиции Республики Казахстан от 16 октября 1998 года № 110/886 ЦА5 и охватывал 21 состав преступления.

Следующим совместным приказом Генерального прокурора Республики Казахстан от 4 марта 1999 года и Министра юстиции Республики Казахстан от 9 марта 1999 года6 к разряду коррупционных преступлений были отнесены 13 составов.

5 июня 2000 года круг коррупционных преступлений был вновь изменен совместным приказом Генерального прокурора Республики Казахстан и Министра юстиции Республики Казахстан № 27 «О признании коррупционными ряда преступлений» в количестве 16 составов преступлений.

С 1 января 2015 года вступил в силу новый Уголовный кодекс Республики Казахстан (далее - УК). Как и Уголовный Кодекс Республики Казахстан 1997 года, УК содержит отдельную Главу «Коррупционные и иные уголовные правонарушения против интересов государственной службы и государственного управления». Однако, в отличие от прежнего в УК перечень коррупционных преступлений вынесен в глоссарий (разъяснение некоторых понятий, содержащихся в кодексе). К ним от-

3 http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1009795. Дата обращения 10 сентября 2015 года.

4 Борчашвили И.Ш., Рахметов С.М. Проблемы противодействия коррупции по уголовному законодательству Республики Казахстан: Монография. Алматы: Норма-К, 2012.

5 niiep.keu.kz/publications_and_writings/article/article%20ha% 2014.рйр. Дата обращения 17 сентября 2015 года.

6 Борчашвили И.Ш., Рахметов С.М. Указ соч. С. 45.

носятся деяния, предусмотренные статьями: 189 (пункт 2) части третьей), 190 (пункт 2) части третьей), 215 (пункт 3) части второй), 216 (пункт 4) части второй), 217 (пункт 3) части третьей), 218 (пункт 1) части третьей), 234 (пункт 1) части третьей), 249 (пункт 2) части третьей), 307 (пункт 3) части третьей), 361, 362 (пункт 3) части четвертой), 364, 365, 366, 367, 368, 369, 370, 450, 451 (пункт 2) части второй) и 452 УК7.

Аслан Аталыков, заместитель начальника Управления 10-го Департамента Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, исследуя новеллы антикоррупционного законодательства, так характеризует их особенности:

Во-первых, значения используемых в новом кодексе терминов по коррупционным и должностным преступлениям раскрываются в глоссарии. Это придает кодексу более удобный и понятный формат, а также правовую определенность.

Во-вторых, в новом УК даны четкие понятия и примеры таким терминам, как «тяжкие последствия» и «существенный вред». Раньше эти квалифицирующие признаки также содержались в диспозициях коррупционных статей старого кодекса, но нигде не разъяснялось, что именно относить к тяжким последствиям, а что к существенному вреду.

В-третьих, в статьях о получении и дачи взятки появился новый квалифицирующий признак «значительный размер», определяемый как сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгоды имущественного характера от 50 до 3000 тысяч месячных расчетных показателей (в 2015 году 1 МРП составляет 1982 тенге).

Увеличены также минимальные и максимальные пороги пределов крупного и особо крупного размера взятки. Если в прежнем УК крупным размером взятки признавалась сумма свыше 500 МРП, то в новом кодексе -от 3000 до 10000 МРП. Особо крупной взяткой считается сумма, превышающая 10000 МРП (раньше была - от 2000 МРП).

В-четвертых, новый УК усилил ответственность лиц, совершивших коррупционные преступления, в том числе путем введения ряда запретов и ограничений. Если ранее лишение права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность применялось на срок до 7 лет, то теперь этот вид дополнительного наказания за коррупционные преступления назначается обязательно и пожизненно.

К лицам, совершившим коррупционные преступления, не применяется условное осуждение, а также на них не распространяются положения об освобождении от уголовной ответственности в связи с примирением, установлением поручительства, истечением срока давности преступления и приговора.

Также теперь по всем составам коррупционных преступлений санкции статей предусматривают конфискацию имущества.

В отношении осужденных коррупционеров, кто имел государственные награды, специальное, воинское, почетное или иное звание, классный чин, дипломатический ранг или квалификационный класс, новый закон обязывает суды вносить представления об их лишении. Ранее это было правом суда.

Должностных лиц иностранного государства или международной организации новый УК определил в качест-

7 http://prokuror.gov.kz/rus/novosti/stati/o-novshestvah-protivodey-stviya-korrupcii-v-ugolovnom-kodekse-respubliki-kazahstan. Дата обращения 16 сентября 2015 года.

ве субъектов получения и дачи взятки прямо в диспозиции статей 366 и 367 УК.

Ни одна санкция за взяточничество ныне не предусматривает такое наказание, как ограничение свободы, которое отбывается осужденным по месту жительства без изоляции от общества. Получение или дача взятки, совершенные преступной группой, стали особо тяжкими преступлениями. Ранее эти составы относились к категории тяжких преступлений.

В-пятых, за получение, дачу взятки и за посредничество в них предусмотрено новое наказание - штраф, кратный сумме взятки.

Кратный штраф, как альтернативное наказание, введен во всех санкциях статей за взяточничество, тогда как ранее по квалифицированным составам применялось только лишение свободы8.

Таким образом, УК дифференцировал уголовную ответственность за коррупционные преступления в зависимости от размера причиненного вреда, что существенно повысил эффективность уголовно-правовой борьбы с коррупцией. Несмотря на это, УК содержит некоторые погрешности, которые должны быть устранены путем внесения в него соответствующих изменений.

Прежде всего, это касается вопроса о том, что в УК не решен вопрос об уголовной ответственности юридических лиц. Разработанный на это счет в 2010 году законопроект был неоднократно обсужден и представлен в Мажилис Парламента, однако 24 февраля 2012 года был отозван разработчиками9.

Не реальным в смысле исполнения является такая новелла УК, как кратность штрафа. В УК предусматривается за получение взятки до 50 месячных расчетных показателей (МРП) наказывать в 20-кратном размере от суммы полученной взятки, от 50 МРП до 3000 МРП в 30-кратном размере, от 3000 МРП до 10000 МРП - в 40-кратном размере и свыше 10000 МРП - в 50-кратном размере. То есть, получив взятку в 20 млн тенге, коррупционер должен вернуть 1 млрд тенге, что не реально. Абсурдность данного требования ставит под сомнение исполнимость данного вида наказания.

Поэтому требуется обобщение опыта применения этих и других норм УК для внесения соответствующей корректировки в антикоррупционное законодательство.

Список литературы:

1. Борчашвили И.Ш., Рахметов С.М. Проблемы противодействия коррупции по уголовному законодательству Республики Казахстан: Монография. Алматы: Норма-К, 2012.

2. http://adilet.zan.kz/rus/docs/U990000321_ .

3. http://bankreferatov.kz/zakon/992-zakon-o-borbe-s-koruptsiey.html?start= 13.

4. http://egov.kz/wps/portal/Content?contentPath=/egovc ontent/employment/gos_%20service/article/ otvetstvennost%20za%20korrupciu&lang=ru.

5. http://fin.zakon.kz/4608931-disciplinarnaja-otvetstvennost-na.html.

6. http://kst.prokuror.kz/rus/novosti/press-releasy/administrativnye-korrupcionnye-pravonarusheniya.

7. http://nurotan.kz/ru/programma-protivodeystviya-korrupcii-partii-nur-otan-na-2015-2025-gody.

8. http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1009795.

9. http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1013958.

10. http://prokuror.gov.kz/ru s/novosti/stati/o-novshestvah-protivodeystviya-korrupcii-v-ugolovnom-kodekse-respubliki-kazahstan.

11. http://strategy2050.kz/ru/news/24101..

12. http://tengrin ews .kz/kaza М sta п_п ews/fi npolitsiya-kazahstana-otzovet-zakonoproekt-ugolovnoy-208938/.

13. https://www.interfax.kz/?lang=rus&int_id=10&news_i d=7019.

14. http://tengrinews.kz/zakon/generalnaya_prokuratura _respubliki_kazahstan/sud/id-V15W0010347/.

15. http://tengrinews.kz/zakon/prezident_respubliki_kaza hstan/trud/id-U990000321_/.

16. http://www.defacto.kz/content/osobennosti-privlecheniya-k-distsiplinarnoi-otvetstvennosti-gosudarstvennykh-sluzhashchikh.

17. niiep.keu.kz/publications_and_writings/article/article %20ha%2014.php.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рецензия

на статью соискателя степени кандидата юридических наук Иманова Ибрагима Альжановича «К вопросу о правовом регулировании противодействия коррупции в Республике Казахстан»

Статья на тему «К вопросу о правовом регулировании противодействия коррупции в Республике Казахстан» посвящена анализу того правового поля, в котором сегодня ведется противодействие коррупции в данной стране. Автор анализирует основы законодательства, регламентирующего уголовную ответственность за коррупционные правонарушения.

Акцентируется внимание на том факте, что по казахстанскому законодательству правонарушения делятся по направленности на коррупционные правонарушения и правонарушения, создающие условия для коррупции. Указано, что список коррупционных преступлений в Казахстане неоднократно подвергался изменениям

Автором вносятся назревшие и верифицируемые данными практики обоснованные предложения, которые затрагивают как совершенствование действующего законодательство Республики Казахстан, так и необходимость введения принципиально нового акта.

Статья отличается новизной, обоснованностью и достоверностью выводов и может быть рекомендована для публикации в журнале, включенном в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий», в которых в соответствии с решением Президиума ВАК Минобрнауки России должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по праву.

Заведующий отделом проблем организации прокурорской деятельности нии Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук К.И.Амирбеков

8 Там же.

9

http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/finpolitsiya-kazahstana-otzovet-zakonoproekt-ugolovnoy-208938/. Дата обращения 16 сентября 2015 года; https://www.interfax.kz/?lang=rus&int_id =10&пете^=7019. Дата обращения 16 сентября 2015 года и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.