К вопросу о правовом регулировании и организационных аспектах деятельности органов внутренних дел на транспорте при чрезвычайных обстоятельствах
АНДРЕЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ СНЕГОВОЙ,
начальник кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений, кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
On the issue of legal regulation and organizational aspects of the activities of internal affairs bodies in transport in emergency circumstances
ANDREY VALENTINOVICH SNEGOVOJ,
Head of the Department of Management of Internal Affairs Bodies in Special Conditions of the Command and Staff Training Center,
Candidate of Law, Associate Professor (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Представленный материал включает в себя исследование отдельных аспектов правовой регламентации и организации деятельности органов внутренних дел на транспорте при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
Ключевые слова и словосочетания: чрезвычайные обстоятельства; транспорт; орган внутренних дел.
УДК 351.74
Annotation. The presented material includes a study of certain aspects of the legal regulation and organization of the activities of the internal affairs bodies in transport in case of emergency.
Key words and phrases: emergency circumstances; transport; internal affairs body.
Поводом для научного анализа норм правовых установлений, регламентирующих функционирование органов внутренних дел на транспорте (далее — ОВДТ) при возникновении чрезвычайных обстоятельств, явилось участие в той работе, которая в настоящее время проводится в рамках совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере общественных отношений.
Исследователи отмечают, «что ситуация, характеризующая состояние правового регулирования деятельности ОВДТ, находится в динамичном развитии. Тем не менее в правовом регулировании деятельности исследуемых органов, несомненно, существуют пробелы и кол-
лизии» [2]. Не исключением в этой части является и правовая регламентация действий ОВДТ при чрезвычайных обстоятельствах.
Исходя из характера угроз национальной безопасности, приводящих к наступлению чрезвычайных обстоятельств, указанные обстоятельства дифференцируются на источники возникновения чрезвычайные ситуаций техногенного либо природного характера и на деяния криминального (беспорядки, захваты объектов, противоправные действия вооруженных лиц, террористические деяния) либо социального (межнациональные, межконфессиональные конфликты) характера. В то же время, как отмечают специалисты, на транспорте чрезвычай-
ные события чаще всего происходят вследствие следующих причин: «нарушение правил эксплуатации, терроризм, естественный физический износ технических средств, усложнение технологий, различные причины природного характера, несоблюдение правил личной безопасности» [3, с. 161].
Анализ результатов практической деятельности свидетельствует о том, что ОВДТ принимают участие в решении самых разных задач при чрезвычайных обстоятельствах, и это предусмотрено нормами соответствующих правовых установлений.
Законодательство, регламентирующее деятельность органов государственной власти при различных видах чрезвычайных обстоя-тельств1, представлено нормативными правовыми актами различной юридической силы и имеет многоаспектный характер.
Так, в соответствии с действующими правовыми предписаниями ОВДТ в рамках выполнения основных задач МВД России в качестве функциональной подсистемы охраны общественного порядка единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — ФП ООП РСЧС) участвуют в обеспечении общественной безопасности и охране общественного порядка, а также в охране ценностей культурных и материальных2. В указанную ФП ООП РСЧС организационно ОВДТ встроены следующим образом: на уровне муниципальном — линейный отдел на транспорте; на межрегиональном уровне — управление на транспорте МВД России по федеральному округу, линейное управление МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; на уровне федеральном — Главное управление на транспорте.
Следует отметить, что одной из особенностей участия ОВДТ в работе ФП ООП РСЧС является исполнение нормы, предписанной федеральным законом «О полиции», и обязывающей принимать неотложные меры спасения граждан, охраны имущества, оставшегося без присмотра при чрезвычайных ситуациях, что корреспондируется с нормами соответствующего
1 Конституция Российской Федерации (в частности, ст. 88); федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении»; федеральные законы «О противодействии терроризму», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и др.; указы Президента; постановления Правительства; межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты.
2 Об утверждении Положения о функциональной подсистеме охраны общественного порядка единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 13 июля 2007 г. № 633 // Доступ из СТРАС «Юрист» (дата обращения: 03.12.2020).
ведомственного документа, регламентирующего порядок действий ФП ООП РСЧС.
При этом в нормативном правовом акте Федеральной службы войск национальной гвардии3, регулирующем подобные общественные отношения, несмотря на установленную законом задачу, возложенную на Росгвардию, по участию в обеспечении общественной безопасности и охране общественного порядка, аналогичная норма, посвященная охране имущества без присмотра, отсутствует. Более того, не урегулированным рассматриваемый аспект остался и в межведомственном документе, который упорядочил взаимодействие МВД России и Росгвардии при чрезвычайных обстоятельствах. По нашему мнению, проблемные вопросы взаимодействия в рассматриваемой области общественных отношений требуют всесторонней научной проработки, межведомственного согласования и соответствующего правового оформления.
ОВДТ наряду с иными подразделениями и территориальными органами МВД России обязаны принимать участие в противодействии терроризму, а также в мероприятиях, определяемых правовым режимом контртеррористической операции4 (далее — КТО).
Важным элементом антитеррористического законодательства Российской Федерации, имеющим непосредственное отношение к деятельности ОВДТ при чрезвычайных обстоятельствах, является закрепление возможности введения правового режима КТО для пресечения не только террористических актов, но и обозначенных в соответствующем законе преступлений террористической направленности5, к числу которых, в частности, относится деяние, предусмотренное ч. 4 ст. 211 Уголовного кодекса6. Кроме того, правовой режим КТО может вводиться и при деяниях, указанных в статьях 360, 279, 278, 279 и 206 уголовного закона.
Особенностью участия ОВДТ в противодействии терроризму является также и то, что в ряде так называемых морских бассейнов и, в частности, в таких городах, как Южно-Са-
3 Об утверждении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций войск национальной гвардии Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]: приказ Росгвардии от 22 октября 2018 г. № 467 // Доступ из СТРАС «Юрист» (дата обращения: 03.12.2020).
4 О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900. Ст. 12.
5 О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146. Ст. 11.
6 Угон судна воздушного или водного транспорта либо желез-
нодорожного подвижного состава, сопряженный с совершением
террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности.
халинск, Симферополь, Петропавловск-Камчатский, Мурманск, Каспийск, руководители ЛУ МВД России на транспорте входят в состав специально созданных оперативных штабов7 наряду с руководителями иных подразделений федеральных органов исполнительной власти.
Что касается выполнения задач при иных видах чрезвычайных обстоятельств, а именно криминального характера, не связанных с реализацией террористических угроз и чрезвычайных ситуаций, то здесь правовое регулирование ограничивается либо нормами федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», либо нормативными правовыми актами ведомственного уровня.
«Закона общего плана, системного закона, каким является федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», для ЧС криминального характера не существует» [1, с. 63]. Этот факт, по нашему мнению, может негативно сказаться и на вопросах своевременного и комплексного реагирования на резкие осложнения оперативной обстановки, связанные с возникновением чрезвычайных обстоятельств криминального характера, и на проблеме обеспечения (а в некоторых случаях — вынужденного временного ограничения) прав и свобод, законных интересов юридических и физических лиц в рассматриваемых условиях.
Проведенный анализ ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ОВДТ, свидетельствует о необходимости их корректировки в части, касающейся правовых норм, посвященных регулированию функционирования при чрезвычайных обстоятельствах.
Так, в Типовом положении о линейном от-деле8 не нашло отражение положение о том, что линейный орган (далее — линорган) при реализации задач и полномочий органов внутренних дел на объектах транспорта участвует в пределах своей компетенции в обеспечении мероприятий в условиях чрезвычайных обстоятельств, что предписано иными нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими организацию деятельности территори-
7 О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму: указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 664 // СЗ РФ. 2015. № 52. Ч. I. Ст. 7591.
8 Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 15 июня 2011 г. № 636 // Доступ из СТРАС «Юрист) (дата обращения: 03.12.2020).
альных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах.
Кроме того, в рассматриваемом Типовом положении не определено, что начальник ли-норгана входит в состав и участвует в работе оперативного штаба, формируемого в территориальном органе МВД России на региональном уровне при возникновении чрезвычайных обстоятельств. А ведь такая норма, по нашему мнению, совершенно логична в перечне полномочий начальника линоргана и напрямую вытекает из положений п. 19 соответствующего указа Президента9, а также требований приказа МВД России от 24 августа 2020 г. № 59210 о том, что рассматриваемые линорганы находятся в оперативном подчинении руководителей территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту их дислокации.
К проблемным вопросам организации деятельности ОВДТ при всех видах чрезвычайных обстоятельств, исходя из анализа сведений о результатах исследования и определения уровня готовности к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, следует отнести: формализм в вопросах планирования вероятных действий; недоработки в определении и осуществлении мероприятий по повышению устойчивости функционирования ОВДТ и обеспечению жизнедеятельности сотрудников при чрезвычайных обстоятельствах.
Для повышения степени готовности ОВДТ к действиям в рассматриваемых условиях, а также для оптимизации мер, принимаемых органами оперативного управления, и совершенствования мероприятий, выполняемых группировкой сил и средств непосредственно при осложнении обстановки, незаменимую роль играют подготовительные занятия, проводимые в форме учений и тренировок.
Полагаем целесообразным в ходе организации и проведения такого рода занятий первостепенное внимание уделять следующим аспектам: последовательной отработке наиболее сложных вопросов скоординированного и согласованного применения всех задействуемых сил; разработке и апробации типовых алгоритмов принятия управленческих решений по раз-
9 Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 // СЗ РФ. 2016. № 52. Ч. V. Ст. 7614.
10 О внесении изменения в приказ МВД России от 30 июня 2011 г. № 760 «Об утверждении схем размещения и подчиненности территориальных органов МВД России, реализующих задачи и функции органов внутренних дел на транспорте» [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 24 августа 2020 г. № 592 // Доступ из СТРАС «Юрист» (дата обращения: 03.12.2020).
личным вариантам развития оперативной обстановки, что обусловлено скоротечностью чрезвычайных событий и ограниченностью во времени реагирования на них; подготовке к реагированию на чрезвычайные обстоятельства, возникающие с участием движущихся транспортных средств, с учетом выбора оптимального района сосредоточения группировки сил и средств, надежной изоляции территории проведения комплекса необходимых мероприятий, выбора возможных мест и приемлемых способов принудительной остановки. Упорядочиванию проводимых действий может служить и так называемый расчет времени на выполне-
ние мероприятий, который разрабатывается заблаговременно и способствует планомерному осуществлению действий руководителя органа оперативного управления в рассматриваемых условиях.
Проведенное краткое исследование правотворческой практики, обеспечивающей регламентацию, а также отдельных организационных особенностей деятельности ОВДТ при чрезвычайных обстоятельствах позволяет говорить о существующей потребности в дальнейшем научном анализе действующего законодательства, а также имеющегося опыта правоприменения в рассматриваемых условиях.
Список литературы
1. Старостин С. А. Чрезвычайное положение: монография. Москва, 2019.
2. Штырхунова Н. А., Абрамян С. К. Правовой статус органов внутренних дел на транспорте [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/ pravovoy-status-organov-vnutrennih-del-na-transporte (дата обращения: 03.12.2020).
3. Щукин В. А., Сафонова Н. Л. Особенности оценки рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: сборник статей по материалам Всероссийской науч.-практ. конф. Воронеж, 2016.