Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
гражданский договор / договоры поставок / поставщик / закупки / тендер / торги / классификация форм / civil contract / supply contracts / supplier / purchases / tender / bidding / classification of forms

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фадеев Алексей Викторович

Статья исследует процедуру, механизмы и способы урегулирования порядка определения поставщика при осуществлении государственных и муниципальных закупок в рамках Федерального закона 44, а также рассматривает «подводные камни» и юридические коллизии, встречающиеся при регулирование данного вида правоотношений в рамках реализации законных прав. Показано, что важность темы обусловлена вопросами не только хозяйственного и профессионального, но и репутационного характера. Правильное определение поставщика является одним из основных условий при осуществлении закупочной деятельности и реализации договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Характеризуя проблемы осуществления прав контрагентов по договору поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, автор полагает, что следует повысить штрафные санкции за нарушение законодательства «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фадеев Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF LEGAL REGULATION OF THE PROCEDURE FOR DETERMINING THE SUPPLIER

The article explores the procedure, mechanisms and ways to regulate the procedure for determining a supplier in the implementation of state and municipal procurement within the framework of Federal Law 44, and also considers the "pitfalls" and legal conflicts encountered in the regulation of this type of legal relationship in the framework of the exercise of legal rights. It is shown that the importance of the topic is due to issues not only of economic and professional, but also of a reputational nature. The correct definition of the supplier is one of the main conditions for the implementation of procurement activities and the implementation of the contract for the supply of goods for state and municipal needs. Describing the problems of exercising the rights of counterparties under a contract for the supply of goods for state and municipal needs, the author believes that it is necessary to increase the penalties for violating the law "On Information, Information Technologies and Information Protection".

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА»

2. Popugaev Yu.I. Iz istoriografii otechestvennogo administrativno-deliktnogo zakonodatel'stva dorevolyucionnogo, sovetskogo i sovremennogo perioda // Administrativnoe pravo i process. 2018. №2 1. S. 18-22.

3. Vasil'eva E.S. Otvetstvennost' za vred, prichinennyj nezakonnymi dejstviyami organov gosudarstvennoj vlasti v rossijskom zakonodatel'stve: istoriya i sovremennost' // Leningradskij yuridicheskij zhurnal. 2017. №2 4. S. 42-52.

4. Postanovlenie VCIK ot 11.11.1922 goda «O vvedenii v dejstvie Grazhdanskogo kodeksa R.S.F.S.R.» // Izvestiya VCIK. 1922. 12 noyabrya. № 256.

5. Evstigneev E.A. Voprosy sootnosheniya viny i prichinno-sledstvennoj svyazi v deliktnom prave// Vestnik grazhdanskogo prava. 2020. №»1. S.33-59.

6. Evstigneev E.A. Princip general'nogo delikta: sovremennoe sostoyanie i perspektivy primeneniya// Vestnik grazhdanskogo prava. 2017. №°4. S.45-83.

7. Kabanova I.E. Grazhdansko-pravovaya otvetstvennost' publichnyh sub"ektov: voprosy teorii i praktiki: monografiya / otv. red. M.A. Egorova. M.: Yusticinform, 2018. 398 s.

8. Zakon SSSR ot 08.12.1961 goda «Ob utverzhdenii Osnov grazhdanskogo zakonodatel'stva Soyuza SSR i soyuznyh respublik» // Vedomosti VS SSSR. 1961. № 50. St. 525.

9. Grazhdanskij kodeks RSFSR (utv. VS RSFSR 11.06.1964 goda) // Vedomosti VS RSFSR. 1964. № 24. St. 407.

10. Postanovlenie Soveta Ministrov SSSR ot 03.07.1984 g. №2 690 «Ob utverzhdenii Pravil vozmeshcheniya predpriyatiyami, uchrezhdeniyami, organizaciyami ushcherba, prichinennogo rabochim i sluzhashchim uvech'em libo inym povrezhdeniem zdorov'ya, svyazannym s ispolneniem imi trudovyh obyazannostej» // SP SSSR. 1984. №2 24. St. 128.

11. Ukaz Prezidiuma VS SSSR ot 18.05.1981 goda «O vozmeshchenii ushcherba, prichinennogo grazhdaninu nezakonnymi dejstviyami gosudarstvennyh i obshchestvennyh organizacij, a takzhe dolzhnostnyh lic pri ispolnenii imi sluzhebnyh obyazannostej» (utv. Zakonom SSSR ot 24.06.1981 goda) // Vedomosti VS SSSR. N 21, 27.05.1981. St. 741.

12. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' tret'ya) ot 26.11.2001 goda № 146-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 03.12.2001. № 49. St. 4552.

ВИКТОРОВ ВЯЧЕСЛАВ ЮРЬЕВИЧ - кандидат философских наук, доцент, Филиал Российского государственного социального университета в г. Клину Московской области (ionow.fran@yandex.ru)

МАТВЕЕВ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ - старший преподаватель Филиала Российского государственного социального университета в г. Клину Московской области (matveev.ur@mail.ru)

ТОЛСТОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, доцент, Филиал Российского государственного социального университета в г. Клину Московской области (i.tolstova2012@yandex.ru)

КОВШЕВАЦКИИ ВЛАДИСЛАВ ИГОРЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, Филиаа Российского государственного социального университета в г. Клину Московской области (kovshevatsky@yandex.ru) VIKTOROV, VYACHESLAV Yu. - Ph.D. in Philosophy, Associate Professor, the Branch of the Russian State Social University in Klin, Moscow Region (ionow.fran@yandex.ru)

MATVEEV, PAVEL A. - Senior Lecturer of the Branch of the Russian State Social University in Klin, Moscow Region (matveev.ur@mail.ru)

TOLSTOVA, IRINA A. - PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor, the Branch of the Russian State Social University in Klin, Moscow Region (i.tolstova2012@yandex.ru)

KOVSHEVATSKY, VLADISLAV I - PhD in Law, Associate Professor, the Branch of the Russian State Social University in Klin, Moscow Region (kovshevatsky@yandex.ru).

УДК 347.413 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-2-210-215

ФАДЕЕВ А.В.

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОСТАВЩИКА

Ключевые слова: гражданский договор, договоры поставок, поставщик, закупки, тендер, торги, классификация форм.

Статья исследует процедуру, механизмы и способы урегулирования порядка определения поставщика при осуществлении государственных и муниципальных закупок в рамках Федерального закона 44, а также рассматривает «подводные камни» и юридические коллизии, встречающиеся при регулирование данного вида правоотношений в рамках реализации законных прав. Показано, что важность темы обусловлена вопросами не только хозяйственного и профессионального, но и репутационного характера. Правильное определение поставщика является одним из основных условий при осуществлении закупочной деятельности и реализации договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Характеризуя проблемы осуществления прав контрагентов по договору поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, автор полагает, что следует повысить штрафные санкции за нарушение законодательства «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

FADEEV, A.V.

ON THE QUESTION OF LEGAL REGULATION OF THE PROCEDURE FOR DETERMINING THE SUPPLIER Key words: civil contract, supply contracts, supplier, purchases, tender, bidding, classification of forms.

The article explores the procedure, mechanisms and ways to regulate the procedure for determining a supplier in the implementation of state and municipal procurement within the framework of Federal Law 44, and also considers the "pitfalls" and legal conflicts encountered in the regulation of this type of legal relationship in the framework of the exercise of legal rights. It is shown that the importance of the topic is due to issues not only of economic and professional, but also of a reputational nature. The correct definition of the supplier is one of the main conditions for the implementation of procurement activities and the implementation of the contract for the supply of goods for state and municipal needs. Describing the problems of exercising the rights of counterparties under a contract for the supply of goods for state and municipal needs, the author believes that it is necessary to increase the penalties for violating the law "On Information, Information Technologies and Information Protection".

Современный мир в своём динамичном развитии немыслим без осуществления законотворческой деятельности и правильной реализации закона. В данной статье мы рассмотрим

вопросы законодательного регулирования, связанные с определение поставщиков, а также с проблемами, с которыми может столкнуться поставщик при реализации своих законных прав. Их важность обусловлена тем, что в динамично изменяющемся мире, с учётом введения против России санкций, действующее законодательство меняет способы урегулирования правоотношений, и действие закона распространяется на принципиально новые юридические факты. Важность правильного определения поставщика является одним из основных условий при осуществлении закупочной деятельности и реализации договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.

Дефиниция договора поставки предопределяет его содержательную часть и отношения, на которые действие данных правоотношений имеет распространение. Договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд - это «гражданско-правовой' договор, по которому поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику, либо по его указанию иному лицу, а государственный' или муниципальный' заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров».

По общему правилу, договор поставки состоит в том, что поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 Гражданского кодекса РФ). А.П. Сергеев в своих работах писал об договорных правоотношениях следующее: «договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд опосредует возмездное перемещение материальных благ в народном хозяйстве, без которого немыслимо нормальное функционирование экономики» [2, с. 46].

Порядок поставки товаров оговаривается в ст. 509 Гражданского кодекса РФ. Согласно этой статье, поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя (также грузополучателя). В случае, когда договором поставки предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке (передаче) товаров получателям (отгрузочные разнарядки), отгрузка (передача) товаров осуществляется поставщиком получателям, указанным в отгрузочной разнарядке. Все указанные правила распространяются на договор поставки для государственных и муниципальных нужд и обуславливают его правовую природу, то есть определенную юридическую сущность.

Однако следует отметить, что резкий рост отпускных цен производителей, нарушение логистики, разрыв цепочек поставок сделали исполнение многих контрактов невозможным. С этой проблемой сейчас столкнулись предприниматели самых разных отраслей. В этой связи, вероятно, мы увидим применение следующих мер: 1) изменение или расторжение действующих контрактов в связи с воздействием непреодолимой силы; 2) введение дополнительных оснований изменения контрактов; 3) расширение оснований (например, такие как процедура закупки у единственного подрядчика/ исполнителя); 4) списание неустойки поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Все эти факторы оказывают влияние на реализацию договорных отношений по государственным и муниципальным закупкам о чём и пойдет речь в представленной статье.

1.1. Реализация процедуры определения поставщика в рамках Федерального закона 44-ФЗ.

Как уже отмечалось, для реализации законного права в рамках Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года [1] необходимо грамотное и правильное определение поставщика для дальнейшей реализации права с соблюдением принципов добросовестности, а также соблюдение основ Федерального законодательства «О защите конкуренции». Статья 24 N 44-ФЗ закона, регулирует способы определения поставщиков с конкурентными способами реализации, в соответствии с целями закупочной деятельности.

В законе определяются разные классификации способов выбора подрядчика. Торги могут быть конкурентными и неконкурентными, в закрытом и открытом формате, а также в электронном и бумажном формате. В качестве отдельного следует выделить двухэтапный конкурс и тендер с ограничением по участию поставщиков. Поэтому при рассмотрении законодательных аспектов данной процедуры необходимо опираться не только на действие закона о закупочной

деятельности, но и на закон о защите конкуренции. По закону, закупки, которые осуществлены с нарушением конкуренции и конкурентоспособности, будут признаны недействительными.

Рассматривая конкурентные способы определения поставщиков по закону 44-ФЗ, речь следует вести о торгах, которые предполагают в своей основе проведение соревновательного базиса с соблюдением принципов добросовестности, ответственности и отсутствием конфликта интересов, где перед каждым потенциальным поставщиков и заказчиком имеется возможность к подписанию договорного обязательства. Закупочная деятельность в подобном формате предполагает равное обеспечение права и снижения цены, которая была установлена. Отличия между конкурентными способами заключаются в порядке заявок, сроках размещения, а также в критериях отбора. В качестве конкурентных форматов выделяют запросы котировок, аукционы, предложения, конкурсы. Однако следует подчеркнуть, что с 2019 года все тендеры проводятся только через ЭТП.

Главное отличие такой процедуры - ее закрытость. Данные о ней не публикуются в открытом доступе. Сообщаются такие данные определенному кругу лиц (исполнителей), которые способны отвечать требованиям и выполнить условия контракта покупателя. Проводится подобная процедура в таких случаях, когда информационная составляющая о необходимых ТРУ определяется государственной тайной (данные о нуждах государственного уровня непосредственно, относящиеся к государственной тайне, приобретение услуг по страхованию, охране и перевозке драгоценных металлов, музейных коллекций, книг составляющих раритетную ценность), а также обеспечением нормальной работы судей и судебных приставов и работы в оборонной отрасли.

Организатор мероприятия, в свою очередь, поясняет обоснование решения способа определения поставщика, а также то, на основании какого законного основания и фактора выбрана конкретная процедура. Тут необходимо понимать, что заказчик сам устанавливает метод осуществления тендера, но ему придется обосновать свой выбор. Другими словами, важно пояснить, по какому принципу выбран формат, и доказать, что использование такого формата не нарушает прав и законных интересов участников данных правоотношений. Необоснованность закупки определяется во время проведения контролирующими органами соответствующей проверки, в рамках процедуры аудита деятельности.

Как было уже отмечено выше, любые закупки должны проходить на базе ЭТП. Согласно п. 44 ст. 112 закона 44-ФЗ, закупки в традиционном формате проводятся исключительно по решению Правительства РФ для обеспечения деятельности заказчика в чрезвычайных ситуациях, а также вне пределов территории РФ.

1.2. Проблемы осуществления прав контрагентов по договору поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.

Контрагент - это термин, которые находит применение в гражданско-правовых отношениях и означает одну из сторон, которые договариваются по всем условиям в ходе проведения сделок. Противопоставление сторон является распространенной практикой (то есть обязательства, которые лежат на одной стороне противопоставляются и противоположны другой стороне). Используя этот термин, мы также можем подразумевать, что подрядчик - компания, исполняющая работы по договору. Очевидно, что в случае договора поставки для государственных и муниципальных нужд под контрагентами следует понимать всех субъектов или участников данного конкретного вида договора или контракта.

В исследуемом договоре контрагентами являются те, кто представляют определенную сторону договорных отношений [5, с. 201]. Однако не все физлица или юридический лица в данном случае имеют право быть контрагентами. Во-первых, для этого необходима действующая лицензия. Во-вторых, исключаются недееспособные лица, которые признаны в установленном порядке не имеющими права для исполнения, в том числе для заключения договорных обязательств. Онлайн сервис ФНС помогает нам проверить благонадежность контрагента, с которым мы работаем (для этого нам понадобится ИНН).

Отвечая на вопрос, для чего необходимо проверять на благонадежность, следует, в первую очередь, выделить необходимость снижения рисков и грамотного определения поставщика. Если мы говорим о рисках, то здесь различаются налоговые, финансовые и репутационные. Все эти моменты важно учитывать, вступая в правоотношения с контрагентами. Контрагентами в договоре

закупок для государственных и муниципальных нужд становятся юридические лица, ИП, а иногда физические лица и государственные или муниципальные учреждения (правительство субъекта федерации, управа областного округа и др.).

При исполнении контракта важно учитывать все издержки, которые будут сопровождать его. К таковым относят: транспортные, форс-мажор, хранение, налоговые и прочие. Также следует отметить, что при включении в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков) статус контрагента может оказаться под большим и открытым вопросом.

Основания для этого предусмотрены Законом N 44-ФЗ:

1. Первым основанием выступает отказ или победа в конкурсе, если он являлся единственным участником закупки, однако уклонился от обязательств и заключения договора.

2. Вторым, и не менее важным основанием, законодателем считается нарушение сроков подписания контракта.

3. Третий немаловажный аспект - не перечисление денежных средств (отсутствие банковской гарантии) или нарушение срока исполнений этих действий (также законодатель не допускает оформление соответствующей документации с ошибками).

4. Расторжение в судебном порядке.

Уклонением участника от заключения договора закупки, согласно Правилам направления сведений о недобросовестных участниках закупки, считается непредставление обеспечения исполнения (банковской гарантии), соответствующих документов о закупочной деятельности и иное, предусмотренное законодательно в рамках реализации ФЗ -44.

В данной связи необходимо исходить из позиции Конституционного суда, которая изложена в Постановлениях от 30 июля 2001 г. № 13-П [3] и от 21 ноября 2002 г. № 15-П [4], согласно которым «меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств».

Как и в любом другом правоотношении, в договорном обязательстве заказчики имеют свои законные права и обязанности. Согласно Постановлению Правительства №99, право выбирать исполнителя предоставляется заказчикам, которые не только способны предложить лучшую цену, но и обладают набором таких качеств как высокая квалификация, известность на рынке (репутация), опыт, а также соответствующая техническим характеристикам производственная база. Данные требования объективны и предъявляются к работам, связанным с государственным капитальными строительствами, дорожным ремонтом, восстановлением памятников культурного наследия и пр.

В своём личном кабинете на ЭП участники обязаны разместить в установленном порядке документы, которые подтверждают соответствие потенциального поставщика соответствующим параметрам, если такие требования к исполнителю содержатся в извещении. Сделать это необходимо непосредственно до подачи заявки к участию. Если речь идет о случаях, когда объектом заказа выступает интеллектуальный продукт и права на него, то исполнитель обязан предъявить соответствующие патент, приложив к нему лицензионный договор или другой документ, которые удостоверяют право на результаты интеллектуальной деятельности. В случае отсутствия такого документа, процедура становится неисполнимой. Например, это относится к случаям, когда государственное учреждение заказывает произведение литературы или искусства, в том числе прокат фильма или его показ.

Преференции законом о государственных и муниципальных закупках гарантированы определенному ряду категорий экономических субъектов, которые участвуют в закупочной деятельности. Всех потенциальных поставщиков по государственным контрактам законодательство обязывает при подаче заявки внести установленную сумму в счёт заказчика или предоставить банковскую гарантию (документ установленного образца), который гарантирует серьезность намерения со стороны компании участвовать в торгах на конкурсной основе. По окончании процедуры торгов и выборе соответствующего поставщика, остальным участникам возвращается их обеспечение заявки. Рассмотрим ещё один способ обеспечения заявки. К такому способу относится гарантийная сумма - это денежная сумма или банковская гарантия, которая вносится для подтверждения серьезности намерений к заключению контракта. При проигрыше

тендера соответствующая гарантийная сумма является возвратной и будет отправлена обратно адресату.

Стадия исполнения госконтракта, в рамках реализаций требований Закона N 44-ФЗ, состоит из нескольких поочередных законодательно регулируемых этапов, таких как приёмка работ заказчиком, с проведением соответствующей экспертизы, которая подтвердит качество объекта. В таком случае заказчик подтверждает поставку и оплачивает её. Если во время проведения наступают последствия, препятствующие исполнению данных обязательств, то разрешение таких споров лежит в плоскости ст.95 ранее указанного закона.

Одним из важнейших этапов исполнения госконтракта по 44-ФЗ является экспертиза. Эксперты в данном случае привлекаются исключительно независимые, и данные об их выводах и суждениях, высказанных в результате проведения экспертизы, публикуются в ЕИС.

Отметим, что право инициировать расторжение договора в одностороннем порядке имеет каждый из участников, что является немаловажным условием, включенным в документацию. Если стороны не предусмотрели в документах подобных пунктов, придется обращаться в суд. Причины для расторжения контракта по Закону № 44-ФЗ в судебном порядке должны быть достаточно вескими.

Выполнение условий необходимо и важно как для покупателя, так и для исполнителя. Однако на практике запланированные работы могут отклоняться от установленного срока из-за допущенных в процессе выполнения ошибок. При таком урегулировании между участниками наблюдаются разногласия и несогласие с оппонентом. Однозначно в таком случае дальнейшее разбирательство может проводиться в суде. Но разбирательство требует немалых временных затрат и не выгодно потерпевшему. А значит, оба участника должны понимать и осознавать принципы добросовестности исполнения обязательств и каким образом выйти из подобной ситуации, когда по закону можно прибегнуть к одностороннему отказу от исполнения контракта, согласно нормам 44-ФЗ.

Законодательный отказ - допустим. Однако для реализации подобного рода отказа необходимы исключительные условия и существенное нарушение договора одной из сторон. Такой порядок регламентирован в статье 450 ч.2 Гражданского кодекса. В данном случае речь идет сугубо о случаях, когда ущерб от несоблюдения условий соглашения превышает выгоду от исполнения работы. Должна быть зафиксирована ответственность участников соглашения за ненадлежащее исполнение работ, как того требует законодательство ФЗ-44, в части 4 ст.34 статьи настоящего закона.

В части 5 ст. 34 речь идет о важности указания штрафных санкций, которые предусмотрены за нарушение сроков оплаты. Меры, которые перечислены, позволяют реализовать законное право на истребование ущерба и его возмещение в соответствующем порядке. В таком случае процедура расторжения договора, при наличии договоренности, может быть инициирована одним из участников указанных правоотношений.

При отсутствии каких-либо условий, обязанностей, связанных с расторжением соглашения, необходимо отталкиваться от норм ГК РФ и иных законов, которые не вступают друг с другом в противоречие. Односторонний отказ предусмотрен, но, если выполнены условия ст. 95, то есть в случае, когда выявлены существенные нарушения, которые по размеру ущерба превосходят выгоду от выполнения условий договора. Участники изначально между собой фиксируют на договорном уровне право настоять на расторжении договора.

При рассмотрении правоотношений, связанных с реализацией законных прав и интересов поставщиков, а также с грамотным его определением необходимо учитывать различные факторы, а также рассматривать данную проблематику в многоаспектном формате. Как видится, реализация законных прав имеет ряд особенностей, затрагивающих не только отношения, предусмотренные 44-ФЗ, но и отношения, которые урегулированы в рамках смежных законодательных актов, а также ГК РФ, Федерального закона «О защите конкуренции». Данные отношения, ввиду динамичной изменчивости, в том числе с санкционной стороны, следует изучать и реализовать, опираясь на реалии, с учётом возможных рисков и обстоятельств непреодолимой силы, ввиду которых реализация данных правоотношений является затруднительной, а то и вовсе невыполнимой. При определении поставщика, следует учитывать факторы его добросовестности и обеспечить равное участие всем участникам проводимых торгов.

Безусловно, как уже отмечалось, нарушение условий договора ведет к крайне негативным последствиям, начиная с репутационных рисков и заканчивая большим количеством издержек, в том числе связанных с реальным ущербом и упущенной выгодой при реализации договорных обязательств. Поэтому при реализации данных правоотношений большое внимание уделяется не только грамотному выбору поставщика, но и подбору условий исполнения контракта, которые делают контракт исполнимым.

В целом, рассмотрев вышеуказанные юридические ситуации и казусы, можно сделать закономерный вывод о том, что реализация договорных обязательств осуществляется динамично, но есть ряд рисков, которые стороны должны учитывать при заключении соглашений и рассматривать возможность их исполнения в текущих реалиях, понимая с какими трудностями придется столкнуться при реализации данных положений. В разрешении вопросов исчисления сроков, современное законодательство даёт однозначное толкование, как именно считать сроки, дабы минимизировать негативные последствия. При внесении данных в систему ЕИС необходимо обеспечить должный уровень безопасности данных, предоставляемых в эту систему. Также следует повысить штрафные санкции за нарушение законодательства «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», так как при потере данных, их незаконном сборе и передаче третьим лицам, участники конкурса несут значительный ущерб, который на данный момент несоразмерен с установленными штрафными санкциями, предусмотренными уголовным законодательством. Это тем более важно, что, как показывает судебная практика, проблема картельных сговоров в госзакупках по-прежнему не решена.

Литература и источники

1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закунок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.201З N 44-ФЗ // СПС Консультант Плюс.

2. Гражданское нраво: Учебник. / нод ред. Сергеева А.П. 2-е изд. Т. З. М., 2018.

3. Постановление Конституционного Суда РФ от З0 июля 2001 г. № 1З-П // СПС Консультант Плюс.

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2002 г. № 15-П // СПС Консультант Плюс.

5. Суханов Е.А. Российское гражданское нраво. М.: Статут, 2016.

References and Sources

1. Federal'nyj zakon «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd» ot 05.04.2013 N 44-FZ // SPS Konsul'tant Plyus.

2. Grazhdanskoe pravo: Uchebnik. / pod red. Sergeeva A.P. 2-e izd. T. 3. M., 2018.

3. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot З0 iyulya 2001 g. N° O-P // SPS Konsul'tant Plyus.

4. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 21 noyabrya 2002 g. N° 15-P // SPS Konsul'tant Plyus.

5. Suhanov E.A. Rossijskoe grazhdanskoe pravo. M.: Statut, 2016.

ФАДЕЕВ АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ - аспирант, Московский Университет им. С.Ю. Витте (Alekseyfadeev1996@mail.ru). FADEEV, ALEKSEY V. - Ph.D. student, Moscow University. S.Yu. Witte (Alekseyfadeev1996@mail.ru).

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

УДК 340.147 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-2-215-219

МАМЕДОВА В.Я.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ШУШИНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ КАК ДОКУМЕНТА

МИРА, ДРУЖБЫ И ВЗАИМОПОМОЩИ

Ключевые слова: Шушинская декларация, союзники, сотрудничество, братские государства.

В статье показано значение Шушинской декларации о союзнических отношениях, подписанной между Азербайджаном и Турцией, которая в виде соответствующего межгосударственного документа выступает международно-правовой основой будущих межгосударственных отношений. В отличие от некоторых соседних государств Южного Кавказа Азербайджан, проводя политику неприсоединения, не имел официальных союзников, не является участником каких-либо военных соглашений и не входит в военно-политические блоки. Таким образом, впервые в современной истории страна обрела стратегического партнера и официального союзника в лице братской Турции. Следовательно, подписание Шушинской декларации впервые сделало Азербайджан и Турцию внеблоковыми союзниками и положило начало дальнейшей интеграции и сотрудничеству между двумя тюркскими государствами, что может служить примером для других стран в будущем.

MAMMADOVA, V.Ya.

THE HISTORICAL SIGNIFICANCE OF THE SHUSHA DECLARATION AS A DOCUMENT OF PEACE, FRIENDSHIP AND

MUTUAL ASSISTANCE

Key words: Shusha Declaration, allies, cooperation, fraternal states.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.