Научная статья на тему 'Некоторые подходы к профессиональному становлению будущего юриста в рамках многоуровневой системы образования'

Некоторые подходы к профессиональному становлению будущего юриста в рамках многоуровневой системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые подходы к профессиональному становлению будущего юриста в рамках многоуровневой системы образования»

Вестник Омского юридического института. 2010. №1 (12)

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ БУДУЩЕГО ЮРИСТА В РАМКАХ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

О. А. Драбинястая - доцент кафедры иностранных языков Омского юридического института, кандидат педагогических наук

Современная ситуация развития высшего профессионального образования характеризуется поиском и реализацией новых подходов к оценке качества образования, изменением позиции преподавателя вуза, технологий преподавания в вузе в соответствии с требованиями рынка труца к выпу скникаг

Современная теория высшего профессиональ-

ного образования оценивает качество профессионально-образовательного процесса в вузе как с позиции достижения 11рофессионального становления будущего выпускника по освоению профессиональной образовательной программы, так и с позиции определенных технологий подготовки студентов к профессиональной деятельности1.

1 Cm.: Chickering Arthur W. (George Mason University). Personal Qualities and Human Development in Higher Education: Assessment in the Service of the Educational Goals. P. 20.

Педагогика и филология

Профессиональное образование сегодня имеет тенденцию ктехнологизации(М. И. Богуславский, Н. В. Бордовская, А. С. Роботова, Н. Ф. Радионова, Н. К. Чапаев). Одним из основных требований к современным технологиям преподавания в вузе является их обеспечение в становлении конкурентоспособного выпускника, профессионального, готового к самореализации в меняющихся условиях профессиональной среды, инициативного, способного проявлять самостоятельность на всех уровнях профессионального образования. Ведущей концепцией подготовки специалиста считается концепция профессионального становления в вузе. Профессионально-личностное становление выступает целью образования, а овладение профессиональными функциями - средством реализации этой цели.

Сущность широко используемого термина «профессиональное становление» может быть определена двумя способами: по содержанию и структуре деятельности (как совокупность способов и средств, где следование их друг за другом имеет не временную, а целевую детерминацию), по схеме процесса (как временная последовательность ступеней, периодов, стадий).

По исследованиям Б. С. Рябушкина, профессиональное становление характеризуется наличием трех этапов:

1) присвоение личностью ценностей профессиональной деятельности;

2) преобразование личности на основе ценностей, формирование образа «Я - юрист»;

3) проектирование, самопроектирование, формирование образа будущей профессиональной деятельности2.

Такое понимание профессионального становления отражено в исследовании Е. О. Галицких. Она выделяет соотносимые с этапами профессионального становления «фазы» развития личности, входящей в новую социальную среду вуза: адаптация, предполагающая освоение ценностей норм профессиональной культуры, овладение средствами и формами деятельности; индивидуализация, характеризующаяся самоопределением в профессии как поиском и нахождением личностного смысла будущей профессиональной деятельности; интеграция как самореализация в контексте профессиональной реальности.

С позиции схемы процесса профессиональное становление будущего юриста протекает в рамках многоуровневой системы образования, которая

является технологическим решением реализации современной стратегии высшего профессионального образования.

Многоуровневая модель представляет собой профессиональную образовательную программу, в структуре которой выделена совокупность последовательных этапов с усиленным образовательным компонентом на начальном этапе программы и множественностью вариантов профессиональной подготовки на основе одного базового образования. Ведущим принципом реализации образовательных программ бакалавриата является самоопределение студента в образовании и

последующий выбор «поля» профессиональной саз

мореализации*.

Данная модель высшего профессионального юридического образования направлена на учет разнообразных потребностей студентов, а курсы дисциплин выстраиваются в логике профессионального становления будущего юриста. Профессиональная образовательная программа вуза (в результате освоения которой происходит профессиональное становление будущего юриста) включает в себя следующие этапы: ориентационный, теоретико-методологический, деятельностный (практический).

В задачах изучения конкретного курса дисциплин фиксируются те знания и умения, которые необходимы для решения конкретной профессиональной юридической задачи, к решению которой должен быть готов бакалавр в соответствии с задачами, определенными в государственном образовательном стандарте.

Так, ориентационный этап профессиональной образовательной программы направлен на формирование общепрофессиональной компетентности путем освоения основ стратегии личностного и профессионального развития в сфере выбранной деятельности.

Эта цель достигается и счет решения последовательных задач: соиействовать осознанию ценностно-смысловой прирооы юридической деятельности; сформировать знания об особенностях юридической профессии и юриОичестй деятельности, о нормативных изаконо-дательных основах;развить основные информационные умения, в том числе диагностические; развить умения проектировать индивидуальный маршрут в юридическом образовании. Указанные задачи решаются в рамках дисциплин фиенгационного этапа профессиональной образовательной программы юридического вуза, например «Ввеоение в профессиональную деятельность».

2 См.: Беспалько В. П., Татур Ю. Т. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М. : Высшая школа, 1989. С. 26.

3 Там же. С. 11.

Вестник Омского юридического института. 2010. № 1 (12)

Курс дисциплины «Иностранный язык», как него юридического образования является рассмот-

правило, также изучается на ориентационном эта- рение логики профессионального становления во

пе программы. взаимосвязи с этапами профессиональной обра-

Ценным для понимания новой роли дисцип- зовательной программы и ценностно-целевыми

лины «Иностранный язык» в рамках многоуров- ориентациями курсов дисциплин (см. табл.).

Таблица

Взаимосвязь этапов профессионального становления будущего юриста и этапов профессиональной образовательной программы

Этапы профессионального становления Приоритетный тип задачи Содержательные характеристики этапов Этапы профессиональной образовательной программы Курсы дисциплин

Присвоение ценностей будущей профессиональной деятельности Задачи целеполагания на основе самопознания Адаптация (усвоение ценностей, норм профессиональной деятельности) Ориешаци-онный Введение в профессиональную деятельность, Иностранный язык

Таким образом, в рамках многоуровневой системы высшего юридического образования он призван выполнять ориентационную функцию, получает дополнительную ценностно-смысловую нагрузку и направлен на решение определенных задач профессионального становления будущего юриста.

Технологическим решением по реализации новой задачи курса дисциплины «Иностранный язык» в юридическом вузе являются технологии гуманитарного взаимодействия преподавателя и студента. К гуманитарным технологиям относят технологии критического мышления, рефлексивного мышления, проектирования обучения, сопровождения (И. С. Батракова Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына).

Гуманитарный подход предполагает взаимодействие преподавателя и студента при реализации гуманитарных технологий освоения дисциплин. Такое взаимодействие предполагает профессиональное становление буду щего юриста как накопление ценностно-смыслового опыта решения профессиональных задач, присвоение ценностей и смысла будущей профессиональной деятельности; изменение позиции преподавателя высшей школы, который выступает в качестве консультанта, помощника, сопровождающего во время всего образовательного процесса.

Изменение позиции преподавателя обусловлено применением новых образовательных технологий (технологии гуманитарного взаимодействия, модульное обучение, использование метода проектов, кейсового метода и других).

Технология рефлексивного обучения иностранному языку позволяет реализовать стоящие перед курсом дисциплины «Иностранный язык» новые задачи, так как осознание ценностей будущей профессиональной деятельности происходит на основе рефлексии (А. В. Кирьякова).

Таким образом, присвоение ценностей профессиональной деятельности - это начальная фаза процесса развития как смысловой сферы будущего юриста, так и его субъектной профессиональной позиции. Осознание ценностей будущей профессиональной деятельности происходит на основе рефлексии. Р. Гагне, видный американский когнитивный психолог, подчеркивал, что один из путей присвоения ценностей -рефлексивная имитация деятельности.

Разработка учебно-методического содержания технологии рефлексивного обучения иностранному языку является актуальной проблемой высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.