УДК 343.1
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРИНЦИПА ГЛАСНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
М. А. Залоило1
В данной статье рассматривается один из самых важных и фундаментальных принципов всего процессуального производства. Принцип гласности является основополагающим конституционным принципом, который с положительной стороны влияет на отношение граждан к судебной системе. В работе рассматривается и анализируется принцип гласности и его взаимоотношения в иерархии принципов уголовного судопроизводства в Российской Федерации. Приводится обзор нормативно правовых актов, как Российской Федерации, так и международного законодательства которые регулируют важнейшие конституционные принципы, в том числе и принцип гласности. Также в статье проанализирован принцип гласности во взаимодействии с СМИ и судебной системы, который обеспечивает прозрачность реализации правосудия.
Ключевые слова: принцип, гласность, конституционность, открытость, судебная система, судебное разбирательство, средства массовой информации, концепция, федеральная программа.
Согласно Конституции Российской Федерации, в частности ч.1 ст.123, Разбирательство дел во всех судах открытое [1]. В данной статье сформулирован и закреплён важный конституционный принцип — принцип гласности судебного разбирательства. По нашему мнению, принцип гласности является одним из главенствующих принципов. Однако наряду с ним существует ряд других принципов. Согласно статьям 10, 11, 12, 13. Уголовно Процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) в УПК РФ закреплён так же принцип защищенности и неприкосновенности частной жизни, жилища, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. В связи с этим возникает вопрос, какой же принцип имеет доминирующие положение. Конституция РФ прямо указывает нам о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и находятся под охраной государства. В связи с этим можно сделать вывод о том, что принцип гласности, каким бы фундаментальным он не был, должен иметь в себе ряд исключений, которые далее будут проанализированы. Рассмотрим более детально сам принцип гласности.
Принцип гласности означает открытость судебного заседания для всех участников судебного заседания, а также для любого гражданина, который достиг шестнадцатилетнего возраста. Этот принцип распространяется и на представителей средств массовой формации (СМИ). Распространение данного принципа на средства
1 Залоило Мария Александровна — студент магистратуры, 1 курс, Таврическая академия, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь
30
массовой информации необходимо для освещения хода и результата судебного заседания.
Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации помимо принципа гласности закрепляет ряд других принципов, которые в своем роде ограничивают принцип гласности. Принцип защищенности и неприкосновенности частной жизни, жилища, личной и семейной тайны, тайны переписки и иных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений напоминает нам о высшей ценности законодательства в Российской Федерации — человеке. Данный принцип вносит в УПК РФ ряд исключений относительно принципа гласности, а именно закрытое судебное заседание. Закрытое судебное заседание возможно только в случаях, прямо указанных в законе. К этим исключениям относят, когда разбирательство может привести к разглашению государственной тайны, или иной тайны находящейся под охраной закона, также в закрытом судебном заседании должны рассматриваться дела о преступлениях, которые совершило лицо, не достигшие шестнадцати лет. К данному перечню дел также относят половые преступления, а также преступления, которые могут повлечь раскрытие сведений об интимной жизни участников процесса. Последним исключением проведения закрытого судебного заседания является безопасность участников судебного разбирательства, их близких или родственников.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2012 г. №35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов», осуществление открытости и гласности судопроизводства, организации доступа граждан, организаций, представителей власти и средств массовой информации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации [2].
Обеспечение открытости и гласности подтверждается Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г., а также рядом федеральных конституционных законов, таких как: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. Ш-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», рядом федеральных законов, в том числе Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. К262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее — Закон об обеспечении доступа к информации), Федеральным законом от 27 декабря 1991 г. N2124-1 «О средствах массовой информации» а также Гражданско-процессуальным кодексом и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации [2].
Тема открытости судебной власти получила свое закрепление в Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 гг.». Особое внимание в данной программе обращается на то, что посредством принципа гласности, реализуемого через освещение деятельности судов, производится предупреждение коррупционных проявлений, формируется доверие граждан к российской судебной системе.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. №16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»» упоминается, что открытость и гласность судебного
разбирательства являются гарантией справедливого осуществления правосудия [3]. К примеру, судья не может препятствовать представителям средств массовой информации в получении доступа в судебное заседание и к освещению конкретного процесса, за исключением случаев, когда дело рассматривается в закрытом судебном заседании или журналист удален из зала за нарушение порядка.
Взаимодействие судебной власти со СМИ в настоящее время достаточно быстро развивается. Именно через СМИ достигается прозрачность судебной системы. В Постановлении Совета Судей № 76 обращается внимание на то, что суду необходимо обеспечивать доступ СМИ к освещению судебных процессов, имеющих резонансное значение для общества. С развитием и расширением средств массовой информации, доступность к информации о деятельности судов стала значительно проще. К примеру, появились веб-сайты судов, через которые можно узнать последние правовые изменения, отслеживать ход судебного процесса. Также на данных веб-сайтах указана информация об управлении по взаимодействию с общественностью и СМИ Судами РФ (Пресс-центр). Однако в данных управлениях и пресс-центрах, по нашему мнению, необходимо добавить статистические данные для более простого понимания и повышения доверия граждан к судебной системе. Статистические данные в виде процентного соотношения по определенным категориям обращений, освещений в СМИ, количества разрешенных дел и т. д., по нашему мнению, внесли бы ясность для многих граждан, которые не имеют определённых знаний и навыков, а также это повысило бы уверенность граждан к судебной системе РФ.
Также в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» обращается внимание на то, что судья не обязан давать каких-либо объяснений по делам, находящимся в процессе или уже завершённым [4]. Но судья вправе давать журналистам интервью или выступать на пресс-конференции по поводу уже завершенного дела. Законодатель, урегулировав данный вопрос, предоставил суду право, а не обязанность, давать интервью или высказывать свою точку зрения по существу рассмотренных дел. В статье 13 «Взаимодействие со средствами массовой информации» Кодекса судейской этики, утвержденного на 8 Всероссийском съезде судей в декабре 2012 г., отмечается, что судья должен способствовать освещению в СМИ работы суда [5].
Принцип гласности достаточно многогранен. Гласность является обеспечением защиты прав и законных интересов участников процесса. Благодаря принципу гласности граждане могут осуществлять контроль и следить за ходом процесса с независимой стороны. Это в свою очередь исключает осуществление каких-либо незаконных действий, с одной стороны, от участников судебного процесса, с другой стороны, — от лица, осуществляющего правосудие. Принцип гласности судопроизводства является демократичным принципом, заключающимся в открытом судебном разбирательстве всех дел, публичном провозглашении судебный решений. Данный принцип выражает доверие общества к судебной власти, что является важнейшим индикатором независимого и справедливого правосудия. Принцип гласности помогает гражданам осуществлять контроль над осуществлением правосудия. Самым главным закреплением данного принципа является реализация его в Конституции Российской Федерации.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. №1-ФКЗ). М.: Кодекс, 2020.- ч.1 ст. 123 // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2012 г. №35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов» // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139119/
3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 г. №16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL:
www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n= 160618#0714346017295109
4. О статусе судей в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 26.06.1992 г. № 3132-1: с изм. на 31.07.2020 № 268-ФЗ. М.: Кодекс, 2020 // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_648/
5. Кодекс судейской этики (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012) (ред. от 08.12.2016): Закон Российской Федерации от 19.12.2012: с изм. на 08 декабря 2016. М.: Кодекс, 2020, ст. 13 // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139928/
ON THE QUESTION OF THE LEGAL REGULATION OF THE PRINCIPLE OF TRANSPARENCY IN CRIMINAL PROCEEDINGS
M. A. Zaloilo Tauride Academy, Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol
This article deals with one of the most important and fundamental principles of all procedural proceedings. The principle of transparency is a fundamental constitutional principle that positively affects the attitude of citizens towards the judicial system. The work examines and analyses the principle of transparency and its relationship in the hierarchy of principles of criminal procedure in the Russian Federation. An overview is given of the normative legal acts, both of the Russian Federation and of international legislation, which regulate the most important constitutional principles, including the principle of publicity. The article also analyzes the principle of transparency in cooperation with the media and the judicial system, which ensures transparency in the implementation of justice.
Key words: principle, publicity, constitutionality, openness, judicial system, trial, media, concept, federal program.