Научная статья на тему 'Проблемные вопросы организации профессионального обучения лиц, содержащихся в условиях изоляции'

Проблемные вопросы организации профессионального обучения лиц, содержащихся в условиях изоляции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ / ОСУЖДЕННЫЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анфиногенов Василий Анатольевич

В статье рассматриваются отдельные проблемы, связанные с обеспечением процесса профессионального обучения осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анфиногенов Василий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы организации профессионального обучения лиц, содержащихся в условиях изоляции»

УДК 343.8

Анфиногенов Василий Анатольевич

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2, Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России 01vaang@mail.ru

Vasily A. Anfinogenov

Candidate of Law Sciences, Senior Research Associate of NITs-2, FKU Scientific Research Institute FSIN of Russia 01vaang@mail.ru

Проблемные вопросы организации

профессионального обучения лиц, содержащихся в условиях изоляции

Problem issues

of the organization of professional education for persons contained in the conditions of insulation

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные проблемы, связанные с обеспечением процесса профессионального обучения осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Ключевые слова: наказание, осужденный, образовательное учреждение, трудовая деятельность.

Annotation. The article discusses some of the problems associated with the provision of the vocational training process for convicts serving sentences in places of detention.

Keywords: punishment, convicted, educational institution, labor activity.

Реализация уголовно-исполнительной политики России на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) характеризуется, в первую очередь, гуманизацией законодательства и практики исполнения уголовных наказаний, а также обеспечением прав и законных интересов осужденных.

В этой связи, необходимо констатировать, что сегодня одной из задач, составляющих «мейнст-рим» в условиях реформирования УИС, является организация сотрудниками исправительных учреждений профессионального обучения или среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих осужденных к лишению свободы, находящихся в условиях социальной экс-клюзии, поскольку, оно выступает одним из средств исправления осужденных.

Как показывает практика, организация процесса получения преступниками, отбывающими наказание в исправительных колониях, профессии или специальности во многом осложняется, поскольку применение новых технологий в области обучения и специфика их применения в исправительных учреждениях не совсем проста, в том числе в силу изначально низкого образовательного уровня осужденных. Бесспорно, существующая взаимосвязь между низким уровнем образования, нравственной деградацией и преступностью говорит о необходимости всестороннего развития личности осужденных посредст-

вом повышения их образовательного уровня. Именно поэтому, человеку важно не только предоставить возможность получить знания, и, в дальнейшем, использовать их в качестве умений и навыков, а обеспечить их практическое применение. Иными словами, работнику необходимо оказывать содействие в приобретении профессиональных навыков с перспективой их применения [1, с. 108].

Известно, что профессиональное обучение преступников, принудительно изолированных от общества, имеет чрезвычайно сложное и разностороннее содержание. Решение вопроса обучения осужденных основывается на исследовании факторов, влияющих на возможность получения профессионального образования у определенных социальных групп, а также на процессах миграции и развития социальной структуры общества.

Вместе с тем, в деле организации профессионального обучения лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в современных условиях наблюдаются некоторые, и, в то же время, весьма серьезные проблемы, что, в свою очередь, приводит к тому, что из исправительных колоний освобождаются осужденные, не имеющие профессии или специальности. Наличие таких проблем обусловлено воздействием различных факторов, на наиболее важных из которых, на наш взгляд, мы остановимся, не претендуя, разумеется, на их исчерпывающее изложение.

Во-первых, профессиональные образовательные учреждения ФСИН России, доступные осужденным, на сегодняшний день не позволяют полностью охватить всех лиц, не имеющих профессии или специальности, поскольку во многих исправительных учреждениях либо не хватает учебных мест в учебных группах, либо и вовсе отсутствуют филиалы профессиональных училищ. Поэтому, осужденным приходится обучаться дистанционно, но, при условии, что в исправительном учреждении обеспечены соответствующие условия.

Во-вторых, в ряде колоний некоторых территориальных органов, по-прежнему отсутствует взаимодействие между сотрудниками отделов и служб исправительного учреждения и работниками профессиональных образовательных учреждений ФСИН. Как следствие, нет единого подхода к обеспечению процесса обучения осужденных, отбывающих лишение свободы, не имеющих профессии или специальности.

Как правило, в таких учреждениях наблюдается формальный подход при подготовке списков осужденных для зачисления на обучение в профессиональное училище, отсутствие контроля за посещаемостью осужденными занятий со стороны начальников отрядов отдела воспитательной работы с осужденными, ненадлежащая организация и осуществление надзора за осужденным во время их нахождения на занятиях в учебных классах и т.д., что, в свою очередь, неизбежно, приводит к возникновению конфликтов между сотрудниками колонии и работниками образовательных учреждений.

В-третьих, в целях обеспечения выполнения контрольных цифр приема на обучение в учебном году, многие руководители профессиональных образовательных учреждений ФСИН России зачисляют на обучение нужных им осужденных, как правило, из числа положительно характеризующихся либо из категории лиц с низким социальным статусом, которые ранее уже обучались и получили профессию или специальность, однако, положительно относятся к учебе, регулярно посещают занятия, и даже более того, оказывают определенную помощь работникам училищ. В частности, проводят ремонт учебных классов, уборку помещений после занятий и т.д.

В-четвертых, во многих профессиональных образовательных учреждениях обучение проводится лишь по отдельным специальностям, с учетом квалификации специалистов преподавательского состава, которые осуществляют такую деятельность в данном учреждении. При таком подходе закономерно возникает еще одна проблема, связанная с тем, что полученная осужденным профессия или специальность не будет востребована на имеющемся собственном производстве исправительного учреждения, следовательно, в дальнейшем, отбывая лишение свободы, он не сможет трудоустроиться и работать по полученной профессии или специальности .

Известно, что одним из средств исправления осужденных к лишению свободы, их подготовки к освобождению, а также обеспечения процесса их адаптации к обычной гражданской жизни в условиях свободы является общественно полез-

ный труд, к которому они могут привлекаться администрацией исправительных учреждений. Кроме того, не секрет, что физически здоровый человек нуждается в трудовой деятельности для поддержания нормального функционирования своего организма.

Вместе с тем, привлечение к оплачиваемому труду лиц, содержащихся в условиях изоляции, позволяет исправительному учреждению стабильно функционировать в современных условиях, обеспечивать потребности непосредственно самих преступников.

Говоря об исправительном потенциале труда, прежде всего, имеется в виду общественная сторона трудовой деятельности, поскольку последняя определяет способность труда оказывать влияние на нравственное состояние личности. Осужденные, имеющие стимулы к труду, обладающие набором компетенций необходимого уровня, делают возможным развитие производства учреждения и обеспечивают ему конкурентное преимущество на рынке.

Е.В. Емельянова справедливо отмечает, что «общественно полезный труд в педагогическом плане является организационной составляющей процесса исправления осужденных в целом» [2]. Таким образом, столь высокая значимость придается общественно полезному труду исходя из многочисленности воспитательных функций, которыми он обладает, ибо, в процессе трудовой деятельности человек совершенствует свои физические и профессиональные способности, закладывает основу в дальнейшее развитие нравственных качеств.

Нам думается, что существующая в настоящее время в исправительных учреждениях организация профессионального обучения осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, и отсутствие у администрации колоний возможности их вовлечения в трудовой процесс не позволяет эффективно закреплять у преступников трудовые навыки и, соответственно, социально адаптироваться. Более того, такое положение дел негативно влияет на состояние оперативной обстановки в колонии, создает предпосылки к росту рецидивной преступности, приводит к нарушению прав и законных интересов осужденных.

Рассматривая обозначенные выше проблемы, отметим, что результативно их можно нивелировать только системно. В этой связи, жизненно необходима четкая слаженная комплексная работа сотрудников всех отделов и служб исправительных колоний совместно с работниками профессиональных образовательных учреждений ФСИН России в процессе организации профессионального обучения осужденных, находящихся в условиях изоляции от общества, направленная на их обучение, поскольку такой подход не только позволит улучшить внутреннюю обстановку в учреждении, но и даст осужденным возможность трудоустроиться как в самом учреждении, так и за его пределами после освобождения, и, как следствие, повысить собственную социальную значимость.

Литература:

1. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра / Г. Форд; Под. ред. В.А. Зоргенфрея. М. : Снег, 2016. 496 с.

2. Емельянова Е.В. Правовое регулирование и организация труда осужденных в России : учеб. пособие. М. : Форум, 2010. 156 с.

Literature:

1. Ford G. My life, my achievements. Today and tomorrow / G. Ford; entrance of edition of V.A. Zor-genfrey. M. : Snow, 2016. 496 p.

2. Yemelyanova E.V. Legal regulation and the organization of work of convicts in Russia : studies. grant. M. : Forum, 2010. 156 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.