Закон и право. 2022. № 8. С. 161-164. Law and legislation. 2022;(8):161-164.
Научная статья УДК 343
https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_161 NIION: 1997-0063-8/22-471
EDN: https://elibrary.ru/NBMNJS MOSURED: 77/27-001-2022-8-671
К вопросу о правовом аспекте коррупции
Николай Юрьевич Карасев1, Власта Леонидовна Горичева2
1 2 Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, Елец, Россия
1 mirlikijskij@bk.ru
2 vlasta@mail.ru
Аннотация. В статье анализируются уголовно-правовые и криминологические особенности понятия «коррупция», отдельные аспекты преступлений коррупционной направленности, меры по противодействию коррупции; определяется уголовно-правовая политика применения термина «коррупция»; исследуются вопросы, связанные с совершенствованием законодательства по борьбе с коррупцией в России и эффективностью его применения на практике; рассматриваются положения Федерального закона «О противодействии коррупции», социально-экономические аспекты коррупции и правовые меры противодействия.
Ключевые слова: коррупция, взятка, злоупотребление полномочиями, интересы общества и государства, антикоррупционная политика, противодействие коррупции.
Для цитирования: Карасев Н.Ю., Горичева В.Л. К вопросу о правовом аспекте коррупции // Закон и право. 2022. № 8. С. 161—164. https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_161. ЕБЫ: https://elibrary.ru/NBMNJS
Original article
To the question of the legal aspect of corruption
Nikolai Yu. Karasev1, Vlasta L. Goricheva2
1 2 Bunin Yelets State University, Yelets, Russia
1 mirlikijskij@bk.ru
2 vlasta@mail.ru
Abstract. The article analyzes the criminal law and criminological features of the concept of «corruption», certain aspects of corruption crimes, measures to combat corruption; defines the criminal law policy for the application of the term «corruption»; examines issues related to the improvement of anti-corruption legislation in Russia and the effectiveness of its application in practice; considers the provisions of the Federal Law «On Combating Corruption», socio-economic aspects of corruption and legal countermeasures.
Keywords: corruption, bribe, abuse of power, interests of society and the state, anti-corruption policy, counteraction to corruption.
For citation: Karasev N.Yu., Goricheva V.L. To the question of the legal aspect of corruption // Law and legislation. 2022;(8):161—164. https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_161 EDN: https://elibrary.ru/NBMNJS
Коррупция — это умышленно совершаемая преступная деятельность в органах государственной и гражданской власти, которая выражается в использовании должностными лицами своего положения в целях личного обогащения [7, с. 89].
Само понятие «коррупция» происходит от латинского «соггитреге», что переводится как
© Карасев Н.Ю., Горичева В.Л. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 08-2022
подкуп, совращение. В наши дни коррупцию следует определять как социальный феномен, у которого нет однозначного понимания и интерпретации в сознании современного общества. Она рассматривается как криминологическое социально-экономическое явление, имеет многоуровневую структуру и включает несколько различных видов общественно опасных деяний. Данное преступление проникло в различные сферы общественной жизни государства, что
свидетельствует о его крайней опасности и угрозе как для каждого гражданина, так и для национальной безопасности России в целом.
Единого определения понятия коррупции в российской юридической литературе долгое время не было. Толковый словарь рассматривает ее как «моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами» [6, с. 591].
А.И. Кирпичников дает следующее определение: «Коррупция означает коррозию власти, как ржавчина разъедающая металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции — это своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а в интересах общества. Подобно тому, как для металла коррозийная усталость означает понижение предела его выносливости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости» [4, с. 17].
Мы же будем придерживаться определения, данного в Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, который гласит: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных выше деяний от имени или в интересах юридического лица» [2].
На сегодняшний день проблема коррупции приобрела принципиально новое значение. Она затрагивает все российское общество целиком и проникает не только во внутренние, но и в международные отношения. Ее проявления поистине безграничны и разнообразны. Именно поэтому на протяжении долгих лет одним из важнейших направлений антикоррупционной политики является развитие международного сотрудничества в этой сфере и установление необходимой международно-правовой базы. Данная база на-
считывает уже более 60 нормативных актов, которые можно разделить на три основные категории [5, с. 24].
1. Правовые акты ООН, например, Конвенция ООН против коррупции 2003 г. [1], ратифицированная Российской Федерацией 8 марта 2006 г. [3].
2. Правовые акты СНГ, в которые ходят акты, принятые на территории бывших стран Советского Союза, такие, как Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 [2], Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 15 июля 2015 г. № 305-3, Закон Республики Казахстан «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 г. № 410-У [10, с. 10] и проч.
3. Двусторонние правовые акты.
Кроме того, названный выше Федеральный закон «О противодействии коррупции» обеспечивает и самостоятельные, внутригосударственные методы борьбы. Например, Законом установлено, что чиновники обязаны декларировать свое имущество и доходы, а Президент РФ может сформировать независимые органы по реализации политики в сфере противодействия коррупции. Также в данном Законе содержится перечень коррупционных деяний, однако он не является исчерпывающим, а понятию коррупции не дает точное определение, отражающее ее суть в качестве социального явления, а лишь указывает все те же коррупционные деяния [2].
Данный Закон закрепляет положение, согласно которому парламент РФ обязан обеспечивать разработку и принятие законов, касающихся вопросов противодействия коррупции, а также осуществлять контроль деятельности органов исполнительной власти РФ в пределах своих полномочий. Генпрокурор и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий обязаны координировать деятельность по борьбе с коррупцией по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений органов внутренних дел, органов ФСБ и других правоохранительных органов и реализовывать иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные указанным Законом [8, с. 314].
Коррупция системна, и ее системность проявляется в возникновении связей и зависимостей между чиновниками различных уровней и структур. Так, в состав коррупционной сети могут входить государственные должностные лица, обеспечивающие решения в сфере исполнитель-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022
ной власти, а затем коммерческие структуры, которые занимаются вопросом получения финансовой выгоды. Следующим звеном являются сотрудники правоохранительных органов, которые обеспечивают коррупционной сети своего рода защиту от закона [9, с. 165].
Антикоррупционная политика, проводимая государством, должна включать меры, направленные на решение таких задач, как:
■ организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях;
■ сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции;
■ уменьшение выгод для обеих сторон, участвующих в коррупционной сделке, от заключения последней;
■ увеличение вероятности выявления коррупционных действий и наказания за причиненный ими вред;
■ влияние на мотивы коррупционного поведения;
■ создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.
Таким образом, правовой аспект коррупции во многом зависит от правильной и эффективной реализации мер антикоррупционной политики государства, обеспечения борьбы с ней на всех уровнях государственной власти. Кроме того, законодатель должен дать более полное определение коррупции и подготовить исчерпывающий список деяний, к ней относимых. Для России коррупция является понятием не уголовно-правовым, а скорее собирательным, определяющим правонарушения самых различных видов — от дисциплинарных до уголовно-правовых.
Список источников
1. Конвенция ООН против коррупции (принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи 31.10.2003) / / http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW
2. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-Ф3 (с изм. и доп. от 01.04.2022) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW
3. Федеральный закон «О ратификации Конвенции Организации Объединенных наций против коррупции» от 08 .03.2006 № 40-Ф3 // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW
4. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПб.: Альфа, 1997. 350 с.
5. Марасов Ю.Г. Контроль за расходами отдельных должностных лиц как одна из основных мер профилактики коррупции / / Рос судья. 2018. № 4. С. 22-26.
6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Азъ, 1994. 907 с.
7. Перевозчикова Е.А. Рекомендации по борьбе с коррупцией: международный опыт // Modern Economy Success. 2019. С. 88—92.
8. Противодействие коррупции: конституционно-правовые подходы: Колл. монография / Отв. ред. и рук. авт. колл. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2016. 512 с.
9. Скворцова Ю.В. Международные нормы о противодействии коррупции в системе российского права // Ленингр. юрид. журнал. 2017. № 1. С. 162—169.
10. Хабриева Т.Я., Капустин А.Я., Габов А.В., Черногор Н.Н. Конфликт интересов: природа, предупреждение, социальное регулирование // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 3 (70). С. 5—12.
References
1. United Nations Convention against Corruption (adopted by resolution 58/4 of the General Assembly on October 31, 2003) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW
2. Federal Law «On Combating Corruption» dated December 25, 2008 № 273-FZ (as amended and supplemented on April 1, 2022) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW
3. Federal Law of March 8, 2006 № 40-FZ «On Ratification of the United Nations Convention against Corruption» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW
4. Kirpichnikov A.I. Bribery and corruption in Russia. St. Petersburg: Alfa, 1997. 350 p.
5. Marasov Yu.G. Control over the costs of individual officials as one of the main measures to prevent corruption // Russian judge. 2018. № 4. Pp. 22—26.
6. Ozhegov S.I. Explanatory dictionary of the Russian language / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. 2nd ed., rev. and additional. Moscow: Az, 1994. 907 p.
7. Perevozchikova E.A. Anti-Corruption Recommendations: International Experience // Modern Economy Success. 2019. Pp. 88—92.
8. Anti-corruption: constitutional and legal approaches: collective monograph / Ed. editor and
LAW & LEGISLATION • 08-2022
head of the team of authors S.A. Avakyan. M.: Yustitsinform, 2016. 512 p.
9. Skvortsova Yu. V. International norms on combating corruption in the system of Russian law // Leningrad legal journal. 2017. № 1. Pp. 162-169.
10. Khabrieva T. Ya., Kapustin A. Ya., Gabov A. V., Chernogor N.N. Conflict of Interest: Nature, Prevention, Social Regulation // Journal of Foreign Legislation and Comparative Law. 2018. № 3 (70). Pp. 5-12.
Информация об авторах
Карасев Н.Ю. — студент
Горичева В.Л. — кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции
Information about the authors
Karasev N.Yu. — student
Goricheva V.L. — candidate of law, associate professor of the department of jurisprudence Вклад авторов:
Горичева В.Л. — концепция исследования; вывод Карасев Н.Ю. — написание исходного текста; вывод Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors:
Goricheva V.L. — research concept; conclusion Karasev N.Yu. — writing of the source text; conclusion The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 05.05.2022; одобрена после рецензирования 08.07.2022; принята к публикации 14.07.2022.
The article was submitted 05.05.2022; approved after reviewing 08.07.2022; accepted for publication 14.07.2022.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022