Научная статья на тему 'К вопросу о повышении явки избирателей на выборах'

К вопросу о повышении явки избирателей на выборах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
891
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о повышении явки избирателей на выборах»

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЯВКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

НА ВЫБОРАХ

М.Ю. Безвербная, кандидат экономических наук, доцент

Важным аспектом правовой культуры выступает культура участия в избирательном процессе граждан-избирателей. Выборы могут выполнить свою политическую функцию только при наличии согласованного избирательного (гарантийного, отраслевого и структурного) законодательства и его исполнении всеми участниками избирательного процесса. Наиболее наглядно уровень правовой культуры населения проявляется в его активности в день выборов.

Сегодня многими исследователями отмечается низкая правовая культура российских граждан. Это явление можно объяснить многими причинами: усталостью от бесконечной череды выборов, ухудшением экономической жизни большинства людей, неверием в возможность изменить сложившуюся ситуацию посредством выборов, правовым нигилизмом и другими. Поэтому очень остро стоит проблема повышения культурно-правового уровня граждан.

В связи с вышеизложенным в Иркутской области было проведено социологическое исследование методом анкетирования населения по вопросам электоральной активности избирателей на выборах в2014 году.

В анкетировании приняли участие 1 500 человек, из них: 1960-1984 гг. рождения -30 %, 1985-1990 гг. рождения - 26 %, 19911994 гг. рождения - 44 %; женщин - 67 %, мужчин -33 %.

Вопросы, представленные в анкете, касались отношения населения к избирательному процессу в целом. Основной целью анкетирования являлось выяснение причин низкой явки избирателей на выборы и поиск возможных путей ее повышения.

На вопрос: «Голосовали ли вы на выборах 14 сентября 2014 года? Если нет, то по какой причине?» 492 респондента ответили «да», 1 008 -«нет».

Среди причин, по которым люди не голосовали, следующие:

- «не считаю, что мой голос на что-то повлияет» - 268;

- «все уже заранее определено» - 184;

- трудовая занятость, учеба, болезнь, находились за городом - 244;

- «нет доверия» - 132;

- «не интересовался кандидатами, выборами» - 82;

- «не считаю нужным» - 78;

- «не знаю свой участок» -12.

Хотелось бы отметить, что информации о проводимых выборах было достаточно. Однако незаинтересованность в политической жизни является основной причиной правовой неграмотности населения. Многие не знают государственное устройство страны, не разделяют исполнительную и законодательную власть. Об этом свидетельствуют ответы на следующий вопрос: «Какие выборы проходили 14 сентября 2014 года?». 286 опрошенных ответили: «Не знаю, затрудняюсь ответить», 218 человек считали, что выборы проходили «в Законодательное Собрание», 12 - «в Правительство Иркутской области», 46 выбирали «депутатов в Государственную Думу», 26 - «в органы местного самоуправления».

Почти «угадали» 342 человека - ответили, что выбирают депутатов (однако не уточнили, на какой уровень законодательной власти), а 570 опрошенных порадовали - «в Думу города Иркутска».

В соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - ФЗ № 157) днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, орга-

№4/2015

ны местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов [1].

При проведении анкетирования респондентам был задан следующий вопрос: «Считаете ли вы день, установленный как единый день голосования, удачным (второе воскресенье сентября)? Если нет, то какой день (месяц) был бы оптимальным для большей явки избирателей? Почему?». Прозвучали такие ответы:

- «да, является удачным» - 845;

- «нет, не является удачным» -418;

- «день голосования не важен» - 237.

Основной причиной, по которой избиратели не пришли на свои участки в единый день голосования, явилось то, что в сентябре большая часть населения либо в отпусках, либо закрывает дачный сезон, многие находятся за городом. Это мнение более половины опрошенных.

Респонденты, ответившие, что единый день голосования не является удачным, указали, какой день был бы оптимальным для большей явки избирателей:

- в октябре - 932;

- второе воскресенье ноября, декабря - 358;

- февраль-март -138;

- пятница или суббота - 29;

- любой рабочий день недели - 28;

- первое число любого месяца для удобства -15.

Однако в соответствии с пунктом 6 статьи 2 ФЗ № 157 голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день, на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, и на воскресенье, которое объявлено в установленном порядке рабочим днем. Если второе воскресенье сентября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке

рабочим днем, выборы назначаются на третье воскресенье сентября.

На вопрос: «Как вы считаете, по какой причине явка избирателей низкая на выборах?» опрошенные ответили следующим образом:

- считают, что голос ни на что не повлияет, ничего не решает -410;

- нет доверия к кандидатам -316;

- граждане не верят, что результаты выборов зависят от них - 286;

- незаинтересованность общества в политической жизни, равнодушие - 204;

- низкий уровень правовой культуры, правовая неграмотность населения, правовой нигилизм -105;

- все на дачах, сезон сбора урожая - 68;

- разочарование во власти, подорванное доверие к власти - 28;

- мало информации о выборах - 26;

- на выходной день другие планы - 24;

- нет достойной кандидатуры - 12;

- кандидаты недостаточно активны в период предвыборной кампании -10;

- лень -11.

Для того чтобы население узнало о кандидатах на тех или иных выборах, граждане и общественные объединения вправе проводить предвыборную агитацию. Понятие и порядок проведения предвыборной агитации установлены Федеральным законом от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (далее - ФЗ № 138) [2] и Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав) [3]. Так, предвыборная агитация может проводиться:

- через средства массовой информации;

- путем проведения публичных предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных публичных мероприятий);

^ ^ X ^ ^ Л Г Л 1 Л и Г и ^ Л Д и

- путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных предвыборных материалов.

В связи с этим в исследовании был предусмотрен вопрос об отношении людей к предвыборной агитации: «Как вы относитесь к предвыборной агитации?». Были получены такие ответы:

- негативно, плохо, отрицательно - 415;

- положительно - 323;

- хорошо - 228;

- нейтрально, терпимо, все равно - 165;

- никак, это просто слова, обещаний много, результатов мало - 127;

- бесполезная трата денег - 74;

- равнодушно, с некоторым раздражением - 54;

- неэффективна - 40;

- неправдива -35;

- навязчива -35;

- она обязательно должна быть - 4.

Как выяснилось, в целом население интересуется предвыборной кампанией. В продолжение темы был задан следующий вопрос: «Берете ли вы печатные издания, буклеты, газеты у агитаторов за кандидатов, когда они вам их предлагают? С какой целью? Если нет, то по какой причине?». Ответы получены такие: «да» - 722; «нет» - 603; «иногда, редко» - 175.

Те респонденты, кто ответил «да», пояснили, для чего они берут агитационные материалы: «чтобы проанализировать информацию о кандидатах»; «чтобы ознакомиться с избирательной программой кандидата»; «просто посмотреть, почитать». Были и такие ответы: «облегчить руки раздающего»; «жалко тех, кто раздает».

У тех, кто не читает агитационные материалы, аргументы следующие: «не всегда пишут правду, нет правдивой информации, ложь»; «не считаю нужным»; «нужную информацию найдут сами».

По мнению опрошенных, наиболее успешные следующие методы предвыборной агитации:

- личная встреча кандидата и избирателей с возможностью задать вопросы - 633;

- действия, конкретные дела, выполнение обещаний - 372;

- теледебаты - 102;

- листовки, буклеты, печатная продукция - 95;

- публичное выступление, полная открытость перед обществом, телеагитация - 83;

- организация городских праздников, мероприятий для детей - 63;

- концерты с информационной привязкой - 46;

горячие линии кандидатов (обратная связь) - 32;

- через сайты - 28;

- административные, через руководителя -18;

- СМИ - 15;

- строительство детских площадок, ремонт жилых помещений, дорог -13.

Ответы на данный вопрос показали, что избиратели ждут конкретных дел и действий от кандидатов перед выборами, однако это может быть расценено как подкуп избирателей, что запрещено законодательством. Кроме того, такие заявления подтверждают неграмотность населения в вопросах избирательного права и процесса и одновременно свидетельствуют о бездействии предыдущих представителей власти.

В соответствии со статьей 25 ФЗ № 138, статьей 56 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав кандидаты и их уполномоченные представители не вправе передавать избирателям денежные средства, вручать подарки и иные материальные ценности, за исключением вознаграждения за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и тому подобное), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов, а также значков, специально изготовленных для избирательной кампании. Кандидаты и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ. Со дня регистрации до подведения общих итогов голосования не допускается проведение кан-

№4/2015

дидатами, избирательными объединениями благотворительной деятельности, а также лотерей на территории соответствующего избирательного округа.

Вопрос «Как можно повысить явку избирателей на выборах?» волнует не только исследователей, но и кандидатов, а также избирательные комиссии. Ответы прозвучали разные:

- выполнять обещанное, меньше слов, больше дела - 623;

- затрудняюсь ответить -312;

- создать мотивацию населения, повысить доверие избирателей к результатам выборов и самой власти - 236;

- не задумывались - 125;

- больше встречаться с избирателями - 98;

- социальные льготы, денежные средства, денежное или иное поощрение, подарки, лотереи - 57;

- повышение правовой грамотности населения -37;

- сделать обязательной - 12.

Были и такие ответы: «осознание каждого»; «честностью кандидатов», а также нестандартные предложения избирателей: «ввести новые технологии голосования «без отрыва от дивана» (электронные)»; «доставка работающих на избирательные участки»; «ввести вознаграждение за отсутствие пропуска выборов в течение трех лет»; «понизить коррупционную обстановку, повысить эффективность обратной связи с избирателями».

Социологическое исследование показало, что необходимо проведение целого ряда мероприятий в сфере избирательного права и процесса по повышению правовой культуры населения, созданию условий для формирования у граждан устойчивой мотивации к участию в избирательном процессе как реализации своего конституционного права, стимулированию

интереса к участию в общественно-политической жизни города Иркутска, Иркутской области и страны в целом, формированию активной гражданской позиции, обучению избирателей.

Реализация мероприятий в данном направлении предполагает совместную деятельность избирательных комиссий Иркутской области в соответствии с законодательством и местных отделений политических партий, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений образования, культуры и других организаций.

Необходимо применять разнообразные, полномасштабные, действенные и эффективные формы правового просвещения и обучения, соответствующие законодательству, для просвещения всех социальных, культурных и возрастных групп участников избирательного процесса.

Все это позволит улучшить эффективность работы по повышению правовой культуры в сфере избирательного права и избирательного процесса, уровня доверия избирателей к выборам, а также окажет существенное влияние на электоральное поведение граждан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» : федеральный закон от 2 октября 2012 г. № 157-ФЗ П Российская газета. 2012. 5 октября.

2. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления : федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (ред. от 04.06.2014) И Собрание законодательства РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.

3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 03.02.2015) И Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

42

^УхУ^Л^ГЛииГ и V Л Д и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.