Чулюкова С .А., к.п.н.
доцент
ФГБОУВПО «ОГИМ» Россия, г. Оренбург К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДОГОВОРА АРЕНДЫ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Объективным фактором развития общества является научно-технический прогресс. Один из его результатов - создание и постоянное совершенствование самодвижущихся механических средств перевозки (передвижения) граждан, грузов и багажа. В их эксплуатации появляются новые виды и типы. И если в XIX веке таковыми были главным образом морские, речные суда и суда внутреннего плавания, то в XX веке в широком повседневном использовании присутствуют уже не только водные, но и воздушные, железнодорожные и автомобильные транспортные средства. Механический транспорт становится значимым, неотъемлемым и распространенным объектом экономического, гражданского оборота.
Впервые в отечественной истории гражданского права в Гражданском кодексе РФ предусмотрен отдельный параграф " Аренда транспортных средств". Однако, как показывает практика, не все проблемы, связанные с юридическим нормированием прав и обязанностей сторон в правовом регулировании данных отношений, решены. Недостаточно полно определен Кодексом понятийный аппарат. Вызывает сомнение выделение законодателем исключительно только двух подвидов рассматриваемого договора аренды, связанных с наличием или отсутствием полного комплекса услуг арендодателя по управлению и техническому обслуживанию при отсутствии общих положений об аренде транспортных средств.
В соответствии со ст. 641, 649 ГК РФ особенности аренды транспортных средств устанавливаются лишь транспортными уставами и кодексами. К сожалению, вновь принимаемые законодателем эти нормативно-правовые акты не содержат в себе положений, указывающих на специфику аренды того или иного вида транспортного средства, создавая тем самым значительные трудности в соответствующем локальном договорном регулировании отношений конкретных сторон. Таким образом, налицо существенная неполнота и недостаточная нормативная разработанность аренды данного вида имущества.
Обозначенные недостатки законодательного регулирования, как представляется, вызваны в первую очередь отсутствием общего комплексного научно-теоретического исследования по данной теме. Единственная подобная работа была проведена в 60-х годах [1]. Отдельные научные труды были
посвящены лишь аренде некоторых видов транспортных средств, в частности, тайм-чартеру, димайз-чартеру (К.Ф. Егоров, А.Г.Калпин и др.), а также лишь некоторым элементам договора аренды транспортных средств.
Важность закрепления соответствующих норм, регулирующих отношения договора аренды транспортных средств, и выделение их в параграф в кодифицированном гражданско-правовом акте не вызывает сомнения. Договор аренды данного вида имущества становится все более распространенным. Для некоторых отраслей экономики в существующих сегодня условиях ограниченного государственного дотационного финансирования и других негативных факторов социально-экономических преобразований он явился одним из значительных средств поддержки. Появились социально-экономические, правовые предпосылки, способствующие расширению практики применения данного договора. В частности, увеличился круг участников данных правоотношений, появились новые в отечественной практике виды аренды транспортных средств и получили свое правовое закрепление (например, финансовая аренда (лизинг) транспортных средств, устранен дефицит транспортных средств как причина, в частности, крайне малого удельного веса в гражданском обороте договора проката и аренды автотранспорта.
Качественно и количественно изменился состав оснований заключения договора аренды транспортных средств. Если по предшествующему хозяйственному законодательству наиболее распространенным основанием подписания сторонами соответствующих двусторонних сделок являлись, помимо соглашения сторон, плановые, однотипные плановым и различного вида административные акты, то на современном этапе в результате глобальных, всеобъемлющих внутригосударственных экономических и правовых преобразований наиболее распространенным основанием становится волеизъявление, соглашение сторон, сформированное уже, как правило, не на плановых государственных заданиях, заказах, а на бизнесе - планах, в основе которых- коммерческая заинтересованность хозяйствующих субъектов.
Разновидность транспортных средств сравнительно велика и имеет тенденцию к дальнейшему увеличению. Технически эксплуатация и управление транспортными средствами имеют свои родовые и индивидуальные особенности. С этим связана необходимость постоянно совершенствовать отраслевые транспортные кодексы и уставы. Нормы имеющихся правовых кодифицированных актов не охватывают правовым регулированием отношений аренды всех разновидностей транспортных средств. Однако, учитывая специфически особенности, связанные с их технической эксплуатацией и управлением, аренда отдельных транспортных средств объективно тяготеет,
как результат однородности предмета правового регулирования, к общим началам. Таким образом, факторы экономичности и целесообразности в правовом регулировании данных общественных отношений должны учитываться.
Положения аренды транспортных средств содержатся, помимо Гражданского кодекса РФ и Кодекса торгового мореплавания РФ, в Уставе автомобильного транспорта РФ [2]. Названный устав сохраняет свое действие на территории Российской Федерации с учетом правил, предусмотренных ст. 4 Вводного закона, впредь до принятия и введения в действие новых транспортных кодифицированных нормативно-правовых актов, которые должны приниматься на уровне федерального закона [3]. Следует отметить высокие темпы реализации государством политики демонополизации и приватизации инфраструктуры страны - транспортом сектора экономики. Концепция транспортной политики Российской Федерации предусматривает преобразование эксплуатационных предприятий воздушного и водного транспорта, обеспечивающих магистральные сообщения и занимающих положение естественных монополий в соответствующих секторах рынка транспортных услуг, в акционерных обществах с участием государства [4].
Сформирована концепция структурной перестройки железнодорожного транспорта, в соответствии с которой в течение последующих двух лет будут созданы государственные унитарные предприятия по перевозкам грузов и пассажиров с дальнейшим их акционированием.
Таким образом, посредством экономических способов и правовых средств - как юридических инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение поставленных правовых целей - реорганизации и акционирования государственных транспортных предприятий - монополистов, создаются конкурирующие друг с другом частные юридические лица - акционерные общества. Административно-правовые методы регулирования данного сектора социально-экономических отношений уступают место соответствующим гражданско-правовым методам. И, следовательно, цивилистический институт аренды приобретает для транспортных предприятий более актуальное практическое значение как одно из гражданско-правовых средств, обеспечивающих максимальную эффективность производственного процесса, экономичность использования материальных ресурсов и реализацию коммерческих целей. В свою очередь, рассматриваемый гражданско-правовой институт имеет свое максимальное проявление, в том числе при наличии неограниченного числа субъектов данных правоотношений как с точки зрения различных форм собственности, так и организационно-правовых форм.
Использованные источники:
1. Левенсон Д.С. Договор аренды транспортных средств. Учебное пособие М.: Нова, 2005. - 87с.
2. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ. (ред. от 03.02.2014)// Собрание законодательства РФ", 12.11.2007, № 46, ст. 5555.
3. О введении в действие частив второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Федеральный закон от 22 декабря 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, № 5, 29.01.96, ст.411.
4. Об одобрении Концепции государственной транспортной политики Российской Федерации. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1997 г. № 1143 // Собрание законодательства РФ, 15.09.1997, № 37, ст. 4303.
Чулюкова С А., к.п.н.
доцент
ФГБОУВПО «ОГИМ» Россия, г. Оренбург ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО
ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Его ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место [1]. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.
Однако не всякое территориальное перемещение объектов или людей с помощью транспортных средств приводит к возникновению обязательства перевозки. Последнее характеризуется рядом особенностей. Во-первых, оно должно быть товарным и строится на эквивалентно-возмездных началах. Так называемые технологические перевозки, выполняемые собственным транспортом какого-либо лица (перевозка сырья со склада в цех, готовой