Научная статья на тему 'Информационная открытость и гласность правосудия'

Информационная открытость и гласность правосудия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3046
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОСТЬ ПРАВОСУДИЯ / ГЛАСНОСТЬ СУДОПРОИЗВОДСТВА / ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ / ПОРЯДОК ФОТОИ ВИДЕОСЪЕМКИ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ / OPENNESS OF JUSTICE / PUBLICITY OF LEGAL PROCEEDINGS / ACCESS TO INFORMATION ON AN ACTIVITY OF THE COURTS / AN ORDER PHOTO AND VIDEO FI LMING IN A COURT SESSION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ягупова Д. А.

В статье рассматриваются вопросы открытости правосудия, основные принципы и способы доступа к информации о деятельности судов, в том числе в рамках Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». В статье также рассматриваются вопросы гласности судопроизводства, порядок фотои видеосъемки в судебном заседании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION OPENNESS AND PUBLICITY OF JUSTICE

In article questions of openness of justice, the basic principles and ways of access to information on an activity of the courts, including within the Federal law from 22.12.2008 N 262-FZ «About ensuring access to information on an activity of the courts in the Russian Federation» are considered. In article questions of publicity of legal proceedings, an order photo and video fi lming in a court session also are considered.

Текст научной работы на тему «Информационная открытость и гласность правосудия»

ФИЛОЛОГИЯ

Д.А. ЯГУПОВА

главный специалист отдела по взаимодействию со средствами массовой информации администрации города Орла, член Союза журналистов России E-mail: [email protected] Тел.: 8 920 286 64 04

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ И ГЛАСНОСТЬ ПРАВОСУДИЯ

В статье рассматриваются вопросы открытости правосудия, основные принципы и способы доступа к информации о деятельности судов, в том числе в рамках Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». В статье также рассматриваются вопросы гласности судопроизводства, порядок фото- и видеосъемки в судебном заседании.

Ключевые слова: открытость правосудия, гласность судопроизводства, доступ к информации о деятельности судов, порядок фото- и видеосъемки в судебном заседании.

Формирование демократических институтов подразумевает прозрачность судебной системы, что является объективным критерием независимости «третьей власти». И на прессу, как на единственный, по сути, публичный механизм распространения информации, ложится серьезная гражданская ответственность по донесению этого «послания» до общества.

В своем Послании Федеральному Собранию РФ в ноябре 2008 года Президент России Д.А. Медведев обратил внимание судов на информационную открытость и в частности на то, что граждане должны получать достоверные сведения о функционировании судебной системы.

Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев в своих выступлениях особо подчеркивает, что «существенная роль в предупреждении коррупционных проявлений и одновременно в формировании объективного образа российской судебной системы принадлежит средствам массовой информации. Их деятельность направлена на то, чтобы довести до общества правду о работе судов»1.

Правосудие должно быть открытым не только для участников судебного процесса, но и для общества в целом.

Именно поэтому вопросы открытости и доступности правосудия в последнее время широко обсуждаются как юридической общественностью, так и представителями масс-медиа, которые непосредственно заинтересованы в оперативном получении информации по поводу того или иного дела, рассматриваемого в суде. Более того, и хозяйствующие субъекты, предприниматели, и простые граждане - те, кто нечасто сталкивается с проблемами юридического характера, - проявляют все больший интерес к вопросам судопроизводства, поскольку

http: //www. vsrf. ru/

начинают понимать, что наиболее эффективный механизм защиты их прав и свобод - это суд.

Сегодня открытость правосудия давно уже не является частным делом судей, а стала направлением государственной политики. На VI Всероссийском съезде судей Президент Российской Федерации В. В. Путин неоднократно подчеркивал, что для судебной системы излишняя закрытость чрезвычайно вредна, поскольку создает информационный вакуум, который и порождает ложные стереотипы в отношении работы судов. В этой связи огромную значимость приобретают такие демократические инструменты, как прозрачность, доступность правосудия, а также своевременное информирование общественности о ходе того или иного разбирательства. Поэтому не случайно в судах первой инстанции всё больше внимания уделяется развитию института пресс-секретарей, суды стараются не только оперативно реагировать на запросы СМИ, но и непосредственно воздействовать на состояние информационного поля, создают собственные Интернет-сайты. Активность в этом направлении продиктована сложившимися новыми историческими, экономическими и политическими реалиями.

Говоря об открытости правосудия, нет нужды лишний раз доказывать, насколько важно соблюдение этого принципа в повседневной жизни российских судов. Обеспечивая открытость своей деятельности, суд не только реализует конституционное право граждан на получение объективной информации, способствует построению гражданского общества, но и существенно укрепляет авторитет судебной власти, улучшает качество судейской работы2.

1 июля 2010 года - важная для российской судеб-

2 http ://www. kadis. ru/daily/dayjust.phtml?cm= 1 &id=36684/

© Д.А. Ягупова

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

ной системы и средств массовой информации дата. В этот день вступил в силу Федеральный закон от 22 декабря 2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Подавляющее большинство экспертов полагают, что это событие ознаменовало собой новый этап взаимоотношений российских судов со средствами массовой информации, а также повлияло на жизнь российского общества в целом. Это стало большим шагом вперед к открытости правосудия.

Недоступность информации о судах вынуждала как граждан, так и представителей СМИ ориентироваться не на первоисточники, каковыми могут и должны являться тексты судебных актов, а на мнение заинтересованных сторон.

1 июля каждый заинтересованный человек получил доступ к базам данных судебных решений: в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» тексты судебных актов стали публиковаться на официальных сайтах судов3.

Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности судов в рамках Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее Закон № 262-ФЗ) являются:

1. открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2. достоверность информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления;

3. свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом;

4. соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации; соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов;

5. невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов4.

Законом № 262-ФЗ доступ к информации о деятельности судов ограничивается, если указанная

3 От редакции. Тема номера: время сотрудничать. Судья 2011; 1:10.

4 Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от

18.07.2011) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»// СПС «Консультант плюс».

информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.

Доступ к информации о деятельности судов обеспечивается следующими способами:

1. присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании;

2. обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в средствах массовой информации;

3. размещение информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

4. размещение информации о деятельности судов в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях;

5. ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах;

6. предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов5.

Информация о деятельности судов может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.

Основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности судов являются:

1) достоверность предоставляемой информации о деятельности судов;

2) соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности судов;

3) изъятие из предоставляемой информации о деятельности судов сведений, доступ к которым ограничен.

Информация о деятельности судов не предоставляется в случаях, если:

1) содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности судов;

2) в запросе не указаны почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;

3) запрашиваемая информация не относится к деятельности суда, Судебного департамента, органа Судебного департамента, органа судейского со-

5 Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от

18.07.2011) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»// СПС «Консультант плюс».

ФИЛОЛОГИЯ

общества, в которые поступил запрос;

4) запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;

5) запрашиваемая информация является вмешательством в осуществление правосудия;

6) предоставление запрашиваемой информации не позволяет обеспечивать безопасность участников судебного разбирательства;

7) запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией;

8) в запросе ставится вопрос о толковании нормы права, разъяснении ее применения или правовой оценке судебных актов, выработке правовой позиции по запросу, проведении анализа судебной практики или выполнении по запросу иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

Суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества имеют право не предоставлять информацию о деятельности судов по запросу, если эта информация опубликована в средствах массовой информации или размещена на официальных сайтах судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента6.

В соответствии с Законом № 262-ФЗ на официальном сайте суда представлены:

1) общая информация о суде:

а) наименование суда, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

б) организационная структура суда, а также структурные подразделения аппарата суда;

в) компетенция суда;

г) перечень законов, регламентирующих деятельность суда;

д) регламент суда и иные акты, регулирующие вопросы внутренней деятельности суда;

е) фамилии, имена и отчества председателя суда, заместителей председателя суда, судей, основания наделения полномочиями председателя суда, заместителей председателя суда, судей;

2) информация, связанная с рассмотрением дел в суде:

а) требования, предъявляемые к форме и содержанию документов, используемых при обращении в суд, и (или) образцы этих документов, порядок представления указанных документов в суд;

б) сведения о находящихся в суде делах: реги-

6 Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от

18.07.2011) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»// СПС «Консультант плюс».

страционные номера дел, их наименования или предмет спора, информация о прохождении дел в суде, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено, заключено мировое соглашение, заявление оставлено без рассмотрения, иное с учетом особенностей соответствующего судопроизводства);

3) сведения о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для нужд суда в соответствии с законодательством РФ.

Размещение информации в сети Интернет осуществляется в сроки, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информации своих прав и законных интересов.

В условиях информационной открытости и уровень правой культуры наших граждан, и их доверие к суду, безусловно, будет только расти. Открытость подразумевает и высказывание позиции суда по тому или иному делу. И журналисты, получив информацию из первых уст, не будут домысливать то, чего не было, искажать информацию.

«Разбирательство дел во всех судах открытое» -так сформулирован принцип открытости судебного процесса в Конституции РФ (ст. 123) и действующих процессуальных кодексах.

Открытость судопроизводства означает гласное, публичное и непосредственное исследование судом всех доказательств по делу. Особенно это важно в уголовном судопроизводстве.

Открытость означает также возможность свободного, за исключением предусмотренных законом случаев, участия в судебном разбирательстве не только участников судебного процесса, но других лиц в качестве наблюдателей. Такое участие является формой общественного контроля за соблюдением принципов правосудия, соблюдением не только судебных процедур, но и их содержания.

Большей частью информацию о деятельности судов и судебной системы в целом население получает через различные средства массовой информации, а не посредством личного присутствия в зале судебного заседания. Такое положение возлагает на журналистов величайшую ответственность за объективность и достоверность информации о работе судов, так как любая предвзятость, односторонность и уж тем более злой умысел, формирует в людях недоверие к правосудию, подрывает веру граждан в справедливость7.

Взаимодействие органов правосудия со средствами массовой информации является одним из

7 http://www.ekboblsud.ru/

Шэй

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

условий реализации принципа гласности. В соответствии с принципом гласности предусматривается возможность через средства массовой информации освещать ход судебного разбирательства. Несмотря на это, Конституция РФ допускает ограничения гласности при судебном разбирательстве, если иные нравственные интересы имеют более существенное значение. В этом случае формирование судейского усмотрения при ограничении права на гласное судебное разбирательство предусматривает широкие возможности суда при их обосновании с позиции морали.

Как отмечает председатель Верховного суда РФ В.М. Лебедев, запрет на присутствие журналистов (а, следовательно, на аудио-, видеозапись) в судебном заседании в каждом конкретном случае должен быть мотивирован судом со ссылкой на особые обстоятельства, не допускающие публичность, и игнорирование которых способно отрицательно отразиться на интересах правосудия8. Такими обстоятельствами могут быть признаны отказ подсудимого давать показания перед телекамерой, возражения потерпевших и свидетелей против видеосъемки, например, исходя из интересов своей безопасности. При этом степень состоятельности подобных возражений определяет суд.

Тем не менее, у журналистов получение информации о происходящих судебных процессах и деятельности суда вызывает трудности. Усугубляет ситуацию то, что сами журналисты иногда не имеют четкого представления о соответствующих своих правах и обязанностях.

В соответствии с процессуальным правом в открытом заседании особыми правами по сравнению с обычным гражданином журналист не пользуется. Но у него не может быть и меньше прав, чем у другого гражданина. Например, чтобы пройти в зал заседаний, нет необходимости предъявлять редакционное удостоверение.

Однако в соответствии с нормами массовоинформационного права, основанными на положениях Конституции РФ, у журналистов есть дополнительные права как находиться в суде, как и в любом другом государственном органе, организации, общественном объединении, так и получать из них информацию на приоритетной основе.

Прежде необходимо понимать, кого закон относит к категории «журналистов». Под журналистом понимается «лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся та-

8 http: //www. vsrf. ru

кой деятельностью по ее уполномочию»9. Из этого следует, что профессиональный статус журналиста распространяется как на штатных сотрудников редакций, так и на внештатных, в том числе на не связанных договорными отношениями с редакцией внештатных авторов и корреспондентов при выполнении ими ее поручений10.

Посещая открытые судебные заседания, журналист, как и любой присутствующий, вправе вести письменную запись и стенограмму процесса, а также фиксировать ход процесса иным письменным способом (например, делать рисунки). Ему разрешается вести звукозапись, если это не создает препятствий для судебного разбирательства. Указанная оговорка, видимо, применима в тех случаях, когда запись ведется, условно говоря, не «для памяти», а «для ретрансляции» по радио, телевидению и т.п. Во втором случае диктофона «на коленях» присутствующего в зале недостаточно, желательно применение выносных микрофонов, перемещение журналиста по залу, что может отвлекать участников рассмотрения дела, создавать трудности в поддержании надлежащего порядка на заседании. Как представляется, в первом случае специального разрешения судьи, рассматривающего дело, для проведения звукозаписи не требуется11.

Однако такое разрешение необходимо иметь для кино- и фотосъемки, производства видеозаписи, трансляции заседания по радио и ТВ. Об этом говорится в статье 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации («Лица, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право делать заметки по ходу заседания, фиксировать его с помощью средств звукозаписи. Кино- и фотосъемка, видеозапись, а также трансляция судебного заседания арбитражного суда по радио и телевидению допускается с разрешения судьи - председательствующего в судебном заседании»)12.

В статье 241 Уголовно-процессуального кодекса РФ указано:

1. Разбирательство уголовных дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

9 Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 11.07.2011) «О средствах массовой информации» // СПС «Консультант плюс».

10 Рихтер А.Г. Нормы информационного права и гласность

судопроизводства. В кн.: Проблемы транспарентности правосудия: Монография. Ред.-сост. Е.Б. Абросимова, С.Л. Чижков]. М.:

ЛексЭст, 2005. С. 130.

11 Рихтер А.Г. Нормы информационного права и гласность судопроизводства. В кн.: Проблемы транспарентности правосудия: [монография]/[ред.-сост. Е.Б. Абросимова, С.Л. Чижков. М.: ЛексЭст, 2005. С. 131.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 «Арбитражный процессуальный кодекс Российской

Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 25.06.2012) // СПС «Консультант плюс».

ФИЛОЛОГИЯ

2. Закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда:

1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;

2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет;

3) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;

4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

5. Лица, присутствующие в открытом судебном заседании, вправе вести аудиозапись и письменную запись. Проведение фотографирования, видеозаписи и (или) киносъемки допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании13.

В статье 10 Гражданско-процессуального кодекса РФ указано:

1. Разбирательство дел во всех судах открытое.

2. Разбирательство в закрытых судебных заседаниях осуществляется по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также по другим делам, если это предусмотрено федеральным законом. Разбирательство в закрытых судебных заседаниях допускается и при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.

4. О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании в отношении всего или части судебного разбирательства суд выносит мотивированное определение.

7. Лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью

13 «Уголовно'-процессуальный кодекс Российской

Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // СПС «Консультант плюс».

средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда.

8. Решения судов объявляются публично, за исключением случаев, если такое объявление решений затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних14.

Разрешение на фото- и видеосъемку следует получать по следующим причинам.

Первая заключается в том, что, заметив видео- и фотоаппаратуру в зале суда, участники процесса зачастую меняют свое поведение: позируют либо, наоборот, начинают стесняться, вести себя скованно.

Вторая причина состоит в том, что фотовспышки, движение камер, производимый при съемке шум видеоаппаратуры — все это отвлекает участников от хода процесса, сбивает их с мысли. В любом случае страдает нормальный порядок разбирательства, что мешает объективному отправлению правосудия.

Поэтому для того чтобы удалить камеры из зала заседаний, судье, рассматривающему дело, достаточно возражения любой из сторон. Но даже если стороны не возражают, судья может наложить запрет, исходя из собственного представления о нецелесообразности съемки в силу создания при ее проведении помех для судебного разбирательства.

Третьей, неформальной причиной запрета на проведение записи может послужить и то, что объективная фиксация происходящего записывающей аппаратурой может указать и на ошибки самого судьи, показать его недостаточный профессионализм15.

Таким образом, правосудие в Российской Федерации основано на принципах открытости и гласности судопроизводства. Эти принципы являются не самоцелью, а средством формирования позитивного общественного мнения о деятельности судебной системы, повышения уровня доверия населения к правосудию. Одновременно данные принципы выступают в качестве правовой основы для взаимодействия судов и средств массовой информации. Несмотря на специфику целей и задач, методов работы, суды и средства массовой информации действуют в одном информационном пространстве, что обязывает их вырабатывать соответствующие формы взаимодействия.

14 «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.06.2012) // СПС «Консультант плюс».

15 Рихтер А.Г. Нормы информационного права и гласность судопроизводства. В кн.: Проблемы транспарентности правосудия. Монография. Ред.-сост. Е.Б. Абросимова, С. Л. Чижков. М.: ЛексЭст, 2005. С. 131-132.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Библиографический список

1. От редакции. Тема номера: время сотрудничать. Судья 2011; 1:10.

2. Проблемы транспарентности правосудия. Монография. Ред.-сост. Е.Б. Абросимова, С. Л. Чижков. М.: ЛексЭст, 2005. 328 с.

3. Рихтер А.Г. Нормы информационного права и гласность судопроизводства. В кн.: Проблемы транспарентности правосудия. Монография. Ред.-сост. Е.Б. Абросимова, С.Л. Чижков. М.: ЛексЭст, 2005. С. 130-132.

4. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 25.06.2012) // СПС «Консультант плюс».

5. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.06.2012) // СПС «Консультант плюс».

6. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // СПС «Консультант плюс».

7. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 11.07.2011) «О средствах массовой информации» // СПС «Консультант плюс»

8. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 11.07.2011) «О средствах массовой информации» // СПС «Консультант плюс».

9. Конституция РФ // СПС «Консультант плюс»

10. Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»// СПС «Консультант плюс».

11. http://www.ekboblsud.ru/

12. http://www.kadis.ru/daily/dayjust.phtml?cm=1&id=36684/

13. http://www.vsrf.ru/

In article questions of openness ofjustice, the basic principles and ways of access to information on an activity of the courts, including within the Federal law from 22.12.2008 N 262-FZ «About ensuring access to information on an activity of the courts in the Russian Federation» are considered. In article questions ofpublicity of legal proceedings, an order photo and video filming in a court session also are considered.

Key words: openness of justice, publicity of legal proceedings, access to information on an activity of the courts, an order photo and video filming in a court session.

D.A. YAGUPOVA

INFORMATION OPENNESS AND PUBLICITY OF JUSTICE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.