®
www.volsu.ru
УДК 004 ББК 32.973
ИНТЕРНЕТ-ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ УПОРЯДОЧЕНИЯ
Алина Сергеевна Анисимова
Младший научный сотрудник,
Саратовский филиал Института государства и права РАН; аспирант,
Саратовская государственная юридическая академия [email protected]
ул. Чернышевского, 135, 410028 г. Саратов, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена одному из наиболее актуальных вопросов в современном обществе - управлению интернет-отношениями. Интернет выступает новым качественным образованием, которое формирует собственную культуру, правила, поведение. Вместе с тем это ведет и к преобразованиям в реальной жизни, что в свою очередь требует теоретических исследований. Цель статьи: проанализировать приоритетные направления регулирования интернет-отношений, среди которых инфраструктура и стандартизация, правовые и экономические аспекты, вопросы, связанные с развитием технической и социальной сторон Интернета. Автор приходит к выводу, что исходя из глобального характера интернет-отношений особое внимание следует уделить международному сотрудничеству и разработке единых правил регулирования отношений в виртуальном пространстве.
Ключевые слова: Интернет, интернет-отношения, правовое регулирование, цифровые технологии, электронная коммерция.
На сегодняшний день деятельность современного общества все больше ориентируется на использование Интернета, с помощью которого образовался новый цифровой мир, наполненный виртуальной реальностью. Человечество пытается научиться в нем жить, формируя тем самым свою этику взаимоотношений.
Отношения в Интернете являются наиболее динамично развивающимися и зат-S рагивают все сферы жизнедеятельности, ^ что свидетельствует о необходимости их Ч упорядочения.
^ D
g В первую очередь важно определить § приоритетные направления регулирования о интернет-отношений. Еще в 1997 г. во время совещания по безопасности и сотрудни-© честву в Европе фондом Diplo's Creative Lab.
была разработана классификация аспектов управления Интернетом, которая состоит из пяти групп [14]:
1) инфраструктура и стандартизация;
2) правовые аспекты;
3) экономические аспекты;
4) аспекты, связанные с развитием;
5) социокультурные аспекты.
Каждый элемент связан между собой,
их развитие постоянно продолжается. Предлагаем остановиться на каждом из них подробнее.
Инфраструктура и стандартизация включают в себя основополагающие технические вопросы, связанные с функционированием Интернета. Первая группа состоит из наиболее важных элементов, без которых Интернет не мог бы существовать: каналы связи, спутни-
ковые каналы, системы доступа к сети и т. д. Стандартизация заключается в решении вопросов, связанных с обеспечением безопасного и стабильного функционирования инфраструктуры Интернета, и охватывает проблемы кибербезопасности, шифрования данных и борьбы со спамом. Как отмечает Д. Кво-терман, с технической стороны Интернет представляет собой метасеть, состоящую из многих сетей, которые работают согласно протоколам семейства TCP/IP, объединены через шлюзы и используют единое адресное пространство и пространство имен [15].
Исходя из сказанного именно с помощью информатизации и стандартизации обеспечивается непосредственная работа и безопасность сетей Интернета.
На сегодняшний день особую актуальность представляют правовые аспекты в урегулировании интернет-отношений. Такая позиция прежде всего обусловлена безграничными возможностями Интернета, которые все больше привлекают внимание современного человека.
Интернет сравнительно быстро превратился в массовое социальное явление, которое объединяет пользователей со всего мира. Их количество с каждым годом увеличивается: если в 2008 г. оно составляло 1,008 млрд человек [8], в 2009 - 1,4 млрд, в 2011 г. -2 млрд, в 2012 г. - 2,3 млрд [1], в 2013 г. -2,7 млрд [7], в 2015 г. - 3,2 млрд человек. По данным Международного союза электросвязи, Россия занимает 6-е место в рейтинге «Топ-10 стран по числу пользователей Интернета» с количеством интернет-пользователей в 87,5 млн человек. Из них 52 % выходят в Интернет ежедневно (с 2006 г. этот показатель увеличился в 10 раз) [3].
В связи с такой популярностью виртуального пространства становится очевидным, что отношения, складывающиеся в Интернете, необходимо упорядочивать и с юридической стороны.
Существуют два основных подхода к правовым аспектам регулирования интернет-отношений:
1) действующее право - подход, в рамках которого интернет-отношения рассматриваются как новый вид общественных отношений, складывающийся в виртуальном про-
странстве. Вместе с тем это пространство реально, поскольку за всеми происходящими действиями стоят конкретные люди. Следовательно, любые существующие правовые нормы могут применяться и к отношениям в Интернете;
2) разработка интернет-права - подход исходит из убеждений, что для регулирования интернет-отношений возникает необходимость создавать новые законы, поскольку невероятная скорость и объем межнационального общения, которое ведется в Интернете, препятствуют применению существующих правовых норм.
На наш взгляд, использование действующих норм будет наиболее эффективным, поскольку большая часть из них может быть применена и к интернет-отношениям.
В частности, в рамках гражданского права исследуется совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих вопросы заключения договоров в Интернете, институты авторского права (гл. 70 ГК РФ) и интеллектуальной собственности (гл. 69 ГК РФ), защиты личных неимущественных прав (гл. 8 ГК РФ) и т. д. [2].
Нормами административного права регулируются следующие вопросы: определение статуса органов государственной власти, должностных лиц, их полномочия и обязанности в Интернете (гл. 13 КоАП РФ); правонарушения в области охраны собственности (гл. 7 КоАП РФ); правонарушения в области связи и информации (гл. 13 КоАП) и т. д. [4].
Нормами уголовного права - преступления против свободы, чести и достоинства личности (ст. 128.1); преступления в сфере экономики (организация, проведение азартных игр, ст. 171.2 УК РФ); преступления против здоровья населения и общественной нравственности (незаконное изготовление, сбыт и оборот порнографических материалов и предметов, ст. 242 УК РФ); преступления против основ конституционного строя и общественной безопасности (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, ст. 280 УК РФ) и т. д. [10].
Этот перечень не является исчерпывающим, что говорит о значительном количестве норм, которые распространяют свое действие на интернет-отношения.
На сегодняшний день Интернет является компонентом инфраструктуры в современной экономике, которая ориентируется на эффективное использование ресурсов, что способствует распространению электронной коммерции во многих странах мира. Основным отличием традиционной торговли от электронной выступает продажа товаров и услуг в режиме реального времени. Это означает, что любая коммерческая сделка, заключенная онлайн, рассматривается как электронная, даже если ее осуществление предполагает физическую доставку товара. Например, приобретение книги на сайте в Интернете является электронной сделкой, несмотря на то что книга доставляется обычной почтой.
Электронная коммерция развивается такими темпами, что во многих странах вопросы электронной коммерции обсуждаются на законодательном уровне.
Еще в 1997 г. некоммерческой организацией, отвечающей за глобальную координацию системы уникальных элементов Интернета, ICANN были разработаны «Основы глобальной электронной коммерции». Согласно названному документу процесс управления Интернетом должен возглавить частный сектор, основная функция которого заключается в обеспечении предсказуемой, минималистич-ной, непротиворечивой и простой правовой среды для электронной коммерции.
Вместе с тем Комиссией ООН по праву международной торговли (UNCITRAL) был разработан типовой закон об электронной торговле, а также руководство по его применению. Подготовленный закон в первую очередь посвящен механизмам интеграции электронной коммерции и традиционного торгового законодательства [5].
В России основным нормативным актом, устанавливающим правовые нормы, которые применяются к правоотношениям в сфере электронной торговли, является Конституция Российской Федерации. В частности, ст. 8 гарантирует единство экономического пространства, свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а также поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности в РФ [6].
Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. J№ 149 «Об информации, информацион-
ных технологиях и о защите информации», все данные (информация), полученные, хранимые, обрабатываемые и передаваемые с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, могут быть признаны в качестве документов, обладающих реальной юридической силой [11].
Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-Ф3 «Об электронной подписи» были обеспечены правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах. Таким образом, закон приравнял электронную цифровую подпись и собственноручную подпись на бумажном носителе при заключении сделок [12].
Кроме того, помимо создания условий для действия электронной коммерции, государство должно и защищать потребителей, в частности от недобросовестной рекламы, некачественных товаров и услуг, от кражи или незаконной передачи личных финансовых данных (например, информации о платежных картах) и т. д.
По данным компании «Лаборатория Кас-перского», потери России от киберпреступно-сти составляют около 700 млн долларов. Согласно статистике МВД РФ только за 2014 г. в России было зафиксировано свыше 11 тыс. компьютерных преступлений. Из общего числа только краж и мошенничеств, совершенных в России в 2014 г., 41 % этих преступлений был совершен при помощи компьютерных технологий [13].
Электронная коммерция с каждым годом приобретает все большее значение для современного человека, вместе с тем необходимо обеспечить должный уровень безопасности и конфиденциальности общества.
Вопросы, связанные с развитием Интернета, стоят перед каждым государством. Вместе с тем исходя из специфики виртуального пространства они затрагивают его как социальную, так и техническую сторону.
Техническую составляющую Интернета призваны разрабатывать такие организации, как Инженерный совет Интернета (IETF), Сообщество Интернета (ISOC), ICANN, Координационный центр национального домена сети и др.
Они принимают участие в решении широкого спектра вопросов, связанных с Интер-
нетом, включая политику, управление, технологии и развитие, среди которых работа по вопросам маршрутизации, транспорта данных, безопасности и т. д., преодоление цифрового разрыва, обеспечение стабильного функционирования доменов верхнего уровня, обеспечение надежного и работоспособного доступа к Интернету для каждого пользователя.
Сегодня Интернет становится все в большей степени социальным, а не только технологическим явлением. Интернет оказал значительное влияние на общественную и культурную стороны современного общества. Он приносит в нашу жизнь новые модели социальной коммуникации, разрушает языковые барьеры и создает новые формы творческого самовыражения и т. д.
Социокультурные аспекты включают в себя такие вопросы управления, как политика в отношении содержания материалов, грамотность, навыки использования цифровыми технологиями, образование, сохранение лингвистического разнообразия. Эти вопросы отражают наиболее яркие национальные, религиозные и культурные различия современного мира.
Однако эффективное управление интернет-отношениями в рамках рассмотренных направлений становится невозможным, когда они выходят за границы того или иного государства, в связи с чем все больше вопросов должно решаться на международном уровне.
Как отмечает Э. Тоффлер, мир, который возникает с огромной скоростью из столкновения новых ценностей и технологий, новых геополитических отношений, новых стилей жизни и способов коммуникации, требует совершенно новых идей и аналогий, классификаций и понятий [9].
Таким образом, регулирование интернет-отношений, выступая неотъемлем направлением деятельности современного государства, должно опираться на международные правила, которые могли бы отразиться в Конвенции по регулированию отношений в Интернете и использовании Интернет-технологий. Принятие такого документа будет способствовать как распространению и оптимальному использованию Интернета, так и сведению на нет негативных проявлений этих технологий.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. В мире - около шести миллиардов подписчиков мобильной сотовой связи и 2,3 миллиарда - пользователей Интернетом // Центр новостей ООН. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.un.org/ russian/news/story.asp?Newsro=18420#.UoCiACd3e_I (дата обращения: 18.10.2013). - Загл. с экрана.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 нояб. 1994 г. N° 51-ФЗ : (ред. от 13 июля 2015 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
3. Интернет: цифры и факты // Интернет в России и в мире. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.bizhit.ru/ (дата обращения: 16.11.2015). - Загл. с экрана.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ : (ред. от 3 нояб. 2015 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли // Министерство экономического развития Российской Федерации. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/unsitral/ (дата обращения: 01.02.2016). - Загл. с экрана.
6. Конституция Российской Федерации : (принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 дек.
7. Новости Беларуси. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://o53xo.mjswy5dbfzrhs. bremdy.ru/2jmj7l5rSw0yVb-vlWAYkK-YBwk (дата обращения: 18.10.2013). - Загл. с экрана.
8. Развитие Интернета. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.antula.ru/internet-stat.htm (дата обращения 20.10.2013). - Загл. с экрана.
9. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. -М. : АСТ, 2002. - 776 с.
10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г № 63-ФЗ : (ред. от 13 июля 2015 г). -Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
11. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Российская газета. Федер. вып. - 2006. - 29 июля (№ 4131).
12. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 6 апр. 2011 г. № 63-ФЗ // Российская газета. Федер. вып. - 2011. - 8 апр. (№ 5451).
13. Экономические преступления в Интернете. Деловая разводка и безопасность. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://cabis.su/ allnews/ekonomicheskie_ prestupleniya_v_internete/ (дата обращения: 01.03.2015). - Загл. с экрана.
14. Diplo. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.diplomacy.edu/blog/normative-scale-
creative-diary-26may2015 (date of access: 01.02.2016). - Title from screen.
15. Quarterman, J. The matrix: computer networks and conferencing systems worldwide / J. Quarterman. -Bedford : MA Digital Press, 1990. - 719 p.
REFERENCES
1. V mire - okolo shesti milliardov podpischikov mobilnoy sotovoy svyazi i 2,3 milliarda - polzovateley Internetom [There Are About Six Billion Mobile Cellular Subscribers in the World and 2.3 Billion Internet Users]. Tsentr novostey OON [UN News Centre]. Available at: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID= 18420#.UoCiACd3e_I. (accessed October 18, 2013).
2. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30 noyabrya 1994 № 51-FZ: (red. ot 13 iyulya 2015 g.) [The Civil Code of the Russian Federation of November 30, 1994 no. 51-FL: (amend. of July 13, 2015)]. Access from reference legal system "KonsultantPlyus".
3. Internet: tsifry i fakty [Internet: Figures and Facts]. Internet v Rossii i v mire [Internet in Russia and in the World]. Available at: http://www.bizhit.ru/. (accessed November 16, 2015).
4. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administ-rativnykh pravonarusheniyakh ot 30 dekabrya 2001 № 195-FZ: (red. ot 3 noyabrya 2015 g.) [The Code of the Russian Federation on Administrative Offences of December 30, 2001 no. 195-FL: (amend. of November 3, 2015)]. Access from reference legal system "KonsultantPlyus".
5. Komissiya Organizatsii Obyedinennykh Natsiy po pravu mezhdunarodnoy torgovli [The United Nations Commission on International Trade Law]. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii [Ministry of Economic Development of the Russian Federation]. Available at: http://www.ved.gov. ru/unsitral/. (accessed February 1, 2016).
6. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii: (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993) [The Constitution of the Russian Federation: (Adopted by the All-People Voting of December 12, 1993)]. Rossiyskaya gazeta, 1993, 25 Dec.
7. Novosti Belarusi [News of Belarus]. Available at: http://o53xo.mjswy5dbfzrhs.bremdy.ru/2jmj7l5r SwOyVb- vlWAYkK-YBwk. (accessed October 18, 2013).
8. Razvitie Interneta [Internet Development]. Available at: http://www.antula.ru/internet-stat.htm. (accessed October 20, 2013).
9. Toffler E. Tretya volna [Third Wave]. Moscow, AST Publ., 2002. 776 p.
10. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13 iyunya 1996№ 63-FZ: (red. ot 13 iyulya 2015 g.) [The Criminal Code of the Russian Federation of June 13, 1996 no. 63-FL: (amend. of July 13, 2015)]. Access from reference legal system "KonsultantPlyus".
11. Federalnyy zakon "Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiyakh i o zashchite informatsii" ot 27 iyulya 2006 №> 149-FZ [Federal Law "On Information, Information Technologies and Information Protection" of July27, 2006 no. 149-FL]. Rossiyskaya gazeta. Federalnyy vypusk, 2006, July 29, no. 4131.
12. Federalnyy zakon "Ob elektronnoy podpisi" ot 6 aprelya 2011 №№ 63 -FZ [Federal Law "On Electronic Signature" of April 6, 2011 no. 63-FL]. Rossiyskaya gazeta. Federalnyy vypusk, 2011, Apr. 8 (no. 5451).
13. Ekonomicheskie prestupleniya v Internete. Delovaya razvodka i bezopasnost [Economic Crime on the Internet. Business Intelligence and Security]. Available at: http://cabis.su/allnews/ekonomicheskie_ prestupleniya_v_internete/. (accessed March 1, 2015).
14. Diplo. Available at: http://www.diplomacy.edu/ blog/normative-scale-creative-diary-26may2015. (accessed February 1, 2016).
15. Quarterman J. The Matrix: Computer Networks and Conferencing Systems Worldwide. Bedford, MA, Digital Press, 1990. 719 p.
THE INTERNET RELATIONS IN MODERN SOCIETY: STREAMLINING PROBLEMS
Alina Sergeevna Anisimova
Junior Researcher,
Saratov Branch of the Institute of State and Law, RAS; Postgraduate Student, Saratov State Law Academy [email protected]
Chernyshevskogo St., 135, 410028 Saratov, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to one of the most topical issues in modern society -the management of the Internet relations. The Internet acts as a new qualitative phenomenon
which forms its own culture, rules, and behavior. At the same time, it leads to the transformations in real life that in turn demands theoretical research. The article's purpose is to analyse the priority directions of regulation of the Internet relations, among which the infrastructure and standardization, legal and economic aspects, questions connected with development of the technical and social aspect of the Internet. The author comes to the conclusion that special attention should be paid to the international cooperation and development of uniform regulations of the relations in virtual space due to the global character of the Internet relations.
Key words: Internet, Internet relations, legal regulation, digital technologies, e-commerce.