Научная статья на тему 'К вопросу о повышении качества юридического образования'

К вопросу о повышении качества юридического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о повышении качества юридического образования»

к вопросу о повышении качества _юридического образования

О. А. Драбинястая - доцент кафедры иностранных языков Омского юридического института, кандидат педагогических наук

Стратегическими целями современного юридического образования определены подготовка конкурентоспособного выпускника, профессиональное становление будущего юриста, способного решать профессиональные задачи в современных условиях, нести правовую культуру в общество, характеризующегося профессиональным типом мышления.

Однако, как показывает современная педагогическая практика, многие студенты юридических вузов и факультетов не подготовлены к решению задач, предлагаемых им в процессе изучения юридических дисциплин1.

Удовлетворение потребностей общества и рынка труда в качественном юридическом образовании требует как обновления структуры и содержания образования с учетом сложившихся традиций современного отечественного и зарубежного опыта, так и развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, модернизации образовательных технологий, обеспечения единства теоретического и практического обучения будущих юристов, фундаментальности юридической подготовки и углубления специализации, формирования системы непрерывного юридического образования, обеспечивающего подготовку высококвалифицированных специалистов, отвечающих потребностям российского общества2.

Кроме того, достижение стратегических целей современного юридического образования невозможно без интеграции профессионального образования и профессиональной деятельности3.

С другой стороны, изменения в системе высшего профессионального образования, в том числе юридического, основаны на философии и методологии новой образовательной парадигмы, базирующейся на гуманистических ценностях, концепциях личностно-

ориентированного и личностно-деятельностного подходов к организации образовательного процесса. Такие изменения коснулись всего высшего профессионального образования в России, в том числе педагогического, что отражено в анализе опыта реформирования системы высшего профессионального образования.

Следовательно, при обновлении структуры и содержания юридического образования представляется возможным учитывать опыт реформирования всей системы высшего профессионального образования в России, обращая особое внимание на специфику как юридического образования, так и профессиональной юридической деятельности.

Для современной ситуации, сложившейся в высшем профессиональном образовании, характерны следующие тенденции:

• перестановка акцентов в ценностных смыслах от социально направленных к человеко- и личностно-ориентированным (Б. С. Гершунский, Е. И. Гинецин-ский, В. В. Краевский, В. С. Шубинский), рассмотрение образования человека как естественной составляющей его образа жизни в любом возрасте;

• практическая организация содействия постоянному развитию человека - системообразующая цель современного профессионального образования в целом;

• разработка эффективной стратегии подготовки специалиста, готового к личностной самореализации, способного к результативной профессиональной деятельности в вариативной среде;

• ведущая концепция подготовки специалиста -концепция профессионально-личностного становления, которое становится целью профессионального образования, а овладение профессиональными функциями - средством реализации этих целей (В. А. Бо-

1 См.: Бойко А. И. Реформа юридического образования // Юридическое образование и наука. 2009. № 3. С.7.

2 См.: Программа развития юридического образования в Российской Федерации на 2006-2010 гг. // Юридическое образование и наука. 2006. № 2. С. 4

3 См.: Демин В. А., Гущин В. В., Никольский В. С. Повышение качества юридического образования на основе различных форм интеграции профессионального образования и профессиональной деятельности // Юридическое образование и наука. 2009. № 3. С. 9.

лотов, С. Г. Вершловский, О. С. Газман, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов);

• технологическое решение по реализации новой стратегии высшего профессионального образования - многоуровневая система образования (теория непрерывного образования);

• направленность на сопровождение студента в его профессиональном становлении, накоплении опыта будущей профессиональной деятельности, овладении профессиональными функциями (Г. А. Бордов-ский, Е. П. Белозерцев, В. А. Сластенин, В. С. Ям-польский и др.)

• технологизация высшего профессионального образования, обеспечивающая перенос целевых и содержательных компонентов на процессуальную деятельность.

Таким образом, становление и развитие профессионализма, профессиональной компетентности является широко исследуемой проблемой высшего профессионального образования.

так как качественная подготовка выпускников юридического вуза предполагает профессиональное становление юриста, то это подразумевает методологические изменения в современном профессиональном юридическом образовании.

При традиционной организации высшее юридическое образование по своему содержанию имеет преимущественно трансляционный характер. Зна-ниевая парадигма образования не нацелена на становление и развитие личности профессионального юриста, поскольку основным показателем успешности обучения служит способность студентов к запоминанию и воспроизведению учебной информации.

С позиций герменевтического подхода в отечественном образовании (М. Бахтин), конструктивистской парадигмы знания в зарубежном образовании (Р. Тайлер), когнитивной психологии (Д. Шен) знание любого человека функционирует в его деятельности. В связи с этим профессиональное становление будущего юриста понимается как процесс и результат накопления опыта будущей профессиональной (юридической) деятельности по освоению профессиональной образовательной программы вуза.

Сущность термина «профессиональное становление» определяется двумя способами: по содержанию и структуре деятельности (как совокупность способов и средств, где следование их друг за другом имеет не временную, а целевую детерминацию) и по схеме процесса (как временная последовательность ступеней, периодов, стадий).

Рассматривая профессиональное становление будущего юриста по содержанию деятельности, необходимо вести речь об овладении профессиональным стилем мышления, присвоении профессиональных ценностей, формировании ценностной основы буду-

щей профессиональной деятельности, развитии профессиональных качеств личности.

Такое понятие профессионального становления характеризуется наличием условно выделенных этапов: присвоение личностью ценностей профессиональной деятельности; становление образа профессионального мира; преобразование личности на основе ценностей; формирование образа «Я - юрист»; проектирование, формирование образа будущей профессиональной деятельности; формирование ценностной основы будущей профессиональной деятельности. Преобразование личности будущего юриста на основе ценностей будущей профессии ведет к их включению в будущую профессиональную деятельность как неотъемлемой ее характеристики. Ценности будущей профессиональной деятельности и отношение к ней являются средством отбора теоретических знаний (М. И. Шилова), регуляции процессов выработки практически значимых решений при решении профессиональных задач.

Способом организации профессионального становления будущего юриста по схеме процесса является профессиональная образовательная программа вуза, которая в рамках многоуровневой системы имеет выделенные этапы:

• ориентационный;

• теоретико-методологический;

• деятельностно-практический.

Этапы освоения профессиональной образовательной программы определяют логику изучения учебных дисциплин, каждому этапу соответствуют целевые ориентации.

В задачах изучения конкретного курса будут зафиксированы те знания и умения, которые необходимы для решения конкретной профессиональной задачи, к решению которой должен быть готов бакалавр в соответствии с задачами, определенными в государственном образовательном стандарте.

По мнению идеологов современного высшего профессионального образования, результатом такого образования становится не соответствие модели выпускника, не сумма знаний, а личностное качество -«готовность выпускника к самостоятельному, ответственному, творческому и продуктивному решению производственных задач»4.

Умения личности решать актуальные профессиональные задачи определены в требованиях, по которым проводится оценка соответствия выпускника государственному стандарту.

Переход с одного этапа профессиональной образовательной программы на следующий характеризует степень образованности.

Таким образом, профессиональное становление как последовательность этапов, стадий можно пред-

4 Кузьмина Н. В. Стратегия развития системы акмеологических наук // Проблемы развития акмеологических наук. СПб, 1996. С. 119.

ставить как целенаправленный процесс решения самими будущими юристами задач, которые реализуются в логике профессиональной образовательной программы (по освоению курсов дисциплин).

Следовательно, в рамках каждого курса дисциплины необходимо выделить определенную совокупность задач, к решению которых должен быть готов будущий юрист.

Выделенные задачи изучения конкретного курса будут фиксировать те знания и умения, которые необходимы для решения конкретной профессиональной задачи, к решению которой должен быть готов будущий юрист в соответствии с задачами, определенными в государственном стандарте. Также они могут отражать специфику этапа профессионально-образовательной программы вуза (см. табл.).

Таблица

Возможные характеристики этапов освоения профессиональной образовательной программы юридического вуза

Цели курса Основные задачи курса педагогической дисциплины

Ориентационный Формирование общепрофессиональной компетентности путем освоения основ стратегии личностного и профессионального роста в сфере профессиональной деятельности Содействовать осознанию ценностно-смысловой природы профессиональной юридической деятельности, ее роли в обществе; сформировать знания об особенностях профессиональной деятельности, о нормативных и законодательных основах; развить основные информационные умения (освоение информации); развить умения проектировать индивидуальный маршрут в профессиональном образовании.

Теоретико-методологический Формирование общепрофессиональной компетентности путем развития теоретического мышления будущих юристов Развить основные информационные умения, связанные с получением, переработкой и освоением информации, полученной из различных источников (монографии, учебники, художественные произведения, интернет-ресурсы, СМИ и т. д.); содействовать развитию исследовательской позиции будущих юристов в профессиональной деятельности; сформировать целостное юридическое знание, отражающее современный уровень развития науки; сформировать умения описывать, объяснять, прогнозировать юридические явления, использовать общенаучные методы в решении профессиональных задач.

Деятельностный Формирование общепрофессиональной компетентности посредством развития опыта решения профессиональных задач Сформировать и развить проектировочные, коммуникативные, организационные юридические умения и навыки практической деятельности; сформировать и развить профессиональные компетенции; сформировать умения профессионального самопознания; содействовать построению дальнейшего индивидуального профессионального маршрута.

таким образом, если конечной целью является профессиональное становление бакалавра, то промежуточной целью выступает тот конечный результат, который должен быть достигнут после изучения каждого курса дисциплины.

Такой результат показывает «степень приближения» к конечной цели, конкретную «прибавку» в профессиональном становлении, а именно накопление опыта решать определенные профессиональные задачи.

При построении образовательного процесса в рамках осваиваемой дисциплины преподавателю необходимо выделить блок профессиональных задач, к решению которых должен быть готов будущий юрист

по окончании освоения курса. Таким образом, каждый предмет блока дисциплин вносит свой вклад в профессиональное становление личности будущего юриста.

Кроме того, в высшем профессиональном образовании выделены приоритетные типы задач для определенного этапа профессиональной образовательной программы вуза: задачи целеполагания на основе самопознания (ориентационный этап); задачи по организации знания (теоретико-методологический этап); задачи проектирования (деятельностно-практический этап).

Данный подход представляет возможным рассматривать профессиональное становление как про-

цесс накопления профессионального образовательного опыта решения профессиональных задач в единстве с ценностно-смысловым аспектом профессиональной юридической деятельности, а также формировать готовность будущего юриста к решению профессиональных задач (предполагающую качественные изменения сознания, стиля мышления; составляющими такого состояния являются знания, практические умения, навыки, опыт деятельности).

По мнению зарубежных педагогов У Уайтхеда5, Д. Шена6, любая деятельность является ценностно-ориентированной, ценностно-обоснованной. Кроме того, возможно определить, какие ценности лежат в основе профессиональной деятельности юриста, исследовав процесс решения им профессиональных задач.

Именно рефлексия опыта решения профессиональных задач является внутренним механизмом образования будущего юриста, его преобразования на основе ценностей будущей профессиональной деятельности, механизмом формирования профессионального юридического мышления.

Так, изучение предмета «Иностранный язык» в рамках бакалавриата в юридическом вузе будет направлено не только на решение задач в рамках формируемых профессиональных коммуникативных

компетенций будущего юриста, а также на следующее: решение задач, направленных на осознание ценностно-смысловой природы профессиональной юридической деятельности, ее роли в обществе; формирование знаний о профессиональной юридической деятельности (ее нормативных и законодательных основах) средствами иностранного языка; развитие умений рефлексивного осмысления опыта профессионального иноязычного общения, проектирования образовательного и профессионального маршрута в рамках межкультурной компетенции.

Более того, по мнению Н. П. Хомяковой, формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности неизбежно сопряжено с формированием/дальнейшим совершенствованием соответствующего способа профессионального мышления7.

Таким образом, высшее профессиональное образование разработало теоретические основания реформирования системы и накопило определенный опыт исследований в области профессионального становления, однако при обновлении структуры и содержания юридического образования необходимо не только учитывать его специфику и специфику профессиональной деятельности, но и изучать специфические закономерности.

5 См.: Whitehead J. The Growth of Educational Knowledge : Creating Your Own Educational Theories, Bournmouth, 1993. P. 125.

6 См.: ShonD. The Reflective Practitioner: How Professional Think In Action. New York : Basic Books, 2003. P. 34.

7 См.: ХомяковаН. П. Качества профессионального мышления юристов и их учет в процессе иноязычной подготовки специалистов // Юридическое образование и наука. 2009. № 3. С. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.