Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Интернет / цифровизация права / правовое регулирование / цифровое право / Интернет-правоотношения / объект права / проблемы правового регулирования / цифровая трансформация / теория права. / Internet / digitalization of law / legal regulation / digital law / Internet legal relations / object of law / problems of legal regulation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моисеенко Юрий Петрович

Одним из наиболее актуальных на сегодняшний день вопросов в сфере совершенствования отечественного законодательства является проблема правового регулирования сети Интернет. В научной среде отсутствует единая концепция воздействия государства на отношения и институты, зарождающиеся в цифровой реальности. Многие ученые отмечают недостаточность и неэффективность нормативной правовой базы, действующей на данный момент в России в сфере правоотношений в сети Интернет. Настоящая статья посвящена комплексному анализу существующих на данных момент научных воззрений на правовой институт отношений, возникающих в сети Интернет. Рассмотрены наиболее актуальные проблемы, возникающие при законодательном урегулировании цифровых правоотношений, а также при осуществлении правоприменительной деятельности уполномоченных органов. Охарактеризованы основные подходы к решению указанных проблем, а также авторские концепции развития механизма государственного регулирования общественных отношений, возникающих в цифровой среде. Полученные в данном исследовании результаты позволяют сформировать единую государственную политику по законодательному регулированию сети Интернет, а также повысить эффективность правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF LEGAL REGULATIONS ON THE INTERNET IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

One of the most pressing issues today in the field of improving domestic legislation is the problem of legal regulation of the Internet. In the scientific environment, there is no unified concept of the impact of the state on relations and institutions emerging in digital reality. Many scientists note the insufficiency and inefficiency of the regulatory legal framework currently in force in Russia in the field of legal relations on the Internet. This article is devoted to a comprehensive analysis of the currently existing scientific views on the legal institution of relations arising on the Internet. The most urgent problems arising in the legislative regulation of digital legal relations, as well as in the implementation of law enforcement activities of authorized bodies, are considered. The main approaches to solving these problems are characterized, as well as the author's concepts of the development of the mechanism of state regulation of public relations arising in the digital environment. The results obtained in this study make it possible to form a unified state policy on legislative regulation of the Internet, as well as to increase the effectiveness of law enforcement practice.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

РАЗДЕЛ III.

ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ _(ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ)_

УДК 000, ББК 000 © Ю. П. Моисеенко Б01: 10.24412/2225-8264-2022-4-123-127

Ю. П. Моисеенко

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Одним из наиболее актуальных на сегодняшний день вопросов в сфере совершенствования отечественного законодательства является проблема правового регулирования сети Интернет. В научной среде отсутствует единая концепция воздействия государства на отношения и институты, зарождающиеся в цифровой реальности. Многие ученые отмечают недостаточность и неэффективность нормативной правовой базы, действующей на данный момент в России в сфере правоотношений в сети Интернет. Настоящая статья посвящена комплексному анализу существующих на данных момент научных воззрений на правовой институт отношений, возникающих в сети Интернет. Рассмотрены наиболее актуальные проблемы, возникающие при законодательном урегулировании цифровых правоотношений, а также при осуществлении правоприменительной деятельности уполномоченных органов. Охарактеризованы основные подходы к решению указанных проблем, а также авторские концепции развития механизма государственного регулирования общественных отношений, возникающих в цифровой среде. Полученные в данном исследовании результаты позволяют сформировать единую государственную политику по законодательному регулированию сети Интернет, а также повысить эффективность правоприменительной практики.

Ключевые слова: Интернет, цифровизация права, правовое регулирование, цифровое право, Интернет-правоотношения, объект права, проблемы правового регулирования, государственное регулирование, цифровая трансформация, 1Т-технологии, субъекты правоотношений, информационное право, теория права.

С

овременный мир продолжает все

глубже погружаться в цифровую реальность, чему серьезно поспособствовала пандемия, охватившая практически все государства нашей планеты. Общественные отношения в различных сферах также активно переходят в Интернет-пространство.

В Интернете зарождаются собственные правовые институты и правовые отношения, которые далеко не всегда могут быть урегулированы действующими нормами законодательства, возникают особые механизмы воздействия на субъекты данных правоотношений и уникальные правовые явления. В качестве примера можно привести появление электронной подписи, ее законодательного регулирование и соответствующих правовых отношений, связанных с использованием электронной подписи.

Основным направлением развития российского законодательства (как материального, так и процессуального) на современном этапе является цифровая трансформация (цифровизация) в правовом регулировании общественных отношений.

Сам феномен цифровизации означает планомерное внедрение цифровых технологий в жизнедеятельность человека, общества и государства. Например, Т. В. Никулина дает следующую трактовку данного термина: «Цифровизация в широком смысле представляет обой стратегию интеграции цифровых технологий

в повседневную жизнь общества». Соответственно, цифровизацию права можно определить как процесс интеграции цифровых технологий в правовую жизнь государства и общества.

Цифровые платформы приобретают все более значительную роль в жизни государства и общества, в связи с чем современное законодательство нуждается в качественном юридическом оформлении цифровых процессов, а также регулировании правоотношений,

возникающих в цифровом пространстве. К сожалению, законодательство далеко не всегда успевает за динамично развивающейся цифровой реальностью.

Крайне актуальной является проблема государственного регулирования общественных отношений, складывающихся в сети Интернет. Действующее отечественное законодательство не может в полной мере контролировать весь спектр правоотношений в правовом пространстве и нуждается в совершенствовании, о чем говорят ведущие ученые-правоведы и юристы-практики.

Особый повод для научных дискуссий представляет собой возможность полного государственного регулирования Интернета: некоторые специалисты выступают за подконтрольность Интернет-ресурсов

государственным структурам, другие же являются сторонниками так называемого «свободного Интернета». Комплексной государственно-правовой системы регулирования информации, передаваемой посредством использования цифровых ресурсов.

Зарубежные ученые (в особенности -представители стран Евросоюза и Соединенных Штатов) в большинстве своем настроены более либерально и придерживаются позиции минимального контроля Интернета, как объекта права. Например, известный американский IT-специалист и политический деятель Ричард Столлман неоднократно высказывался о взаимосвязи свободного Интернета с свободным обществом, рынком и государством в своей работе «The right to read».

Сам по себе Интернет фактически не может являться единым объектом правового регулирования, поскольку представляет собой сложную многоуровневую технологическую сеть, о чем в своем исследовании пишет М. Б. Касенова. Объектом права, как правило, являются определенные отношения, возникающие между человеком, обществом или государством в определенной сфере. Таким образом, правовое регулирование может быть установлено только в отношении определенных отношений, которые складываются между субъектами-пользователями сети Интернет.

Ряд ученых-правоведов предлагает следующее определение правоотношений в сети Интернет: «Под Интернет-отношениями принято понимать специфические информационные отношения, направленные на организацию движения информации в обществе и обусловленные информационной природой самого общества».

Отечественный ученый В. И. Потовой также выделяет специфическую отличительную черту современных интернет-правоотношений. Правила правового регулирования данных правоотношений должны носить мультиотраслевой и квазинормативный характер, поскольку особая техническая специфика отношений,

складывающихся в сети Интернет не предполагает наличия единого свода правил, содержащего универсальные нормы урегулирования всех видов правоотношений.

Например, если для урегулирования традиционных офлайн-правоотношений между работодателем и работником, складывающихся при реализации последним своего права на отпуск, достаточно норм, установленных Трудовым кодексом РФ, то при регулировании трудовых правоотношений, складывающихся в трудовой сфере в обязательном порядке будет задействовано и иное федеральное законодательство (например, Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и

о защите информации», Федеральный закон «О связи» и некоторые другие акиы).

Потому говоря об Интернет-правоотношениях, всегда нужно учитывать особый юридический характер данных общественных отношений. Они существуют в некотором роде сразу в двух реальностях: непосредственно правовой, в которой осуществляется их

регулирование, а также в цифровой, что вносит некоторые существенные коррективы в процесс их правового урегулирования.

В свою очередь отсутствие надлежащим образом систематизированных и

кодифицированных норм ведет к тому, что уполномоченные органы государственной власти вынуждены в своей практической деятельности использовать для урегулирования правоотношений в сети Интернет общие правила поведения, которые не учитывают особый характер подобных общественных отношений.

Потому зачастую приходится говорить о «противоречивости и недостаточности

действующего российского законодательства, регулирующего указанную группу общественных отношений». Отсутствие должного нормативного регулирования оказывает крайне негативное влияние на формирование и развития целого ряда общественных отношений в цифровой сфере».

Ещё одной особенностью правового регулирования отношений, складывающихся в Интернете является возможность практически бесконтрольного распространения информации. Каждый субъект может использовать различные Интернет-ресурсы в том числе для распространения информации, которая может быть связана с нарушением прав человека или иной запрещенной законом информации.

Также немаловажной особенностью является факт того, что современные технологии позволяют пользоваться Интернетом полностью или частично анонимно, что может вызывать сложности технического характера при определении субъектов возникающих общественных отношений. По мнению отечественного юриста М. Н. Федорова активное распространение подобных технологий может привести к высокой латентности правонарушений и преступлений с использованием сети Интернет, что позволяет избегать наказаний и совершать новые правонарушения и преступления через сеть Интернет.

С данным мнением следует согласиться, поскольку статистика правоохранительных органов наглядно демонстрирует бурный рост преступлений, совершаемых с использованием передовых цифровых технологий.

Все это порождает ряд споров в юридической среде о формах и методах регулирования сети Интернет в качестве объекта права. Ученые и юристы-практики пытаются сформировать единую парадигму правового урегулирования цифровой среды.

В настоящий момент в РФ идет процесс выработки норм правового регулирования Интернет-отношений. Однако, многие авторы считают, что эффективное правовое регулирование отношений в сети невозможно без разработки новых подходов к теоретическим правовым вопросам, соответствующих техническому прогрессу, к их реальному закреплению в нормативных актах.

Многие специалисты высказываются о необходимости разработки соответствующего федерального закона, в котором закреплялось бы технически-правовое определение Интернета, устанавливались бы основные принципы использования сети Интернет всеми субъектами общественных отношений. Об этом в своей статье говорит А.С. Анисимова.

Однако, сама автор также отмечает, что Интернет является крайне динамичной системой, в которой практически ежедневно возникают новые институты и формируются новые Интернет-отношения. Потому одной лишь законотворческой деятельности государства недостаточно для эффективного правового регулирования Интернета.

Действительно, Интернет-технологии

развиваются невероятно быстро, а вместе с тем увеличивается и количество пользователей Сети. Потому достаточно затруднительным

представляется долгосрочное прогнозирование динамики Интернет-правоотношений, а значит и эффективности их законодательного

регулирования.

По этой причине многие авторы высказываются о том, что наибольшей эффективностью регулирования Интернет-отношений обладает негосударственное регулирование, осуществляемое самими участниками данных отношений. Различные общественные институты и, особенно, гражданское общество должно самостоятельно контролировать информационные ресурсы с целью недопущения распространения различного вредоносного контента.

Международный опыт в области правового регулирования Интернета также свидетельствует об эффективности комбинирования

государственного и общественного регулирования информационных сетей. В некоторых странах, например, Великобритании и Франции достаточно эффективно применяется практика сотрудничества государства с влиятельными ^-компаниями в сфере регулирования Интернет-отношений и борьбы с запрещенной законом информацией, на что указывает в своем исследовании юрист М. С. Лаврентьева.

Вполне вероятно, что схожая модель взаимодействия государственных органов и бизнеса может благотворно повлиять на эффективность правового регулирования Интернета и в Российской Федерации. В России есть крупные медиахолдинги, такие, как «Яндекс», «SofШne», «УК», «СберСервис» и многие другие корпорации, которые уже демонстрируют крайне эффективную внутреннюю политику по обеспечению цифровой безопасности своих пользователей.

К тому же развитие и поддержка отечественной 1Т-отрасли представляется крайне необходимым в современных геополитических условиях. Некоторые зарубежные цифровые компании покинули российский рынок, а

некоторые осуществляют враждебные действия, угрожающие национальной безопасности и нарушающие права и законные интересы наших граждан (например, иностранная компания «Meta» была признана в судебном порядке экстремистской с дальнейшим запретом деятельности на территории РФ).

Таким образом, наиболее перспективным методом правового регулирования Интернета представляется комбинированная модель, включающая в себя деятельность законодательных органов государства, повышение уровня правовой культуры в сфере Интернет-отношений у граждан, а также активную поддержку общественных организаций, занимающихся контролем за сферой цифровых отношений.

Государству необходимо налаживать стратегическое сотрудничество с ключевыми медиахолдингами и осуществлять совместную деятельность по регулированию оборота информации в сети Интернет, а также недопущению различных правонарушений в цифровом пространстве. В настоящий момент в России существуют все необходимые ресурсы для осуществления указанных мероприятий (развитый IT-сектор, наличие компетентных специалистов, возможность реализации отечественных цифровых проектов).

Зарубежный опыт показывает

эффективность использования институтов гражданского общества для осуществления наиболее эффективного контроля за сетью Интернет. Волонтерские организации, активисты и представители различных общественных движений не только оказывают поддержку государству в выявлении потенциальных проблем в цифровой среде, но и способствуют повышению правовой и научно-технической грамотности населения страны.

Актуальным при этом представляется вопрос о степени необходимого вмешательства государства в сферу общественных отношений в сети Интернет. На данный момент в ученой среде отсутствует единое мнение на этот счет. Наиболее эффективным представляется использование диспозитивного метода: юридическое равенство сторон и установление запретов на деяния, наносящие вред или создающие реальную угрозу причинения вреда интересам, охраняемым законом.

Таким образом, полученные в данном исследовании результаты позволяют сформировать единую государственную политику по правовому регулированию сети Интернет.

Указаны наиболее актуальные проблемы государственно-правового регулирования сети Интернет, а также основные направления решения данных проблем.

Рассмотрены различные подходы к юридическому регулированию Интернет-отношений, в том числе международный опыт, а также авторские концепции.

На основе анализа существующих воззрений на исследуемую тему выявлена наиболее перспективная модель развития общественно-правовых институтов, которая может быть применена в практической плоскости в современной Российской Федерации. Указанная тема получила достаточно широкое распространение в научной литературе. Часть ученых, например, И. М. Рассолов в своей монографии говорит о необходимости жесткого государственного контроля за общественными отношениями, складывающимися в Интернете. Схожие позиции отражены в научных трудах В. Б. Наумова и некоторых других российских ученых.

Связано это с тем, что в отечественной научно-юридической парадигме наибольшее внимание уделяется возможности становления сети Интернет в качестве источника "ответственной информации". Так, например, профессор Д. Л. Стровский в своем исследовании рассматривает актуальные проблемы, связанные с распространением дезинформации в сети Интернет и приходит к выводу о необходимости формирования

Библиографический список

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 07.01ю 2002. - N 1 (часть I). - Ст. 3; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 07.10.2022. - N 0001202210070004.

2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31.07.2006. - N 31 (часть I). - Ст. 3448; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14.07.2022. - N 0001202207140096.

3. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14.07.2003. - N 28. - Ст. 2895; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 2 июля 2021 г. N 0001202107020046.

4. Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107-113.

5. Рассолов, И. М. Право и Интернет : теоретические проблемы / И. М. Рассолов. - 2-е изд., доп. -Москва : Норма, 2009. - 210 с.

6. Наумов, В. Б. Право и Интернет: Очерки теории и практики. / В. Б. Наумов. — Москва: Книжный дом «Университет», 2002. — 432 с.

7. Стровский Д. Л. Правовое регулирование Интернета: к рассмотрению проблемы / Д. Л. Стровский // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2014. — № 3 (129). — С. 89-98.

8. Касенова, М. Б. Проблемы правового регулирования трансграничного использования интернета. / М. Б. Касенова. - Москва: МГИМО-Университет, 2015. - 429 с.

9. Анисимова, А. С. Интернет-отношения как объект правового регулирования / А. С. Анисимова // Вестник СГЮА. 2016. №3 (110) - С. 157-159.

10. Потовой, В. И., Лузан, С. Н. Субъекты гражданских правоотношений в сети Интернет / В. И. Потовой, С. Н. Лузан // Вопросы современной юриспруденции. 2016. №10 (60). - С. 24-29.

11. Микаева, А. С. Проблемы правового регулирования в сети Интернет и их причины / А. С. Микаева // Актуальные проблемы российского права. 2016. №9 (70). - С. 67-75.

12. Федоров, М. Н. Проблемы правового регулирования в сети интернет и их причины / М. Н. Федоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 242-243.

13. Анисимова, А. С. Правовое регулирование Интернета: основные пробелы и направления деятельности государства / А. С. Анисимова // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2020. №1. - С. 149-153.

14. Лаврентьева, М. С., Зуева, Е. Р. Международный опыт осуществления регулирования в сети Интернет / М. С. Лаврентьева, Е. Р. Зуева // Вестник науки. 2021. №3 (36). - С. 63-70.

1. Решение Тверского районного суда от 21.03.2022 по делу № 02-2473/2022 // Официальный портал судов общей юрисдикции города Москва. URL: https://mos-

gorsud.ru/rs/tverskoj/services/cases/civil/details/de7ea6a0-a3ab-11ec-8a7e-51b31ib55b35.

1. The Labor Code of the Russian Federation of 30.12.2001 N 197-FZ (ed. of 07.10.2022) // The Collection of legislation of the Russian Federation of 07.01Yu 2002. - N 1 (part I). - Article 3; official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru ) 07.10.2022. - N 0001202210070004.

2. Federal Law No. 149-FZ of 27.07.2006 (as amended on 14.07.2022) «On Information, information technologies and information protection» // Collection of Legislation of the Russian Federation of 31.07.2006. - No. 31

References

(Part I). - Article 3448; official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru ) 14.07.2022. - N 0001202207140096.

3. Federal Law of 07.07.2003 N 126-FZ «On Communications» (ed. of 30.12.2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation of 14.07.2003. - N 28. - St. 2895; official Internet-legal information portal (www.pravo.gov.ru ) July 2, 2021 N 0001202107020046.

4. Rassolov, I. M. Law and the Internet: theoretical problems / I. M. Rassolov. - 2nd ed., add. - Moscow :Norma, 2009. - 210 p.

5. Naumov, V. B. Law and the Internet: Essays on theory and practice. / V. B. Naumov. — Moscow: University Book House, 2002. — 432 p.

6. Strovsky D. L. Legal regulation of the Internet: to consider the problem / D. L. Strovsky // Proceedings of the Ural Federal University. Ser. 1, Problems of education, science and culture. — 2014. — № 3 (129). — Pp. 89-98.

7. Kasenova, M. B. Problems of legal regulation of cross-border use of the Internet. / M. B. Kasenova. -Moscow: MGIMO-University, 2015. - 429 p.

8. Anisimova, A. S. Internet relations as an object of legal regulation / A. S. Anisimova // Bulletin of the SSSA. 2016. No.3 (110) - pp. 157-159.

9. Potovoy, V. I., Luzan, S. N. Subjects of civil legal relations on the Internet / V. I. Potovoy, S. N. Luzan // Questions of modern jurisprudence. 2016. No. 10 (60). - pp. 24-29.

10. Mikayeva, A. S. Problems of legal regulation on the Internet and their causes / A. S. Mikayeva // Actual problems of Russian law. 2016. No.9 (70). - pp. 67-75.

11. Fedorov, M. N. Problems of legal regulation on the Internet and their causes / M. N. Fedorov. — Text :direct // Young scientist. — 2020. — № 17 (307). — P. 242-243.

12. Anisimova, A. S. Legal regulation of the Internet: the main gaps and directions of state activity / A. S. Anisimova // Legal Bulletin of Dagestan State University. 2020. No. 1. - pp. 149-153.

13. Lavrentieva, M. S., Zueva, E. R. International experience in the implementation of regulation on the Internet / M. S. Lavrentieva, E. R. Zueva // Bulletin of Science. 2021. No. 3 (36). - pp. 63-70.

14. The decision of the Tverskoy District Court of 21.03.2022 in case No. 02-2473/2022 // The official portal of the courts of general jurisdiction of the city of Moscow. URL: https://mos-gorsud.ru/rs/tverskoj/services/cases/civil/details/de7ea6a0-a3ab-11ec-8a7e-51b31fb55b35.

TO THE QUESTION OF LEGAL REGULATION OF PUBLIC RELATIONS ON THE INTERNET IN

THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION Yuriy P. Moiseenko

Postgraduate student «Moscow University of Finance and Law»

Abstract. One of the most pressing issues today in the field of improving domestic legislation is the problem of legal regulation of the Internet. In the scientific environment, there is no unified concept of the impact of the state on relations and institutions emerging in digital reality. Many scientists note the insufficiency and inefficiency of the regulatory legal framework currently in force in Russia in the field of legal relations on the Internet.

This article is devoted to a comprehensive analysis of the currently existing scientific views on the legal institution of relations arising on the Internet. The most urgent problems arising in the legislative regulation of digital legal relations, as well as in the implementation of law enforcement activities of authorized bodies, are considered. The main approaches to solving these problems are characterized, as well as the author's concepts of the development of the mechanism of state regulation of public relations arising in the digital environment.

The results obtained in this study make it possible to form a unified state policy on legislative regulation of the Internet, as well as to increase the effectiveness of law enforcement practice.

Keywords: Internet, digitalization of law, legal regulation, digital law, Internet legal relations, object of law, problems of legal regulation.

Сведения об авторе:

Моисеенко Юрий Петрович, аспирант «Московский Финансово-Юридический Университет» (143983, Российская Федерация, Московская область, г. Балашиха, ул. Жилгородок д. 2, кв. 155 e-mail: diorigagarin@yandex.ru).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 11.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.