Научная статья на тему 'Отдельные проблемы соблюдения прав и законных интересов осужденных, содержащихся в лечебных исправительных учреждениях'

Отдельные проблемы соблюдения прав и законных интересов осужденных, содержащихся в лечебных исправительных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ / ОСУЖДЕННЫЙ / ПОВЕДЕНИЕ / ОТНОШЕНИЕ К НАКАЗАНИЮ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анфиногенов Василий Анатольевич

В статье рассматриваются отдельные проблемные вопросы, возникающие в процессе реализации требований статей 79 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации и некоторых положений Уголовно-исполнитель-ного кодекса Российской Федерации в отношении больных осужденных, содержащихся в лечебных исправительных учреждениях (лечебно-профилактических учреждениях).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные проблемы соблюдения прав и законных интересов осужденных, содержащихся в лечебных исправительных учреждениях»

УДК 343.8

Анфиногенов Василий Анатольевич

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2, Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России 01vaang@mail.ru

Vasily A. Anfinogenov

Candidate of Law Sciences, Senior Research Associate of NITs-2, FKU Scientific Research Institute FSIN of Russia 01vaang@mail.ru

Отдельные проблемы

соблюдения прав и законных интересов осужденных,

содержащихся в лечебных исправительных учреждениях

Separate problems

of compliance with the rights and legal interests of condemned, contained in medical correctional institutions

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные проблемные вопросы, возникающие в процессе реализации требований статей 79 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации и некоторых положений Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении больных осужденных, содержащихся в лечебных исправительных учреждениях (лечебно-профилактических учреждениях).

Ключевые слова: наказание, осужденный, поведение, отношение к наказанию.

Annotation. The article discusses some problematic issues that arise in the process of implementing the requirements of Articles 79 and 80 of the Criminal Code of the Russian Federation and some provisions of the Criminal Executive Code of the Russian Federation regarding convicted patients kept in medical correctional institutions (medical institutions).

Keywords: punishment, convict, behavior, attitude to punishment.

В настоящее время в условиях современного развития общества все большее значение приобретает именно научный подход к определению целей человеческой деятельности, поскольку масштабы воздействия человека на природу и социальные процессы уже носят глобальный характер. Известно, что целями применения наказания является исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений.

В этой связи, важная роль в исправлении лиц, принудительно лишенных свободы и содержащихся в учреждениях тотального типа, отводится воспитательному воздействию. Совершенствование воспитательной работы с осужденными является одним из приоритетных направлений деятельности уголовно-исполнительной системы. Работа воспитательных служб имеет важное значение в процессе дифференциации и индивидуализации исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, в том числе, в отношении осужденных, содержащихся в лечебных исправительных учреждениях (далее - ЛИУ) и лечебно-профилактических учреждениях (далее -ЛПУ).

Бесспорно, что воспитательная работа определяется целями применения наказания. Поэтому,

не случайно, в отношении лиц, отбывающих лишение свободы и вставших на путь исправления, в действующем законодательстве предусмотрена система мер поощрения, например, таких как: изменение условий отбывания наказания, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.

Перевод осужденных в облегченные условия отбывания наказания осуществляется по решению комиссии исправительного учреждения (далее - ИУ). При этом обязательно учитывается поведение осужденного, его отношение к наказанию, наличие поощрений, отсутствие взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания, трудовая деятельность в колонии, участие в воспитательных и культурно-массовых мероприятиях, причем, как отряда, так и учреждения в целом, поддержание им социально-полезных связей с семьей, родственниками и иными лицами.

Вместе с тем, анализируя законодательство, не совсем ясно, что следует понимать под «добросовестным отношением к труду», поскольку, это можно интерпретировать и как выполнение работ в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения, и как

выполнение работ по благоустройству исправительного учреждения и прилегающей к нему территории, а также, как выполнение каких-либо отдельных поручений сотрудников администрации. Более того, в соответствии с пунктом 142 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 № 295 (далее -ПВР ИУ), труд осужденных организуется в соответствии с медицинскими показаниями, степенью трудоспособности и возможностью их тру-доиспользования в условиях ЛИУ [1].

Таким образом, лица, переведенные в ЛИУ, находятся в неравных условиях с осужденными, содержащимися в других учреждениях закрытого типа, поскольку не могут быть допущены к работе по медицинским показаниям, а соответственно, не могут добросовестно относиться к труду, и, как следствие, в определенной мере лишены возможности реализовать свое право на перевод в облегченные условия отбывания наказания.

Так, согласно статистической отчетности ФСИН России в 2018 году к лицам, содержащимся в местах лишения свободы, применено мер поощрения в виде перевода в облегченные условия отбывания наказания - 36053, из них: в исправительных колониях - 31382; в ЛИУ - 2069 [2].

Похожие проблемы, в частности, при определении понятия «поведение осужденного», наблюдаются при применении к осужденным, отбывающим лишение свободы, в том числе, в лечебных исправительных учреждениях, условно-досрочного освобождения или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

В 2018 году в ИУ содержалось 180773 осужденных, к которым могло быть применено условно-досрочное освобождение (в аналогичном периоде прошлого года (далее - АППГ) - 194560 чел.). Из них 81361 осужденный обратились в суд с ходатайствами об условно-досрочном освобождении или 45 % от имеющих право на обращение с соответствующим ходатайством (АППГ -92038 чел. или 47,3 %). Из исправительных учреждений были освобождены 201581 осужденный (АППГ - 202437 чел.), из них условно-досрочно - 46117 осужденных или 56,6 % от количества лиц, обратившихся с соответствующими ходатайствами (АППГ - 50933 чел. или 55,3 %). В 2018 году условно-досрочно освободилось на 4817 человек меньше чем в 2017 году, или на 9,5 %. При этом доля освобожденных условно-досрочно от общего количества освободившихся из учреждений УИС составила 22,8 % (АППГ -25 %).

Также, за указанный период времени, в ИУ содержалось 178262 осужденных, которым неотбытая часть наказания могла быть заменена более мягким видом наказания (АППГ - 181180 чел.). Из них 45295 осужденных обратились в суд с ходатайством или 25,4 % от имеющих право на обращение с соответствующим ходатайством (АППГ - 44160 чел. или 24,4 %). Заменена неот-

бытая часть наказания более мягким видом наказания 22736 осужденным, или 50,2 % от количества осужденных, обратившихся с указанным ходатайством (АППГ - 21709 чел. или 49 %) [3].

Как видно из приведенных данных, лишь около половины осужденных, к которым могло быть применено условно-досрочное освобождение, и всего лишь четверть преступников, содержащихся в условиях изоляции, которым неотбытая часть наказания могла быть заменена более мягким видом наказания, обратились в суд с такими ходатайствами.

Известно, что для применения к осужденным условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, администрация учреждения направляет в суд характеристику на осужденного, где должны содержаться сведения о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания и т.д. Однако, для того, чтобы дать наиболее полную и объективную характеристику, осужденный должен отбывать наказание в одном учреждении с момента прибытия из СИЗО до момента подачи ходатайства.

В таком случае, как тогда быть с лицами, содержащимися в лечебных исправительных учреждениях? Поскольку, ранее они отбывали наказание в других исправительных колониях, а после выявления заболевания были этапированы в ЛИУ. В этой связи, охарактеризовать таких осужденных, например, с открытой формой туберкулеза, проходящего амбулаторное лечение в ЛИУ, находящегося в стационаре ЛИУ, зачастую, представляется делом весьма сложным. Кроме того, в соответствии с пунктом 139 ПВР ИУ в период пребывания в ЛПУ осужденные, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессиональных училищах и на курсах проф-техподготовки, на занятия не выводятся. Согласно пункту 144 ПВР ИУ на осужденных, отбывающих наказание в ЛИУ, распространяются правила содержания осужденных в ЛПУ. Таким образом, администрация учреждения не имеет возможности отразить в характеристике сведения об отношении таких осужденных к учебе.

Так, в 2018 году из лечебных исправительных учреждений 3006 осужденных были освобождены условно-досрочно, 1101 осужденному неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания [2].

Безусловно, наряду с перечисленными, проблемным вопросом при направлении сотрудниками учреждения характеристики на осужденного с ходатайством об условно-досрочном освобождении является заключение администрации о целесообразности применения такой меры. Причиной такой проблемы является расплывчатость отдельных норм уголовно-исполнительного законодательства, в частности, сотрудникам администрации не совсем понятно, что понимать под «исправлением осужденного» и каковы критерии этого понятия, согласно которым администрация исправительного учреждения может дать положительное заключение.

Вместе с тем, в ходе осуществления ведомственного контроля, прокурорского надзора за выполнением требований уголовно-исполнительного законодательства, нормативных правовых актов и распорядительных документов ФСИН России, в 2018 году выявлен ряд существенных недостатков, например, таких как:

- необоснованное вынесение администрациями исправительных учреждений заключений о нецелесообразности условно-досрочного освобождения осужденных при наличии положительной характеристики;

- предоставление в характеристиках недостоверных сведений: о совершенных осужденными нарушениях установленного порядка содержания под стражей, о погашении ими исковых требований в полном объеме, об отношении к учебе и т.п. [3].

Выявленные недостатки свидетельствуют о том, что отсутствие либо искажение сведений, содержащихся в характеристике, направляемой администрацией исправительного учреждения в суд, отрицательно влияют на реализацию прав и законных интересов преступников, отбывающих лишение свободы.

Литература:

1. Приказ Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 № 295 (ред. от 28.12.2017) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (зарегистрирован в Минюсте России 26.12.2016 № 44930).

2. Отчет ФСИН России по форме ВРО-2 за 2018 год.

3. Об организации условно-досрочного освобождения от отбывания наказания осужденных к лишению свободы, а также замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания в 2018 году, о практике перевода осужденных из исправительных колоний в колонии-поселения в 2018 году: обзорное письмо ФСИН России от 13.03.2019 № исх-03-17272.

В этой связи, необходимо наиболее четко определить критерии сведений, которые указываются в характеристике, исходя, из особенностей отдельного осужденного (здоровый, получающий лечение амбулаторно, проходящий лечение в стационаре), и применительно к виду исправительного учреждения (ЛИУ, ЛПУ и т.д.).

По нашему мнению, в частности, необходимо переосмыслить и более реально подойти к определению таких понятий как «исправление осужденных», «поведение осужденных», «добросовестное отношение к труду» и т.п., что, в свою очередь, поможет сотрудникам администрации исправительных учреждений, при составлении характеристик на осужденных, необходимых для их перевода в облегченные условия отбывания наказания, направления в суд с ходатайствами осужденных об условно-досрочном освобождение либо о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, наиболее полно и объективно выразить и обосновать свою позицию по вопросам, касающимся прав и законных интересов преступников, находящихся в местах лишения свободы.

Literature:

1. Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation of 16.12.2016 № 295 (an edition of 28.12.2017) «About the approval of Regulations of correctional facilities» (№ 44930 is registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation 26.12.2016).

2. The report of FSIN of Russia on VRO-2 form for 2018.

3. About the organization of parole from serving sentence of convicts to imprisonment and also replacements of an unexpired part of punishment with softer type of punishment in 2018, about translation practice of convicts from corrective labor colonies in colony settlement in 2018: survey letter of FSIN of Russia of 13.03.2019 № iskh-03-17272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.