Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ СТАНДАРТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ'

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ СТАНДАРТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОСУЖДЕННЫХ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / WORLDSKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Екатерина Владимировна, Иванков Егор Александрович, Садыхов Сархан Завур Оглы

В статье обосновывается необходимость повышения стандартов профессиональной подготовки осужденных с помощью взаимодействия пенитенциарной системы и движения «World Skills Russia», результатом которого может стать создание качественной системы подготовки лиц, находящихся в местах лишения свободы и готовящихся к освобождению. Приводятся примеры участия осужденных в программах обучения, организованных по стандартам «World Skills». Делается вывод о необходимости разработки совместной федеральной программы в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF RAISING THE STANDARDS OF PROFESSIONAL TRAINING OF CONVICTS

The article substantiates the need to increase the standards of professional training of convicts through the interaction of the penitentiary system and the World Skills Russia movement, which may result in the creation of a high-quality training system for persons in prison and preparing for release. Examples of the participation of convicts in training programs organized according to the World Skills standards are given. It is concluded that it is necessary to develop a joint federal program in this direction.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ СТАНДАРТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ»

doi 10.475776/2712-7559_2021_1_82 удк 343.824

Пономарева Екатерина Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории, географии и экологии, Академия ФСИН России, Россия, г. Рязань, e-mail: scanderbeg@mail.ru

Иванков Егор Александрович,

генеральный директор, группа компаний «САЛЮС», Россия, г. Москва, e-mail: info@salus.ru

Садыхов Сархан Завур оглы,

старший инспектор воспитательной работы по работе с личным составом, СИЗО-2 (г. Гянджи) Пенитенциарной службы Республики Азербайджан, Азербайджан, г. Гянджи, e-mail: serxansadixov@mail.ru

к вопросу

о повышении стандартов профессиональной

подготовки осужденных

В статье обосновывается необходимость повышения стандартов профессиональной подготовки осужденных с помощью взаимодействия пенитенциарной системы и движения «World Skills Russia», результатом которого может стать создание качественной системы подготовки лиц, находящихся в местах лишения свободы и готовящихся к освобождению. Приводятся примеры участия осужденных в программах обучения, организованных по стандартам «World Skills». Делается вывод о необходимости разработки совместной федеральной программы в данном направлении.

Ключевые слова: трудовая деятельность; профессиональная подготовка осужденных; государственно-частное партнерство; трудовая адаптация осужденных; WorldSkills.

udc 343.824

Ponomareva Ekaterina Vladimirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Theory, Geography and Ecology, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Russia, Ryazan, e-mail: scanderbeg@mail.ru

IvankovEgor Alexandrovich,

General Director, SALUS Group of Companies, Russia, Moscow, e-mail: info@salus.ru

Sadikhov Sarkhan Zavur Oglu,

senior inspector of educational work for work with personnel, SIZO-2 (Ganja) of the Penitentiary Service of the Republic of Azerbaijan, Azerbaijan, Ganja, e-mail: serxansadixov@mail.ru

on the issue of raising the

standards of professional training of convicts

The article substantiates the need to increase the standards of professional training of convicts through the interaction of the penitentiary system and the World Skills Russia movement, which may result in the creation of a high-quality training system for persons in prison and preparing for release. Examples of the participation

of convicts in training programs organized according to the World Skills standards are given. It is concluded that it is necessary to develop a joint federal program in this direction.

Keywords: labor activity; professional training of convicts; public private partnership; labor adaptation of convicts; WorldSkills.

Одним из приоритетных направлений развития уголовно-исполнительной системы, определенным руководством страны и ФСИН России, является достижение максимальной трудовой занятости осужденных.

Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. [1] основными задачами в подразделе «Трудовая деятельность и профессиональная подготовка осужденных» определены следующие:

- проработка возможности внедрения новых организационно-правовых форм организации производственной деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы и создание дополнительных рабочих мест, в том числе на основе государственно-частного партнерства;

- модернизация, исходя из возможностей уголовно-исполнительной системы, производственно-хозяйственной базы уголовно-исполнительной системы и повышение экономической эффективности труда осужденных.

Также перед Федеральной службой исполнения наказаний стоят задачи исполнения наказаний, эффективного исправления осужденных и профилактики рецидива преступлений в местах лишения свободы. В соответствии со ст. 9 УИК РФ профессиональная подготовка отнесена к числу основных средств исправления осужденных. Проблема профессионального образования и подготовки осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, имеет чрезвычайно сложное и разностороннее содержание.

Специалисты отмечают в целом положительные тенденции развития в этой области. В учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в последние годы уделяется большое внимание повышению уровня образования осужденных, однако имеются некоторые проблемы.

В целях их выявления, а также разработки предложений по повышению эффективно-

сти организации профессионального образования осужденных к лишению свободы на базе Научно-исследовательского института ФСИН России было проведено научное исследование, включающие анализ нормативной правовой базы, регулирующей организацию профессионального образования осужденных к лишению свободы, а также официальных статистических данных ФСИН России, согласно которым по состоянию на конец 2019 года среди лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы, наибольший удельный вес составляли люди возрастной группы от 25 до 55 лет (79,6 %), при этом 33,7 % осужденных не имели профессии, 7 % - начального образования. Большую часть лиц, отбывающих наказания в исправительных колониях (91,1 %), составляли мужчины. Кроме того, были выявлены современные проблемы, возникающие в данном направлении деятельности уголовно-исполнительной системы.

Профессиональное образование признается одним из основных факторов исправления, способствующих позитивной самореализации личности, правильному восприятию действительности, последующей ресоциа-лизации и социальной реабилитации осужденного. То, как относятся осужденные к получению профессионального образования и профессиональной подготовке, учитывается при определении степени их исправления (ст. 108 УИК РФ).

Профессиональное образование в исправительных учреждениях реализуется в формах начального профессионального образования (обучение осужденных в профессиональных училищах) и профессиональной подготовки осужденных (обучение на производстве). Профессиональное обучение является обязательным для лиц, которые не имеют никакой профессии (специальности) либо профессии (специальности), по которой можно работать в исправительном учреждении. Профессиональная подготовка осужденных имеет целью ускоренное приобретение ими навыков, которые необходимы для

выполнения определенной работы. Она не сопровождается повышением образовательного уровня осужденных, а обучение организуется непосредственно на производстве.

Учебный процесс осуществляется в учебно-производственных мастерских и кабинетах теоретического обучения. Осужденный осваивает профессию (специальность), по которой ему может быть предоставлена работа в исправительном учреждении и которая может быть востребованной на рынке труда после освобождения.

В настоящее время осужденные чаще всего обучаются по таким специальностям, как слесарь по ремонту автомобилей, швея, станочник деревообрабатывающих станков, каменщик, столяр, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, пекарь, облицовщик-плиточник, рабочий зеленого хозяйства, овощевод и др.

Проведенное исследование выявило ряд существенных проблем, имеющихся в организации профессионального образования осужденных. Так, следует обратить внимание на чрезвычайно низкий образовательный уровень значительной части осужденных, поступающих в исправительное учреждение, что затрудняет дальнейшее поэтапное продвижение обучающихся в образовательном процессе.

Анализ статистических данных ФСИН России показал, что на конец 2020 г. численность привлеченных к труду составила 128 058 чел, из них 80,8 % трудоспособных осужденных не имели никаких профессиональных навыков, а 30 % - не имели начального профессионального образования, из них 50,8 % получили начальное профессиональное образование и прошли профессиональную подготовку в исправительных учреждениях ФСИН России.

Диаграмма - Динамика основных показателей производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных

Согласно статистическим данным ежегодно из исправительных учреждений освобождается в среднем до 300 тыс. чел. У большинства существуют серьезные про-

блемы с социальной адаптацией и трудовой занятостью. Многие не имеют возможности самостоятельно решить вопросы, связанные с трудоустройством, регистрацией и т. д.

Именно этими обстоятельствами объясняется высокий процент совершения повторных преступлений, особенно в первый год после освобождения (около 30 %).

Трудоустройство освободившихся из мест заключения осложнено рядом причин. В числе основных следует отметить: а) отсутствие постоянной регистрации; б) отсутствие стремления работать; в) низкий профессиональный и квалификационный уровень.

В этой связи крайне актуальным является вопрос обучения осужденных профессиям, востребованным на современном рынке труда. В 2019 г. было организованно обучение по 167 профессиям среднего профессионального образования. Рабочей профессии обучалось более 66 тыс. осужденных. Численность осужденных, освобожденных в 2018 году из исправительных учреждений без профессии, сократилась по сравнению с АППГ на 56 % и составила чуть более тысячи человек. На производственных объектах исправительных учреждений создано 138 тыс. рабочих мест, привлечено к труду 163 тыс. чел.

Таким образом, рассмотрев обозначенные выше проблемы, приходим к выводу о том, что результативно их можно нивелировать только комплексно и системно.

Улучшить ситуацию в рассматриваемом вопросе, на наш взгляд, смогло бы создание в Управлении организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных ФСИН России отдела, курирующего вопросы организации взаимодействия с движением «Мог^кП^» [2].

Задачами отдела должны стать:

- повышение стандартов профессиональной подготовки;

- повышение квалификации по рабочим специальностям в профессиональных училищах ФСИН России по наиболее востребованным специальностям и профессиям;

- участие спецконтигента в чемпионатах «М/ог^кИ^»;

- организация дистанционного обучения и труда осужденных по компетенциям «М/ог^кИ^»;

- сбор и анализ данных о востребованности форм и специальностей профессионального обучения;

- проведение мониторинга занятости в исправительном учреждении ФСИН России;

- создание на базе ФКУ КП-4, 6, 2 УФСИН России по Рязанской области экспериментальных площадок «Повышение стандартов профессиональной подготовки осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы»

- организация взаимодействия со специалистами воспитательных отделов территориальных органов уголовно-исполнительной системы по вопросам подготовки учебных помещений и технических средств обучения; контроль информации, процесса обучения и труда и др.

- проведение в учреждениях ФСИН России мастер-классов по востребованным специальностям и профессиям с приглашением сторонних специалистов движения «World Skills Russia» c последующим проведением в исправительном учреждении конкурса «Молодые специалисты, профессионалы» по различным профессиям, специальностям с учетом разработанного типового положения (указание ФСИН России от 15.02.2018 исх-03-10189).

Реализация данных мероприятий позволит увеличить долю трудоустроенных лиц, освободившихся из исправительных учреждений, с 4 до 4,5 % за счет повышения профессионального уровня и большей востребованности на региональных рынках труда.

В решении имеющихся проблем также помогла бы разработка совместной с «World Skills Russia» единой программы привлечения осужденных к профессиональному обучению и труду, которая, наряду с другими организационными мероприятиями, позволила бы гражданам, находящимся в исправительных учреждениях и готовящихся к освобождению, в последующем заниматься достаточно высокооплачиваемым трудом, тем самым создав предпосылки как для расширения их возможностей в выплатах по имеющимся судебным искам, так и повышения собственной социальной значимости и полноценной социальной адаптации.

Реализация представленных предложений в условиях современного экономического состояния страны не повлечет чрезмерных затрат из бюджета, но будет способствовать улучшению социально-трудовых отношений в пенитенциарной системе России. А осужденные будут не только убеждены в личном образовательном и трудовом благополучии,

но и объективно получат повышенные шансы на трудоустройство как в исправительном учреждении, так и после освобождения из мест лишения свободы.

Также следует отметить, что имеется положительный пример участия специконтин-гента в обозначенном направлении. Так, для осужденных, отбывающих наказание в ИК-3, ИК-10 и КП-5 УФСИН России по Ульяновской области и прошедших программы обучения в профессиональных технических училищах при учреждениях, была организована государственная итоговая аттестация по профессиям среднего профессионального образования по стандартам союза «WorldSkills».

В исправительных колониях № 3 и № 10 демонстрационный экзамен по компетенции WS «Плотницкое дело» состоялся для осужденных, оканчивающих программу обучения по профессии «Мастер столярно-плотнич-ных и паркетных работ», а в колонии-поселении № 5 - по компетенции WS «Сухое строительство и штукатурные работы» для тех, кто обучался по профессии «Мастер сухого строительства».

В соответствии с установленными требованиями для проведения демонстрационного экзамена была подготовлена материально-техническая база, включающая рабочие места, оснащенные оборудованием, электро- и ручным инструментом, а также расходными материалами.

Оценка освоения обучающимися образовательной программы, полученных умений и навыков, соответствия требованиям образовательного стандарта проводилась экспертной группой, в которую входили главный эксперт, назначенный союзом «WorldSkills Russia», и линейные эксперты из числа сертифицированных экспертов. В подготовительный день главный эксперт провел контрольную проверку и приемку площадки на соответствие критериям аккредитации, осуществил сверку студентов, сдающих демонстрационный экзамен, с подтвержденными

в системе eSIM данными, путем жеребьевки провел распределение рабочих мест между обучающимися.

При выполнении задания, на которое по регламенту отводилось четыре часа, экзаменуемые неукоснительно выполняли все замечания линейных экспертов, соблюдали правила поведения на площадке, требования техники безопасности и охраны труда.

Все участники демонстрационного экзамена успешно справились с заданием, по ре -зультатам которого каждый из них получил Паспорт компетенции (Skills Passport) - документ о результатах демонстрационного экзамена, отражающий уровень компетенции выпускника в соответствии со стандартами «WorldSkills Russia», а также диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании.

Все это доказывает необходимость разработки федеральной совместной программы ФСИН и «World Skills» Russia с целью создания качественной системы подготовки лиц, находящихся в местах лишения свободы и готовящихся к освобождению.

Список литературы:

1. О внесении изменений в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.09.2015 г. № 1877р. Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».

2. URL: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/ worldskillsrussiajuniors/koiripetenczii-worldskills-russia-juniors.html (дата обращения: 02.03.20212).

References:

1. O vnesenii izmenenij v Koncepciyu razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj si-stemy' Rossijskoj Federacii do 2020 goda : rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23.09.2015 g. № 1877 r. Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus».

2. URL: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/ worldskillsrussiajuniors/kompetenczii-worldskills-russia-juniors.html (data obrashheniya: 02.03.20212).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.